Налоги в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – дать четкое представление о теории налогов, раскрыть экономическую сущность и функции налогов, их классификацию и принципы, охарактеризовать налоговую систему Российской Федерации.
Задачи исследования:
- обозначить место налоговой системы в рыночной экономике;
- ознакомиться с видами налогов, дать им краткую характеристику;
- проанализировать налоговую систему Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 60.57 Кб (Скачать)

 

                                               Введение

 

Тема курсовой работы как  никогда актуальна. Важнейшим инструментом осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно это проявляется  в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузивших возможности  государства оказывать воздействие  на экономические процессы, налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.

До перехода к рыночным отношениям, в условиях централизованной плановой экономики, налоговая система  в нашей стране практически отсутствовала. В настоящее же время положение  коренным образом изменилось. В ходе реализации налоговых законов возникает  множество острейших проблем, касающихся взаимоотношений налогоплательщиков и государства, ответственности  юридических и физических лиц  за выполнение налогового законодательства, прав и обязанностей налоговых органов.

Вносимые в курс экономической  реформы уточнения и дополнения неизбежно отражаются на необходимости  корректировки отдельных элементов  системы налогообложения. Этого  требуют и продолжающиеся в экономике  страны процессы инфляции, эмиссии  денег и роста бюджетного дефицита. Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов.

Абсолютное большинство  населения страны стало платить  те или иные налоги, т.е. стало налогоплательщиками. И поэтому налоговая грамотность, знание налогового законодательства являются необходимым условием обеспечения  успешного продвижения экономических  реформ. Незнание законов не освобождает  от ответственности за их невыполнение.

Именно налоговая система  на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий  о путях и методах реформирования, а также острой критики. Сейчас существует масса всевозможной литературы по налогообложению в западных странах, накоплен огромный многолетний опыт. Но в связи с тем, что налоговая система России создается практически заново, сегодня очень мало монографий отечественных авторов по налогообложению, в которых можно было бы найти грамотные, глубоко продуманные, просчитанные предложения по созданию именно российской налоговой системы, отвечающей нашим российским условиям.

Цель курсовой работы –  дать четкое представление о теории налогов, раскрыть экономическую сущность и функции налогов, их классификацию  и принципы, охарактеризовать налоговую  систему Российской Федерации.

Объектом исследования данной работы является такой экономический  регулятор, как налоговая система.

Предметом курсовой работы – роль налогов в рыночной экономике.

Задачи исследования:

- обозначить место налоговой  системы в рыночной экономике;

- ознакомиться с видами  налогов, дать им краткую характеристику;

- проанализировать налоговую  систему Российской Федерации.

Структура работы состоит  из введения, двух глав, заключения и  списка использованных источников и  литературы. В первой главе рассматриваются  теоретические основы налоговой  системы, включая функции налогов  и их классификацию. Во второй главе  – налоги и налоговая система Российской Федерации.

Методическую и теоретическую  основу исследования налоговый системы  составили труды авторов, таких  как, Н. Г. Кузнецов, Н. В. Миляков, В. Г. Пансков, С.Н. Паркинсон, В. М. Пушкарева, М. В. Романовский, О. В. Врублевская, Л. Г. Ходов, Д. Г. Черник, Л. П. Павлова, В. Г. Князев, а также  Бюджетный Кодекс Российской Федерации, Налоговый Кодекс Российской Федерации.

 

 

 

                           1. Понятие налогов и налоговой системы

          1.1 Экономическое содержание налогов,  его эволюция

 

В настоящее время для  реформируемой России более чем  актуальна мысль редко цитируемого  сегодня великого экономиста К. Маркса: « В налогах воплощено экономическое  выражение существования государства. Чиновники и священники, солдаты  и балетные танцовщицы, школьные учителя  и полицейские, греческие музеи  и готические башни, цивильный лист и табель о рангах – все эти  сказочные создания в зародыше покоятся в одном общем семени – налогах». Действительно, в 2006 г. 62,8% доходов федерального бюджета России формировалось за счет налоговых поступлений. Все  перечисленные Карлом Марксом современные  представители общественных сословий используют более 50% расходной части  бюджета.

Реакция российского населения  на «налоговые новации» государства  всегда была мгновенной, при этом практические действия, направленные на уход от налогов  всеми возможными способами, «приправляются»  изрядной долей юмора. Например, в начале 1941 г. в СССР был введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан в размере 6% от суммы начисленной заработной платы. Естественно, он пользовался большой популярностью среди населения, тем более что этот налог должны были выплачивать все супружеские пары, на следующий день после вступления в брак (так как власти не брали во внимание время, необходимое для рождения ребенка). [7, С.9].

Налоги, налоговая политика, налоговая система, налогообложение  постоянно находятся в центре внимания всего общества в любом  государстве. Налог это понятие  не только экономическое, но и правовое, социальное, философское. В развитии налогообложения выделяют несколько  периодов, каждый из которых повлиял  на процесс выяснения сути понятия  налог, история которого берет начало из библейских времен. По словам английского  экономиста С. Паркинсона: «Налогообложение старо, как мир, и его начальная  форма возникла, когда какой-нибудь местный вождь перегораживал устье реки, место слияния двух рек или горный перевал и взимал плату за проход с купцов и путешественников". На каждом историческом этапе определение налога определялось какими-то ранее неизвестными деталями. [4, С.3].

Различные определения налога доказывают, что понятие налога –  эволюционирующая категория, содержание которой изменяется вслед за развитием  породившего его государства. В  любом случае, конкретное содержание налога всегда определяется тремя факторами:

1) экономическим строем общества;

2) социальной политикой государства;

3) конкретными целями развития государства.

