Решение вопросов реформирования ЖКХ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 21:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – определить проблемы в управлении ЖКХ на основе его характеристики и предложить рекомендации по реформированию системы жилищно-коммунального хозяйства.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи: теоретические исследования экономического механизма реформирования жилищно-коммунальной отрасли, как одной из наиболее важных и сложных частей современной экономики;
вычленение путей решения проблемы реформирования сложившейся системы жилищно-коммунального хозяйства;

Оглавление

Введение
1. Теоретические аспекты управления жилищно-коммунального хозяйства
1.1 Управление муниципальной сферой жилищно-коммунального хозяйства
1.2 Жилищно-коммунальное хозяйство как важнейшая сфера управления в обществе
1.3 Управление ЖКХ и возникающие проблемы
2. Решение вопросов реформирования ЖКХ
2.1 Анализ хода реформирования ЖКХ
2.2 Создание экономических механизмов в жилищно-коммунальном хозяйстве
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КР мун финансы.docx

— 50.16 Кб (Скачать)

Процесс планирования и прогнозирования  связан с выбором инструментов, технологий, а в общем смысле - средств эффективного управления ЖКХ. Самые замечательные  и перспективные планы оказываются  неосуществимыми при отсутствии адекватных средств для их выполнения. В методических рекомендациях описываются  различные инструменты и средства, способствующие созданию условий для эффективного управления ЖКХ.

Эффективность управления жилищно-коммунальным хозяйством повышается благодаря объективному, системному анализу, хорошей системе  планирования и прогнозирования, адекватно  выбранным средствам, внутренним и  внешним условиям управления, инструментам реализации и уровня квалификации специалистов, осуществляющих реализацию выполнения управленческих задач.

Рассмотрение вопросов кадровой политики, подготовки и переподготовки кадров для сферы ЖКХ предполагает методологическую завершенность комплекса  управленческих мероприятий по достижению эффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством на территории.

В основу системы управления жилищно-коммунальным хозяйством должны быть положены рациональное разделение функций и организация взаимоотношений  между собственником-домовладельцем, управляющей организацией, подрядными организациями различных форм собственности, осуществляющими обслуживание жилищного  фонда и объектов инженерной инфраструктуры, и органом, уполномоченным осуществлять государственный контроль за предоставлением  населению жилищно-коммунальных услуг  необходимого качества, за использованием и сохранностью жилищного фонда  независимо от его принадлежности. При выборе варианта управления целесообразно  руководствоваться принципом предоставления собственнику - домовладельцу права  решать, кто будет обслуживать  принадлежащую ему недвижимость, и управлять ею.

Начал функционировать рынок  жилья, изменилась структура жилого фонда по формам собственности. Однако жилищная проблема осталась по-прежнему актуальной, особенно это выражено в системе ЖКХ муниципальных образований. Суть жилищной проблемы заключается в острой нехватке жилья, соответствующего нормативным и потребительским требованиям, для значительной части населения.

Жилищная проблема имеет  несколько важных аспектов:

дефицит жилья - количественный аспект;

  • несоответствие структуры жилищного фонда демографической структуре семей - структурный аспект;
  • несоответствие имеющегося жилищного фонда требованиям к потребительским качествам жилья - качественный аспект;
  • несоответствие требований к техническому содержанию жилищного фонда - эксплуатационный аспект.

Одна из основных социальных проблем, которая была и остается в центре особого внимания при  формировании рыночных отношений в  Российской Федерации - это осуществление  преобразований и построение рыночных механизмов в жилищно-коммунальном секторе. Сегодня уже можно сделать  вывод, что прошедший период подтвердил правильность и эффективность выбранных  государством в начале 90-х годов  путей реформирования ЖКХ. Поэтому  очень важно продолжать работу по наведению порядка в жилищно-коммунальном хозяйстве. Без этого невозможна эффективная работа отрасли. Смысл  проводимых преобразований заключается  в снижении затрат на производство жилищно-коммунальных услуг, создании надежной системы социальной защиты населения и гарантий.

Сегодня ЖКХ испытывает большие  трудности и сильно отстает от современных требований. Одна из основных причин этого является нехватка средств, выделяемых из бюджетов всех уровней, а также повсеместные неплатежи и несвоевременная оплата жилищно-коммунальных услуг населением. Да и инвестиционные вложения обходят стороной эту отрасль. И все же наиглавнейшая, "кризисообразующая" проблема-это существующая структура управления ЖКХ. Отсутствие специалистов по менеджменту и маркетингу тормозит развитие конкурентной среды в ЖКХ. Сочетание этих двух факторов - нехватка средств и квалифицированных управленцев - в сочетании с морально и физически устаревшей научно-технической и производственной базой приводит к большим издержкам и, как следствие, высокой стоимости услуг, что, в свою очередь, приводит к неплатежам.

