Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 09:47, доклад
В современный период перехода от плановой экономики к рыночному хозяйству особое значение приобретает развитие среднего и мелкого предпринимательства, малого бизнеса.
«Малый бизнес» – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях. Термин «малый бизнес» принят в основном в англоязычных странах, а в Японии и Западной Европе чаще пользуются термином «малые предприятия».
Введение
1.Развитие малого бизнеса в Японии
1.1 Структура и особенности развития малого бизнеса Японии
1.2 Роль малого бизнеса в экономике Японии
1.3 Проблемы развития малого бизнеса в Японии
2 Система государственной поддержки малого бизнеса Японии
2.1 Политика стимулирования малого бизнеса Японии
2.2 Основные формы государственной поддержки малого бизнеса в
Японии
Заключение
Список используемых литературных источников
Таблица 3 - Характерные для Японии меры финансово-кредитной поддержки малого бизнеса
Из таблицы 3 видно, что местные коммерческие банки половину своих кредитов предоставляют малым предприятиям; а банки взаимопомощи и кооперативные - 100% кредитов предоставляют малым предприятиям.
Основу механизмов финансовой поддержки малого бизнеса в Японии составляют:
Таким образом, следует
отметить, что в Японии сформировалась
развитая система государственной
поддержки, которая постоянно
Наиболее важный вопрос для малого бизнеса - источники финансирования. Помимо обычных коммерческих банков, готовых предоставить займы и субсидии под определенные гарантии, его осуществляют специализированные организации, которые могут быть как правительственными, так и частными.
Центральный кооперативный банк для торговли и промышленности является правительственным органом, однако более 90% его ссудного капитала обеспечивается за счет источников частного сектора (сбережений кооперативов небольших предприятий и их членов и выпуска облигаций). Функция банка состоит в том, чтобы ссужать кооперативам, их членам, а также созданным кооперативами организациям средства, необходимые для таких коллективных действий, как закупки, сбыт, складирование, осуществление мер по повышению благосостояния.
Государственная корпорация по финансированию малого предпринимательства предназначена для предоставления льготных долгосрочных кредитов на расширение основного и оборотного капитала тем предприятиям, которые действуют в особо рискованных, но приоритетных отраслях, и, не обладая достаточной кредитоспособностью перед частными финансовыми учреждениями, нуждаются в дополнительном источнике займов. [30]
Народная корпорация по финансированию с помощью государственных капиталовложений решает проблему предоставления кредитов мельчайшим предприятиям. Эти кредиты характеризуются малыми суммами, удлиненным сроком погашения и выдаются без обеспечения залогами. Частные финансовые органы обычно отказываются от таких сделок из-за их малых размеров и высокого риска.
Функционируют и специальные структуры по гарантированию займов для малого бизнеса и их страхованию - ассоциации, учрежденные органами местного самоуправления на основе префектур. Они предоставляют гарантии погашения займов, полученных от частных финансовых органов, на случай невозможности их уплаты малым бизнесом. Ассоциации поддерживаются государственной корпорацией страхования кредитов и финансирования малого бизнеса (со 100%-ным государственным уставным капиталом), которая покрывает часть их возможного ущерба.
Безвозвратная финансовая помощь предоставляется только на научно-технические программы: разработка совместно с университетами и государственными исследовательскими институтами новой техники и технологии (местные органы власти), повышение технического уровня производства (центральные и местные органы власти), совершенствование технологии производства в пищевой промышленности (правительство).
Займы на льготных условиях (на уровне учетной ставки процента и ниже) выделяются на осуществление таких проектов, как разработка новой технологии и новых видов продукции (местные органы власти), разработка новых видов производства и техники, возрождение МСП в общем контексте развития экономики отдельных регионов, содействие технической и производственной кооперации малого бизнеса (правительство). [30]
Доля таких расходов на поддержку малого предпринимательства в общем счете государственного бюджета, составлявшая в начале 90-х годов 0,5%, к 2003 г. снизилась до 0,2% (около 185,7 млрд. иен), а к 2006 году возросла до 0,8%. Эти относительно небольшие бюджетные ассигнования направлялись на конкретные, дающие наибольшую отдачу проекты, что обеспечивало их эффективность.
Более крупные суммы
государство вкладывает в упомянутые
выше финансово-кредитные
Финансовая поддержка осуществляется и путем налоговых льгот, позволяющих малым предприятиям резервировать часть прибыли. Ставки налогов на доходы бизнеса и кооперативов МСП составляют 27-28% по сравнению с 37,5% для крупных фирм.
