Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 23:34, курсовая работа
В данной курсовой работе по дисциплине «Региональная экономика и управление» большое внимание уделяется вопросам, связанным с понятиями регионального управления и региональной политики, а также тенденциям их развития. Цель курсовой работы состоит в научном обосновании существующих моделей регионального управления.
Введение
1 Понятие региона и регионального управления
1.1 Понятие региона
1.2 Понятие регионального управления
1.3 Министерство регионального развития как основной субъект управления регионом
2 Региональная политика, как основа регионального управления
2.1 Определение государственной региональной политики и её аспекты
2.2 Основные этапы государственной региональной политики Российской Федерации
3 Современные тенденции и пути развития регионального управления в РФ
3.1 Тенденции развития современного регионального управления
3.2 Развитие государственной региональной политики и способы контроля исполнения федеральных целевых программ регионального развития
Заключение
Список использованной литературы
В Российской Федерации,
в основном, создана нормативно-правовая
база для осуществления региональной
политики. Полномочия между различными
уровнями власти в целом разграничены,
упорядочено бюджетное
Процесс разграничения полномочий между различными уровнями власти в соответствии с законодательно установленными принципами нуждается в оптимизации, организация эффективного исполнения полномочий обеспечивается не в полной мере; процесс осуществляется недостаточно динамично и не всегда последовательно.
Недостаточно эффективна координация деятельности территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленной на комплексное социально-экономическое развитие регионов, создание благоприятных инвестиционных условий.
Важнейшим инструментом
влияния на социально-экономическое
развитие субъектов Российской Федерации
и муниципальных образований
является размещение и развитие на
их территориях федеральной
Нестабильность доходной части региональных и местных бюджетов усиливается в связи со слабой урегулированностью трансфертного ценообразования в вертикально интегрированных компаниях, а также с повышенной зависимостью от налога на прибыль организаций.
Отсутствуют механизмы
ответственности региональных и
местных органов власти за эффективное
использование средств
Законодательно не установлен порядок предоставления субсидий из федерального бюджета, основанный на едином методологическом подходе, учитывающем объективные потребности той или иной территории в дополнительном финансировании, уровень бюджетной обеспеченности и способность территории самостоятельно за счет собственных доходов обеспечить финансирование расходных обязательств.
Достижение базовой цели, решение задач и проблем региональной политики осуществляется путем разграничения полномочий и организации взаимодействия органов государственной власти органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, стратегического планирования, территориального планирования, налогово-бюджетного регулирования, реализации федеральных целевых программы, финансирования инвестиционных проектов за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, создания особых экономических зон и использования других инструментов и механизмов региональной политики.
3.2 Развитие государственной региональной политики и способы контроля исполнения федеральных целевых программ регионального развития
Главный региональный интерес России в настоящее время должен быть осознан как минимизация негативных проявлений территориальной дезинтеграции на уровне субъектов Федерации, как поддержка местных преобразований, как создание общероссийских условий для того, чтобы каждый субъект Федерации максимально использовал свой внутренний потенциал и во все меньшей мере претендовал на ограниченные возможности государственной помощи.
Только с сознанием общественной необходимости государственный политики, контролирующей методы регионального развития, с ее разработкой и реализацией появится возможность к решению общероссийских проблем: начавшееся хозяйственное обособление регионов; региональная суверенизация и конфронтация в отношениях региональных структур власти и управления с общегосударственными; национально-этническое развитие и дополнительное обособление по этому поводу, внутрирегиональные конфликты социального и общественно-политического характера; формирование собственной региональной ресурсной базы социально-экономического развития; экологическая стабильность и другие условия устойчивого развития регионов (особенно северных территорий); выделение и функционирование регионов со специфическими статусами (свободные экономические зоны, федеральные охраняемые территории, зоны экологического бедствия и т.п.) и др.
Государственное регулирование регионального развития - главное средство реализации региональной политики. Государство в лице органов власти Федерации и ее субъектов, используя свои конструкционные полномочия, действуя в пределах законодательных норм и принимая законы, а также иные нормативные акты, обязано устанавливать степень территориальной децентрализации во всех сферах жизнедеятельности общества и вводить механизмы ее реализации в интересах целостности государства и самостоятельного развития регионов.[14]
Эта, абстрактная, на первый взгляд, формула на самом деле отражает истинный смысл и содержание государственного регулирования регионального развития. Федеративное государство призвано не управлять регионами, а осуществлять регулирующее воздействие: определять общие условия их самостоятельной деятельности, согласование пропорции федерального и регионального, общенациональные интересы приоритеты развития территорий. Основное содержание такого регулирования составляет упорядочение территориальной организации отношений по поводу собственности, природных ресурсов и финансов, причем регулирование отношений по поводу каждого из них отличается и процедурно, и сущностно.
