Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 19:24, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Цель дипломного исследования заключается в разработке экономических и организационных основ снижения себестоимости и повышения прибыльности предприятий агропромышленного комплеса.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
– изучение теоретических основ эономических категорий «себестоимость» и «рентабельность»;
– проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности ТОО «Ишим-Гарант»;
– пути снижения себестоимости и повышения рентабельности предприятий агропромышленного комплекса.
Предмет исследования. Предметом исследования является экономика-хозяйственная деятельность предприятий агропромышленного комплекса.
Введение……………………………………………………………………….
3
1. Теоретические основы исследований себестоимости и рентабельности продукции на предприятиях агропромышленного комплекса
1.1 Экономическая сущность, понятие и виды себестоимости предприятия……………………………………………………………………
6
1.2. Показатели и методы измерения себестоимости и прибыльности предприятия производства……………………………………………………
13
2. Анализ основных экономических показателей, себестоимости и рентабельности ТОО «Ишим-Гарант»
2.1. Общие сведения о предприятие………………………..…...……………
26
2.2. Анализ экономических показателей предприятия……………………..
29
2.3. Финансовый анализ деятельности предприятия………………………..
44
3. Пути снижения производственной себестоимости и повышения показателей рентабельности ТОО «Ишим-Гарант»
3.1. Резервы снижения производственной себестоимости ………………..
48
3.2. Факторы и резервы повышения показателей рентабельности………..
54
Заключение…………………………………………………………………...
60
Список использованной литературы……………
Оглавление
Введение………………………………………………………… |
3 |
1. Теоретические основы исследований себестоимости и рентабельности продукции на предприятиях агропромышленного комплекса |
|
1.1 Экономическая сущность, понятие и виды
себестоимости предприятия………………………………………………… |
6 |
1.2. Показатели и методы измерения себестоимости
и прибыльности предприятия производства……………………………………………… |
13 |
2. Анализ основных экономических показателей, себестоимости и рентабельности ТОО «Ишим-Гарант» |
|
2.1. Общие сведения о предприятие………………………..…...………… |
26 |
2.2. Анализ экономических показателей предприятия…………………….. |
29 |
2.3. Финансовый анализ деятельности предприятия……………………….. |
44 |
3. Пути снижения производственной себестоимости и повышения показателей рентабельности ТОО «Ишим-Гарант» |
|
3.1. Резервы снижения производственной себестоимости ……………….. |
48 |
3.2. Факторы и резервы повышения показателей рентабельности……….. |
54 |
Заключение…………………………………………………… |
60 |
Список использованной литературы…………………………………… |
62 |
Приложения |
Введение
Актуальность темы исследования. Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции.
Выявление резервов снижения себестоимости должно опираться на комплексный технико-экономический анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей.
Затраты живого и овеществленного труда в процессе производства составляют издержки производства. В условиях товарно-денежных отношений и хозяйственной обособленности предприятия неизбежно сохраняются различия между общественными издержками производства и издержками предприятия. Общественные издержки производства - это совокупность живого и овеществленного труда, находящая выражение в стоимости продукции. Издержки предприятия состоят из всей суммы расходов предприятия на производство продукции и ее реализацию. Эти издержки, выраженные в денежной форме, называются себестоимостью и являются частью стоимости продукта. В нее включают стоимость сырья, материалов, топлива, электроэнергии и других предметов труда, амортизационные отчисления, заработная плата производственного персонала и прочие денежные расходы. Снижение себестоимости продукции означает экономию овеществленного и живого труда и является важнейшим фактором повышения эффективности производства, роста накоплений [1].
Определение себестоимости производства единицы продукции является одной из основных задач управленческого учета. Именно себестоимость единицы продукции лежит в основе принятия большинства управленческих решений. В финансовом учете для составления отчетности важно иметь информацию об общей величине себестоимости всей реализованной продукции и общей стоимости остатков готовой продукции на складе, тогда как в управленческом учете основной акцент делается на себестоимость производства единицы продукции. Успех предприятия зависит от информации о формировании себестоимости по нескольким причинам: затраты на производство продукции являются базой для установления цены продажи; информация о себестоимости лежит в основе прогнозирования и управления производством и используется при решении огромного количества текущих оперативных задач управления.
