Роль потребностей в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Потребность проходит стадии: зарождение, интенсивное развитие, стабилизация и отмирание. Отмиранию потребности способствует производство, так как оно создает новые виды конкретных продуктов, которые способны лучше прежних удовлетворять ту же потребность.

Файлы: 1 файл

4 курсовик.doc

— 395.00 Кб (Скачать)

     Маркетинг строится на том, что лучшей гарантией  использования производственных ресурсов является принятие потребностей людей за основу, за цель производства. В маркетинге центральной задачей является определение еще не удовлетворенных потребностей. Данные аспекты маркетинга тесно связаны с психологией.

     В этом отношении примечательной является теория мотивации А.Маслоу. Им разработана модель, согласно которой человеческие потребности распределяются по категориям. А.Маслоу изучил мотивы и потребности человека, исходя из холистической перспективы (холизм — учение о целостности). Он пытался найти, что нужно человеку, для того чтобы весь человек получил наилучшие возможности для развития. Маркетинг изучает человека только в качестве потребителя, т. е. не всесторонне.

       Маркетинг определяет направления, по которым будет развиваться спрос. Перечисленные факторы влияют на то, какие товары будут пользоваться спросом у потребителя. Но, тем не менее, нельзя купить товары, которых нет на рынке.

     В маркетинговой деятельности следует  различать:

     1) существующие потребности. Маркетологи  здесь обращаются к статистике продаж и определяют, существует ли на какие-то товары неудовлетворенный спрос. Этот метод дает представление только о существующем спросе. Однако не все потребности находят выражение в данном спросе;

     2) скрытые потребности. Такие потребности существуют на рынке при отсутствии какого-либо предложения соответствующих товаров, например, моносистемы и стереосистемы в музыкальной отрасли. Потребность в стереосистемах долгое время была скрытой;

     3) перспективные потребности. Задача  маркетологов здесь стоит в том, чтобы выяснить, какие желания возникнут в будущем в результате изменившихся условий жизни появились более высокие доходы, стало больше свободного времени, улучшилось образование. Для того, чтобы предвидеть, маркетологи пользуются прогнозом, построенном на сравнении развития рынков (метод аналогий). Сравниваются различные страны, которые прошли соответствующие этапы развития рынка.

     Маркетологи выделяют следующие причины возникновения новых потребностей:

  1. сделанные ранее запасы закончились. И это является причиной того, что потребность выражается в спросе на новый конкретный продукт (новый тюбик зубной пасты, новая булка хлеба и т. д.);
  2. изменилась референтная группа. Причиной возникновения потребности может быть смена потребителем социальной группы (референтной группы). Если человек поступает на новую работу или меняет свое окружение, его потребление часто меняется, приспосабливается к нормам этой социальной группы;
  3. меняется экономический статус. Это изменение является важной причиной для социально обусловленных изменений спроса. Если у человека повышается заработная плата, то он может перейти к роскошному стилю жизни;
  4. изменяется число членов семьи. Потребности могут сократиться, если семья возросла, они могут возрасти, если семья уменьшилась и возросли доходы. С рождением ребенка  появляются  новые потребности,  которых раньше не было;
  5. меняется способ удовлетворения потребностей. Если семья переезжает в новую большую квартиру, возникает потребность в новой мебели. При покупке автомобиля появляется спрос на бензин.

     Маркетологи должны дать фирме информацию об этих изменениях спроса на рынке. Тогда фирма может разрабатывать долгосрочную производственную программу, которая будет нужна покупателям.

     Иерархия  потребностей человека широко используется в маркетинге. Перед маркетингом стоит важная задача определения потребностей, которые будут актуальными в будущем. Если потребности будут интересны для маркетинга, то они будут представлять потенциал для сбыта товаров. В свою очередь, этот сбыт обеспечит покрытие издержек производства и принесет среднюю прибыль на инвестированный капитал. Маркетинг не может способствовать удовлетворению человеческих потребностей, лежащих за пределами экономики. Речь идет о потребностях, которые можно удовлетворить посредством потребления продуктов, реализуемых на рынке. Потребность в дружбе, в свежем воздухе нельзя удовлетворить с помощью денег. Коммерческий рынок может обеспечить только часть потребностей людей. [19.234] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4 Роль потребностей в экономике 

     Роль  потребностей в жизни современного общества очень велика.

     Ежедневно  каждый человек  испытывает различные  потребности: от банального стакана воды до строительства космических спутников.

