Роль потребностей в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Потребность проходит стадии: зарождение, интенсивное развитие, стабилизация и отмирание. Отмиранию потребности способствует производство, так как оно создает новые виды конкретных продуктов, которые способны лучше прежних удовлетворять ту же потребность.

Файлы: 1 файл

4 курсовик.doc

— 395.00 Кб (Скачать)

           Иерархию потребностей можно представить в виде пирамиды (рис. 2).

       

       

       

       

       

       
 

     Рис. 2. Иерархия потребностей 

     Необходимо  отметить, что некоторые потребности  имеют более  основополагающий характер,  чем другие  (это прежде  всего  физиологические  потребности).  Правда, совсем не обязательно полное удовлетворение потребностей на каком-то уровне для активизации удовлетворения последующих. Можно найти много примеров перекрывания одних потребностей другими. Но принципиально, в основном необходимо частичное удовлетворение находящихся внизу пирамиды потребностей, перед тем, как активизировать удовлетворение вышестоящих.

     У людей существуют постоянные потребности, они являются общими и объективными, т. е. от человека к человеку они варьируют незначительно. Удовлетворение их связано с группами продуктов (товаров), нежели со специфическими видами товаров. Например, у всех людей существует потребность поесть. Чувство голода само по себе требует той или иной пищи. Также нужна одежда, чтобы защититься от холода. И здесь речь не идет о каком-то определенном типе одежды. Постоянные потребности удовлетворяет целая группа товаров. [19.156] 
 

         1.4 Эластичность потребностей 

     Характерной чертой человеческих потребностей является их эластичность – гибкость, растяжимость. Это предопределяет их быструю и значительную изменчивость.

     При благоприятных хозяйственных и  других условиях потребности более всего  способны к безграничному росту в количественном и качественном отношениях. Эти изменения происходят в двух направлениях: вертикальном и горизонтальном.

     Возвышение  потребностей по вертикали означает переход от одного – более никого по качеству – вида запросов к более  высокому виду. Именно так выглядит движение по вертикали  на рис. 2, если переходить ко всё более высоким ступеням в пирамиде.

     На  рис.3 дана конкретная иллюстрация того, как в 1920-1990-х гг. через небольшие промежутки времени существенно менялись оценки автомобилистов в отношении качества и назначения легковых автомобилей.

     

       

     

     

     

     

     

       
 
 
 
 
 
 
 

       Рис. 3. Возвышение потребностей, связанных с автомобилем 

     Возрастание потребностей по горизонтали происходит, когда всё большее число жителей  страны пользуется новыми и ставшими общественно нормальными благами. О таком изменении потребностей и потребления России можно судить, в частности, по данным таблицы 1. 

Товары 1970 г. 1990 г. 2001 г.
Телевизоры 52 111 126
Холодильники  и морозильники 30 95 113
Стиральные  машины 52 77 93
Легковые  автомобили 2 18 27

        

Таблица 1. Обеспеченность населения России некоторыми потребительскими товарами длительного пользования (на 100 семей, штук).

   

Благодаря своей  эластичности, изменчивости потребности способны быть тем необходимым связующим звеном между потреблением и производством.

 [4.131]      

        

         1.5 Законы потребления 

     Человечество  устроено так, что его экономические  потребности обычно превышают возможности производства благ. Говорят даже о законе (принципе) возвышения потребностей, который означает, что потребности растут быстрее производства благ. Во многом это происходит потому, что по мере удовлетворения одних потребностей у нас тут же возникают другие.

     Так, в традиционном обществе большинство  его членов испытывает потребности прежде всего в продуктах первой необходимости. Это потребности преимущественно в пище, одежде, жилье, простейших услугах. Однако еще в XIX в. прусский статистик Эрнест Энгель доказал, что существует прямая связь между типом покупаемых товаров и услуг и уровнем дохода потребителей. Согласно его утверждениям, подтвержденным практикой, с увеличением абсолютного размера дохода доля, расходуемая на товары и услуги первой необходимости, уменьшается, а доля расходов на менее необходимые продукты увеличивается. Самая первая потребность, притом ежедневная, это потребность в пище. Поэтому закон Энгеля находит выражение в том, что с ростом доходов уменьшается их доля, идущая на покупку продовольствия, и увеличивается та часть доходов, которая расходуется на приобретение других товаров (особенно услуг), являющихся продуктами не первой необходимости. [6.175]

     Закон возвышения потребностей, наиболее четко сформулированный В.И. Лениным в работе "По поводу так называемого вопроса о рынках", отражает не только то, что потребности людей непрерывно расширяются и усложняются в ходе развития общественного производства, но и то, что на все новой и новой основе воспроизводится противоречие между потребностями и возможностями их удовлетворения. Постоянное превышение уровня потребностей над уровнем их возможного удовлетворения делает потребности движущей сила поступательного развития общественного производства.

     Процесс возвышения потребностей характерен для  все истории человечества. Можно привести много примеров и прошлого, показывающих абсолютизацию потребностей, осознание "магической" силы их постоянного роста. Так, еще VI в. до н.э. древнегреческий поэт и философ Феогнид писал: "Нет в богатстве предела, который бы видели люди. Тот, кто имеет уже множество всяческих благ, столько же хочет еще..."

