Рыночная экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 21:29, курсовая работа

Краткое описание

В любой системе производство выступает как отношение общества к природе. Для нормального развития экономики необходимо, чтобы производство и потребление находились в определенной зависимости и определенном отношении друг к другу. Таким образом, в процессе жизнедеятельности между людьми складываются экономические, политические, правовые, технологические, организационные, этические и социальные отношения. Они отражают системные взаимосвязи общества.

Оглавление

Введение _________________________________________________3
Глава 1.Сущность рыночной экономики _______________________4
Определение рынка _____________________________________4
Рыночная экономика____________________________________7
Типы экономических систем ,особенности рыночной
экономики______________________________________________10
Глава 2. Функции, механизмы условия возникновения рынка____11
2.1 Условия возникновения рынка. Рынок как система экономических отношений. Основные субъекты рыночной экономики и их взаимодействия _____________________________13
2.2Функции и роль рынка в экономике. Основные условия функционирования рынка. Основные принципы развития рыночной экономики в современных условиях _________________________14
2.3Модели Рынка: чистая конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигория ____________________
2.4Механизм рынка. Принципы функционирования рынка_______24
Заключение ______________________________________________32
Список литературы________________________________________34

Файлы: 1 файл

курсовик гот.doc

— 234.00 Кб (Скачать)

Исторически производство, переходит в стадию ''экономики'', при которой производители специализируются на производстве определенных изделий и для личного потребления, и для обмена.

[Рыночная экономика-экономика, организованная на основе рыночной саморегуляции ,при которой координация действий участников осуществляется государством, а именно законодательной и судебной властью непосредственно ,а

 

 

исполнительной только опосредованно ,путем введения различных  налогов , сборов , льгот и т.п. Это  экономика ,в которой только решения  самих  потребителей , поставщиков товаров и услуг определяют структуру распределения .С позиции истории бизнеса рыночная экономика –экономическая ,система, направляемая и регулируемая механизмом стихийных рыночных трансакций в адекватной институциальной среде и господстве соответствующих институтов.] ²

[Рыночная экономика — экономика, основанная, на принципах:

-предпринимательства

-многообразия форм собственности  на средства производства ;

-рыночного ценообразования ;

-договорных отношений  между хозяйствующими субъектами  (людьми, предприятиями и т. д.);

-ограниченного вмешательства  государства в хозяйственную  деятельность.

По мнению ряда экономистов, «рынок», под чем принято понимать основанную на свободе договора, ценообразовании по закону спроса и

предложения  и встречном обороте денежной массы  (то есть товарно-денежная рыночная система) представляет собой не более чем одну из исторически обусловленных и исторически преходящих форм товарообмена и товарораспределения.] ³ Рынок - это форма движения общественного продукта и услуг. 

 

 

 

 

 

 

___________________________________________________________

1.org/wiki/Рыночная_экономика

2. Wikipedia –Рыночная экономика

3. http://abc.informbureau.com/html/duiixiass_yeiiiieea.html

 

    1. Типы экономических систем , особенности рыночной экономики .

[В зависимости от формы собственности на факторы производства и способов координации хозяйственной деятельности принято выделять следующие типы экономических систем: административно-командная, рыночная, смешанная и традиционная экономика.    

Административно-командная экономика основывается на государственной форме собственности на материально-вещественные факторы производства. Производство товаров и услуг, а также хозяйственные связи устанавливаются для предприятий центральными плановыми организациями, подчиненными правительству. Достоинство данной системы состоит в ее стабильности, определенности, устойчивости и возможности регулировать не только производственную сферу, но и процессы распределения, потребления благ и услуг, решать социальные проблемы. К недостаткам следует отнести отсутствие стимулов развития предпринимательского интереса, частной инициативы, негибкость системы, ее бюрократизацию.    

Рыночная экономика основана на частной собственности на факторы производства, предпринимательском интересе, конкуренции, ценовом механизме, регулирующим отношения обмена между продавцами и покупателями. Автором теории свободного рынка является А. Смит. Он полагал, что богатство нации зависит от численности трудоспособного населения и производительности труда. Условия для максимального роста богатства создаются в рыночной экономике, где каждый, стремясь к прибыли, содействует и процветанию всей нации. Ценовой механизм рынка А. Смит определил как его «невидимую руку», направляющую действия производителей и потребителей. Регулирующее воздействие государства препятствует проявлению и реализации свободных рыночных отношений, частного предпринимательства и потому, по мнению А. Смита, оно нецелесообразно. Роль государства должна состоять во взимании налогов, установлении законов, охране общественного порядка, помощи бедным.    

