Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 19:24, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Цель дипломного исследования заключается в разработке экономических и организационных основ снижения себестоимости и повышения прибыльности предприятий агропромышленного комплеса.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
– изучение теоретических основ эономических категорий «себестоимость» и «рентабельность»;
– проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности ТОО «Ишим-Гарант»;
– пути снижения себестоимости и повышения рентабельности предприятий агропромышленного комплекса.
Предмет исследования. Предметом исследования является экономика-хозяйственная деятельность предприятий агропромышленного комплекса.
Введение……………………………………………………………………….
3
1. Теоретические основы исследований себестоимости и рентабельности продукции на предприятиях агропромышленного комплекса
1.1 Экономическая сущность, понятие и виды себестоимости предприятия……………………………………………………………………
6
1.2. Показатели и методы измерения себестоимости и прибыльности предприятия производства……………………………………………………
13
2. Анализ основных экономических показателей, себестоимости и рентабельности ТОО «Ишим-Гарант»
2.1. Общие сведения о предприятие………………………..…...……………
26
2.2. Анализ экономических показателей предприятия……………………..
29
2.3. Финансовый анализ деятельности предприятия………………………..
44
3. Пути снижения производственной себестоимости и повышения показателей рентабельности ТОО «Ишим-Гарант»
3.1. Резервы снижения производственной себестоимости ………………..
48
3.2. Факторы и резервы повышения показателей рентабельности………..
54
Заключение…………………………………………………………………...
60
Список использованной литературы……………
Следующим показателем, характеризующим финансовую устойчивость предприятия является - коэффициент финансирования, представляющим собой отношение собственного капитала к привлеченному капиталу. На нашем предприятии наблюдается постепенное снижение коэффициента финансирования на 0,675 пункта в 2008 году и на 0,34 пункта в 2012 году. Однако во всех рассматриваемых периодах характеризуемая величина больше 1. Это свидетельствует о том, что на предприятии не наблюдается опасность неплатежеспособности.
Следующий, обратный показатель коэффициента финансирования – коэффициент соотношения заемных и собственных средств, который определяется отношением привлеченного капитала к собственному капиталу.
Этот коэффициент указывает, сколько заемных средств привлекло предприятие на один тенге вложенных в активы собственных средств. На нашем предприятии этот показатель характеризуется следующими данными:
на конец 2010 г.: 0,469% (9473:20199);
на конец 2011 г.: 0,687% (11912:17351);
на конец 2012 г.: 0,895% (17699:19769).
Его значение свидетельствует, что к концу 2009 г. предприятие привлекало на каждый тенге собственных средств, вложенных в активы, 50 тиынов заемных средств. К концу 2011 года его значение увеличилось до 69 тиынов, а к концу 2012 году заемные средства увеличились до 90 тиынов на каждый тенге собственных вложений. Следовательно, предприятие больше приложило усилия для использования заемных средств.
Если этот показатель возрастает, значит фирма зависима от привлеченного капитала, рекомендуемая величина меньше 1.
Одним из важных показателей,
характеризующих степень
Коэффициент финансовой
устойчивости =собственный капитал
/ авансированный капитал * 100%.
Итак, коэффициент финансовой устойчивости предприятия, имеет следующие показатели:
на конец 2010 г.: 0,68% (20199:29672);
на конец 2011 г.: 0,59% (17351:29263);
на конец 2012 г.: 0,53% (19769:37468).
Так как на нашем предприятии отсутствуют долгосрочные обязательства, поэтому коэффициент финансовой устойчивости во всех анализируемых периодах имеет значение ниже критического.
Для определения рациональности
(оптимальности) формирования структуры
капитала рекомендуется также
На нашем предприятии на конец 2010 г. он был равен 1,376 (20199:14678), на начало 2011 года – 1,106 (17351:15695), а к 2012 году – 1,091 (19769:18251). Эти данные говорят о том, что собственный капитал используется не только на приобретение основных средств, но и других активов финансовой отчётности предприятия, в том числе текущих активов.
Идеальным вариантом формирования активов является тот, когда собственный капитал покрывает весь основной капитал (внеоборотные активы) и часть оборотного капитала.
Сложившаяся ситуация с коэффициентами, характеризующими соотношение собственного, заемного (привлеченного) и общего (авансированного) капитала с различных позиции, требует изучение структуры собственного и привлеченного капитала (обязательств) и её изменения за отчётный период.
Экономическая целесообразность функционирования предприятия в условиях рыночной экономики определяется получением дохода. Доходность предприятия характеризуется абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель доходности – это сумма доходов или прибыли.
«Доходы – это увеличение экономической выгоды в течение отчетного периода в форме притока средств или увеличения стоимости активов либо сокращения пассивов, что приводит к росту капитала, за исключением тех случаев, когда такой рост обеспечивается за счет взносов акционеров», т.е. «доходы – это увеличение активов, либо уменьшение обязательств в отчетном периоде».
По данным анализируемого
предприятия коэффициент
Таблица 7- Уровень доходности авансированного капитала (общих активов), в %
№ п/п |
Показатели |
На конец 2010 г. |
На конец 2011 г. |
На конец 2012 г. |
Отклоне- ния (+, -) |
А |
Б |
1 |
2 |
3 | |
1.
|
Чистый доход, тыс. тенге |
1493 |
1326 |
3549 |
2223 |
2. |
Общие активы (авансированный, совокупный капитал = валюта баланса), тыс. тенге |
29672 |
29263 |
37468 |
8205 |
3. |
Уровень доходности общих активов (авансированного капитала), % |
5,03 % |
4,53 % |
9,47 % |
4,94 % |
Уровень доходности = чистый доход /авансированный капитал *100 % (4)
Уровень доходности общих активов (авансированного капитала) 2010 года увеличился по сравнению с 2009 г. на 4,94 пункта и составил 9,47%. Однако недостаточно знать уровень этого показателя. Гораздо важнее проанализировать, за счет каких факторов он сложился и надежны ли факторы, чтобы сохранить и повысить уровень доходности активов.
