Развитие некоммерческого сектора экономики России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 16:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель: определить тенденции и перспективы развития некоммерческого сектора российской экономики. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1) изучить теоретические подходы к некоммерческому сектору экономики;
2) провести анализ развития сектора некоммерческих организаций в России в пореформенный период (1990-2000-е гг.);
3) обосновать пути дальнейшего развития некоммерческого сектора экономики России.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 126.92 Кб (Скачать)

На сегодня мало кто в действительности понимает, чем занимаются благотворительные  фонды. История благотворительности  в новой России насчитывает всего  два десятилетия. Первым иностранным  фондом, который начал работу еще  в СССР, был фонд Сороса (1987). Благотворительность, часто становящаяся бюджетозамещающей, вначале сводилась преимущественно  к программам западных фондов: американских и европейских. Их внимание было направлено на те области социальной жизни (наука, образование, культура), которые оказались  за бортом рыночной экономики. К середине 90-х гг. прошлого века в России уже  работали десятки западных фондов. Примерно тогда же появились первые российские фонды. Сначала робко, но потом более активно крупные  бизнесмены начали создавать свои благотворительные институты, которые сегодня не просто дополняют, но подчас начинают замещать западные фонды. Но в России работа таких некоммерческих организаций связана со многими проблемами. Во-первых, частично сохраняется негативное общественное отношение к фондам, поскольку некоторые из них в 90-х годах занимались «оптимизацией» налогообложения и финансовых потоков. Во-вторых, пока не забылись политические скандалы, которые разгорелись вокруг западных фондов в странах СНГ, где благотворительная деятельность подчас смешивалась с деятельностью политической. И в-третьих, в России сохраняется такая система налогообложения, которая плохо стимулирует благотворительность и деятельность некоммерческих организаций в целом. Впрочем, на всех трех направлениях есть сдвиги в лучшую сторону.3

В ст. 30 действующей Конституции  РФ (1993 г.) записано, что каждый гражданин "имеет право на объединение", причем "свобода деятельности общественных объединений гарантируется". Данное конституционное право включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для  защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать или  не вступать в уже существующие объединения, а также право беспрепятственно выходить из них. Оно может осуществляться гражданами, достигшими 18 лет, а применительно  к профсоюзам, молодежным общественным объединениям - 14 и детским объединениям - 10 лет.

В 1994 г. конституционные положения  получили дальнейшее развитие в Гражданском  кодексе, где в ряде статей были закреплены понятие некоммерческой организации  как юридического лица, основные характеристики некоторых форм некоммерческих организаций (в частности общественных и религиозных  объединений, фондов, их ассоциаций и  союзов) и правовые основы их деятельности. Само же понятие некоммерческой организации  как субъекта правоотношений впервые  было введено Основами гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г.

Кроме этого, до 1995 г. на территории России действовал Закон СССР "Об общественных объединениях" (принятый в октябре 1990 г.), который впервые  заменил разрешительный порядок  возникновения общественных организаций  в нашей стране на регистрационный, положив начало правовому регулированию  отношений в некоммерческом секторе. В дальнейшем на его основе был  разработан одноименный Закон РФ, который вступил в действие в  мае 1995 г.

В настоящее время количество законов и подзаконных актов, содержащих нормы, регулирующие деятельность НКО, исчисляется уже сотнями, а  сами нормы относятся к различным  отраслям права. Они присутствуют в  международных договорах и иных международных документах, имеющих  силу на территории России; Конституции  Российской Федерации; федеральных  конституционных законах; федеральных  законах; нормативных правовых актах  субъектов РФ; Указах Президента РФ; постановлениях Правительства РФ; нормативных  правовых актах органов исполнительной власти; корпоративных (локальных) нормативных  актах НКО; договорах, а также  в актах судебной власти. Некоммерческие организации - полноценные субъекты права, хотя и обладают специальной  правоспособностью, то есть вправе осуществлять только те виды деятельности, которые  содержатся в их уставе. Правовое регулирование  деятельности НКО включает обширный перечень вопросов, в том числе  порядок взаимоотношений НКО  между собой, с гражданами, с государством и с бизнесом, но главным остается установление их правового статуса.