Применяемый в течение  длительного времени административный механизм управления жилищной сферой, отсутствие экономической заинтересованности строительных, ремонтно-эксплуатационных организаций в результатах своей  деятельности и отчуждение жителей  от собственности привели к серьезным  негативным последствиям и деформациям  в жилищной сфере. Произошло снижение качества жилищного фонда и ухудшение  условий его эксплуатации. Население  же было поставлено в крайне пассивную  позицию, так как жители не имели  реальных рычагов воздействия на строительные, ремонтные и эксплуатационные организации.

Основными причинами обострения жилищной проблемы является отсутствие реального собственника и эффективного управления жилищным фондом в современных  условиях, а также бесхозяйственное отношение к жилью.

Таким образом, проблемы муниципального управления ЖКХ заключаются в  недостатке средств, квалифицированных  кадров, постоянном поиске альтернативных источников финансирования, в необходимости  привлечения частного бизнеса, который  нужно заинтересовать в решении  вопросов реформирования системы ЖКХ. Жилищная проблема является весьма многогранной, требующей значительных усилий по ее решению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение вопросов реформирования ЖКХ

Анализ хода реформирования ЖКХ

Вопрос реформирования жилищно-коммунального  хозяйства в стране является важнейшим  вопросом социальной и экономической  политики в настоящее время. Реформа  должна улучшить состояние жилищного  фонда, качество обслуживания населения, защитить его законные права и  интересы, повысить эффективность отрасли  в целом и обеспечить переход  от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме услуг ЖКУ потребителями, в том числе и населением.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2.04.97 г. № 425 "О реформе жилищно-коммунального  хозяйства в Российской Федерации" была разработана и утверждена в 1997 г. "Программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства  в Калининградской области".

Основными задачами Программы  реформирования были:

совершенствование системы  управления жилищно-коммунальным хозяйством региона;

развитие конкурентной среды  в сфере предоставления коммунальных услуг, переход на систему договорных отношений;

совершенствование системы  оплаты жилищно-коммунальных услуг  и социальной защиты, упорядочение системы льгот.

Ключевой проблемой этого  при организации управления жилищно-коммунальной собственностью является совершенствования  договорных отношений и финансового  механизма в частности: сбор коммунальных платежей, предоставление субсидий и  льгот. В настоящее время службы субсидий создаются отдельно, но своей  работе используют единую базу данных по жилищному фонду, квартиросъемщикам, льготам, т.е. практически все те данные, которые используются для расчета стоимости жилья и коммунальных услуг. Разработка и внедрение единой системы сбора жилищно-коммунальных платежей населения и предоставления субсидий позволит снизить издержки бюджета на существование двух служб и автоматизировать процесс, что, в свою очередь, оптимизирует сам процесс сбора по времени и объемам.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие разграничение функций  собственника, управления, обслуживания в сфере ЖКХ на муниципальном  уровне, в соответствии с концепцией реформы ЖКХ в Российской Федерации, в настоящее время в полном объеме не приняты ни в одном муниципальном  образовании.

В некоторых муниципальных  образованиях формально функции  службы Заказчика возложены на жилищно-эксплуатационные или многоотраслевые предприятия  жилищно-коммунального хозяйства, что  приводит к совмещению ими функций  заказчика и подрядчика по выполняемой  ими производственной деятельности, и тем самим нарушается суть реформирования ЖКХ. Вместе с тем следует отметить, что уже созданные службы Заказчика  далеко не всегда эффективно решают стоящие  перед ними задачи. В большинстве  это объясняется отсутствием  необходимой квалификации и опыта  работы у сотрудников, отсутствием  информации по нормативно-правовой базе, а иногда - не совсем верным подходом при выборе форм и методов организации  их деятельности.

В других муниципальных образованиях функции собственника и заказчика  выполняют структурные подразделения  органа местного самоуправления. Это  нарушает принцип рыночных отношений--разделения этих функций, так как нет возможности перейти к договорным отношениям в ЖКХ, а следовательно создания условий для конкуренции и инвестиций.

