Теоретико-правовые основы регионального управления в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 16:29, курсовая работа

Краткое описание

Значимость регионального управления в достижении целей и решений региональных задач в современных условиях очень велика, так как выдвигаются новые требования к подготовке и профессиональному уровню руководителей административных территорий.
Новые задачи и содержание регионального управления ведет к росту количества проблем и их усложнению, вследствие чего происходит не только увеличение числа функций управления, но и изменение их содержания.

Оглавление

Введение

1. Теоретико-правовые основы регионального управления в РФ

1.1 Понятие региона

1.2 Понятие регионального управления

1.3 Современная региональная политика в РФ

1.4 Министерство регионального развития как основной субъект управления регионом

2. Управление АПК Калужский филиал ФГУ ГЗК "Калужская"

3. Оценка эффективности управленческого труда ЗАО "ГОРОДИЩЕ"

Заключение

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по управлению производства.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ.

 

 

 

 

Введение

 

1. Теоретико-правовые основы регионального управления в РФ

 

1.1 Понятие региона

 

1.2 Понятие регионального  управления

 

1.3 Современная региональная  политика в РФ

 

1.4 Министерство регионального  развития как основной субъект  управления регионом

 

2. Управление АПК Калужский филиал ФГУ ГЗК "Калужская"

 

3. Оценка эффективности управленческого труда ЗАО "ГОРОДИЩЕ"

 

Заключение

 

Список источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

  Значимость регионального  управления в достижении целей  и решений региональных задач в современных условиях очень велика, так как выдвигаются новые требования к подготовке и профессиональному уровню руководителей административных территорий.

  Новые задачи и  содержание регионального управления  ведет к росту количества проблем и их усложнению, вследствие чего происходит не только увеличение числа функций управления, но и изменение их содержания.

  Актуальность выбранной  мной темы обусловлена значительным  ростом и разнообразием задач,  решаемых регионами. В Российской  Федерации до сих пор не отлажена система работы с регионами, однако государство ведет работу в этом направлении. Региональный уровень управления- проблема не менее сложная, чем государственное управление на федеральном уровне. В области такой науки как "региональное управление" образовался некоторого рода "вакуум". К изучению вопросов регионального управления как правило подходят лишь с экономической точки зрения. Большую роль в своих трудах региональному управлению отводит Малин А.С., профессор кафедры общего и стратегического менеджмента ГУ ВШЭ ,который обобщил накопленный в данной области опыт. Значительный вклад в развитие теории и практики управления регионами внесли А.Г. Аганбегян, А.Г. Гранберг, В.В. Кистанов .В.Е.Селиверстов занимается исследованиями, посвященными моделированию экономических систем, проблемам экономического взаимодействия регионов, прогнозам развития субъектов Федерации. О.М. Барбаков рассматривает регион как социальную систему со всеми входными, выходными характеристиками и функциями, обеспечивающими его жизнедеятельность, освещает такие аспекты, как определение субъекта и объекта регионального управления; формулирование основных принципов создания системы управления регионом; создание схемы организации информационных технологий регионального управления.

  Объектом исследования в моей работе будут регионы, предметом изучения региональное управление в России. Целью изучения в моей работе будет исследование существующих моделей регионального управления. Для достижения поставленной задачи необходимо решить следующие задачи:

дать определение понятиям региона и регионального управления;

проанализировать современное  состояние региональной политики в  России;

изучить деятельность министерства регионального развития как основного  субъекта управления регионом;

дать характеристику регионального управления в Калининградской  области;

рассмотреть режим особой экономической зоны в Калининградской  области в качестве основы создания региональной системы управления;

определить проблемы реализации региональной модели управления в Калининградской области и основные пути их решения.

 

1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РФ

 

1.1 ПОНЯТИЕ  РЕГИОНА

 

  В отечественной  и в зарубежной литературе  нет четкого, однозначного толкования  понятия "регион". В российских исследованиях чаще всего встречаются два термина: "регион" и "район", причем, как правило, между ними не проводят строгой границы. По мнению Э. Б. Алаева, район "представляет собой локализованную территорию, обладающую единством, взаимосвязанностью составляющих элементов, целостностью, причем эта целостность — объективное условие и закономерный результат развития данной территории"

  Понятию "регион" уделяется много внимания в  современной экономической, географической  и градостроительной литературе  являются:

·  географические (расположение, величина территории и количество населения);

·   производственно-функциональные (специфика преобладающих видов  деятельности);

· градостроительные (характер застройки объектов производственной деятельности, жилья и обслуживания);

·          социологические (нормы общения, поведения).

  Такое разнообразие  критериев затрудняет полное  раскрытие сущности региона в  одном определении. Регион должен  рассматриваться одновременно и  как элемент территориальной  организации национального хозяйства, и как элемент системы расселения, и как элемент социальной организации общества — места всех сфер жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека. Основываясь на вышесказанном можно считать, что регион — это территория в административных границах субъекта Федерации, характеризующаяся: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, т. е. наличием политико-административных органов управления.

  В последнее время  все большее число специалистов  в области региональной науки  и особенно непосредственных руководителей краев, областей, республик сходятся в одном: регионами в России необходимо считать субъекты Федерации, посколькуособенность территории (акватории, аэротории) Российской Федерации, а также ее неоднородность по различным признакам или чрезмерные размеры с точки зрения определенных целей изучения или практической деятельности предполагают необходимость членения территории на части — регионы.

  Регион — это  определенная территория, отличающаяся  от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов. Слово "регион" — латинского происхождения (от корня regio), в переводе означает страна, край, область. Существует много определений данного термина, например:

1.         Под регионом понимается крупная территория с более или менее однородными природными условиями, главным образом, характерной направленностью развития производительных сил на основе сочетания комплекса природных ресурсов с соответствующей сложившейся и перспективной материально-технической базой, производственной и социальной инфраструктурой .

