Развитие малого бизнеса в Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 09:47, доклад

Краткое описание

В современный период перехода от плановой экономики к рыночному хозяйству особое значение приобретает развитие среднего и мелкого предпринимательства, малого бизнеса.
«Малый бизнес» – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях. Термин «малый бизнес» принят в основном в англоязычных странах, а в Японии и Западной Европе чаще пользуются термином «малые предприятия».

Оглавление

Введение
1.Развитие малого бизнеса в Японии
1.1 Структура и особенности развития малого бизнеса Японии
1.2 Роль малого бизнеса в экономике Японии
1.3 Проблемы развития малого бизнеса в Японии
2 Система государственной поддержки малого бизнеса Японии
2.1 Политика стимулирования малого бизнеса Японии
2.2 Основные формы государственной поддержки малого бизнеса в
Японии
Заключение
Список используемых литературных источников

Файлы: 1 файл

a.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

Помимо производства значительной доли товаров и услуг  малый бизнес выполняет ряд функций, чрезвычайно важных для поддержания динамизма японской экономики:

- «ежедневно и ежечасно  рождается капитализм», то есть  происходит приток свежих сил  в предпринимательскую среду;

- сохраняется высоко  конкурентная рыночная среда  — основа жизнеспособности экономики, которая противостоит тенденции к монополизации, свойственной крупным компаниям;

- в силу своей гибкости и  подвижности малые предприятия  способны быстрее, чем крупные,  перестраивать свою деятельность  в соответствии с новыми потребностями экономики и общества. [18]

Мелкие и средние  предприниматели Японии – основа среднего класса страны, которому свойственно  консервативное сознание, отторжение радикальных перемен. Кроме того, малые предприятия способствуют сглаживанию диспропорций на рынке труда и тем самым способствуют снятию социальной напряженности. [18]

Важность малых предприятий  еще и в том, что, ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они  вынуждены постоянно развиваться  и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать, надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.

В заключении можно сделать  вывод, что малые предприятия Японии являются мощным регулятором экономики страны. Малый бизнес в рыночной экономике – это ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество внутреннего национального продукта (ВНП), формирующий конкурентную среду, а также оперативного реагирующий на изменение конъюнктуры рынка.

 

1.3 Проблемы развития малого  бизнеса в Японии

 

Малый бизнес Японии достаточно хорошо развит и отложен. Однако развитие и  функционирование малого предприятия  в условиях рыночной экономике приводит к тому, что малый бизнес сталкивается с множеством трудностей.

Ежегодно в Японии более 1 млн. человек заявляет о желании начать собственный бизнес, однако сделать это удается не всем. На возможность реализации предпринимательских устремлений влияют самые разные факторы. Прежде всего, это общеэкономическая конъюнктура. Так, в периоды быстрого экономического роста (конец 50−х-начало 60−х гг.) свой бизнес смогли наладить примерно две трети всех желающих, а вот в период экономической депрессии 90−х — только около трети. [20]

Разнообразием отличаются как сфера деятельности, так и возрастной и образовательный состав потенциальных бизнесменов. Около 80% японских предпринимателей имеет полное среднее образование, в том числе 20% — высшее. Примерно половина всех начавших новое дело — люди до 40 лет, около четверти — 40−50 лет и столько же — люди старше 50 (причем половина из них уже перешагнула 60−летний рубеж). Кстати, доля последних (как и число женщин) в среде новых японских предпринимателей постоянно растет.

Эти тенденции во многом обусловлены быстрым старением японского общества. Поэтому в стране прилагаются особые усилия для содействия занятости именно лиц пенсионного возраста, тем более что большинство из них вынуждено выходить на пенсию по возрасту (в 60 лет), хотя имеют хорошее здоровье и желание работать. Кроме того, уходя на пенсию, японцы получают пособие, равное нескольким годовым окладам, и оно нередко становится первоначальным капиталом для открытия собственного бизнеса.

Одной из важнейших трудностей является наследование малого бизнеса. Особенно это касается совсем небольших предприятий. Последние годы прослеживается тенденция оттока молодых специалистов в крупные города страны, где они устраиваются по найму в крупные компании. Многие такие специалисты - наследники небольших предприятий. Эти предприятия в итоге вынуждены закрыться, потому что престарелые родители не могут найти преемника своего бизнеса и сами уже не могут заниматься компанией из-за возраста. Именно поэтому в Японии умирают больше малых предприятий, чем рождаются.