Степень изученности проблемы.
Проблемы по снижению себестоимости и увеличению прибыльности достаточно широко освещены в трудах западных экономистов: А. Смита, Д. Рикардо, Дж. Гэлорейта, Э. Долана, Д. Линдсея, А. Маршалла и др.
В теоретическом и практическом плане вопросы себестоимости широко освещается в трудах казахстанских и российских ученых: А.И.Алтухова, А.С.Васютина, Т.М. Лысенкова, Л.А. Трисвятский, P.P. Аутова, В.В. Григорука, Х.Б. Жарекешева, О.И. Ельцовой., Г.А. Калиева, А.Е. Ковалева, Ж.К. Коргасбаева, А.Б. Молдашева, Г.А. Никитиной, А.А. Сатыбалдина, М.И. Сигарева, Ж. Сундетова, Ю.А. Хана, П.П. Шевчика, Пягая А.А. и др.
Цель и задачи исследования. Цель дипломного исследования заключается в разработке экономических и организационных основ снижения себестоимости и повышения прибыльности предприятий агропромышленного комплеса.
Достижение данной
цели предполагает решение
– изучение теоретических основ эономических категорий «себестоимость» и «рентабельность»;
– проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности ТОО «Ишим-Гарант»;
– пути снижения себестоимости и повышения рентабельности предприятий агропромышленного комплекса.
Предмет исследования. Предметом исследования является экономика-хозяйственная деятельность предприятий агропромышленного комплекса.
Объектом исследования является ТОО «Ишим-Гарант».
Теоретико-методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых – экономистов в области теории и практики формирования и развития аграрного рынка, его регулирования, а также законодательные акты, Указы Президента Республики Казахстан, Постановления Правительства РК, касающиеся предмета исследования.
Научная новизна исследования:
– обоснована необходимость выявления резервов снижения себестоимости продукции как основного элемента увеличения прибыльности предприятия.
Научно-практическая значимость исследования. Разработанные автором предложения в качестве методических рекомендаций могут быть использованы для принятия управленческих решений для увеличения финансовой устойчивости предприятия.
Структура и объем дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников.
В введении раскрываются
обоснование актуальности темы дипломной
работы, научной новизны и практической
значимости, а также цель, задачи
и объект дипломного исследования,
теоретическая и
В первом разделе изучены теоретические основы понятий себестоимости и рентабельности, а также дан анализ себестоимости продукции и развитие процесса диверсификации в агропромышленном комплексе Северо-Казахстанской области.
Во втором разделе рассмотрен анализ финансово-хозяйственной деятельности ТОО «Ишим-Гарант».
В третьем разделе приведены методологические аспекты влияния себестоимости на размер прибыли предприятия.
В заключении содержаться краткие выводы по результатам дипломного исследования, дана оценка полноты решений поставленных во введении задач.
1.1 Экономическая сущность, понятие и виды себестоимости предприятия
В процессе создания новых продуктов потребляются живой труд и средства производства. Совокупные затраты на производство продукции живого и прошлого, овеществленного в предметах и средствах труда образуют издержки производства, а воплощенный в товаре общественный труд — его стоимость. Себестоимость продукции отражает индивидуальные издержки производства на предприятии.
Как объективная экономическая
категория себестоимость
Главная особенность себестоимости состоит в том, что издержки производства в ней выражаются в денежной форме. В себестоимость продукции включается не стоимость потребленных средств производства, а их цена. Таким образом, себестоимость продукции представляет собой денежное выражение затрат предприятия на израсходованные средства производства и оплату труда. Она характеризует производственные отношения между субъектами хозяйствования и рынком, т.е. отношения, обусловленные использованием в производственном процессе основных его факторов: рабочей силы, средств и предметов труда, природных ресурсов [2].
