Развитие некоммерческого сектора экономики России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 16:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель: определить тенденции и перспективы развития некоммерческого сектора российской экономики. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1) изучить теоретические подходы к некоммерческому сектору экономики;
2) провести анализ развития сектора некоммерческих организаций в России в пореформенный период (1990-2000-е гг.);
3) обосновать пути дальнейшего развития некоммерческого сектора экономики России.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 126.92 Кб (Скачать)

Федеральный центр не может напрямую заниматься созданием конкурентных рынков социальных услуг на местах, навязывая региональным властям правила социального заказа, стандарты и условия работы с НКО. Это было бы и неэффективно, и идеологически неправильно. А вот инициатива ОП о выделении грантов - позитивный шаг, и не только из-за объема выделяемых средств (на самом деле он не так велик), ведь грантовый конкурс может стать примером для региональных и местных чиновников. Неважно даже, кто именно победит в конкурсе, главное, что федеральный центр способен подать местным властям импульс к действию. Но кроме этого импульса нужны и другие шаги: с одной стороны, расширение финансовой самостоятельности муниципалитетов, а с другой - поддержка "третьего сектора" и по иным каналам, включая законодательные стимулы для благотворительности.

 

3.2 Государственное  регулирование некоммерческих организаций  в России и пути его совершенствования.

Формы государственной поддержки  НКО определяются вышеописанными функциями  сектора. В общем виде это может  быть:

  • оплата за оказание услуг, ответственность за предоставление которых несет государство или местное самоуправление. Например, четко сформулированный государственный (муниципальный) заказ на предоставление общественно значимых услуг. Если в социальной сфере осуществлен принцип «деньги следуют за потребителем услуги», то используется система «ваучеров», и клиент самостоятельно решает, услугами какой организации он будет пользоваться;
  • более «мягкие» формы государственного финансирования в тех случаях, когда отсутствуют «стандартизированные» способы решения социальной проблемы или есть необходимость стимулировать инновации. Например, выделение государственных или муниципальных грантов на реализацию исследовательских или социальных проектов;
  • субсидирование деятельности НКО в целом, не связанное с конкретными проектами, используется на покрытие операционных (текущих) расходов. Как правило, предоставляется только организациям, действующим в общественных интересах и не распространяется на различные членские ассоциации;
  • специальные государственные программы развития инфраструктуры некоммерческого сектора по аналогии с развитием инфраструктуры малого бизнеса. Например, финансирование центров поддержки НКО, центров социального партнерства, обучающих программ и т.п.;
  • специальные программы развития инфраструктуры взаимодействия государства и общества в процессе принятия и реализации решений. Например, финансирование деятельности различных общественных палат, экспертных советов, проведения независимой экспертизы и мониторинга реализации государственных программ, участия неправительственных организаций в подготовке докладов о ходе реализации приоритетных национальных проектов и т.п.

В международной практике используются самые разнообразные механизмы  финансирования НКО. Это может быть прямое (прямые бюджетные расходы) или  косвенное финансирование (льготы, предоставленные НКО или физическим и юридическим лицам, которые  делают пожертвования в адрес  НКО. Среди таких льгот особый интерес представляет механизм так  называемых «1% отчислений»: налогоплательщик имеет право дать налоговым органам  поручение перечислить определенный процент подоходного налога в  пользу одной из некоммерческих организаций  из утвержденного государством перечня).

Прямое финансирование может предоставляться  либо непосредственно через бюджетные  программы (например, предусматривается  конкурсное размещение государственного заказа на выполнение услуг или государственного гранта), либо через специально созданные  государственные фонды. Если первый механизм известен в России, то второй практически не применяется.

Основной способ повышения эффективности  НКО - активная государственная поддержка, которая заключается в следующем: оплата за оказание услуг, ответственность  за предоставление которых несет  государство или местное самоуправление, более «мягкие» формы государственного финансирования, субсидирование деятельности НКО в целом, специальные государственные  программы развития инфраструктуры, специальные программы развития инфраструктуры взаимодействия государства  и общества в процессе принятия и  реализации решений.

Вывод по главе: Функционирование третьего сектора связано с наличием ряда проблем для решения, которых  необходима как инициатива государства, так и представителей третьего сектора.

Основные проблемы функционирования некоммерческого сектора - поиск  источников финансирования, отсутствие специалистов, непрозрачность деятельности НКО, проблема привлечения интеллектуальных ресурсов профессиональных исследователей

В настоящее время важно иметь  возможность судить о том, насколько  успешно НКО решают стоящие перед  ними задачи. Оценка эффективности  НКО осложняется множественностью и нечеткостью целей некоммерческих организаций, а также отсутствием  операциональных и поддающихся  измерению формулировок их миссий.

Но на основе соответствующих выводов  из статистики мы можем сказать, что  по сравнению с государственными структурами НКО в большинстве  случаев гораздо более эффективны.

Основной способ повышения эффективности  НКО - активная государственная поддержка.