2.         Регионы — это определенная  территория, отличающаяся от других  территорий по ряду признаков  и обладающая некоторой целостностью  составляющих ее элементов .

3.         Регион — это часть территории  Российской Федерации, обладающая  общностью природных, социально-экономических,  национально-культурных и иных  условий. Регион может совпадать  с границами территории субъекта  Российской Федерации, либо объединять территории нескольких субъектов. В тех случаях, когда регион выступает как субъект права, под ним понимается только субъект Российской Федерации .

  Таким образом,  понятие региона является весьма  абстрактным (как регион вообще) и предполагает, что его конкретизация и содержательная интерпретация осуществляются при выделении определенных типов регионов. Регионы — понятие типологическое, они выделяются из территории в соответствии с определенными целями и задачами.

  Третье определение  позволяет реализовать нормативно-законодательное равенство субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, заложенное в Конституции РФ, создает реальные условия для учета региональных особенностей каждого субъекта в экономической деятельности и обеспечивает более устойчивое управление регионом.

  Конституционное  признание регионов субъектами  РФ требует раскрытие их роли  в системе реформирования экономики  России. Многоукладность экономики  потребовала принципиально нового  подхода к содержанию системы управления народным хозяйством, что нашло свое отражение в региональной концепции реформирования, основными положениями которой являются:

• признание самостоятельности  субъектов РФ и обеспечение их экономического равноправия с целью  укрепления единства России;

•  признание предприятия  в качестве основного самостоятельного хозяйствующего субъекта, в качестве необходимого условия реализации рыночных отношений в экономике страны;

•  формирование системы  государственного регулирования регионального  развития при переносе центра тяжести социально-экономических преобразований на региональный уровень.

  Данные положения  определяют содержание регионального  управления, которое учитывается  федеральным центром и осуществляется  на региональном уровне самими  регионами.

  В учебной литературе  деление территории на регионы  принято называть районированием. Районирование проводится в соответствии  с поставленными целями и всегда  является целевым или проблемно  ориентированным. В настоящее  время существует несколько видов  районирования России, а именно:

•  административно-территориальное;

•  общее экономическое;

•  проблемное экономическое.

  Таким образом,  общее экономическое районирование  — это не механическое деление  территории на заданное количество  регионов, а деление, базирующееся на определенной методологии и содействующее совершенствованию территориального разделения труда и эффективности национального рынка.

  Проблемное экономическое  районирование осуществляется для  государственного регулирования  территориального развития. С этой целью выделяются различные типы проблемных регионов. К таковым могут относиться отстающие или слаборазвитые регионы, депрессивные, кризисные регионы, особо выделяются приграничные регионы. Проблемы связаны с тем, что эти регионы не могут развиваться с опорой только на собственные экономические ресурсы, им в обязательном порядке требуется государственная поддержка.

  К регионам проблемного  типа могут относиться те части  территории страны, где осуществляются  общегосударственные (федеральные)  целевые программы (программа развития Дальнего Востока и Забайкалья, программа развития зоны Севера).[9]

  Следовательно, проблемное  экономическое районирование не  охватывает всю территорию России, как и выделяемые проблемные  регионы.

  Подводя итог изложенному выше, следует подчеркнуть, что процесс образования регионов связан с развитием общественного (территориального) разделения труда и специализаций отдельных территорий.

 

1.2 ПОНЯТИЕ  РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

  Управление — универсальный  и необходимый элемент окружающего нас мира. В предельно широком смысле слова — это различные способы воздействия субъекта (нескольких субъектов) на объект (несколько объектов), изменяющих положение, свойства, поведение, качества объекта.

  Однако под управлением  чаще всего понимают воздействие, которое имеет целевое назначение и при котором объект поддается регулированию со стороны людей.

  Предмет регионального  управления в широком смысле  сложен и многосторонен. Его  основными составляющими являются:

•  управление отдельными регионами;

•  управление межрегиональными связями;

•  система управления регионом;

•  региональные аспекты  управления.

  В России в настоящее  время существуют 83 региона и  все они имеют свои особенности.

  В самом общем  виде региональное управление - это  регулирование поведения управляемого объекта (государственного и негосударственного) региональными органами, организациями, должностными лицами в целях, определяемых государством и регионом, направление деятельности объекта путем применения самых различных средств: экономических, административных, идеологических, правовых и не правовых, путем стимулирования, требований, запретов и т. д.

  Региональное управление  изучает управление отдельным  регионом: формирование объективных  предпосылок экономического развития региона, управление производственной структурой, социальной сферой, обеспечением условий жизни, расселение и размещение хозяйства, формирование механизма функционирования и управления экономикой, социальной сферой и экологией. Предметом изучения, кроме элементов внутренней структуры управления регионом, должны быть связи данного региона с другими регионами страны, государствами — членами СНГ и зарубежными странами.

  В системе регионального  управления определяющее место  занимают его цели. Наиболее общими целями в современных условиях являются безопасность, жизнеобеспечение, целостность и упорядоченность экономической и социальной системы. Эти цели должны сообразовываться с общечеловеческими ценностями: улучшением качества жизни; гарантией прав и развития личности; обеспечением демократии; социальной справедливостью; социальным прогрессом общества.

  Практика показывает, что стабильность системы регионального  управления важное, но не доминирующее  ее качество. Главное — это  адаптация управленческого механизма к изменению условий управления, динамике общества, региона, потребностей людей.

Информация о работе Теоретико-правовые основы регионального управления в РФ