     Рациональный (разумный) уровень потребностей — это научно обоснованный перспективный идеал потребления, достижению которого должно стремиться общество. [1.123]

     В широком смысле слова потребности  человека безграничны. Они эластичны и постоянно меняются. Если у нас достаточно пищи и одежды, чтобы избавиться от голода и холода, мы стремимся удовлетворить другие потребности. Даже трудно представить, что когда-нибудь может осуществиться утопическая идея о "молочных реках в кисельных берегах", когда будут удовлетворены все потребности. Это невозможно хотя бы потому, что, во-первых, ресурсы неравномерно размещены на нашей планете, во-вторых, даже в самых благополучных странах потребности людей никогда не бывают полностью удовлетворены. И даже когда основные (главные, первичные) потребности будут насыщены, люди перейдут к тому, чтобы изменять способы удовлетворения тех же первичных потребностей. Они будут лучше и разнообразнее питаться, чаще обновлять свой гардероб, превращая одежду в способ выражения индивидуальности, будут покупать более комфортабельные автомобили и т.д. Требования растут. Планка уровня жизни повышается. Одновременно мы хотим иметь больше хороших картин живописи, произведений литературы, музыки, больше путешествовать и пр., т.е. того, что расширяет наши интеллектуальные возможности, тем более, что к человеческим потребностям относятся потребности не только индивидуальные, но и семьи, социальной группы, производственного коллектива, населения, народа, государства.

     Количество  благ, товаров и услуг, в которых испытывают потребность люди, непрерывно расширяется и растет как в количественном, так и в качественном отношении. Такую тенденцию и закономерность в экономической теории называют законом возвышения потребностей. Его действие указывает не только на стремление к количественному возрастанию потребления, но и к изменению структуры потребностей, расширению их круга, разнообразия, смещению приоритетов, развитию взаимозаменяемости, качественному совершенствованию.

     Прогресс  человечества, рост культуры и знаний, расширяющиеся возможности научно-технического прогресса неизбежно обусловливают возвышение потребностей как закономерность человеческой цивилизации.

     Закон возвышения потребностей – это объективный  экономический закон, характеризующий  направления изменений потребностей человека.

     Под воздействием этого закона происходит рост и видоизменение, возникновение  и исчезновение потребностей; расширение круга потребностей, качественные изменения их структуры; рост доли интеллектуальных и социальных потребностей; облагораживание всё в большей мере физических потребностей; увеличение социально-культурных моментов в возникновении и определении способа удовлетворения всех потребностей.

     В условиях научно-технической революции  закон возвышения потребностей приобретает новые черты:

     - всеобщность, социальная равномерность возвышения потребностей;

     - всесторонность возвышения потребностей;

     - постепенное социально-экономическое  выравнивание структуры потребности (при одновременном росте их многообразия);

     - возвышение потребностей быстрыми темпами.

     Суть  закона убывающей интенсивности, или  закона насыщения потребности, заключается в том, что человек, испытывая множество потребностей, наиболее интенсивно потребляет какую-то часть определенного товара и по мере его потребления сначала происходит процесс уменьшения, а затем и полного насыщения потребности. Конечно, некоторые потребности отдельного потребителя можно полностью удовлетворить, насытить, например потребность человека в операции аппендицита вполне удовлетворяется одной операцией, или еще пример: даже самому большому любителю пива для насыщения достаточно десятка бутылок. Если же говорить о коллективных, общественных, государственных потребностях, то они действительно не ограничены, беспредельны.

     2 Потребности и их связь с производством и потреблением

     2.1 Потребности и  производство (предложение) 

     Между производством и потребностями  складываются прямые (исходные) и обратные (производные и ответные) связи. Это образует механизм их взаимодействия. Как приводится в движение данный механизм?

     Производство  прямо влияет на потребности по нескольким направлениям.

     Во-первых, оно создает конкретные блага  и тем самым способствует осуществлению  определенных человеческих запросов. Их удовлетворение с помощью уже  потребленной вещи ведет к возникновению новых запросов.  Вот простой пример. Предположим, человек пожелал приобрести автомобиль. После его покупки владелец машины испытывает массу новых нужд. Автомашину надо застраховать, найти для неё подходящую стоянку или гараж, приобрести горючее, запасные части и многое другое.

     Во-вторых, под воздействием  технического обновления производства сильно изменяется предметный мир и уклад жизни, возникают качественно новые  потребности. Скажем, с появлением в  продаже персональных компьютеров, видеомагнитофонов, телевизоров новых поколений у людей возникает желание их приобрести.

     В-третьих, производство не только доставляет материал для удовлетворения потребности, но и влияет на способы потребления, а тем самым формирует определенную культуру потребителя. Например, первобытный дикарь питался, разрывая руками и зубами сырое мясо на куски. А современный человек испытывает, как правило, качественно иную потребность. Мясо должно быть определенным образом приготовлено и потреблено с помощью столовых приборов.

     Значит, производство создает потребление  и определенный способ потребления. Благодаря этому оно развивает у людей потребности – влечение и способности к потреблению.

          В свою очередь, экономические потребности оказывают сильное обратное воздействие на производство, которое идет по двум линиям.

     Во-первых, потребности являются внутренней побудительной  причиной и конкретным ориентиром созидательной деятельности.

     Во-вторых, запросам людей присуще свойство быстро изменяться в количественном и качественном отношениях. Потребности всегда включают появление новых созидательных целей ещё до того, как изготавливаются блага, соответствующие намерениям людей. В силу этого человеческие запросы часто обгоняют производство и толкают его вперед.

Информация о работе Роль потребностей в экономике