Формы государственной поддержки  НКО определяются вышеописанными функциями  сектора. В общем виде это может  быть: 

 оплата за оказание услуг,  ответственность за предоставление  которых несет государство или  местное самоуправление. Например, четко сформулированный государственный  (муниципальный) заказ на предоставление  общественно значимых услуг. Если  в социальной сфере осуществлен  принцип «деньги следуют за  потребителем услуги», то используется  система «ваучеров», и клиент  самостоятельно решает, услугами  какой организации он будет  пользоваться; 

 более «мягкие» формы государственного  финансирования в тех случаях,  когда отсутствуют «стандартизированные»  способы решения социальной проблемы  или есть необходимость стимулировать  инновации. Например, выделение государственных  или муниципальных грантов на  реализацию исследовательских или  социальных проектов; 

 субсидирование деятельности  НКО в целом, не связанное  с конкретными проектами, используется  на покрытие операционных (текущих)  расходов. Как правило, предоставляется только организациям, действующим в общественных интересах и не распространяется на различные членские ассоциации; 

 специальные государственные  программы развития инфраструктуры  некоммерческого сектора по аналогии  с развитием инфраструктуры малого  бизнеса. Например, финансирование  центров поддержки НКО, центров  социального партнерства, обучающих  программ и т.п.; 

 специальные программы развития  инфраструктуры взаимодействия  государства и общества в процессе  принятия и реализации решений.  Например, финансирование деятельности  различных общественных палат,  экспертных советов, проведения  независимой экспертизы и мониторинга  реализации государственных программ, участия неправительственных организаций  в подготовке докладов о ходе  реализации приоритетных национальных  проектов и т.п.

В международной практике используются самые разнообразные механизмы  финансирования НКО. Это может быть прямое (прямые бюджетные расходы) или  косвенное финансирование (льготы, предоставленные НКО или физическим и юридическим лицам, которые  делают пожертвования в адрес  НКО. Среди таких льгот особый интерес представляет механизм так  называемых «1% отчислений»: налогоплательщик имеет право дать налоговым органам  поручение перечислить определенный процент подоходного налога в  пользу одной из некоммерческих организаций  из утвержденного государством перечня).

Прямое финансирование может предоставляться  либо непосредственно через бюджетные  программы (например, предусматривается  конкурсное размещение государственного заказа на выполнение услуг или государственного гранта), либо через специально созданные  государственные фонды. Если первый механизм известен в России, то второй практически не применяется. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в данной работе была проанализирована трансформация  некоммерческого сектора экономики  в переходный период. Результаты исследования:

Определено понятие некоммерческого  третьего сектора экономики, перечислены  основные законы и законодательные  акты, регулирующие деятельность некоммерческих организаций, кратко охарактеризованы основные формы существования НКО;

Проанализирована роль и  основные приоритеты некоммерческого  сектора в экономике;

Показана трансформация  третьего сектора в переходный период, изменения, произошедшие в законодательстве, представлены оценки специалистов о  дальнейшем развитии сектора;

Выявлены основные проблемы, связанные с функционированием  НКО, предложены возможные пути их решения;

Таким образом, проанализировав  теоретическую базу по вопросам трансформации  некоммерческого сектора, был сделан ряд выводов имеющих как положительную, так и отрицательную динамику:

Под некоммерческой организацией понимают такую организацию, которая  не имеет извлечение прибыли в  качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль  между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться  в различных формах.

Роль некоммерческого  «третьего» сектора экономики достаточно велика, и она имеет тенденцию  к дальнейшему своему расширению.

Представление о сущности некоммерческих организаций в настоящее  время подвержено тщательному пересмотру.

Население не замечает активности некоммерческих организаций, реакция  власти и бизнеса на их деятельность минимальна, сам третий сектор оценивает  свою влиятельность как слабую. Но именно слабая степень развития института НКО создает возможности для интенсивной и быстрой самореализации.

Не смотря на постоянные изменения законодательства, регулирующего  деятельность некоммерческих организаций (наиболее значительным оказалось принятие закона об НКО и закона о целевом  капитале) эксперты Общественной палаты отмечают его недоработанность.

Функционирование третьего сектора связано с наличием ряда проблем, для решения которых  необходима как инициатива государства, так и представителей третьего сектора.

За последние десятилетия  некоммерческий сектор подвергся значительной трансформации. Изменилось отношение  к НКО, изменилось законодательство, регулирующее деятельность некоммерческого  сектора, изменилась стратегия поведения  членов НКО. И с функционированием  третьего сектора связано существование  серьезных проблем, например, отсутствие специалистов, непрозрачность деятельности НКО, проблема привлечения интеллектуальных ресурсов профессиональных исследователей для повышения деятельности НКО  и многие другие. И для решения  всех этих проблем необходимо, во-первых, изменить само отношение общества и  государства к деятельности НКО. Во-вторых, необходимо государственная  поддержка как финансовая, так  и моральная. И, наконец, самому третьему сектору следует проявлять больше инициативы и разжигать интерес  к своей деятельности.

Итак, российский некоммерческий сектор, несомненно, функционирует  и развивается, результаты его деятельности фиксируются государственной статистикой, но при этом он до сих пор не рассматривается  как специальный объект статистического  изучения. Все имеющиеся в настоящее  время официальные оценки состояния  неправительственных НКО значительно  ближе к экспертизе, чем к статистическому  учету. Например, точно рассчитать суммарный  оборот российских неправительственных  НКО и их долю в ВВП, затраты  труда добровольцев - вообще не представляется возможным. Подобное противоречие неизбежно порождает искаженное представление о российском некоммерческом секторе как о явлении, приводит к недооценке его реальных возможностей и проблем.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гражданский кодекс РФ (ст.121)
  2. ФЗ № 7 «О некоммерческих организациях» (ст. 7, 10)
  3. ФЗ №135 “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях”.
  4. Белуза А. Миллиард на тысячу // Трибуна. – 2007. - № 43.
  5. Время учить и учиться // Московская среда. – 2007. – 31 окт, выпуск 41.
  6. Журавленко-Славянская Д. Конструкторское бюро // Учительская газета. - 2007. - № 31.
  7. Новый информационно-аналитический ресурс // Социс - социологические исследования. - 2007. - 28 мая, выпуск 5.
  8. Между Сциллой и Харибдой // Прямые инВЕСТИции. - 2007. - № 11.
  9. Эндаумент в России - вхождение в новую эру // Экономика и жизнь. - 2007.
  10. www.gks.ru

Информация о работе Развитие некоммерческого сектора экономики России