Как показатель хозяйственной деятельности себестоимость отражает в стоимостной форме издержки предприятия на производство и реализацию продукции (работ, услуг), т.е. то, во что обходятся предприятию производство и сбыт продукции. Она широко применяется для экономического обоснования решений о производстве новой или прекращении выпуска устаревшей продукции, для определения эффективности мероприятий по расширению, обновлению, реконструкции производства, определения его рентабельности и резервов экономии материальных и трудовых затрат, обоснования цен реализации. По уровню себестоимости можно судить, насколько эффективно используется производственный потенциал предприятия.
В себестоимости продукции находят отражение: уровень ведения хозяйства; производительность труда; снижение (увеличение) норм расхода сырья и материалов; результаты использования оборудования, техники и других видов основных средств, а также земельных угодий; совершенствование технологии и организации производства.
Следовательно, себестоимость
продукции — это один из важнейших
показателей хозяйственной
Себестоимость характеризует качественную сторону всей производственной и хозяйственной деятельности предприятий. Чем ниже себестоимость продукции при одинаковом уровне производства, тем выше его эффективность. Иными словами, изменение себестоимости (сокращение или увеличение) свидетельствует об удешевлении или удорожании единицы продукции, что сказывается на увеличении или уменьшении прибыли. Всесторонний анализ себестоимости дает возможность предприятиям выявлять непроизводительные расходы, различного рода потери, находить пути сокращения и повышения эффективности затрат на производство продукции.
Себестоимость может быть общественной (отраслевой), исчисленной на основе затрат аграрного сектора в целом по стране, и индивидуальной (затраты на производство продукции конкретного предприятия). По характеру затрат различают производственную и полную (коммерческую) себестоимость. Первая включает совокупность затрат живого и овеществленного труда на производство продукции и ее перевозку внутри предприятия. Полная (коммерческая) себестоимость отличается от производственной дополнительными затратами на реализацию продукции (транспортировка к месту реализации, фасовка, упаковка, доработка, хранение) [3].
Кроме того, различают плановую, провизорную (ожидаемую), фактическую (отчетную) и сметную себестоимости. Плановая себестоимость исчисляется в начале календарного периода на планируемый срок и является составной частью бизнес-плана. Она включает затраты по установленным нормам и ценам, действующим в момент составления плана. Провизорная себестоимость устанавливается по состоянию на 1 октября на основании фактических данных учета затрат и выхода продукции за 9 месяцев, расчетов ожидаемых затрат и выхода продукции в IV квартале. Фактическая себестоимость рассчитывается в конце отчетного периода по данным бухгалтерского учета затрат на производство и выход продукции.
Себестоимость может быть выражена в сумме общих затрат на весь объем продукции или в виде затрат, приходящихся на единицу продукции, на 1 р. валовой продукции в сопоставимых ценах.
Снижение себестоимости сельскохозяйственной продукции — это главный резерв повышения доходности хозяйства, рентабельности производства, а следовательно, и экономической эффективности производства. Чем ниже себестоимость продукции, тем выше доходы предприятия, тем больше оно имеет возможностей для расширения производства, повышения материальной заинтересованности работников в результатах производства. Решение этой проблемы имеет два тесно связанных направления: первое — максимальное увеличение урожайности сельскохозяйственных культур (продуктивности сельскохозяйственных животных), второе — снижение размера и повышение эффективности затрат на 1 га посевной площади (на 1 голову скота или кормо-день).
В себестоимость продукции (
В соответствии с указанными положениями в себестоимость продукции (работ, услуг), в частности, включаются: затраты, непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг), обусловленные технологией и организацией производства; затраты, связанные с использованием природного сырья; затраты некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии и организации производства, а также с улучшением качества продукции; затраты на обеспечение нормальных условий труда и техники безопасности; текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения; платежи предприятий за добычу природных ресурсов и выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах установленных лимитов.