     Потребностям  и желаниям человека нет  числа, виды их очень разнообразны, но возможности их удовлетворения обычно ограниченны. У первобытного человека фактически было не намного больше потребностей, чем у животного, но каждая последующая ступень в его развитии расширяла круг его потребностей и одновременно увеличивала разнообразие способов их удовлетворения. Он желает получить не только большее количество вещей, которые он привык потреблять, но и те же вещи лучшего качества; он хочет иметь больший выбор вещей, вещей, которые станут удовлетворять возникающие у него новые потребности.

     Потребности дикаря примитивны, а цивилизация несет с собой стремление к разнообразию как таковому. Так, хотя и животное, и дикарь обнаруживают свои предпочтения в выборе лакомств, никто из них особенно не заботится о разнообразии как о таковом. [11.237]

     Вряд ли найдется хоть один человек, который не имеет вообще никаких потребностей. Тогда это уже не человек потому, что у всех людей есть природная потребность в пище, воде, воздухе, и они не могут обойтись без этого, т.е., иначе говоря, без первичных потребностей. Так, древнегреческий философ Диоген пытался отказаться от каких бы то ни было потребностей, желая считать себя независимым от чего-либо. Но, так или иначе, он человек, и поэтому, чтобы поддерживать свое существование на земле, он все равно должен был удовлетворять свои максимально сжатые потребности. Люди могут обойтись даже без одежды и жилья, но только в том случае, если они живут не в социальной среде, а, к примеру, на необитаемом острове, да и то здесь им понадобится жилье и одежда по крайней мере для защиты от негативных воздействий окружающей среды. Мы же говорим о потребностях людей в современном обществе, где одежда и жилье уже не просто средства защиты, а средства подтверждения своего статуса и т.д. [14.17-18] Потребности человека не остаются неизменными: они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации и это касается, прежде всего, высших потребностей. Часто мы можем встретить выражение «человек с неразвитыми потребностями». Конечно, здесь имеется ввиду неразвитость высших потребностей, так как потребность в еде и питье заложена самой природой. Изысканная кулинария и сервировка стола свидетельствует скорее всего о развитии потребностей высшего порядка, связанных и с эстетикой, а не только с простым насыщением желудка. [17.133] Женщина   может   одеждой продемонстрировать свое богатство, однако она не может таким образом демонстрировать одно лишь богатство, в противном случае она не достигает своей цели. Ей следует, кроме богатства, показать также какие-либо собственные достоинства, ибо, несмотря на то, что красотой  своей одежды она может быть обязана не столько себе, сколько портному, существует все же традиционное мнение, что женщина, будучи менее занятой делами вне дома, в состоянии   уделять   больше   времени   обдумыванию   своей одежды. Даже в условиях громадной власти современной моды быть "хорошо одетым" (не "шикарно одетым") является лишь второстепенной целью для тех, кто хочет выделяться своими талантами и способностями, причем такой подход получит еще большее распространение, когда рассеется зловредная власть экстравагантной моды.

     Вообще говоря, хотя на ранних стадиях развития человека его деятельность диктовалась его потребностями, в дальнейшем каждый новый шаг вперед следует считать результатом того, что развитие новых видов деятельности порождает новые потребности, а не того, что новые потребности вызы-

вают  к жизни новые виды деятельности.

     Но, хоть потребности несомненно важны, неверно будет утверждать, что "теория потребления составляет научную основу экономической науки". В действительности многое наиболее интересное в науке о потребностях позаимствовано из науки об усилиях и о деятельности. Обе науки дополняют друг друга, одна без другой неполноценна. Но если уж одна из них вправе в большей мере, чем другая, претендовать на объяснение истории человека, будь то ее экономический аспект или   теорией какой-либо иной, то это наука о деятельности, а не наука о потребностях. На их правильное соотношение указал Маккуллох, когда, рассматривая "прогрессивную натуру человека", писал: "Удовлетворение потребности или желания — это лишь шаг на пути к какому-либо занятию. На каждой ступени своего развития человеку суждено придумывать и изобретать, браться за новые дела, а завершив их, со свежими силами приниматься за другие". [11.238-239]

     Действительно, сфера потребления, конечно же, важна, но потребности не могут быть удовлетворены без какого-либо производства. Нельзя отдавать предпочтение какой-то одной сфере; нужно учитывать человеческие потребности для того, чтобы производить только нужное, то, что будет пользоваться спросом. Поэтому можно сказать, что потребности и производство занимают относительно равные позиции и играют примерно одинаковую роль в экономике. И то, и другое очень важно для того, чтобы человеческое общество процветало, а экономика развивалась.  
 
 
 
 
 
 
 

      

Информация о работе Роль потребностей в экономике