Теоретико-правовые основы регионального управления в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 16:29, курсовая работа

Краткое описание

Значимость регионального управления в достижении целей и решений региональных задач в современных условиях очень велика, так как выдвигаются новые требования к подготовке и профессиональному уровню руководителей административных территорий.
Новые задачи и содержание регионального управления ведет к росту количества проблем и их усложнению, вследствие чего происходит не только увеличение числа функций управления, но и изменение их содержания.

Оглавление

Введение

1. Теоретико-правовые основы регионального управления в РФ

1.1 Понятие региона

1.2 Понятие регионального управления

1.3 Современная региональная политика в РФ

1.4 Министерство регионального развития как основной субъект управления регионом

2. Управление АПК Калужский филиал ФГУ ГЗК "Калужская"

3. Оценка эффективности управленческого труда ЗАО "ГОРОДИЩЕ"

Заключение

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по управлению производства.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

  Важнейшей материальной  базой регионального управления  являются ресурсы управления: наличие  соответствующих органов управления; наличие кадров; финансовые возможности;  укомплектованность управленческой техникой и др.

  От этого в значительной  степени зависит эффективность  регионального управления. При изучении  региона как управляющей системы  рассматривается ее содержание (реализация  региональной власти), структура  взаимоотношений этой системы с личностью, различными коллективами, обществом; необходимость, возможность и пределы регионального управления, его различные территориальные уровни (в масштабах региона, автономии, города, поселка и других административно-территориальных единиц); особенности в различных сферах общественной жизни (экономика, социальная сфера, политика, идеология); использование для управления законодательной и исполнительной власти, статус и роль государственного служащего; методы и особенности управления в различных регионах, учреждениях, предприятиях и т. д.; технические средства регионального управления.

  Сущностью регионального  управления является также оценка  его эффективности. Эффективность  регионального управления — это  достижение цели управления с минимальной затратой ресурсов и управленческой энергии в возможно короткий срок и с возможной полнотой.

  Например, в России  приватизация государственных предприятий  хотя и была проведена быстрее,  чем в Великобритании в 1970—1980-х  годах в отношении части предприятий (в этой стране приватизация продолжалась десятилетия), но неэффективно. В Великобритании приватизация принесла государству около 100 млрд долл., была передана в частную собственность небольшая часть (всего несколько процентов), но крупных предприятий. В России же быстрая приватизация охватила более 70% предприятий и дала в казну приблизительно лишь 5 млрд долл.

  В конечном счете,  эффективность регионального управления  напрямую связана с повышением  уровня жизни человека (населения).

 

 

1.3 СОВРЕМЕННАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РФ

 

  Субъекты федерации  имеют местные парламенты, издают  свои законы, иногда принимают  собственные конституции, избирают  президентов, обладают другими  атрибутами государственной власти. Однако государственная власть  субъектов федерации имеет ограниченный и в определенной степени подчиненный характер. Это находит выражение в закреплении на конституционном уровне исключительной компетенции Федерации, в принципе — верховенства федерального права.

  Указанные факторы определяют  особенности государственного управления на уровне субъектов федерации.

  Во-первых, в регионах осуществляется  двойное, но раздельное государственное  управление. С одной стороны, на  территории региона федеральные  органы ведают общегосударственными  вопросами на основе либо общего регулирования (издание федеральных законов, постановлений правительства), либо путем управления на местах отделами, управлениями федеральных министерств, либо в соответствии с договорами о разграничении полномочий между федерацией и тем или иным субъектом РФ.

  С другой стороны, субъект  федерации осуществляет государственное  управление по вопросам, отнесенным  конституцией к его совместному  ведению.

  Во-вторых, государственное управление  субъекта ограничено не только  территориально, но и кругом полномочий. К собственным исключительным полномочиям субъекта относятся те, которые остаются за вычетом исключительных полномочий федерации и совместных полномочий федерации и субъекта. Это так называемые остаточные полномочия. В субъектах федерации могут существовать отделы и управления центральных министерств и ведомств. Они осуществляют исключительные полномочия федерации и совместные полномочия федерации и субъектов в сфере исполнительной власти.

  В административно-территориальных  единицах субъектов федерации (тех, которые являются муниципальными образованиями) действует местное самоуправление. Субъекты же принимают законы о местном самоуправлении (федерация устанавливает только общие принципы).

  Местное самоуправление автономно.  Многие вопросы в соответствии с конституцией и законами входят в его сферу. К тому же субъект может по своему желанию передать часть своих функций местному самоуправлению. Передавая определенные функции, субъект в соответствии с законом должен передавать материальные и финансовые средства, необходимые для выполнения этих функций, что иногда забывается в практике регионального управления.

  Функции исполнительной власти  осуществляет администрация субъекта. Это может быть единоличный  губернатор, либо президент субъекта  федерации. Губернатор или президент субъекта Федерации назначается Президентом РФ.

  В субъектах федерации существует  свое правительство. В тех случаях,  когда его назначает губернатор, глава правительства действует  под руководством губернатора,  а правительство решает в основном вопросы оперативного управления.

