Роль потребностей в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Потребность проходит стадии: зарождение, интенсивное развитие, стабилизация и отмирание. Отмиранию потребности способствует производство, так как оно создает новые виды конкретных продуктов, которые способны лучше прежних удовлетворять ту же потребность.

Файлы: 1 файл

4 курсовик.doc

— 395.00 Кб (Скачать)

     Существуют  и другие теории классификации потребностей, в частности теория К. Альдерфера. Он выделяет три группы потребностей: существования, связи и роста, которые соответствуют классификации А. Маслоу и также имеют иерархическую структуру. Д. Мак-Клелланд выделяет потребности достижения, соучастия и власти, которые не имеют иерархической структуры и их взаимодействие зависит от индивидуальной психологии человека.

     Потребности подразделяются на первичные и вторичные. Первичные – жизненно важные и не могут быть заменены одна другой. Вторичные – все остальные (учеба, досуг), они могут заменяться одна другой.

     В системе общественных потребностей выделяются экономические, государственные, потребности правовых учреждений, религиозных организаций, потребности политических партий, идеологических структур и формирований, общественных организаций.

     Среди экономических потребностей в свою очередь выделяются:

     1.) Общественные потребности – их  удовлетворение обеспечивает функционирование общества.

     2.) Производственные  потребности – потребности   предприятий  в

средствах производства, необходимых для осуществления  производственных функций.

     3.) Личные потребности – характеризуют  потребности людей в предметах потребления. Личные потребности подразделяются на физические для обеспечения физических способностей человека (еда, вода, воздух), интеллектуальные (искусство, наука, образование), социальные (общение).

       С точки зрения уровня развития  человека различают: элементарные (физические, биологические) и высшие (социальные потребности, объем и количество которых определяется общим состоянием культуры общества).

     В зависимости от масштабов и структуры производства потребности подразделяются на абсолютные (максимальные), действительные (подлежащие удовлетворению), фактически удовлетворяемые.

     Абсолютные (максимальные) потребности- это потребности, которые ориентированы на предельные возможности производства, основанного на последних достижениях науки и техники. Они задают ориентир производству и подлежат удовлетворению в перспективе.

     Действительные  потребности - это потребности, подлежащие удовлетворению в условиях достигнутого уровня производства и научно-технического прогресса. Выступают они в форме платежеспособного спроса.

     Фактически удовлетворяемые потребности выступают в форме удовлетворенного спроса.

     В зависимости от роли в воспроизводстве рабочей силы потребности подразделяются на:

     материальные (удовлетворение физических потребностей человека в пище, одежде, жилище, продолжении рода);

     духовные  (удовлетворение потребностей в образовании, культуре, отдыхе, вере, творчестве и т.д.);

     социальные (возможности человека реализовать свои способности, занять положение в обществе, продвинуться по службе, милосердии и т.д.).

     С точки зрения уровня развития общества различают элементарные (физиологические) и высшие (социальные) потребности. К элементарным (физиологическим) потребностям относятся т которые связаны с обеспечением выживаемости человека как биологического существа (удовлетворение в пище, одежде, жилище и т.п. К высшим (социальным) потребностям относятся те, которые непосредственно связаны с благосостоянием людей. Это и потребительские бюджеты людей, денежные сбережения, накопления, наличие собственности, условия и оплата труда, занятость и уровень безработицы, соци-

альное  обеспечение, экологическая безопасность и т.д.

     В зависимости от социальной структуры  выделяют потребности общества в целом, потребности классов, социальных групп, потребности отдельных людей (личные потребности).

     Потребности общества могут быть представлены в виде государственных, национальных, территориальных, религиозных. Если говорить более конкретно, то к ним относятся потребности в безопасности, охране общественного порядка, правовой защите, сохранении национальной культуры и традиций, охране памятников, восстановлении и охране окружающей среды, предотвращении социальных конфликтов, поддержании мира и т.д.

     Потребности классов, социальных групп могут быть представлены как потребности людей, объединившихся по общим интересам. К примеру, туристы нуждаются в соответствующем снаряжении, шахматисты - в шахматном клубе, любители купания — в бассейне и т.д.

     Личные (потребности отдельных людей) распространяются на одежду, обувь, пищу, бытовые услуги, оборудование, охрану здоровья и т.д. Словом, личные потребности - все то, что необходимо каждому человеку. Они делятся на насыщаемые и ненасыщаемые. К примеру, потребность в пище - насыщаемая, потребность в одежде менее насыщаемая, потребность в деньгах - ненасыщаемая. Потребность в познании вообще не имеет четко выраженного предела, недаром говорят: "Век живи - век учись". Семейные потребности по видам и структуре близки к личным, но могут возникнуть дополнительные потребности, связанные с семейной жизнью, например, потребность в средствах по уходу за детьми и т.д.

