Налоги в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – дать четкое представление о теории налогов, раскрыть экономическую сущность и функции налогов, их классификацию и принципы, охарактеризовать налоговую систему Российской Федерации.
Задачи исследования:
- обозначить место налоговой системы в рыночной экономике;
- ознакомиться с видами налогов, дать им краткую характеристику;
- проанализировать налоговую систему Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 60.57 Кб (Скачать)

В то же время следует  признать, что человечество до сих  пор не придумало идеальной налоговой  системы. Финансовая наука и поныне не может однозначно ответить на многие налоговые вопросы, а постоянные налоговые реформы практически  во всех развитых странах свидетельствуют  о перманентном процессе создания справедливой, соразмерной и обоснованной системы налогообложения. [5, С.358].

 

                          1.2. Функции налогов

 

Социально-экономическая  сущность, внутреннее содержание налогов  проявляется через их функции. Налоги выполняют четыре важнейшие функции:

1. Обеспечение финансирования  государственных расходов (фискальная  функция).

2. Государственное регулирование  экономики (регулирующая функция).

3. Поддержание социального  равновесия путем изменения соотношения  между доходами отдельных социальных  групп с целью сглаживания  неравенства между ними (социальная  функция).

4. Стимулирующая функция.

Налогам как относительно самостоятельной подсистеме более  сложной системы государственных  финансов присуща прежде всего функция «формирования бюджетного фонда государства», т.е. фискальная: изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития — фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и тому подобное.

Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части  государственного бюджета. Но не это  главное. Государственный бюджет можно  сформировать и без них. Важную роль играет функция, без которой в  экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись — регулирующая. Рыночная экономика в развитых странах  — это регулируемая экономика. Представить  себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело — как она регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами — путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и тому подобное. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Социальная или перераспределительная функция налогов. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — наyчно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и другие). В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения. [3, С.368].

Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Последняя функция налогов  — стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство  стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные  вложения в расширение производства и др. Действительно, грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только со средств, идущих на потребление. А средства, вкладываемые в развитие (юридическим  или физическим лицом — безразлично) освобождаются от налогообложения  полностью или частично. У нас  это правило не выполняется. Стимулирование технического прогресса с помощью  налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на наyчно-исследовательские и опытно-констрyкторские работы (НИОКР). Делается это по-разному. Так, в Германии указанные затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностью или частично исключаются из облагаемой налогом прибыли. Было бы целесообразно установить, что в состав затрат, освобождаемых от налога, полностью или частично, входят расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Другой путь — включать эти расходы в затраты на производство.

Указанное разграничение  функций налоговой системы носит  условный характер, так как все  они переплетаются и осуществляются одновременно.

[6, С.221].

                      1.3. Классификация налогов

 

Налоги могут взиматься  на рынке товаров или факторов производства с продавцов товаров  или покупателей, с домашних хозяйств или компаний, с источника доходов  или со статьи расходов. Обложению  подлежат доходы домашних хозяйств или  их членов, расходы конечных потребителей, доход от розничной торговли, валовые  доходы от предпринимательской деятельности, предпринимательские доходы за минусом  амортизационных отчислений, фонд оплаты труда, прибыль, заработная плата, сбережения дивиденды.

Состав налоговой системы  разнообразен и включает множество  налогов. В основу их классификации  положены различные принципы. Налоги классифицируются в зависимости  от метода взимания: прямые и косвенные; от органа, распоряжающегося взиманием  налога: федеральные, региональные, местные, межгосударственные; от порядка использования: общие и специальные. Наиболее распространенной классификацией налогов является их разделение на прямые и косвенные. Такое деление налогов известно с глубокой древности. Его критерием является установление окончательного плательщика налога.

К прямым налогам относятся  налоги на доходы и на имущество: подоходный налог и налог на прибыль, налог  на доходы физических лиц; на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу, поимущественные  налоги. Плательщиком является владелец обложенной собственности или получатель обложенного дохода. К косвенным  же налогам относятся налоги на товары, услуги, оплачиваемые сверх цены или  тарифа: налог с оборота — в  большинстве развитых стран заменен  налогом на добавленную стоимость (НДС); акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными  бумагами и другие. Плательщиком является потребитель товара, на которого налог  перекладывается через надбавку к цене. [8, С.384].