Основы деятельности некоммерческого  сектора на территории России, заложил  Федеральный закон РФ "О некоммерческих организациях", вступивший в силу 12 января 1996 г. В нем определены правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических  лиц, закреплены правила формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей и участников, основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления. В соответствии с этим законом, НКО могут создаваться для достижения самых разнообразных общественно полезных целей: социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи и т.п.

 

2.2 Анализ деятельности  некоммерческих организаций в  России на современном этапе.

Уже несколько лет исследовательская  группа ЦИРКОН анализирует состояние  третьего сектора, изучает динамику влиятельности некоммерческих организаций  на другие секторы общественной жизни. В недавних опросах представителям НКО предлагалось дать свою оценку воздействия третьего сектора на первый и второй, то есть насколько  некоммерческие организации влияют на власть и бизнес (с их точки  зрения) в постановке задач, в выборе стратегий, принятии решений. Население  не замечает активности некоммерческих организаций, реакция власти и бизнеса  на их деятельность минимальна, сам  третий сектор оценивает свою влиятельность  как слабую. Но именно слабая степень  развития института НКО создает  возможности для интенсивной  и быстрой самореализации. Огромный потенциал становления третьего сектора в том, что оно может  происходить и во внеинституциональных формах. Заблокировать его, соответственно, гораздо сложнее.

Причинами низкой активности российских НКО является:

  • активное вытеснение их из социальной и коммунальной сфер (В итоге доля НКО на рынке коммунальных и социальных услуг снизилась с 2002 по 2006 г. с 29% до 16% (во Франции она выросла с 36% до 43%).
  • принятый в 2006 г. Закон «О некоммерческих организациях» затруднил получение помощи из-за рубежа никак не компенсировав это. Изданные вслед за законом нормативные акты, регламентирующие порядок регистрации, перерегистрации и проведения проверок НКО, усложнили эти процедуры.

В любом деле важен стартовый  импульс, который в России всегда исходит сверху. Сейчас власть начинает инвестировать в третий сектор, что  значительно подогревает общественный интерес, который привык реагировать  именно на такого рода импульсы. И власть помогает гражданскому обществу в решении  его проблем. Формируется экономическая  база, работают социальные лифты, возникает  необходимость решать новые интересные задачи. Эта сумма факторов, как  представляется, и позволит обеспечить приток в НКО активной части молодежи и даже людей средних возрастов.

Изучив деятельность российского  «третьего сектора», Общественная палата пришла к выводу, что по количеству НКО мы уже практически догнали  западные страны. В России в настоящее  время существует около 354 405 некоммерческих организаций, по словам члена Общественной палаты Ярослава Кузьминова, -- больше, чем в Китае. Однако значительная часть организаций - "спящие", в  них нет никаких денежных поступлений. Но тем не менее количество учтенных сопоставимо с количеством НКО  в таких странах, как США (1,2 млн) и Франция (800 000). Однако в деятельности российских НКО, по оценкам совместного  исследования Высшей школы экономики  и института «Общественный договор», участвуют около 10 млн. человек -- это  около 7% населения, тогда как во Франции -- 43%, а в США -- около 35%. Вклад российских некоммерческих организаций в ВВП, по данным Общественной палаты, с 2002 по 2006 г. снизился с 0,8% до 0,4%. Это значительно меньше, чем в США (7,2% в 2005 г.), Японии (5,2%), Франции (4,2%) или Чехии (1,5%). 4

Около 70 исследователей социальной политики и представителей российских и международных  некоммерческих организаций (НКО) приняли  участие в презентации проекта "Создание информационно-аналитической  площадки для взаимодействия исследователей социальной политики и НКО", которая  прошла в январе в Государственном  Университете - Высшей школе экономики (ГУ-ВШЭ). Главной темой обсуждения на презентации стало взаимодействие науки и некоммерческого сектора  в области социальной политики.5