Как известно, важнейшую роль в формировании чистого дохода играет доход от реализации продукции, который является одним из показателей деловой активности. Изменение уровня доходности общих активов происходит под влиянием следующих факторов:
1) уровня доходности
реализованной продукции (
2) оборачиваемости общих активов.
Взаимосвязь между этими показателями может быть представлена в следующем виде:
Уровень доходности общих активов = доходность реализованной продукции (продаж) х оборачиваемость активов.
Чистый доход предприятия, полученный с каждого тенге средств, вложенных в активы, зависит от доходности реализованной продукции (продаж) и от того, какова скорость оборачиваемости активов предприятия.
Анализ и оценка деловой активности и эффективности деятельности предприятия является завершающим этапом финансового анализа.
Деловая активность предприятия в финансовом аспекте проявляется прежде всего в скорости оборота его средств. Анализ деловой активности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов оборачиваемости, позволяющих определить, насколько эффективно предприятие использует свои средства.
Финансовое положение
предприятия находится в
Коэффициент общей оборачиваемости капитала в 2010 году рассчитывается как доход от реализации продукции /валютобаланса и составил 0,62 раза – (18337:29672), в 2009 году – 1,06 раза – (31054:29263), в 2012 году – 1,95 раза – (73051:37468).
Показатель отражает
увеличение эффективности
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала на нашем предприятии также заметно увеличился. Если собственный капитал в 2010 году оборачивался в 0,91 раза (18337:20199), то в 2011 году – 1,79 раза (31054:17351), а в 2012 году – 3,66 раза (73051:19769), что свидетельствует об увеличении эффективности использования средств предприятия.
Коэффициент оборачиваемости текущих активов (мобильных средств) или оборотного капитала определяется отношением дохода (выручки) от реализации продукции (работ, услуг) к средней величине текущих активов.
На анализируемом предприятии
коэффициент оборачиваемости
На 2010 год: Тас = = 12950 тыс. тенге.
На 2011 год: Тас = = 14281 тыс. тенге.
На 2012 год: Тас = = 16393 тыс. тенге.
Коэффициент оборачиваемости текущих активов (оборотного капитала) на характеризуемом предприятии с каждым годом увеличивается.
Скорость оборачиваемости
текущих активов
В таблице 8 произведен расчет этих показателей.
Таблица 8- Динамика показателей оборачиваемости текущих активов предприятия
№ п/п |
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Отклонения ( +, - ) |
1. |
Доход от реализации продукции, тыс. тенге |
18337 |
31054 |
73051 |
41997 |
2. |
Средняя за период величина текущих активов, тыс. тенге |
12950 |
14281 |
16393 |
2112 |
3. |
Коэффициент оборачиваемости текущих активов (стр.1:стр.2) |
1,42 % |
2,17 % |
4,46 % |
2,29 % |
4. |
Продолжительность одного оборота текущих активов в днях (360:стр.3) |
254 |
166 |
81 |
-85 |
5. |
Коэффициент закрепления оборотных средств (стр.2:стр.1) |
0,71 |
0,46 |
0,22 |
-0,24 |
Из таблицы 8 видно, что скорость оборота текущих активов за отчетный год увеличилась с 2,17 до 4,46 %, в результате продолжительность одного оборота их уменьшилась на 85 дней, что свидетельствует об улучшении финансового положения предприятия (средства, вложенные в анализируемом периоде в текущие активы, проходят полный цикл и снова принимают денежную форму на 77 дней меньше, чем в предыдущем году). Об улучшении эффективности использования текущих активов свидетельствует и коэффициент закрепления их. Таким образом, коэффициент оборачиваемости текущих активов показывает скорость оборота всех мобильных средств предприятия.
На предприятии коэффициент оборачиваемости материальных оборотных средств, исчисленный на основе производственной себестоимости реализованной продукции, а не доходы от реализации, составил в 2011 году 9,67 раза, а в 2012 году– 12,5 раза.
Его увеличение на 2,83 пункта положительно повлияло на уровень коэффициента оборачиваемости текущих активов.
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности определяется отношением дохода (выручки) от реализации продукции к сумме дебиторской задолженности.
Коэффициент оборачиваемости
дебиторской задолженности
Итак, коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности на предприятии составил:
на конец 2010 г.: 1,40 (18337:13064);
на конец 2011 г.: 2,99 (31054:10353);
на конец 2012 г.: 7,44 (73051:9817).
На предприятии наблюдается рост коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности, что означает сокращение продаж в кредит.
Наряду с показателем коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности следует определить средний срок оборота дебиторской задолженности.
Средний срок оборота
дебиторской задолженности
на конец 2010 г.: 256 дня (13064х 360:18337);
на конец 2011 г.: 120 дней (10353х 360:31054);
на конец 2012 г.: 49 дней (9817х 360:73051).
Средний срок оборота
дебиторской задолженности
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности определяется отношением дохода (выручки) от реализации продукции к средней за период величине кредиторской задолженности.