Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:23, курсовая работа
Потребность проходит стадии: зарождение, интенсивное развитие, стабилизация и отмирание. Отмиранию потребности способствует производство, так как оно создает новые виды конкретных продуктов, которые способны лучше прежних удовлетворять ту же потребность.
Итоговый вывод состоит в том, что дальнейший технологический прогресс будет осуществляться не по пути увеличения масштабов использования вещественной и энергетической составляющих природы, а по информационному направлению; с нацеленностью не на безграничный рост уровня жизни, а на повышение ее качеств. [2.244-245]
Существует ли связь между количеством труда, затраченного на производство товара, и удовлетворением общественных потребностей?
Нам представляется, что такая связь совершенно неоспорима. Все мы, к сожалению, вынуждены тяжко трудиться, чтобы удовлетворять свои потребности. Если не брать случая, когда труд плохо организован, очевидно, что чем больше мы трудимся, тем больше создаем продуктов, удовлетворяющих потребности, а значит — в более полном объеме эти потребности удовлетворяем.
«Большее количество потребительной стоимости, — говорил Карл Маркс, — составляет само по себе большее вещественное богатство: два сюртука больше, чем один. Двумя сюртуками можно одеть двух человек, одним — только одного и т.д.»
Причем, как это не печально, труд всегда связан с определенными временными затратами. Конечно, неверно утверждать, что количество труда всегда пропорционально рабочему времени, в течение которого труд совершается. Но все-таки очевидно, что чем больше времени затрачено на труд, тем больше продуктов можно изготовить. Если один сюртук шьется в течение двух рабочих дней, то за 4 дня можно сшить 2 сюртука, за 6 дней — 3 сюртука и т.п. То есть чем дольше мы работаем, тем больше потребностей мы можем удовлетворить.
Но точно такое же положение получается, когда речь идет не о сюртуках, а о сапогах, пирогах, космических спутниках, носках, ювелирных украшениях и т.д. При этом, чтобы было ясно, мы отнюдь не пытаемся никого уверить в том, что 10 пар носков, произведенные за те же 2 рабочих дня, каким бы то ни было образом следует приравнивать к одному сюртуку. Мы говорим лишь о том, что большее или меньшее удовлетворение потребностей проистекает из больших или меньших затрат труда.
Вопрос, естественно, следует ставить иначе. Требуется выяснить, какое рабочее время необходимо употребить, чтобы удовлетворить потребности, а также на какие конкретные виды труда требуется затратить это рабочее время. Для того, чтобы решать эту задачку в относительно простых ситуациях, люди научились планировать. Так, Робинзон Крузо, после того как прошел первый шок от осознания плачевности его положения и некоторой нормализации его хозяйственной деятельности, мог бы для себя решить, сколько времени ему нужно тратить на охоту, сколько на возделывание огорода, сколько на курение трубки и разговоры со своим попугаем и т.п.
Но когда требуется сделать то же самое в рамках большого общественного производства, а тем более — товарного производства, кажется, будто задачка становится трудноразрешимой. И тем не менее — абсолютно необходимой. Для того, чтобы экономика, основанная на товарных отношениях, могла эффективно удовлетворять потребности, в ней должны возникнуть определенные механизмы, позволяющие распределять трудовые затраты, рабочее время, а также и имеющиеся материальные ресурсы. Это означает, что возникающие товарно-денежные отношения служат своеобразным заменителем той самой процедуры планирования, которая с необходимостью возникает в относительно простых экономических системах, вроде Робинзонова хозяйства.
На
первый взгляд кажется, что проблема
здесь состоит именно в том, чтобы
совместить предложение товаров и спрос
на них. Но это только на первый взгляд.
Такая постановка основной экономической
проблемы имеет смысл только в случае,
если теоретически отклонения предложения
от спроса могут быть достаточно существенными
и Носить довольно устойчивый, долговременный
характер. Иначе следует предположить,
что проблемы отклонений предложения
от спроса решаются чисто техническими
методами в ходе будничной
целенаправленной работы предприятия.
[20.34]
2.2 Потребности
и потребление (спрос)
Завершающий акт хозяйственной деятельности — потребление. Оно представляет собой использование товаров и услуг для удовлетворения текущих и перспективных потребностей.
Когда речь заходит о потреблении, то прежде всего возникает представление о потребительской функции домашних хозяйств. Однако потребляются не только потребительские (продукты питания, одежда), но и инвестиционные товары (станки, оборудование, стройматериалы).
Потребительские товары составляют примерно 2/3 «общественного пирога», остальная 1/3 — инвестиционные товары. Они предназначены для восполнения выбывающего реального капитала, говоря по-другому, расходуются на производственное потребление. Главным потребителем производимых благ являются домашние хозяйства, а инвестиционных товаров — предприятия (фирмы).
В принципе потребление домашних хозяйств можно определить достаточно точно. Но здесь возникают свои трудности. Одни товары, например продукты питания, напитки, различные услуги, потребляются сразу. Другие, а именно товары длительного пользования — автомобили, мебель, жилища - потребляются постепенно, в течение ряда лет, т.е. можно сказать, что они потребляются по частям. Потребление этих товаров исчисляют не по полной их стоимости, а по стоимости того количества услуг, который предоставляют товары длительного пользования за тот или иной отрезок времени, например за год.
Каждому хозяйству приходится постоянно принимать решение, какую часть дохода израсходовать (потребить) сегодня, какую отложить на будущее — на случай непредвиденной ситуации, заболевания, инфляции, с целью накопить средства для приобретения дорогостоящей вещи. Одна часть дохода расходуется на текущее потребление, другая — откладывается в виде сбережения.