 

 

Создание экономических  механизмов в жилищно-коммунальном хозяйстве

Каковы рыночные механизмы  функционирования жилищного хозяйства? Специфика жилищной сферы заключается  в том, что неразвитость конкурентных отношений в этой сфере вызвана, в первую очередь, сложившейся в  дорыночный период затратной хозяйственной  структурой содержания жилищного фонда  и административной системой управления.

Создание конкурентной среды  в жилищной сфере ключевым образом  зависит от эффективного разделения функций и формирования договорных отношений между собственниками жилищного фонда (или организациями, уполномоченными выступать от лица собственника), управляющими компаниями и подрядными жилищными организациями.

Одним из важнейших и ключевых условий формирования новой экономической  политики в жилищно-коммунальном хозяйстве, обеспечивающей защиту интересов потребителей, гарантированное качество обслуживания, разрушение монополизма, является реструктуризация управления муниципальной жилищно-коммунальной собственностью, т.е. создание "Службы заказчика", о которой шла речь (муниципальной управляющей компании) как субъекта рыночной экономики  по управлению муниципальными объектами  ЖКХ. Важнейшим условием реформирования ЖКХ является ценовая и тарифная политика в этой отрасли.

Сегодня реальный уровень  оплаты населения за ЖКУ не установлен ни в одном муниципальном образовании  области. Велик разброс стоимости  ЖКУ по муниципальным образованиям, поскольку тарифы утверждаются органом  местного самоуправления как правило, без должного экономического обоснования. При этом никаких мероприятий  по снижению себестоимости жилищно-коммунальных услуг не проводится. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги из экономически обоснованных превратились в политические местного масштаба.

Наиболее существенным и  наиболее типичным недостатком существующей системы регулирования тарифов  является то, что муниципальные образования, являясь собственниками имущества  муниципальных предприятий, не формулируют  перед последними целей их деятельности (практически у любого муниципального предприятия отсутствуют как  производственная, так и инвестиционная программа). Отсутствие целевых установок  перед коммунальными предприятиями  приводит к тому, что отношения  между предприятиями жилищно-коммунального  хозяйства и муниципалитетом  принимают административный характер, размываются границы ответственности  за оказание населению коммунальных услуг.

Практика показывает, что  в подавляющем большинстве случаев  образование тарифа происходит путем  прибавления к расчетной себестоимости  определенного процента рентабельности. Очевидно, что такая формула определения  тарифов ("издержки +") не стимулирует  предприятия к снижению затрат, т.к. прибыль, включаемая в тариф, прямо  пропорциональна затратам предприятия  и в такой ситуации предприятие  заинтересовано в росте себестоимости.

Нередка ситуация, когда  в тариф не включаются все составляющие, связанные с предоставлением  коммунальных услуг. Например, зачастую в структуру тарифов не включаются средства, необходимые для обслуживания приборов и узлов учета, потребления  коммунальных услуг.

Тарифы устанавливаются  на нефиксированный срок, что создает  ситуацию экономической неопределенности как для предприятия, так и  для потребителей. На практике тарифы могут не пересматриваться по 3 и  более года, невзирая на очевидные скачки инфляции. Все это приводит к тому, что коммунальные предприятия оказываются в ситуации хронического недофинансирования как своей текущей деятельности, так и программ обновления основных фондов. Процесс установления тарифов чрезвычайно политизирован, поскольку затрагивает интересы населения, проживающего на территории муниципального образования. Решения об изменении тарифов принимаются с учетом предстоящих выборов, и вопросы финансирования деятельности муниципальных коммунальных предприятий отходят на второй план.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Организация успешной работы ЖКХ – одно из важных условий  обеспечения достойных условий  существования. Система управления ЖКХ требует реформирования. Главной  цель реформы ЖКХ - это улучшение  качества жилищно-коммунальных услуг  при одновременном снижении затрат на их предоставление. Монополизм в  этой сфере не дает потребителям и  первую очередь населению возможности  выбирать на рынке необходимый набор  жилищных и коммунальных услуг. Для  успешной реализации вышеназванной  цели необходимо выполнить следующие  задачи:

  • Завершение процесса разграничение функций собственника, управления и обслуживания в сфере ЖКХ на муниципальном уровне.
  • Повышения прозрачности всех процедур формирования тарифной политики ЖКХ.
  • Модернизация кадровой политики и подготовка нового поколения менеджеров для ЖКХ.
  • Реструктуризации и ликвидации задолженностей в сфере ЖКХ.

Информация о работе Решение вопросов реформирования ЖКХ