 Механизм функционирования  экономической системы, основанной  на рыночных принципах, может  быть представлен при помощи  модели «доходы — расходы,  ресурсы — продукция». В качестве  экономических субъектов в ней  фигурируют предприятия и домохозяйства.  Предприятие — поставщик товаров и услуг, оно выступает как производитель товаров и услуг, приобретаемых домашними хозяйствами и, вместе с тем, он покупает у домохозяйств производственные факторы».Домашнее хозяйство (сокр. домохозяйство) — лицо или группа лиц, совместно принимающая экономические решения. С одной стороны, они выступают как покупатели товаров и услуг, производимых предприятиями, с другой — продают принадлежащие им факторы производства предприятиям.   Взаимодействие между предприятиями и домохозяйствами происходит на рынке факторов производства и рынке товаров и услуг. При покупке владельцами фирм, необходимых для производства факторов, их собственники получают доходы: рабочий — заработную плату; собственник капитала — процент на вложенный капитал; собственник земли — ренту. Платой, наградой за предпринимательство является предпринимательский доход. Такие доходы называют факторными. Владелец фирмы несет издержки, равные сумме факторных доходов, которые он включает в цену выпускаемой продукции. При покупке продукции на товарном рынке потребители расплачиваются факторными доходами. Таким образом, происходит непрерывный процесс кругооборота доходов, расходов, ресурсов и продукции.   Экономическая система, в которой взаимодействуют государство и частный сектор экономики, называется смешанной.  В экономике отдельных, экономически слаборазвитых стран имеет место традиционная экономическая система, основанная на низком техническом уровне, преобладании ручного неквалифицированного труда,общинной, или коллективной, собственности. Хозяйственные решения в тех условиях принимаются на основе устоявшихся традиций, обычаев, национальных особенностей.] ¹

 

 

 

 

 

 

___________________________________________________________

1. http://www.finteoria.ru/tipyekonomsistem.html

 

Глава 2. Функции ,механизмы ,условия возникновения  рынка.

    1. Условия возникновения рынка .Рынок как система экономических отношений. Основные субъекты рыночной экономики и их взаимодействие.

[В современной экономической  литературе нередко параллельно  используются два понятия "товарное  хозяйство" и "рыночное хозяйство". В принципе, здесь нет особого противоречия, поскольку рынок – неотъемлемый компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, равно как без рынка нет товарного производства, т.е. в данном случае одно предполагает другое.

Возникновение рынка во многом определяется теми же условиями, которые обеспечили формирование товарного производства, а именно:

  • Общественное разделение труда. В истории человечества известно три крупных разделения труда: отделение скотоводства от земледелия, выделение ремесла как самостоятельной отрасли хозяйства; возникновение купечества. В дальнейшем стали дробиться отрасли, постепенно углублялась специализация. Очевидно, что разделение труда предполагает развитие обмена, который постоянно расширялся (сначала – внутри общины, затем – между общинами).
  • Экономическая обособленность товаропроизводителей. Товарный обмен предполагает стремление к эквивалентности, которое возникает на основе обособленности интересов. Первоначально такая обособленность возникает на базе частной собственности, но в дальнейшем она начала базироваться и на коллективных формах собственности.
  • Самостоятельность производителя, свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

При рассмотрении состава  рынка как системы экономических отношений логично выделить объекты и субъектов рынка (экономических агентов).Объектами рынка являются товары и деньги. В условиях развитых рыночных отношений в качестве товаров выступает не только производимая

продукция (товары и услуги), но и факторы производства (земля, труд, капитал). В качестве денег при этом обычно рассматриваются все финансовые активы, важнейшими из которых являются сами деньги. Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства, фирмы (предприятия, бизнес), государство (правительство).] ¹

2.2 Функции и роль рынка  в экономике. Основные условия  функционирования рынка. Основные  принципы развития рыночной экономики  в современных условиях.

[Одной из наиболее характерных особенностей организации и функционирования экономических систем в современных условиях является высокий уровень развития рынка, рыночных отношений.

Следует отметить, что понятия "рынок "и "рыночная экономика" не являются тождественными. Рыночная экономика предполагает высокий уровень развития рынка и ей характерны такие основные черты, как свобода предпринимательства (полная самостоятельность хозяйственной деятельности, экономическая ответственность и рационализм); свободное ценообразование (исключается государственное вмешательство в процесс установления цен на многие виды товаров, цены дают обширную оперативную информацию о спросе и предложении товаров, об издержках производства, о положении на рынках отдельных регионов, страны и мирового сообщества); конкуренция (регулирует цены и количество производимых товаров). В конечном итоге любой субъект, преследуя свои собственные интересы, более действенным образом служит интересам общества.

В экономической литературе выделяется несколько выполняемых рынком функций, которые отражают его роль в достижении конкретных экономических целей общества.

