Налоги в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – дать четкое представление о теории налогов, раскрыть экономическую сущность и функции налогов, их классификацию и принципы, охарактеризовать налоговую систему Российской Федерации.
Задачи исследования:
- обозначить место налоговой системы в рыночной экономике;
- ознакомиться с видами налогов, дать им краткую характеристику;
- проанализировать налоговую систему Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 60.57 Кб (Скачать)

          Данное Постановление заменит Постановление № 914 от 02 декабря 2000 года, которое утратит силу с момента начала действия нового Постановления.

          Постановление утверждает:

          – форму счета-фактуры;

         – форму корректировочного счета-фактуры;

         – форму журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур;

         – форму книги покупок;

         – форму книги продаж;

         – правила их ведения (заполнения) соответственно.

          Исправления в счета-фактуры, составленные до даты вступления в силу Постановления, должны вноситься продавцом в порядке, установленном на дату составления таких счетов-фактур.

 

             2.2. Налоговая система Российской Федерации

    

Принципы построения налоговой  системы, которые являются основополагающими  в экономически развитых странах, показали свою эффективность и могут быть заимствованы Россией, - это:

- детальная структурированность и целостность налоговой системы. Данный принцип предполагает тесную взаимосвязанность налогов, исключающую двойное налогообложение, право выбора в отдельных случаях налогоплательщиком конкретного вида налога или налоговой ставки, а также строгое разделение налогов на центральные и местные;

- гибкость налоговой системы,  обеспеченная возможностью ежегодно  уточнять ставки налогов и  осуществлять налоговую политику  с учетом изменений политической  и экономической конъюнктуры  на основе ежегодно принимаемых  законов по бюджету;

- социальная направленность  налоговой системы, связанная  со стимулированием социального  и экономического развития страны  с учетом таких факторов, как  темпы развития, финансовое положение  отраслей экономики, уровень инфляции  и безработицы.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых  видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных  перечислений. К налоговым доходам  относятся предусмотренные налоговым  законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и  сборы, а также пени и штрафы (ст. 41 БК РФ).

На протяжении 1990-х гг. налоговая система строилась  на основе Закона РФ от 27.12.1991 «ОБ основах  налоговой системы в РФ». Деятельность налоговых органов подчинялась  закону РФ от 23.03.1991 «О налоговых органах  РФ». С конца 1990-х гг. налоговая  система формируется и развивается  согласно кодифицированному федеральному закону – Налоговому кодексу РФ. В соответствии со ст. 12 НК РФ в РФ установлены три вида налогов  и сборов:

-федеральные налоги и  сборы;

-налоги субъектов РФ (региональные налоги);

- местные налоги.

В настоящее время налоговую  систему России составляют 13 налогов  и два сбора (госпошлина – это  по своим признакам сбор), в том  числе федеральных – 10 (налог  на добавленную стоимость, акцизы, налог  на доходы физических лиц, единый социальный налог (с 1 января 2010 года данный вид  налога был заменен страховыми взносами на конкретные виды социального страхования  порядок исчисления и уплаты которых  регулируется Федеральным законом от 24 июля 2009 г. ФЗ № 212 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"  ), налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина), региональные – 3 (налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес), местные налоги (земельный налог, налог на имущество физических лиц). Следует также обратить внимание, что в рамках специальных налоговых режимов установлены три единых налога: единый сельскохозяйственный налог, единый налог на применение упрощенной системы налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. [2, С.412].

Налоговая система формируется  и реформируется путем установления и введения новых налогов, их изменения  и отмены. Несовершенство российской системы налогообложения давно  стало притчей во языцех. Бизнес-сообщество требует налоги понизить, власть упорствует в нежелании что-либо менять. Руководители большинства общественных организаций, представляющих интересы бизнеса, все чаще заявляют о том, что налоговое бремя непосильно и предприниматели просто задыхаются под его тяжестью. В свое оправдание чиновники говорят о бюджетных обязательствах, которые государство взяло на себя и которые выполняются именно за счет налоговых поступлений.

С конца февраля 2010 чиновники  вновь вернулись к этой животрепещущей для многих проблеме. Суть ожидаемой  реформы – в снижении налогообложения  для юридических лиц и перекладывании налогового бремени на плечи лиц  физических. Так или иначе, но вопрос, волнующий всех, – будут ли снижены  налоговые ставки, пока не решен.

Основные фигуранты разговора  о налогах – представители  Минфина и Минэкономразвития. Минфин уже не раз предпринимал попытки  если не снизить налоги, то хотя бы рассчитать во что обойдется бюджету такая  мера. Прошлой весной чиновники пришли к выводу, что если установить единую ставку НДС в размере 15 процентов, то это отнимет в 2009 году у бюджета 13 миллиардов долларов. Весной этого  года правительство предприняло  очередную попытку завершить  разговор о снижении налогов и  поручило министерствам представить  до 15 марта доработанный проект основных направлений налоговой политики на 2008-2010 годы. В начале марта чиновники определили приоритеты в области налогов на ближайшее будущее. На заседании правительства они рассмотрели вопросы, касающиеся снижения налоговой нагрузки на экономику, возможности снижения ставки НДС, дифференциации ставок налога на добычу полезных ископаемых, обсудили возможность снижения ставки налога на прибыль с 24 процентов до 20. Но предприниматели остались недовольны предложениями чиновников. Подготовленный проект не содержит мер налогового стимулирования промышленного производства, считают специалисты из РСПП и предлагают снизить ставку НДС до 13 процентов (а то и до 10 процентов) с нынешних 18, одновременно отменив льготы. Некоторые представители Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) пошли еще дальше и предлагают вовсе не платить НДС (или ввести отсрочку по его уплате) при ввозе технологического оборудования, аналоги которого не производятся в России, а также реформировать единый социальный налог (ЕСН). Кроме того, в РСПП говорят о том, что нашей стране не мешало бы перенять западный опыт в плане предоставления «налоговых каникул» для тех, кто только начинает свое дело. Эти меры, по прогнозам предпринимателей, ускорили бы рост промышленного производства на 0,2–0,5 процента.