Связь между совокупными потребительскими расходами и доходами выражает потребительская функция. Потребительские расходы зависят от величины всего национального и располагаемого доходов.
Уровень
потребления характеризуют
Охарактеризуем далее удовлетворение спроса людей. Он всегда связан с определенными продуктами (вариантами товаров). Например, потребность в защите от холода для одного индивида может быть выражена в спросе на джинсы, а у другого — в спросе на вельветовые брюки, сши-
тые портным.
Ясно, что одна и та же потребность у разных людей может быть выражена разными способами. Факторами, влияющими на проявление спроса, являются; культура, черты характера, ближайшее окружение, реклама. Часто бывает так, что потребитель вынужден покупать товар, в котором он не нуждается, потому что нужный ему товар или продан, или отсутствует на рынке по другим причинам. [19.158-159]
Потребности и спрос - не одно и то же. Потребности связаны с товарами (услугами), которые потребитель хотел бы потребить, если бы не было бюджетных ограничений. Однако бюджет покупателя чаще всего не совпадает с его потребностями. Спрос представляет собой то количество товаров (услуг), которое потребитель может купить, исходя из цен и имеющегося у него дохода.
Но спрос зависит не только от цен и доходов, но и от вкусов, или предпочтений покупателя. Так, страстный любитель футбола предпочтет дорогой билет на стадион дешевому билету в оперный театр. Человек, соблюдающий диету, может предпочесть дорогие фрукты дешевым кондитерским изделиям и т.д. [18.24]
Предпочтение людей есть их оценки товаров и услуг независимо от цен и собственного бюджета. Предпочтения изменяются со временем. Когда появились синтетические ткани, покупатели предпочитали одежду из них, поскольку ее легко стирать, она не сминается и не требует глажки. Но по мере того как обнаружились отрицательные свойства синтетических тканей, люди стали предпочитать изделия из натуральных волокон, несмотря на более высокую цену.
Очень сильно влияют на предпочтения новые технологии, из меняющие вид продукта или дающие возможность производит новый продукт, который становится преимущественным объектом спроса по сравнению с прежними товарами.
Адам Смит в свое время обратил внимание на парадокс воды и алмаза. Вода жизненно необходима всем, но ее относи тельная цена очень низка. Алмаз же имеет очень ограниченно использование, не представляет предмет жизненной необходимости, но цена на него чрезвычайно высока. Цена часто не способна отразить полезность товаров. Можно сказать, что парадокс воды и алмаза решается тем, что цена соответствует стоимости (затратам труда). Однако это не объясняет поведения потребителя, поскольку он, покупая товар, интересуется не затратами труда на его производство, а его потребительскими свойствами. Покупатель хочет получить удовлетворение от пользования вещью или услугой, т. е. использовать полезный эффект, полезность.
Как-то измерить полезность товара и услуги для человек нет никакой возможности, прежде всего из-за субъективности оценок полезности. Стоит ли пользоваться таким понятием? Задача определить поведение потребителя заставляет использовать понятие «полезность», которое важно для потребителя (забегая вперед, скажем, что в экономической 'науке найдены такие методы анализа, при которых отпадает необходимость количественного измерения полезности).
Потребности людей обладают способностью насыщаться. Так голодный человек может съесть много хлеба, но, когда он утолит голод, каждый дополнительный кусок хлеба будет иметь для него все меньшую ценность. Скорее всего он предпочтет другую пищу. Таким образом, по мере увеличения количества потребляемых товаров и удовлетворения потребности, как отмечалось выше, полезность каждой последующей единицы товара (добавочная полезность) уменьшается. Полезность последней (дополнительной) единицы называется предельной (или маржинальной) полезностью, и она уменьшается по мере насыщения потребности. Эту зависимость в экономической науке называют законом убывающей предельной полезности.
С увеличением количества потребляемых продуктов их общая (совокупная) полезность растет, хотя и замедляющимся темпов. Предельная полезность есть приращение полезности с каждой новой единицей, и она имеет тенденцию уменьшаться с каждой дополнительной единицей продукта.
Закон
убывающей предельной полезности утверждает,
что чем больше товаров и
услуг потреблено в течение данного периода
времени, тем ниже их предельная полезность
(т. е. полезность каждой новой дополнительной
единицы) при неизменности всех других
факторов потребления. Этот закон определяет
и полезность воды: первый глоток воды
(в данный период) абсолютно необходим
для сохранения жизни, и его предельная
полезность велика, но по мере увеличения
количества потребляемой воды она удовлетворяет
все более широкие потребности, начинает
применяться для полива улиц, садов и т.
д. В этом случае полезность каждого нового
дополнительного литра много меньше, чем
первого. [9.123]
3 Связь потребностей
с маркетинговой деятельностью
До широкого внедрения маркетинга достижение основной цели рыночной деятельности - получение максимальной прибыли — обеспечивалось различными путями: посредством простого экстенсивного развития производства, улучшения качественных характеристик производимой продукции и т. д.
В маркетинге же во главу угла всей рыночной деятельности становится эффективное удовлетворение потребностей. Правильное определение объема и структуры платежеспособных потребностей и оперативная разработка средств их удовлетворения гарантируют успех на рынке. [1.160]
Концепции,
цели, задачи маркетинга МАРКЕТИНГ (от
английского market - рынок) - комплексная
система организации
Маркетинговая деятельность