С государственным регулированием у малого бизнеса проблем практически нет. Единственная трудность - это оформление документов для возможности поучаствовать в правительственных программах поддержки и получить государственные дотации. В остальном ситуация благоприятная. Система налогообложения - гуманна, налоги бизнесмены платят с прибыли. Получение лицензий и разрешений на определенные виды деятельности не требует серьезных временных и денежных затрат. Правительство помогает компаниям расширить географию сбыта и выделяет деньги на деловые миссии в другие страны. [29]

Основная проблема, с которой сталкивается японский малый бизнес сегодня - дефицит финансов. Прежде всего, это обусловлено высоким уровнем цен на землю. Постоянно растет и размер стартового капитала, что обусловлено необходимостью закупки дорогого оборудования. Кроме того, по данным опроса, проведенного Национальной федерацией ассоциаций мелкого бизнеса Японии, предпринимателей сильно беспокоят такие проблемы, как снижение спроса и падение уровня продаж (67,2% опрошенных), растущая конкуренция (47,1%), жесткие условия контрактов для подрядчиков и субподрядчиков, диктуемые крупными корпорациями (21,6%). [20]

По оценке специалистов Научно-исследовательского института малого бизнеса Японии, растущая конкуренция (прежде всего со стороны других азиатских стран), перенос производственной базы за рубеж, структурные изменения в спросе, а также долгосрочная зависимость от «родительских» компаний (корпораций) стали серьезными препятствиями для развития среднего и мелкого предпринимательства. Также отмечаются проблемы, связанные с уменьшением численности и старения кадрового состава.

Таким образом, несмотря на проблемы, в целом японская модель функционирования и развития мелкого бизнеса может считаться почти образцовой, а японская система поддержки предпринимательства уже признана одной из самых всеобъемлющих и зрелых в мире.

 

2 Система государственной поддержки малого бизнеса Японии

2.1 Политика стимулирования малого бизнеса Японии

 

Система государственной  поддержки малого бизнеса в Японии чрезвычайно развита и очень хорошо отложена. В послевоенные годы в Японии сформировалась развитая правовая система, направленная на поощрение малого предпринимательства, которая постоянно совершенствуется.

В 1948 году в стране было создано Управление мелких предприятий как центральный правительственный орган, ответственный за разработку и проведение политики в этой области. Тогда же была создана и сеть государственных финансовых учреждений, которые предоставляют малым предприятиям льготные кредиты под определенные цели (например, на освоение новой технологии, энергосбережение, модернизацию оборудования).

В 1963 г. правительство  добилось принятия Основного закона о МСП, направленного на осуществление  комплексной государственной политики по всем касающимся их вопросам. Государство должно обеспечивать условия, при которых МСП имели бы возможность развернуть свою деятельность в качестве полноправных участников рыночной конкуренции, устранить недостатки в области конкурентоспособности, обусловленные малыми организационными формами хозяйствования. С 1964 г. власти регулярно публикуют "Белую книгу по МСП". В последующие годы наряду с продолжением политики модернизации МСП усиливается внимание правительства к повышению квалификационного уровня их работников, внедрению компьютерной техники. Это нашло отражение в Законе о временных мерах по техническому совершенствованию МСП (1985 г.) и ряде других правительственных постановлений. [30]

В настоящее время Японская система поддержки предпринимательства представляется наиболее зрелой. Правовое положение малых предприятий в Японии регулируется системой специальных законов о статусе малого предприятия и льготах для него (всего 12), а также положениями о льготах для малых фирм в налоговом, внешнеторговом и отраслевом законодательствах. Имеется также специальный закон, регулирующий субподрядные отношения и входящий в систему антимонопольного законодательства. Правовой статус данных фирм регулируется Коммерческим кодексом (закон о предприятии).

 В Японии сложились четыре центра проведения политики стимулирования малых предприятий:

1) центральное правительство (разрабатываются программы, связанные с предоставлением ссуд и займов, налоговых льгот);

2) местные органы власти (кредитные гарантии и страхование);

3) крупный бизнес;

4) самостоятельные объединения мелких предприятий.