Изменение законодательства, регулирующего  деятельность некоммерческих организаций, происходит постоянно. Закон об НКО  ввел многочисленные дополнительные административные барьеры и уровни контроля со стороны  государства в деятельность некоммерческих организаций. В соответствии с этим законом появилась новая организационно-правовая форма НКО - корпорация. В 1999 году в  законе появилось дополнение о госкорпорации. Как следует из уже принятых законов  о госкорпорациях и их проектов, им разрешена предпринимательская  деятельность, за результаты которой  государство юридической ответственности  не несет. Полноправным собственником  бывшего госимущества становится, по сути, руководитель госкорпорации. Назначает  его президент страны - лично или  через правительство. Те же лица и  контролируют госкорпорацию (через  Наблюдательные советы и отчеты). Причем контроль этот ограничен по содержанию и не публичен по форме. В интересах госкорпораций вводятся нормы, прямо противоречащие действующим законам. Например, на них не распространяются нормы ФЗ "О некоммерческих организациях", регламентирующие порядок осуществления контроля за их деятельностью. Упрощен состав годового отчета госкорпораций, который приравнен к бухгалтерской отчетности для общественных организаций, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, нет приложений, согласно п. 3 ст. 13 ФЗ "О бухгалтерском учете". 6

В конце минувшего года был подписан второй документ: очень важный для "третьего сектора" закон о целевом капитале (эндаументе), направленный на создание дополнительных механизмов финансовой устойчивости некоммерческих организаций. Существенно возрос интерес к  эндаументам с принятия поправки к Налоговому кодексу РФ, согласно которой, начиная с 1 января 2008 года начало действовать льготное налогообложение на доход эндаументов (освобождаются от налога на прибыль средства, полученные некоммерческими организациями на осуществление уставной деятельности, и исключаются из налогооблагаемой базы по НДС операции по безвозмездной передаче средств на формирование целевого капитала некоммерческой организации). Таким образом, новый Закон снимает два главных препятствия на пути развития массовой благотворительности в России: двойное налогообложение и бесконтрольность в использовании пожертвованных средств.7

Численность организаций некоммерческого сектора  экономики

По данным Росстата, общая  численность некоммерческих организаций (исключая органы государственной и  муниципальной власти) в России на 1 января минувшего года  составляла 669,9 тыс. человек.

Законодательство предусматривает  более 30 различных организационно-правовых форм НКО. Такое многообразие связано  с тем, что в отличие от коммерческих организаций организационно-правовые формы НКО устанавливаются не только Гражданским кодексом (ГК РФ), но и рядом специальных законов.

Примерно половина от общего числа зарегистрированных НКО приходится на учреждения, общественные и религиозные  организации (объединения) — 36% и 22%, соответственно, от общей численности НКО (рис. 1).

Рисунок 1. Структура  некоммерческого сектора

По данным Росстата, общая  численность НКО (исключая органы государственной  и муниципальной власти) в РФ за период с 1 января 2008 г. по 1 января 2009 г. увеличилась с 655,4  тыс. до 669,9 тыс., или на 2 %.

Опережающими темпами  росло число ТСЖ (почти на 20 тыс., прирост за год составил 77%), садоводческих  и дачных товариществ (более чем  на 2 тыс., прирост за год составил почти 5%), некоммерческих партнерств (более  чем 1,5 тыс., прирост за год составил 6,5%), потребительских кооперативов (почти на 2 тыс., прирост за год  составил 2,2%).

Наибольшее абсолютное сокращение числа наблюдалось среди общественных и религиозных организаций (их число  сократилось почти на 8,5 тыс., т.е. на 5,5%), фондов (их число сократилось  на 1 тыс., т.е. на 3,5%).

Динамика  изменения численности некоммерческих организаций в разрезе их основных организационно-правовых форм за период 2004-2009 гг. (выборочно) представлена на рисунках 2 и 3.

Рисунок 2. Число  НКО (без органов государственной  и муниципальной власти) в 2004–2009 гг., по данным Росстата на 01.01.2009

Рисунок 3. Число  общественных и религиозных организаций (объединений) в 2004–2009 гг. (выборочно  по годам, по данным Росстата на 01.01.2009)

По критериям  ООН

В числе организаций, которые  официальная статистика относит  к «некоммерческим» (опираясь на определение  ГК РФ), есть такие, которые не относятся  к структурам гражданского общества. Для статистического определения  границ «расширительный» подход к перечню  организационно-правовых форм НКО представляет известную проблему. Вместе с тем уточнить границы можно, если воспользоваться подходом, принятым ООН. Согласно этому подходу, к некоммерческому сектору как сегменту гражданского общества рекомендуется относить такие организации, которые отвечают пяти критериям:

Информация о работе Развитие некоммерческого сектора экономики России