Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 16:54, курсовая работа
Цель: определить тенденции и перспективы развития некоммерческого сектора российской экономики. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1) изучить теоретические подходы к некоммерческому сектору экономики;
2) провести анализ развития сектора некоммерческих организаций в России в пореформенный период (1990-2000-е гг.);
3) обосновать пути дальнейшего развития некоммерческого сектора экономики России.
На сегодня мало кто в действительности
понимает, чем занимаются благотворительные
фонды. История благотворительности
в новой России насчитывает всего
два десятилетия. Первым иностранным
фондом, который начал работу еще
в СССР, был фонд Сороса (1987). Благотворительность,
часто становящаяся бюджетозамещающей,
вначале сводилась
В ст. 30 действующей Конституции РФ (1993 г.) записано, что каждый гражданин "имеет право на объединение", причем "свобода деятельности общественных объединений гарантируется". Данное конституционное право включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать или не вступать в уже существующие объединения, а также право беспрепятственно выходить из них. Оно может осуществляться гражданами, достигшими 18 лет, а применительно к профсоюзам, молодежным общественным объединениям - 14 и детским объединениям - 10 лет.
В 1994 г. конституционные положения получили дальнейшее развитие в Гражданском кодексе, где в ряде статей были закреплены понятие некоммерческой организации как юридического лица, основные характеристики некоторых форм некоммерческих организаций (в частности общественных и религиозных объединений, фондов, их ассоциаций и союзов) и правовые основы их деятельности. Само же понятие некоммерческой организации как субъекта правоотношений впервые было введено Основами гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г.
Кроме этого, до 1995 г. на территории России действовал Закон СССР "Об общественных объединениях" (принятый в октябре 1990 г.), который впервые заменил разрешительный порядок возникновения общественных организаций в нашей стране на регистрационный, положив начало правовому регулированию отношений в некоммерческом секторе. В дальнейшем на его основе был разработан одноименный Закон РФ, который вступил в действие в мае 1995 г.
В настоящее время количество законов и подзаконных актов, содержащих нормы, регулирующие деятельность НКО, исчисляется уже сотнями, а сами нормы относятся к различным отраслям права. Они присутствуют в международных договорах и иных международных документах, имеющих силу на территории России; Конституции Российской Федерации; федеральных конституционных законах; федеральных законах; нормативных правовых актах субъектов РФ; Указах Президента РФ; постановлениях Правительства РФ; нормативных правовых актах органов исполнительной власти; корпоративных (локальных) нормативных актах НКО; договорах, а также в актах судебной власти. Некоммерческие организации - полноценные субъекты права, хотя и обладают специальной правоспособностью, то есть вправе осуществлять только те виды деятельности, которые содержатся в их уставе. Правовое регулирование деятельности НКО включает обширный перечень вопросов, в том числе порядок взаимоотношений НКО между собой, с гражданами, с государством и с бизнесом, но главным остается установление их правового статуса.
Основы деятельности некоммерческого сектора на территории России, заложил Федеральный закон РФ "О некоммерческих организациях", вступивший в силу 12 января 1996 г. В нем определены правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, закреплены правила формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей и участников, основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления. В соответствии с этим законом, НКО могут создаваться для достижения самых разнообразных общественно полезных целей: социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи и т.п.
2.2 Анализ деятельности некоммерческих организаций в России на современном этапе.
Уже несколько лет
Причинами низкой активности российских НКО является:
В любом деле важен стартовый
импульс, который в России всегда
исходит сверху. Сейчас власть начинает
инвестировать в третий сектор, что
значительно подогревает
Изучив деятельность российского
«третьего сектора», Общественная палата
пришла к выводу, что по количеству
НКО мы уже практически догнали
западные страны. В России в настоящее
время существует около 354 405 некоммерческих
организаций, по словам члена Общественной
палаты Ярослава Кузьминова, -- больше,
чем в Китае. Однако значительная
часть организаций - "спящие", в
них нет никаких денежных поступлений.
Но тем не менее количество учтенных
сопоставимо с количеством НКО
в таких странах, как США (1,2 млн)
и Франция (800 000). Однако в деятельности
российских НКО, по оценкам совместного
исследования Высшей школы экономики
и института «Общественный
Около 70 исследователей социальной политики
и представителей российских и международных
некоммерческих организаций (НКО) приняли
участие в презентации проекта
"Создание информационно-аналитической
площадки для взаимодействия исследователей
социальной политики и НКО", которая
прошла в январе в Государственном
Университете - Высшей школе экономики
(ГУ-ВШЭ). Главной темой обсуждения
на презентации стало
Изменение законодательства, регулирующего
деятельность некоммерческих организаций,
происходит постоянно. Закон об НКО
ввел многочисленные дополнительные административные
барьеры и уровни контроля со стороны
государства в деятельность некоммерческих
организаций. В соответствии с этим
законом появилась новая
В конце минувшего года был подписан второй документ: очень важный для "третьего сектора" закон о целевом капитале (эндаументе), направленный на создание дополнительных механизмов финансовой устойчивости некоммерческих организаций. Существенно возрос интерес к эндаументам с принятия поправки к Налоговому кодексу РФ, согласно которой, начиная с 1 января 2008 года начало действовать льготное налогообложение на доход эндаументов (освобождаются от налога на прибыль средства, полученные некоммерческими организациями на осуществление уставной деятельности, и исключаются из налогооблагаемой базы по НДС операции по безвозмездной передаче средств на формирование целевого капитала некоммерческой организации). Таким образом, новый Закон снимает два главных препятствия на пути развития массовой благотворительности в России: двойное налогообложение и бесконтрольность в использовании пожертвованных средств.7
По данным Росстата, общая численность некоммерческих организаций (исключая органы государственной и муниципальной власти) в России на 1 января минувшего года составляла 669,9 тыс. человек.
Законодательство
Примерно половина от общего числа зарегистрированных НКО приходится на учреждения, общественные и религиозные организации (объединения) — 36% и 22%, соответственно, от общей численности НКО (рис. 1).
Рисунок 1. Структура некоммерческого сектора
По данным Росстата, общая численность НКО (исключая органы государственной и муниципальной власти) в РФ за период с 1 января 2008 г. по 1 января 2009 г. увеличилась с 655,4 тыс. до 669,9 тыс., или на 2 %.
Опережающими темпами росло число ТСЖ (почти на 20 тыс., прирост за год составил 77%), садоводческих и дачных товариществ (более чем на 2 тыс., прирост за год составил почти 5%), некоммерческих партнерств (более чем 1,5 тыс., прирост за год составил 6,5%), потребительских кооперативов (почти на 2 тыс., прирост за год составил 2,2%).
Наибольшее абсолютное сокращение
числа наблюдалось среди
Динамика
изменения численности
Рисунок 2. Число НКО (без органов государственной и муниципальной власти) в 2004–2009 гг., по данным Росстата на 01.01.2009
Рисунок 3. Число общественных и религиозных организаций (объединений) в 2004–2009 гг. (выборочно по годам, по данным Росстата на 01.01.2009)
По критериям ООН
В числе организаций, которые
официальная статистика относит
к «некоммерческим» (опираясь на определение
ГК РФ), есть такие, которые не относятся
к структурам гражданского общества.
Для статистического
Информация о работе Развитие некоммерческого сектора экономики России