Следует иметь в виду, что на протяжении многотысячелетней  истории существования налоги всегда были денежными отношениями. Но деньги – товар, принявший металлическую, а тем более бумажную форму  относительно недавно.

Выделяют три периода  развития налогообложения:

1. Первый период развития  налогообложения, включающий в  себя хозяйственные системы древнего  мира и средних веков, отличается  неразвитостью и случайным характером  налогов. Именно на этом этапе  налоги и механизмы их взимания  возникают в зачаточном состоянии.

Возникновение налогов относят  к периоду становления первых государственных образований, когда  появляется товарное производство, формируется  государственный аппарат — чиновники, армия, суды. Именно необходимостью в  содержании государства и его  институтов и было обусловлено возникновение налогообложения. [1, С.7].

Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих  преимущественно натуральную форму. Подданные несли повинности личного  характера (барщина, участие в походах), а также уплачивали налоги продовольствием, фуражом, снаряжением для армии. В Римской империи и Афинах в мирное время налогов не было и их введение и взимание обуславливалось наступлением военного времени. По мере развития и укрепления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимают почти повсеместно исключительно денежную форму. Если прежде налоги взимались в основном на содержание дворцов и армий, на возведение укреплений вокруг городов, на строительство храмов и дорог, то со временем налоги становятся основным источником доходов для денежного содержания государства.

Обязательные платежи  древнего мира отдаленно напоминали ныне существующие налоги в их современном  понимании. Это были скорее квазиналоги  наряду с другими источниками  государственных доходов: военная  добыча, домены (доходы от государственного имущества), регалии (отдельные отрасли  производства и виды деятельности, изъятые в пользу государства). Квазиналоги  представляли собой переходную ступень  к налогам.

Одной из первых организованных налоговых систем, многие стороны которой находят отражение и в современном налогообложении, является налоговая система Древнего Рима. На ранних этапах развития Римского государства налоговые механизмы использовались исключительно для финансирования военных действий. Граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком на основании заявления о своем имущественном состоянии и семейном положении (прообраз декларации о доходах). Определение суммы налога (ценз) проводилось специально избранными чиновниками.

В IV—III вв. до н.э. развитие налоговой  системы привело к возникновению  как общегосударственных, так и  местных (коммунальных) налогов. Однако единой налоговой системы в тот  период не существовало и налогообложение отдельных местностей определялось лояльностью местного населения к метрополии, а также успехами в военных мероприятиях государства. В случае победоносных войн налоги снижались, а порою отменялись совсем и заменялись исключительно контрибуцией.

Развитие государственных  институтов Рима объективно привело  к проведению императором Августом Октавианом (63 год до н.э. — 14 год  н.э.) кардинальной налоговой реформы, в результате которой появился самый  первый всеобщий денежный налог, так  называемый «трибут». Контроль за налогообложением стали осуществлять специально созданные финансовые учреждения. Основным налогом государства выступил поземельный налог. Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные ценности. Кроме прямых появились и косвенные налоги, например, налог с оборота — 1%, налог с оборота при торговле рабами — 4% и другие. [5, С.12].

Уже в Римской империи  налоги выполняли не только фискальную функцию, но и функцию регулятора тех или иных экономических отношений.

Последующие налоговые системы  в основном повторяли в видоизмененном виде налоговые системы древности.

Интересно отметить, что  многие принципы определения объектов налогообложения и подходы по установлению тех или иных налоговых  сборов сохранились до наших дней. Если сравнивать налоговые системы  Древнего Рима и современной России, то ряд платежей поражают своей схожестью.

2. В конце XVII — начале XVIII в. в. наступает второй период  развития налогообложения. В этот  период налоги становятся ведущим  источником доходной части бюджетного  устройства, происходит формирование  первых налоговых систем, включающих  в себя прямые и косвенные  налоги. Особую роль играли акцизы, взимаемые, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

Развитие демократических  процессов в европейских странах  нашло свое отражение в вопросах установления и введения налогов. Так, в Англии в 1215 году в «Великой хартии вольностей» было впервые установлено, что налоги вводятся только с согласия нации: «Ни щитовые деньги, ни пособия  не должны взиматься в королевстве  нашем иначе, как по общему совету королевства нашего". Данный принцип  был повторен и в 1648 году, а в 1689 году Билль о правах окончательно закрепил за представительными органами власти утверждать все государственные расходы и доходы.

Во Франции парламент  стал утверждать бюджет и налоги только в 1791 году после Великой французской  революции. Интересно отметить, что  многие исторические события начинались в результате налоговых конфликтов.

Одновременно с развитием  государственного налогообложения  начинает формироваться научная  теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист  и философ Адам Смит (1723—1790 гг.). В  своей работе «Исследование о  природе и причинах богатства  народов» (1776 год) он впервые сформулировал  принципы налогообложения, дал определение  налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.

3. Третий период развития  налогообложения начинает свою  историю в XIX в. и отличается  уменьшением количества налогов  и большим значением права  при их установлении и взимании. Постепенно в обществе наряду  с развитием финансовой науки  происходит становление научно-теоретических  воззрений на природу, проблемы  и методики налогообложения. Во  второй половине XIX в. многие государства  предприняли попытки воплотить  научные воззрения на практике.

Однако, как отмечает В. Пушкарева, венцом финансовой науки явились  налоговые реформы, проведенные  после 1-й мировой войны, полностью  обоснованные научными принципами налогообложения. Именно тогда была заложена конструкция  современной налоговой системы, в которой прямые налоги и, прежде всего, индивидуальный подоходно-прогрессивный  налог, заняли ведущее место.

Информация о работе Налоги в рыночной экономике