В структуре государственного
регулирования развития можно выделить
несколько качественно
Во–первых, это общеполитическое регулирование,
находящееся в русле государственной
региональной и национальной политики.
Оно определяет сферы самостоятельных
и совместных действий, полномочия и ответственность
органов власти Федерации, ее субъектов
и административно-
Во–вторых, общее экономико-правовое регулирование, осуществляемое через установление общефедеральных правил, процедур и конкретных норм федерально-регионального разделения собственности, природных ресурсов, финансов (в т.ч. налогов) как базового условия формирования собственных источников регионального развития и единых федеральных источников для частичного межрегионального распределения.
В–третьих, государственная селективная (избирательная) поддержка регионального развития, реализуемая по каналам формульного распределения соответствующих статей федерального бюджета между нуждающимися в такой поддержке регионами, а также посредством финансирования федеральных программ, путем принятия федеральных нормативных актов о дополнительных мерах оказания государственной помощи тому или иному региону.
В–четвертых, косвенная государственная поддержка регионального развития, оказываемая в связи с федеральной поддержкой отдельных отраслей и т.п.[6]
Государственная финансовая поддержка регионов относится к числу наименее формализованных и наиболее гибких направлений государственной региональной политики. Именно здесь сталкиваются явные и скрытые интересы государства и регионов, тут наиболее заметны субъективизм, связанность политической конъюнктурой и региональное лоббирование принимаемых решений.
Государство делится с регионами не только путем прямых бюджетных вливаний через федерально-отраслевые или федерально-региональные финансовые каналы. Надо иметь в виду и государственные решения об установлении все более регионально ориентированных пропорций распределения федеральных налогов, о различных налоговых, тарифных, лицензионных льготах, о выделении средств на разовые акции финансовой поддержки отдельных регионов, о разработке и реализации региональных программ.
Базисными условиями разработки государственной региональной политики в Российской Федерации являются:
Федеральная целевая
программа регионального
Контроль за реализацией федеральных целевых программ регионального развития (ФЦПРР) и использованием выделенных бюджетных средств осуществляется Счетной палатой Российской Федерации, Правительством Российской Федерации или по его поручению исполнительными органами государственной власти Российской Федерации, законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Опыт разработки и реализации программ показал, что наряду с положительными моментами развития регионов в них имеется много недостатков, таких как размытость целей и неконкретность задач, отсутствие конкурсных процедур отбора программных мероприятий и ответственности за выполнение программ и т.д. Недофинансирование программ является и следствием, и причиной этих недостатков.
Можно констатировать, что ни одна из ФЦПРР не была выполнена с позиций их декларированных целей и с позиций годовых перечней программных мероприятий. Особое значение в появлении этих недостатков имеет правовая регламентация разработки, утверждение и реализации ФЦПРР. Существующие законодательные акты не отражают специфики федеральных программ региональной ориентации, их роль в политике государства и развитии федеративных отношений. Поэтому правоотношения, возникающие по этому поводу должны быть предметом специального федерального закона.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев и проанализировав материал, касающийся управления регионами в России, а проблема занимает важное место в сфере государственного управления, можно сделать определенные выводы. Региональная политика является основной частью общей политики государства, направленной на эффективное использование территориальных факторов жизнедеятельности и хозяйствования для достижения стратегических целей и задач устойчивого социально-экономического развития страны. Было бы сложно управлять такой огромной страной без введения региональной политики, так как - что для одного российского региона хорошо, то может быть неприемлемо для другого. Именно поэтому, следует четко и ясно представлять для какого региона хороши одни типы инструментов региональной политики, а для какого другие, то есть применять инструменты следует только точно зная проблемы того или иного региона. Государственная региональная политика - это взаимоотношения Федерального центра и субъектов Российской Федерации. Она имеет аспекты: политический, экономический и социальный. Таким образом, государственная региональная политика охватывает все уровни развития субъекта РФ.Она на ликвидацию проблем в субъектах РФ и выравнивание социально-экономического и политического пространства в стране. Еще нет строго очерченной системы решения проблем: политика регионального развития в России только формируется. Большой шаг в становлении сделан в 2007 году посредством проекта ФЗ "Об основах государственной региональной политики, порядке ее разработки и реализации". Таким образом, мы присутствуем у истоков формирования государственной региональной политики в РФ и ее направлений.