  Один из самых  сложных вопросов управленческой  деятельности субъекта федерации  связан с соблюдением ее границ. Субъект обычно стремится расширить  границы собственного управления, захватывает "куски" федеральных полномочий и вмешивается в сферу муниципального самоуправления. Это порождает проблему двух- и трехсторонней координации деятельности федерации, ее субъекта и муниципалитетов. Нередко она осложняется неясностями в осуществлении совместных полномочий. В конституциях они сформулированы в общем виде, а конкретно права и обязанности не разделены. С этой целью федерация и субъекты заключают между собой договоры о распределении совместных предметов ведения между органами государственной власти федерации и субъекта, иногда одни совместные полномочия передаются федерации, а другие — субъекту. Есть единичные аналогичные документы за подписями трех участников: федерации, субъекта и другого субъекта (автономного округа), который расположен на территории другого, более крупного субъекта (например, Тюменская область). Двусторонние договоры о распределении полномочий и ответственности заключают также Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов федерации. В условиях федеративного государства и самостоятельности местного самоуправления, с учетом масштабов территории страны для решения указанных задач приоритетным направлением региональной политики должны стать разработка и внедрение системы мер, обеспечивающих мотивацию органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти к наращиванию собственного экономического потенциала соответствующих территорий. Предоставляемая за счет вышестоящих бюджетов финансовая и иная материальная поддержка регионам и муниципальным образованиям как инструмент региональной политики должна предусматривать ее предоставление на условиях, стимулирующих экономическое развитие отстающих субъектов Российской Федерации и муниципалитетов. Одновременно важной задачей является сохранение условий для динамичного развития лидирующих, с точки зрения экономического развития, территорий.

  В Российской Федерации,  в основном, создана нормативно-правовая  база для осуществления региональной политики. Полномочия между различными уровнями власти в целом разграничены, упорядочено бюджетное устройство и сформированы принципы межбюджетных отношений, закреплены правовые основы осуществления территориального планирования, определены организационно-правовые условия для развития местного самоуправления, сформированы механизмы стимулирования эффективной деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Однако остается не решенным ряд проблем реализации региональной политики.

  Процесс разграничения  полномочий между различными  уровнями власти в соответствии  с законодательно установленными  принципами нуждается в оптимизации,  организация эффективного исполнения  полномочий обеспечивается не в полной мере; процесс осуществляется недостаточно динамично и не всегда последовательно.

  Недостаточно эффективна  координация деятельности территориальных  органов, федеральных органов  исполнительной власти, органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленной на комплексное социально-экономическое развитие регионов, создание благоприятных инвестиционных условий.

  Важнейшим инструментом  влияния на социально-экономическое  развитие субъектов Российской Федерации и муниципальных образований является размещение и развитие на их территориях федеральной производственной, социальной, транспортной и таможенно-логистический инфраструктуры.

  Нестабильность доходной  части региональных и местных бюджетов усиливается в связи со слабой урегулированностью трансфертного ценообразования в вертикально интегрированных компаниях, а также с повышенной зависимостью от налога на прибыль организаций.

  Отсутствуют механизмы  ответственности региональных и местных органов власти за эффективное использование средств финансовой помощи территориям - получателям трансфертов. Недостаточна мотивация органов власти регионов и муниципалитетов к сокращению финансовой помощи и развитию собственного налогового потенциала.

  Законодательно не  установлен порядок предоставления  субсидий из федерального бюджета,  основанный на едином методологическом  подходе, учитывающем объективные  потребности той или иной территории  в дополнительном финансировании, уровень бюджетной обеспеченности и способность территории самостоятельно за счет собственных доходов обеспечить финансирование расходных обязательств.

  Достижение базовой  цели, решение задач и проблем  региональной политики осуществляется  путем разграничения полномочий  и организации взаимодействия органов государственной власти органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, стратегического планирования, территориального планирования, налогово-бюджетного регулирования, реализации федеральных целевых программы, финансирования инвестиционных проектов за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, создания особых экономических зон и использования других инструментов и механизмов региональной политики.

 

1.4 МИНИСТЕРСТВО  РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КАК ОСНОВНОЙ СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ

 

  Министерство регионального  развития Российской Федерации  является федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим  функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, административно-территориального устройства Российской Федерации, разграничения полномочий по предметам совместного ведения между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществления приграничного и межрегионального сотрудничества, строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства, государственной национальной политики и межнациональных отношений в Российской Федерации, защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов Российской Федерации, а также функции по предоставлению государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (в установленной сфере деятельности Министерства), согласованию федеральных целевых программ и ведомственных целевых программ в части, касающейся комплексного территориального развития, осуществлению прав государственного заказчика (государственного заказчика-координатора) федеральных целевых программ, связанных с экономическим развитием субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, разработке и согласованию методик выделения средств государственной поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям и внесению их в Правительство Российской Федерации на утверждение, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере градостроительства, строительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства и координации деятельности государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

  Правовой основой  деятельности Министерства является указ Президента РФ № 1168 от 13 сентября 2004.О Министерстве регионального развития РФ

  В настоящее время  Министром регионального развития  является Басаргин Виктор Федорович.  Заместители министра: Ашлапов Н.И., Круглик С.И., Осинцев Ю.В., Панов  Р.Ю., Рейльян Ю.У., Токарев В.А., Травников М.А., Юрпалов С.Ю. Помощники министра: Гвоздева С.Н.,Голованов С.Ю.

Информация о работе Теоретико-правовые основы регионального управления в РФ