Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 19:24, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Цель дипломного исследования заключается в разработке экономических и организационных основ снижения себестоимости и повышения прибыльности предприятий агропромышленного комплеса.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
– изучение теоретических основ эономических категорий «себестоимость» и «рентабельность»;
– проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности ТОО «Ишим-Гарант»;
– пути снижения себестоимости и повышения рентабельности предприятий агропромышленного комплекса.
Предмет исследования. Предметом исследования является экономика-хозяйственная деятельность предприятий агропромышленного комплекса.
Введение……………………………………………………………………….
3
1. Теоретические основы исследований себестоимости и рентабельности продукции на предприятиях агропромышленного комплекса
1.1 Экономическая сущность, понятие и виды себестоимости предприятия……………………………………………………………………
6
1.2. Показатели и методы измерения себестоимости и прибыльности предприятия производства……………………………………………………
13
2. Анализ основных экономических показателей, себестоимости и рентабельности ТОО «Ишим-Гарант»
2.1. Общие сведения о предприятие………………………..…...……………
26
2.2. Анализ экономических показателей предприятия……………………..
29
2.3. Финансовый анализ деятельности предприятия………………………..
44
3. Пути снижения производственной себестоимости и повышения показателей рентабельности ТОО «Ишим-Гарант»
3.1. Резервы снижения производственной себестоимости ………………..
48
3.2. Факторы и резервы повышения показателей рентабельности………..
54
Заключение…………………………………………………………………...
60
Список использованной литературы……………
Возможные и неиспользованные резервы расширения посевных площадей определяются при анализе использования земельных ресурсов (включение в сельскохозяйственный оборот земель, занятых кустарником, залежей, заболоченных земель, земель под дорогами и проездами и др.).
Чтобы определить возможные резервы увеличения производства продукции, необходимо выявленный резерв расширения посевной площади умножить на фактическую урожайность тех культур, посевы которых планируются на ней (таблица 24 ).
Неиспользованными резервами увеличения производства продукции в связи с неполным использованием земельных ресурсов необходимо считать те, которые связаны с недовыполнение плана мероприятий по улучшению земель.
Таблица 24- Подсчет резервов увеличения производства продукции за счет более полного использования земельных ресурсов
Мероприятия |
Культура |
Площадь, га |
Урожайность, ц/га |
Резерв увеличения производства продукции, ц |
Рекультивация земель |
Зерно |
80 |
8,9 |
712 |
По данными таблицы
мы видим что при таком
Существенным резервом увеличения производства продукции в растениеводстве является улучшение структуры посевных площадей, это значит увеличение доли более урожайных культур в общей посевной площади. Для расчета величины этого резерва сначала необходимо разработать более оптимальную структуру посевов для данного хозяйства с учетом всех его возможностей и ограничений (желательно с помощью экономико-математических методов), а потом сравнить фактический объем продукции с возможным, который будет получен с общей фактической площади при фактической урожайности культур, но при улучшенной структуре посевов. Для определения резерва увеличения производства зерна надо сделать расчет, в основе которого лежит способ цепной подстановки (таблица 25).
Основным резервом увеличения
производства продукции растениеводства
является рост урожайности
а) дополнительного внесения удобрений;
б) повышения их окупаемости;
в) внедрения более урожайных сортов культур;
г) сокращения потерь продукции при уборке урожая;
е) улучшения сенокосов и пастбищ и других агротехнических мероприятий.
Таблица 25- Подсчет резервов увеличения объема производства зерна за счет улучшения структуры посевов
Культуры |
Структура посевов,% |
Посевная площадь, га |
Фактическая урожайность в среднем за 3 года, ц/га |
Объем производства при структуре посевов, ц | |||
фактическая |
возможная |
фактическая |
возможная |
фактическая |
возможная | ||
Яровые зерновые |
95,2 |
97,6 |
4020 |
4120 |
8,9 |
35778 |
36668 |
Зернобо-бовые |
4,8 |
2,4 |
200 |
100 |
4,2 |
840 |
420 |
Всего: |
100 |
100 |
4220 |
4220 |
х |
36618 |
37088 |
По данной таблице мы видим что при увеличении структуры посева до 97,6%, объем производство зерна превысило 36668 ц, это говорит о том что при увеличении структуры посевов увеличивается и объем производства продукции.
В заключение анализа нужно показать, как влияет на урожайность и себестоимость внесение удобрении в натуральном измерении, а в целом по растениеводству - в стоимостном (таблица 26).
На основании этих данных разрабатываются мероприятия, направленные на освоение выявленных резервов увеличения производства продукции. По ним можно определить и резерв увеличения производства кормов.
Вносим азотистые удобрения. Получаем урожайность равную 7,8 ц/га.
