Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:04, курсовая работа
Цель курсовой работы – дать четкое представление о теории налогов, раскрыть экономическую сущность и функции налогов, их классификацию и принципы, охарактеризовать налоговую систему Российской Федерации.
Задачи исследования:
- обозначить место налоговой системы в рыночной экономике;
- ознакомиться с видами налогов, дать им краткую характеристику;
- проанализировать налоговую систему Российской Федерации.
В то же время следует признать, что человечество до сих пор не придумало идеальной налоговой системы. Финансовая наука и поныне не может однозначно ответить на многие налоговые вопросы, а постоянные налоговые реформы практически во всех развитых странах свидетельствуют о перманентном процессе создания справедливой, соразмерной и обоснованной системы налогообложения. [5, С.358].
1.2. Функции налогов
Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют четыре важнейшие функции:
1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция).
2. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).
3. Поддержание социального
равновесия путем изменения
4. Стимулирующая функция.
Налогам как относительно
самостоятельной подсистеме более
сложной системы
Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Но не это главное. Государственный бюджет можно сформировать и без них. Важную роль играет функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись — регулирующая. Рыночная экономика в развитых странах — это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело — как она регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами — путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и тому подобное. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.
Социальная или
Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.
Последняя функция налогов
— стимулирующая. С помощью налогов,
льгот и санкций государство
стимулирует технический
Указанное разграничение
функций налоговой системы
[6, С.221].
1.3. Классификация налогов
Налоги могут взиматься
на рынке товаров или факторов
производства с продавцов товаров
или покупателей, с домашних хозяйств
или компаний, с источника доходов
или со статьи расходов. Обложению
подлежат доходы домашних хозяйств или
их членов, расходы конечных потребителей,
доход от розничной торговли, валовые
доходы от предпринимательской
Состав налоговой системы разнообразен и включает множество налогов. В основу их классификации положены различные принципы. Налоги классифицируются в зависимости от метода взимания: прямые и косвенные; от органа, распоряжающегося взиманием налога: федеральные, региональные, местные, межгосударственные; от порядка использования: общие и специальные. Наиболее распространенной классификацией налогов является их разделение на прямые и косвенные. Такое деление налогов известно с глубокой древности. Его критерием является установление окончательного плательщика налога.
К прямым налогам относятся налоги на доходы и на имущество: подоходный налог и налог на прибыль, налог на доходы физических лиц; на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу, поимущественные налоги. Плательщиком является владелец обложенной собственности или получатель обложенного дохода. К косвенным же налогам относятся налоги на товары, услуги, оплачиваемые сверх цены или тарифа: налог с оборота — в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость (НДС); акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Плательщиком является потребитель товара, на которого налог перекладывается через надбавку к цене. [8, С.384].
Основным критерием различия
между прямыми и косвенными налогами
является то, что первые могут быть
скорректированы с учетом индивидуальных
характеристик
В зависимости от использования налоги делятся на общие и специальные. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким либо определенным видом расходов. Специальные налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование или отчисления на дорожные фонды).
Противоречие между
1.4. Принципы налогообложения
В основе российского налогового законодательства лежат следующие принципы налогообложения:
- всеобщность обложения
и равенство участников
- ориентированность на
фактическую
- недопустимость
- наличие обоснованных экономических оснований для налогообложения;
- непротиворечивость налогов
Конституции РФ (недопустимые налоги
и сборы, препятствующие
- недопустимость
- недопустимость налогов,
нарушающих единое
- недопустимость видов налогов и налоговых технологий не предусмотренных НК РФ;
- предпочтительность финансовых
интересов налогоплательщиков
- действительность налога
при наличии всех четко
- признание обратной силы
законодательных актов,
Налоговый кодекс закрепил обязательные элементы налога:
- объект налогообложения
– имущество, доход, предмет,
добавленная стоимость,
- налоговая база –
это часть объекта, на которую
практически начисляются
Налоговые ставки устанавливаются и изменяются в законодательном порядке. Они бывают фиксированными (например, форма обложения какого-либо товара НДС) и скользящими (изменяющимися в зависимости от величины дохода). У каждого налога свои налоговые ставки, налоговая база. Они жизненно важны для хозяйствующих объектов. [7, С.572].
2. Налоги и налоговая система в РФ
2.1. Основные изменения в области налогообложения в 2011 году
1. Принят Закон о трансфертном ценообразовании (Федеральный закон от 18.07.2011 г. № 227-ФЗ).
Идеология и принципы нового Закона, на подготовку которого ушло около 11 лет, базируются на рекомендациях Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В Законе много оценочных критериев, поэтому в сфере его применения принципиально возрастает роль профессионального суждения как налогоплательщиков, так и сотрудников налоговых органов.
Закон устанавливает новые правила контроля цен, применяемых взаимозависимыми лицами по сделкам, в частности:
– критерии взаимозависимости и понятие «контролируемая сделка»;
– перечень сделок, приравниваемых к сделкам между взаимозависимыми лицами;
– методы расчета цен сделок для целей налогообложения;
– особенности информирования налоговых органов о совершенных контролируемых сделках;
– особенности налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;