  • Регулирующая функция – наиболее важная. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Реализация данной функции позволяет находить ответы на вопросы что, как и для кого производить. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает – к сокращению. Рынок подсказывает производителям, что им   производить, от производства каких товаров и услуг отказаться или                уменьшить объем их выпуска. Не менее ценную информацию дает рынок и  потребителям. На ее основе они постоянно делают выбор, каким именно способом им лучше всего удовлетворять свои многочисленные потребности. В итоге капитал из менее выгодных отраслей с пониженными ценами переливаются в более прибыльные отрасли с повышенными ценами. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения рынок способствует установлению основных микро- и макропропорций в экономике, обеспечивает динамичную пропорциональность в товарообороте между различными регионами и национальными хозяйствами.
  • Ценообразующая функция: реализуется при столкновении спроса и предложения, а также благодаря действию сил конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги, устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.
  • Стимулирующая функция: посредством цен рынок стимулирует освоение достижений научно-технического прогресса, снижение затрат, повышение качества, расширение ассортимента товаров и услуг. Так как каждый субъект рыночных отношений непосредственно на себе ощущает результаты принимаемых решений, он заинтересован в наиболее рациональном использовании имеющихся у него ресурсов.
  • Распределительная функция: получаемые субъектами рынка доходы представляют собой в основном выплаты за факторы производства, которыми они обладают. Величина дохода зависит от количества и качества фактора производства и от цены, которая устанавливается на рынке на этот фактор.
  • Информационная функция. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Наличие информации позволяет каждой фирме постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
  • Посредническая функция. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей   деятельности. В нормальной рыночной экономике с достаточно    развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбирать наиболее подходящего покупателя.
  • Санирующая функция. Рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, и вместе с тем поощряет развитие наиболее эффективных, предприимчивых, перспективных структур. Предприятия, которые не учитывают запросы потребителей, терпят убытки и становятся банкротами, а общественно полезные и эффективно работающие предприятия успешно развиваются.

В экономической литературе иногда выделяются и некоторые другие функции рынка: активизация экономических  интересов, повышение восприимчивости  экономики к научно-техническому прогрессу, сведение производительных сил в единую систему, стимулирование эффективности экономической деятельности, сведение потребностей с производством, создание условий для эффективности кооперации труда.

Реализация отмеченных функций позволяет говорить о  важной роли рынка в современной  экономике. В конечном счете, как  можно заключить из указанных выше функций, роль рынка сводится, прежде всего, к нахождению оптимального решения проблем что, как и для кого производить; обеспечению равновесия спроса и предложения и сбалансированного развития экономики; дифференциации товаропроизводителей с точки зрения эффективности их деятельности. На экономическом рынке постоянно совершаются революции. Выросли цены на мясо и другую продукцию животноводства, - покупатель переключился на картофель и хлеб; выросли цены на картофель, - и теперь уже, не находя подходящей замены, потенциальный покупатель, гонимый нуждой, вернулся в исходное для общества положение - сам добывает себе пропитание на неудобных землях. У потенциального продавца в связи с этим изменяется структура производства. По мере того как изменяются человеческие потребности и желания, технология производства, запасы природных богатств и другие производственные факторы, рынок регистрирует изменение цен, количества реализуемых товаров и производимых услуг.  
  Рынок ыполняет определенные ункции:  
     - выдает сигналы производству по выработке определенных товаров и услуг, их увеличению или сокращению;  
     - уравновешивает спрос и предложение;  
     - обеспечивает сбалансированность экономики;  
     - на основе дифференциации товаропроизводителей ведет к утверждению нового, прогрессивного в жизни общества;  
     - это своеобразный двигатель научно-технического прогресса;  
     - объективно формирует корпус умелых предпринимателей, дисциплинирует субъектов рыночных отношений.  
     Свободный рынок характеризуется следующими чертами:  
     - неограниченным числом участников рыночных отношений и свободной конкуренцией между ними;  
     - свободным доступом к любым видам хозяйственной деятельности всех членов общества;      

- неограниченной свободой продвижения капитала и рабочей силы;  
     - наличием у каждого участника полной информации о рынке;  
     - стихийным установлением цен в ходе свободной конкуренции;  
     - на свободном рынке ни один участник не в состоянии изменить рыночную ситуацию по своему усмотрению.  
     В известной мере можно говорить, что свободный рынок представляет саморегулирующийся механизм. Однако, любая система наряду с достоинствами имеет и свои недостатки. Применительно к свободному рынку эти недостатки заключаются в следующем:  
     - Рынок ведет к дифференциации доходов, а следовательно, и уровней жизни населения;  
     - Не создает условий для реализации права на труд;  
     - Не гарантирует полную занятость населения;  
     - Не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования;  
     - Не создает мотиваций для фундаментальных научных исследований;  
-Не защищает среду обитания человека от загрязнения;  
     - Рынок готов удовлетворить любую потребность, вплоть до патологической.  
     В чистом виде капитализм и свободный рынок никогда не существовали и, вероятно, никогда не будут существовать. Свобода рынка всегда была относительной. Правительства вмешивались в рыночный механизм и стремились использовать его для достижения определенных конкретных

Информация о работе Рыночная экономика