     С учетом очередности удовлетворения потребностей их делят на первичные (необходимые) и вторичные (избыточные). К первичным потребностям относят самые насущные потребности человека, без которых он существовать не может, причем они не могут быть заменены другими. К примеру, потребность в еде невозможно заменить потребностью во сне и наоборот, хотя одна и та же потребность может быть удовлетворена различными товарами. Например, фрукты можно заменить ягодами, мясо — грибами, животное масло — растительным. Что же касается вторичных (избыточных) потребностей, то они, во-первых, удовлетворяются после удовлетворения первичных; во-вторых, могут быть замещены одни другими. Например, вместо кино можно сходить в театр. Деление потребностей на первичные и вторичные сугубо индивидуально для каждого человека.

     Потребности подразделяются на эластичные и неэластичные. Эта классификация в большей части связана с предыдущей. В самом деле, первичные потребности являются неэластичными (жесткими), так как не отменяются в течение длительного времени, но быстро сменяются всякий раз, как только появляются средства, способные эти потребности удовлетворить (например, потребность в питании, утолении жажды и т.д.).

     Вторичные потребности эластичные, так как их удовлетворение можно временно отложить или заменить.

     В зависимости от участия в воспроизводственном процессе потребности

делятся на производственные - потребление  средств производства и рабочей силы в процессе производства – и непроизводственные - потребление происходит за пределами производства и делится на личное и общественное потребление.

     Потребности бывают также экономические и неэкономические. К экономическим потребностям относят те, для которых необходимо производство, т.е. те, которые в готовом виде не встречаются. К неэкономическим потребностям относят те потребности, которые могут быть удовлетворены без наличия производства (потребность в воздухе, воде, солнечном свете и т.д.).

     И наконец, в зависимости от сроков возникновения (удовлетворения) различают текущие (краткосрочные) и перспективные (долгосрочные) потребности.

     При классификации потребностей, как  и при любой другой классификации, должно соблюдаться требование полноты. Это значит, что каждый элемент структуры потребностей должен быть отнесен к той или иной группе. Безусловно, выполнение этого требования затруднено, так как нам пока не известен полный перечень потребностей человека.

     Следует учитывать и то обстоятельство, что  не всегда можно провести четкую грань между различными видами потребностей. К примеру, прием пищи во многих религиях и духовных учениях рассматривается не только как физиологическое, но и как духовное действие; жилище является не только защитой от непогоды, но и местом общения, духовного совершенствования и т.д.

     Таким образом, можно утверждать лишь то, что определенная потребность может рассматриваться исходя из сложившейся ситуации как преимущественно физиологическая, духовная или социальная.

     Наряду  с рассмотренной общей схемой классификации потребностей могут рассматриваться и частные схемы, связанные со спецификой анализируемой проблемы. К примеру, для юриста будет естественным деление потребностей на законные и незаконные, для врача — на полезные (здоровые) и вредные и т.д.

     При классификации потребностей (рис.1) должны учитываться не только их виды, но и уровни удовлетворения. К примеру, для материальных потребностей человека, связанных с удовлетворением его физиологических потребностей, выделяют три основных уровня: минимальный, нормальный и уровень роскоши. Минимальный обеспечивает выживание человека и возможность появления социальных и духовных потребностей. Нормальный — это оптимальный уровень удовлетворения потребностей, когда потребительский бюджет считается достаточным для гармоничного развития личности человека. Уровень роскоши — это такое удовлетворение потребностей, при котором оно становится самоцелью и (или) средством демонстрации высокого общественного положения. На этом уровне человек "живет, чтобы есть, а не ест, чтобы жить". Рассмотренные уровни не исчерпывают всех ступеней удовлетворения физиологических потребностей. Однако исторически доказано, что у большинства людей уровень удовлетворения физиологических потребностей существенно влияет на структуру социальных и духовных потребностей.

     Все великие философы и религиозные  деятели призывали к разумному ограничению физиологических потребностей. Известны по этому поводу высказывания Сократа. Увидев выставленные на продажу предметы роскоши, он воскликнул: "Сколько существует вещей, которые мне не нужны!" Многочисленными исследованиями установлено, что люди со скромными физиологическими потребностями, как правило, живут дольше и духовно активнее остальной части населения.

