Развитие некоммерческого сектора экономики России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 16:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель: определить тенденции и перспективы развития некоммерческого сектора российской экономики. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1) изучить теоретические подходы к некоммерческому сектору экономики;
2) провести анализ развития сектора некоммерческих организаций в России в пореформенный период (1990-2000-е гг.);
3) обосновать пути дальнейшего развития некоммерческого сектора экономики России.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 126.92 Кб (Скачать)

Далее рассмотрим каждую форму  подробнее.

Потребительский кооператив.

Согласно ст. 116 ГК РФ потребительским  кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических  лиц на основе членства с целью  удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами  имущественных паевых взносов. Правовое положение потребительских кооперативов определяется в соответствии с Законом  Российской Федерации от 19.06.92 № 3085-1 “О потребительской кооперации (потребительских  обществах, их союзах) в Российской Федерации”, согласно которому основными задачами потребительской кооперации в Российской Федерации являются:

  • создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами;
  • закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно - технического сырья с последующей их переработкой и реализацией;
  • производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли;
  • оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг;
  • пропаганда кооперативных идей, основанных на международных принципах кооперации, доведение их до каждого пайщика всех потребительских обществ, в том числе через средства массовой информации.

Общественные  и религиозные организации.

В соответствии со ст. 117 ГК РФ общественными и религиозными организациями (объединениями) являются добровольные объединения граждан, в установленном  законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для  удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей.

Согласно Закону РФ от 19.05.95 №82-ФЗ «Об общественных объединениях»  под общественной организацией понимается основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов  и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации  в соответствии с ее уставом могут  быть физические лица и юридические  лица - общественные объединения. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно  действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

Особенности правового положения  религиозных организаций определены в Законе РФ от 26.09.97 № 125-ФЗ «О свободе  совести и религиозных объединениях», в котором религиозное объединение  определяется как добровольное объединение  граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях  совместного исповедания и распространения  веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

    • вероисповедание;
    • совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
    • обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозные объединения  могут создаваться в форме  религиозных групп и религиозных  организаций.

Фонды.

Согласно ст. 118 ГК РФ фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов  и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или  иные общественно полезные цели.

При этом термин “фонд” применяется  к тем НКО, которые, как правило, преследуют благотворительные цели. Деятельность благотворительных фондов регулируется Законом Российской Федерации  от 11.08.95 № 135-ФЗ “О благотворительной  деятельности и благотворительных  организациях”.

 

Учреждения.

В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждением является некоммерческая организация, созданная собственником  для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций  некоммерческого характера и  финансируемая полностью или  частично.

При этом следует отметить, что учреждение - это единственный вид некоммерческой организации, не являющейся собственником своего имущества.

Объединения юридических лиц.

Согласно ст. 121 ГК РФ объединение  юридических лиц (ассоциации и союзы) создается коммерческими организациями  и целью их создания является координация  их предпринимательской деятельности, а также представление и защита общих имущественных интересов.

Некоммерческие  партнерства.

Некоммерческое партнерство (НКП) — в российском законодательстве основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей. Некоммерческое партнёрство может  быть создано в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов  граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической  помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Автономная  некоммерческая организация.

Согласно ст. 10 Закона № 7-ФЗ автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. Деятельность автономной некоммерческой организации направлена, в частности, на предоставление услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права и физической культуры.

Государственная корпорация.

Государственной корпорацией  признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления  социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная  корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации. Государственная  корпорация обязана ежегодно публиковать  отчеты об использовании своего имущества  в соответствии с законом, предусматривающим  создание государственной корпорации (ст. 7 Закона №7-ФЗ).

Внутри сообщества некоммерческих, неправительственных и неполитических организаций выделим ряд классов  на основе различия фокусных групп  этих организаций (на кого или на какие  проблемы направлена их деятельность).

Первым будет класс  некоммерческих организаций, фокусной группой которых являются сами члены  этих организаций.

Среди них можно выделить два подкласса:

- "организации взаимопомощи", объединяющие людей по принципу  общей проблемы (организации инвалидов,  ассоциации родителей больных  детей и т.д.); в ряде случаев  сюда же можно отнести и  объединения людей по демографическому  или гендерному признаку, а также  по характеру сексуальной ориентации;

-"организации клубного  типа", включающие разнообразные  группы самосовершенствования, клубы  по интересам и т.д.

Эти подклассы не разделены  четкой линией, и часто организации  одного из них обладают чертами другого. Все же их, на мой взгляд, разделяет  степень остроты и болезненности проблем их членов, что будет влиять и на их характер взаимоотношений с властными структурами.

Ко второму классу можно  отнести организации, направленные на решение определенных проблем, непосредственно  не связанных с проблемами самих  их членов.