Стимулирование проводится на всех этапах развития малых и  средних предприятий: регистрации, становления, роста. Для этого используется система разнообразных экономических  рычагов: льготные займы и кредиты (общие и целевые), различные налоговые льготы, техническая и консультационная помощь, информационно-компьютерное обслуживание, подготовка кадров и прочее.

Центральные и местные  органы власти поощряют становление  и развитие компаний малого бизнеса при помощи кредитных гарантий, налоговых льгот, предоставления субсидий и займов. Примечательно, что в стране созданы и соответствующие государственные структуры по гарантированию займов для небольшого бизнеса и по их страхованию. Специальная госкорпорация готова покрыть часть ущерба кредитора, если мелкий предприниматель не в состоянии вернуть полученную ссуду. [28]

 Государственная политика содействия малым и средним предприятиям включает следующие направления:

- обеспечение конкурентоспособности путем выделения субсидий и ссуд - прямых кредитов (Японский банк развития выделяет их малым предприятиям, функционирующим в наиболее перспективных отраслях) и гарантированных займов;

- поощрение структурной перестройки, модернизации хозяйственной деятельности, улучшения условий труда, содействие торговле;

- сбор и анализ  информации об экономических показателях и технической оснащенности малых и средних предприятий для оценки эффективности господдержки.

Существующая в Японии система финансирования малого бизнеса гарантирует предоставление субсидий и кредитов органами местной государственной власти, при необходимости — с привлечением частных кредитных учреждений. [18]

Финансовая поддержка технического перевооружения производства осуществляется за счет выделения ссуды из местного бюджета и реализации оборудования в рассрочку или предоставления его в наем арендодателями префектур.

Широкое распространение  получило выделение субсидий, покрывающих до 50% затрат, на создание центров повышения технического уровня малых и средних фирм, консультирование, повышение квалификации технических работников.

 Неотъемлемый элемент  японской системы финансирования  малого бизнеса - это компенсация  затрат, связанных с подготовкой кадров, и 2/3 расходов на повышение квалификации работников.

Японская система предпринимательства  на государственном уровне держится на четырех структурных направлениях.

Во-первых, специализированные государственные учреждения такие, как главное управление поддержки МСП, префектурные органы МСП, государственная корпорация развития МСП, всеяпонский региональный центральный комитет МСП, японские и региональные торгово-промышленные палаты.

Второй блок - это финансовые гарантии и финансовая помощь:

- финансовая корпорация (59 филиалов);

- национальные финансовые корпорации (102 филиала);

- центральный банк  торговой и промышленной кооперации (117 филиалов);

- корпорация страхования  кредитов МСП;

- префектурные общества  страхования кредитов (52 филиала).

Все эти институты  работают на общегосударственном и региональном уровнях. [26]

Третье направление - это обеспечение малых предприятий подрядными работами через ряд ассоциаций по развитию подрядных работ, а также информационное обеспечение малого бизнеса, которое выполняет всеяпонский центр содействия информатизации малых и средних предприятий и региональные центры информатизации.

Четвертый элемент японской системы поддержки малого бизнеса - система законодательного обеспечения. Она включает целый комплекс законов, которые были приняты в послевоенный период, но не сразу, не единовременно, а вводились постепенно, начиная с закона об учреждении Государственного управления по поддержке МСП и далее:

- система погашения  займов МСП; 

- закон о содействии  модернизации МСП; 

- система консультаций  по инвестированию ими средств за рубежом.

Законодательная база в  Японии постоянно совершенствуется: как только в стране начинается рост безработицы, в строй вступают новые законы, содействующие малому и среднему предпринимательству. [26]

В таблице 3 представлены меры финансово-кредитной поддержки малого бизнеса в Японии.

Финансовые организации

Их доля в Японии

% их активности, направленный на поддержку МСП

Банки взаимопомощи

3

100

Банки долгосрочного кредитования

6

4

Городские банки

32

20

Доверительные сбербанки

1,5

8

Кооперативные банки

25

100

Местные коммерческие банки

54

47

Информация о работе Развитие малого бизнеса в Японии