Минфин же подходит к этому  вопросу осторожно. Чиновники считают, что сейчас снижение налоговых ставок не повлечет увеличения налоговой базы, как это было ранее, например, с  налогами физических лиц. Основным камнем преткновения стал НДС. Еще год назад  ведомство выступало резко против идеи снижения ставки этого платежа. Он, дескать, самый собираемый. Если цены на нефть вдруг обвалятся  – где бюджету взять замещение  доходов? И выход нашелся: снизить  НДС за счет повышения налога на добычу полезных ископаемых. Таким  образом, снизится налоговая нагрузка с предприятий, так как НДС  платят все, а  налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) – только энергосырьевой сектор экономики. Нефтяники и газовики уже смирились с мыслью, что их расходы на выплату налогов возрастут, да и повышение ставки – неплохой стимул снижать издержки производства. Но и здесь не обошлось без подвоха: оказалось, повышение налога на добычу полезных ископаемых произошло бы независимо от снижения НДС, как недавно признался замминистра финансов Сергей Шаталов. Сейчас вопрос о повышении налога на добычу полезных ископаемых активно обсуждается «Газпромом» и Минэкономразвития.

На эту инициативу, однако, тут же нашлись критики: ведь если учесть, что российский бюджет зависит  от топливно-энергетического комплекса, то НДПИ, наоборот, необходимо снижать, так как, по мнению экспертов, уровень  этого налога сегодня запредельный.

Понятно, что любое снижение налогового бремени приятно бизнесу, но главная головная боль компаний заключается даже не в высоких  налоговых ставках, а в препятствиях, которые создает нынешняя налоговая  система на пути развития их каждодневной деятельности. К тому же в отличие  от налога на прибыль НДС крайне тяжело администрируется. Судебные процессы о его возмещении длятся годами и зачастую безуспешно для компаний. Остается только гадать, когда чиновники перестанут тянуть одеяло на себя и посмотрят в сторону населения – ведь в конце концов тот же НДС платим мы во время похода в магазин. А нам всем, видимо, стоит понять наконец, что высокие налоги – беда не только бизнеса, который их платит, но проблема, которая касается каждого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Заключение

 

Налоговая система — один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов  социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая  система России была адаптирована к  новым общественным отношениям, соответствовала  мировому опыту.

В новой налоговой системе, исходя из Федерального устройства России в отличие от предыдущих лет, более  четко разграничены права и ответственность  соответствующих уровней управления (Федерального и территориального) в вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов, как  дополнение перечня действующих  Федеральных налогов, предусмотренное  законодательством, позволило более  полно учесть разнообразные местные  потребности и виды доходов для  местных бюджетов.

И все же новое налоговое  законодательство не в полной мере подходит к новым условиям. Оно, как  мне кажется, имеет свои недостатки. Например, оно фактически закрыто  по отношению к мировому, не стимулирует  привлечение в народное хозяйство  иностранных инвестиций. Мировой  опыт свидетельствует, что налоговое  законодательство — не застывшая  схема, оно постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным  процессам, рынку.

Нестабильность наших  налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и так далее несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день — главная проблема реформы налогообложения.

 

 

 

 

          Список использованных источников и литературы

 

1. Кузнецов Н. Г. Экономическая  теория. Учебник - Издательский центр  «МарТ», 2009. – 496 с.

2. Миляков Н. В. Налоги  и налогообложение.  - 7-е изд., перераб. и доп. Учебник – М.: ИНФРА-М, 2010. – 520 с.

3. Пансков В.Г. Налоги  и налогообложение в Российской  Федерации: Учебник для Вузов. - 7-е изд., доп. и перераб. – М.: МЦФЭР, 2009. – 592 с.

4. Паркинсон С. Н. Закон  и доходы. – М.: «Интерконтакт», 2009. – 52 с.

5. Пушкарева В. М. История  финансовой мысли и политики  налогов. Учебное пособие. —  М.: Инфра-М, 2011. — 489 с.

6. Романовский М. В. , Врублевская  О. В. Налоги и налогообложение. - 5-е изд. – СПб.: Питер, 2009. — 496 с.

7. Ходов Л. Г.  Государственное  регулирование национальной экономики.  Учебник – М.: Экономистъ, 2009. – 620 с.

8. Черник Д. Г., Павлова  Л. П., Князев В. Г. и др. Налоги  и налогообложение – 3-е издание.  Учебник – М.: МЦФЭР, 2011. – 528 с.

9. Журнал «Бухгалтерский  учет и налоги» , статья « Изменения в сфере налогообложения с 2010 года», май 2010.

10. Российская газета, сентябрь 2010 г.

11. Интернет-сайт http://www.allmedia.ru


Информация о работе Налоги в рыночной экономике