Особые финансовые и налоговые льготы предоставляются предприятиям, работающим в сферах, влияющих на стабилизацию жизни и благосостояние населения. В декабре 1991 г. правительством определены 52 отрасли, где проведение модернизации объявлено наиболее желательным, причем в 43 из них требуется срочное совершенствование структуры. [30]
Государство оказывает содействие малому предпринимательству в подготовке кадров, отвечающих современным требованиям. Отставание от ведущих компаний по обеспеченности квалифицированными работниками тормозило развитие малого бизнеса, вело к сокращению заказов на его продукцию со стороны крупных предприятий, которые все активнее переходили на более дешевые поставки необходимых им деталей из зарубежных стран. С учетом этого при финансовой поддержке государства создаются условия для подготовки персонала МСП. В шести государственных региональных институтах малого предпринимательства при Государственной корпорации по развитию МСП готовятся менеджеры и инструкторы для организации обучения непосредственно на фирмах, осуществляется переподготовка специалистов органов местного самоуправления, отвечающих за консультационную и методическую работу на небольших фирмах. Институтами организуются заочные курсы для тех, кто не имеет возможности проходить обучение с отрывом от производства.
Значительна роль государства в создании информационных сетей, предназначенных для обслуживания малого и среднего бизнеса. Учрежден Центр региональной информатизации МСП с отделениями во всех префектурах, который содействует внедрению информационного сетевого оборудования, разработке коммуникационных технологий, организует консультации и методическую помощь, частично финансируя такую работу. Здесь же занимаются разработкой единых норм и стандартов программного обеспечения, внедрением достижений в этой области.
В информационном центре,
действующем при
Ощутимую помощь в совершенствовании управления малым бизнесом оказывают торгово-промышленные палаты и их отделения, организованные в более 3300 городах и поселках на общественных началах. Их специалисты дают консультации бесплатно, поскольку такая деятельность финансируется из госбюджета. В 2005 г. было зарегистрировано 6,7 млн. консультаций (650 консультаций на одного специалиста в год), касающихся в основном финансов, налоговых платежей и ведения бухгалтерии, а также организации труда и торговых операций. В торгово-промышленных палатах работают инструкторы-бухгалтеры, которые обучают ведению текущих счетов и составлению балансов с использованием компьютерной техники.
В центрах комплексного
руководства МСП при
Таким образом, успешное развитие в Японии наиболее уязвимой формы бизнеса - малого предпринимательства - во многом является результатом проводимой правительством активной экономической политики, направленной не на сохранение диктата государства и его мелочной опеки, а на создание стимулирующей экономической, политической и социальной среды.
Заключение
В настоящее время особое значение приобретает развитие среднего и мелкого предпринимательства, которые играют большую роль в становлении и развитии экономике любой страны.
Успешное развитие в Японии наиболее уязвимой формы бизнеса - малого предпринимательства - во многом является результатом проводимой правительством активной экономической политики, направленной на создание стимулирующей экономической, политической и социальной среды.
Предприятия малого бизнеса вносят весомый вклад в развитие национальной экономики Японии, повышая ее гибкость, обеспечивают социальную стабильность и благосостояние широких слоев населения.
Возникновение широкого слоя МСП в Японии имеет исторические причины. Поскольку малый бизнес сфера подвижная, способная к мгновенной реакции на изменение внешних условий, не требует крупных капиталовложений и длительных сроков строительства, послевоенное восстановление экономики, где раньше господствовали монополистические объединения, сопровождалось быстрым ростом небольших фирм, поглощающих к тому же свободную рабочую силу, что смягчало остроту безработицы. Сектор малого и среднего бизнеса в Японии и сегодня остается чрезвычайно активным и подвижным.
Малые предприятия в развитых странах составляют важнейший сектор национальных экономик. В Японии доля работников занятых в малом бизнесе по отношению к общей численности занятых составляет 78%, в США – 53 %, в России - 13 %. Доля малого бизнеса в ВВП Японии составляет 55%, в США – 52%, в то время как в России - 10-11%. Таким образом, высокий уровень показателей, как в Японии, так и США свидетельствует о том, что малый бизнес этих стран достаточно хорошо поддерживается как со стороны государства, так и со стороны администрации префектур, торгово-промышленных палат.