Основным критерием различия между прямыми и косвенными налогами является то, что первые могут быть скорректированы с учетом индивидуальных характеристик налогоплательщика, в то время как последним облагаются сделки, соглашения в независимости  характеристик продавца и покупателя. Отличительная черта косвенного налога состоит в том, что никакая  личностная характеристика, за исключением  покупаемого товара на определенном рынке, не влияет на сумму платежа. Само понятие «косвенный» заключается  в том, что влияние налога на доход  конечного потребителя происходит через его расходы в определенной части цены приобретения товара. Таким образом, деление налогов на прямые и косвенные имеет огромное значение для экономики.

В зависимости от использования  налоги делятся на общие и специальные. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким либо определенным видом расходов. Специальные налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование или отчисления на дорожные фонды).

Противоречие между потребностями  в налоговых доходах и возможностями  их получения является основным при  формировании всех налоговых систем. В развитых странах идет постоянный поиск путей, с одной стороны, как уменьшить государственные  расходы и тем самым сократить  потребности в налоговых доходах, а с другой стороны, как увеличить  эффективность налоговых систем. [8, С.400].

 

                            1.4. Принципы налогообложения

 

В основе российского налогового законодательства лежат следующие  принципы налогообложения:

- всеобщность обложения  и равенство участников налогового  производства;

- ориентированность на  фактическую платежеспособность  плательщика (налогоплатежность);

- недопустимость дифференцирования  ставок налогов и сборов, налоговых  льгот в зависимости от формы  собственности, гражданства физических  лиц или место происхождения  капитала;

- наличие обоснованных  экономических оснований для налогообложения;

- непротиворечивость налогов  Конституции РФ (недопустимые налоги  и сборы, препятствующие реализации  гражданами своих конституционных прав)

- недопустимость дискриминационного характера налогообложения;

- недопустимость налогов,  нарушающих единое экономическое  пространство России, прямо и  косвенно ограничивающих свободное  перемещение по российской территории  товары или финансовых средств;

- недопустимость видов  налогов и налоговых технологий не предусмотренных НК РФ;

- предпочтительность финансовых  интересов налогоплательщиков над  интересами государственной казны.  Все не устранимые сомнения, противоречия  и неясности актов законодательства  о налогах и сборах толкуются  в пользу налогоплательщика;

- действительность налога  при наличии всех четко установленных  элементов налоговых обязательств;

- признание обратной силы  законодательных актов, устраняющих  или смягчающих ответственность  за нарушения налогового законодательства  либо устанавливающих дополнительные  гарантии защиты прав налогоплательщика.

Налоговый кодекс закрепил обязательные элементы налога:

- объект налогообложения  – имущество, доход, предмет,  добавленная стоимость, отдельные  виды деятельности и др., которые  служат основанием для обложения  налогом. Объекты налога многообразны. К ним относятся недвижимое  имущество - земельные участки,  дома, строения и т.п.; движимое  имущество – ценные бумаги, денежные  средства ( на счетах в банке); предметы потребления – чай, сахар, соль и т.д.; доходы – заработная плата, прибыль, рента.

- налоговая база –  это часть объекта, на которую  практически начисляются налоги. Налоговая база всегда меньше  объекта налогообложения, так  как существует не облагаемый  налогом уровень заработной платы,  дохода и других объектов. Часть налоговой базы, изымаемая в виде налогов и измеряемая в про центах, называется налоговой ставкой или нормой налогообложения.

Налоговые ставки устанавливаются  и изменяются в законодательном  порядке. Они бывают фиксированными (например, форма обложения какого-либо товара НДС) и скользящими (изменяющимися в зависимости от величины дохода). У каждого налога свои налоговые ставки, налоговая база. Они жизненно важны для хозяйствующих объектов. [7, С.572].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  2. Налоги и налоговая система в РФ

       2.1. Основные изменения в области налогообложения в 2011 году

 

          1. Принят Закон о трансфертном ценообразовании (Федеральный закон от 18.07.2011 г. № 227-ФЗ).

          Идеология и принципы нового Закона, на подготовку которого ушло около 11 лет, базируются на рекомендациях Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В Законе много оценочных критериев, поэтому в сфере его применения принципиально возрастает роль профессионального суждения как налогоплательщиков, так и сотрудников налоговых органов.

          Закон устанавливает новые правила контроля цен, применяемых взаимозависимыми лицами по сделкам, в частности:

          – критерии взаимозависимости и понятие «контролируемая сделка»;

          – перечень  сделок, приравниваемых к сделкам между взаимозависимыми лицами;

          – методы расчета цен сделок для целей налогообложения;

          – особенности информирования налоговых органов о совершенных контролируемых сделках;

          – особенности налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;

Информация о работе Налоги в рыночной экономике