Здесь также просматриваются  два подкласса:

-организации "социальной" направленности, или благотворительные  организации, направленные на  решение человеческих проблем,  при этом часть из них направлена  на решения комплекса проблем  определенных категорий населения,  например, престарелых, многосемейных  или безработных, другая часть  - на решение конкретных типов  проблем - например, проблемы бездомности  или проблемы СПИДа;

- организации "экологической"  направленности, особенно если понимать  под "экологической деятельностью"  защиту окружающей среды в  широком смысле, т.е. не только  группы охраны природы, но и  группы защиты памятников культуры  и т.д.

Наконец, четвертый класс  некоммерческих организаций будет  состоять из возникающих в последнее  время "инфраструктурных" организаций, миссией которых является содействие деятельности других некоммерческих организаций  в самом широком смысле. Сюда входят и организации, специализирующиеся на правовом обеспечении некоммерческого  сектора; и организации, совмещающие  исследовательскую и образовательную  деятельности; и информационные и  просветительские центры, действующие  в рамках определенного общественного  движения (женского, экологического и  т.п.); и центры поддержки, возникшие  на основе целевых грантов иностранных  фондов.

Легко видеть, что предложенные четыре класса некоммерческих организаций  различаются, в частности, по степени "профессионализации" их деятельности. Если организации первого и третьего класса действуют преимущественно  на волонтерских началах, то для инфраструктурных организаций, а также во многом и для сильных организаций благотворительного профиля более свойственна уже профессиональная работа в этом направлении, причем зачастую это профессионалы высокого уровня, превосходящие профессионалов государственного сектора.

Различаются выделенные классы и по органичным для них формам взаимодействия с властью. Так, для  организаций первого класса, особенно для объединений "товарищей по несчастью" властные структуры являются прежде всего источником финансовых и иных средств решения проблем  членов этих организаций. Организации  клубного характера и группы по интересам  относятся к власти существенно  более спокойно и в ряде случаев  прекрасно без нее обходятся, арендуя где-нибудь помещения и  оплачивая сами свои мероприятия  и встречи. Конечно, они с удовольствием  примут поддержку властных структур, но для них все же главное, чтобы  власть им не мешала.

Для организаций второго  класса взаимодействие с властными  структурами является уже достаточно существенной частью их деятельности. При этом в случае благотворительных  организаций уже можно говорить и о случаях социального партнерства  с органами власти, когда эти организации  берут на себя выполнение ряда функций  последних, например, по социальному  обеспечению или патронажу. Таким  образом, здесь уже наблюдается  переход от отношений проситель-даритель к более или менее равноправному  сотрудничеству. При этом власть для  благотворительных организаций  не является единственным источником средств, они все более активно  работают и с бизнесменами, и с  иностранными дарителями.

 

Выводы к 1 главе:

Третий сектор экономики, выполняя в настоящее время во всем мире социально значимые задачи, находится в постоянном развитии, расширяет сферы своего влияния. Роль некоммерческого сектора в  экономике России постоянно возрастает, его основными приоритетами являются образование, культура, здравоохранение  и социальная сфера.

Приоритетными задачами некоммерческого  сектора являются задачи социальные и образовательные. Важную роль играет некоммерческий сектор и в деле жилищного  просвещения. Важной ролью некоммерческого  сектора является поддержка культуры и искусства, сферы досуга.

Таким образом, роль некоммерческого  «третьего» сектора экономики достаточно велика, и она имеет тенденцию  к дальнейшему своему расширению.

Также, можно отметить, что некоммерческой является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Согласно документам, регулирующим деятельность некоммерческих организаций (Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон Российской Федерации от 12.01.96 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” и другие федеральные законы об отдельных формах и видах НКО), некоммерческие организации могут создаваться в различных формах: потребительские кооперативы, общественные или религиозные организаций (объединений), благотворительные фонды, учреждения, объединения юридических лиц (ассоциаций и союзов), некоммерческое партнерство, автономная некоммерческая организация, государственная корпорация.

 

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА И ЕЕ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ.

2.1 Анализ развития  сектора некоммерческих организаций  в России в переходный период.

За шесть лет после развала Советского Союза (1991-1996 гг.) Минюст РФ зарегистрировал 3214 организации, а региональные органы юстиции - 54 861. На 1 января 1997 г. в стране действовала 2701 общественная организация, претендующая на роль политической партии (из них Минюст РФ подтвердил статус общероссийских у 88). Такой значительный рост обусловлен многими причинами, среди которых следует выделить оформление правовой базы:

Не менее важной причиной стало  осознание: многие болезненные социальные проблемы не решаются и еще долго  не будут эффективно и качественно  решаться ни государственными силами, ни бизнесом. Поняв это, люди стали  брать инициативу в свои руки. Многие из них нуждаются в помощи и  поддержке по таким вопросам, как  менеджмент, организационное строительство  и развитие, сбор средств и привлечение  ресурсов, планирование и проектирование, и активно работают на семинарах  для некоммерческих организаций.

Информация о работе Развитие некоммерческого сектора экономики России