       

     

       

     

       

     

     

     Рис.1. Структура потребностей человека 

     Ступенчатая кривая на рис.1 показывает различный уровень нормальных физиологических потребностей в зависимости от видов деятельности и социального положения людей.

     Для социальных и духовных потребностей также могут быть определены уровни удовлетворения, но на них существенное влияние будут оказывать индивидуальные особенности людей. [2.142-144]

     Разумеется, эту классификацию потребностей можно расширить или, напротив, сузить. Суть же остается единой: потребности объективны, реальны и многообразны. [17.222]

     А.Маслоу выделил пять категорий потребностей в их иерархической последовательности:

     1)Физиологические потребности. Для выживания человеку необходимо разумным образом удовлетворять свои физиологические потребности. Примерами таких потребностей являются еда и питье, защита от холода или жары. Физиологические потребности можно охарактеризовать как периодические. Они исчезают по мере их удовлетворения. Но через какое-то время они появляются снова (голод, жажда, холод) и снова требуют удовлетворения. Периодически потребности исчезают после того как их удовлетворяют. Другими словами, удовлетворение не растет, если кто-то продолжает есть, хотя он уже сыт;

     2) Потребности в безопасности и стабильности (потребности в безопасности, т. е. в защите от боли, гнева, страха, опасности). Они стоят на более высоком уровне. Для того чтобы испытывать удовлетворение своим существованием, человек должен чувствовать себя в безопасности. Обеспечить то, чтобы окружающая среда, обстановка не угрожала интересам человека, должны система законодательства, этические нормы, институты государства. Они несут ответственность за борьбу с преступностью и прочими видами опасности. С помощью армии государство заботится об уменьшении внешней опасности. Появляются частные общества, предлагающие свои услуги по охране безопасности людей и фирм. Потребность в безопасности можно также охарактеризовать как периодическую потребность;

  1. Потребности в социальных контактах (потребности в социальных связях и отношениях, т.е. в любви, уважении, причастности к тому или иному сообществу, группе). Социальные контакты охватывают, в частности, потребности в любви и дружбе. Чувство одиночества и социальной изоляции является серьезной угрозой физическому и психическому благополучию. Социальные потребности носят такой характер, 
    что их удовлетворение не может быть истинным, если они удовлетворяются через экономическую систему. Купленная дружба никогда не будет такой же, как настоящая крепкая дружба. Однако рынок может создать условия и для удовлетворения социальных потребностей. В ресторанах, клубах могут завязаться новые знакомства, которые постепенно могут перерасти в крепкую дружбу и любовь. Эти потребности нельзя удовлетворить просто увеличением количества друзей. Потребность в социальных контактах можно определить как недостаточную потребность;
  2. Потребности в самоутверждении или статусе (потребность в самоуважении, т.е. признании и одобрении действий при достижении целей). Это чувство собственной значимости. По этому поводу маркетологи 
    подвергаются резкой критике, поскольку создают отношения, в которых самоутверждение подменяется впечатлением от обладания многими вещами (купленными товарами). Но хотя человек и обладает многими престижными вещами, это не означает еще удовлетворения потребности в самоутверждении. Наоборот, оказывается, что многие люди, хорошо обеспеченные материально, тем не менее чувствуют внутреннюю обездоленность. Поэтому можно сказать, что чувство самоутверждения больше связано с тем, «кто ты есть», чем с тем, «что у тебя есть». Потребность в самоутверждении также является недостаточной потребностью. Человек всегда должен чувствовать,  что он имеет  большую ценность. Чувство статуса не должно достигать экстремальных ценностей, прежде, чем потребность будет удовлетворена;
  3. Потребность в самовыражении (потребность в осмыслении своих целей в жизни, в реализации своих способностей, в признании своих дел и мыслей актуальными и нужными). Она располагается на высшей ступени. Эта потребность не удовлетворяется в обычном понимании. Чем больше человек развивает себя в какой-то области, тем сильнее будет потребность в дальнейшем развитии. Потребность в самовыражении — это потребность человека в развитии своих способностей. В центре находится расширение знаний и развитие творческих способностей. Поскольку эту потребность нельзя удовлетворить в абсолютном смысле, она характеризуется как потребность роста. Чем лучше человек играет на гитаре, тем больше он чувствует потенциал  для дальнейшего развития и радость от развития своих способностей.

Информация о работе Роль потребностей в экономике