Прибавляем полученную урожайность к прежней 8,9 ц/га и получаем 16,7 ц/га.
Таблица 26- Увеличение производства продукции растениеводства за счет внедрения минеральных удобрений
Показатели |
Фактическое внесение удобрений, кг. д. в. на га. |
Проектируемое внесение удобрений кг. На га. |
Урожайность, ц/га |
8,9 |
16,7 |
Прибавка урожайности ц/га |
- |
7,8 |
Затраты на 1 га всего, тенге |
3690 |
6390 |
В т. ч. затраты на удобрение, тенге |
959 |
2700 |
Себестоимость 1 ц, тенге |
472,4 |
382,6 |
Цена реализации 1 ц. тенге |
433,5 |
433,5 |
Стоимость продукции с 1 га тенге |
3858 |
7239 |
Прибыль (+), убыток (-), тенге |
168 |
849 |
Рентабельность,% |
4,5 |
13,3 |
По проведенным мероприятиям по внесению удобрений видно, что урожайность зерновых возросла на 7,8 ц/га, а в нашем случае это почти в два раза, причем и уменьшилась себестоимость на 89,8 тенге, на 1 ц. продукции, и получили прибыль от реализации 849 тенге. В данном случае, рентабельность предприятия возрастает почти в 2,5 раза и составляет 13,3%
3.2. Факторы и резервы повышения показателей рентабельности
Определяющим
в содержании понятия «
факторы внутреннего
порядка, зависящие от производителя
продукции и носящие
факторы внешнего порядка, не зависящие от товаропроизводителей и являющиеся объективными.
К факторам внутреннего порядка относят количество реализуемой продукции, её качество, издержки производства.
Количество реализованной продукции зависит от объёма валовой продукции и уровня её товарности. При росте объёма валовой продукции происходит увеличение продукции подлежащей сбыту, так как темпы роста её внутреннего потребления, как правило, ниже темпов роста валовой продукции, что создаёт условия для повышения уровня товарности и увеличение на этой основе денежной выручки. Качество продукции оказывает влияние на величину прибыли так же через денежную выручку, так как продукция более высокого качества обеспечивает более высокую реализационную цену.
Наконец, величина денежной выручки зависит от сроков сбыта продукции, её структуры и рынков сбыта. Так, например, ранние овощи, картофель реализуют по более высоким ценам, чем поздние. По разным ценам сбывают продукцию и в зависимости от каналов реализации: при продаже её государству, потребительской кооперации, на колхозном рынке.
Важным фактором
прибыли является
К факторам
внешнего порядка относятся
Факторы рентабельности
сельскохозяйственного
Таким образом,
определение резервов
После общей организационно-экономической характеристики хозяйства перейдём к определению уровня рентабельности производства. Рентабельность, как было отмечено в теоретической части дипломной работы, рассчитывается путём сопоставления прибыли с затратами. Поэтому, прежде чем определить уровень рентабельности, необходимо установить из каких источников формируются его денежные средства, какова балансовая прибыль в хозяйстве и как она изменяется в динамике.
Для определения
источников поступления
Таблица 17- Структура поступления денежных средств
Название показателя |
2010 |
2011 |
2012 | |||
сумма тыс. тенге |
% |
сумма тыс. тенге |
% |
сумма тыс. тенге |
% | |
Поступило денежных средств – всего |
4263 |
100 |
993 |
100 |
851 |
100 |
в том числе: |
||||||
выручка от реализации товаров, продукции и услуг |
4213 |
98,8 |
719 |
72,4 |
163 |
19.2 |
авансы, полученные от покупателей (заказчиков) |
- |
- |
- |
- |
623 |
73.2 |
бюджетные ассигнования и иное целевое финансирование |
42 |
1 |
28 |
2.8 |
32 |
3.8 |
кредиты и займы |
- |
- |
130 |
13.1 |
- |
- |
прочие поступления |
8 |
0.2 |
116 |
11.7 |
33 |
3,8 |
Данные таблицы 17 показывают, что денежные средства в хозяйстве поступают в основном в виде выручки от реализации продукции, товаров и услуг. Так в 2008 году она составила 98,8% от всех поступлений, а в 2011 году – 72,4%. Исключение составляет лишь 2012 году, когда выручка от реализации товаров составили всего 19,2%, а остальные денежные средства формировались за счёт авансов, полученных от покупателей и заказчиков (73,2%). Если взглянуть на всю совокупность денежных средств, то легко отметить тенденцию к их снижению. Так в 2012 году этот показатель снизился в 5 раз по сравнению с 2010 годом.
Для расчёта уровня рентабельности по всему хозяйству необходимо установить, какова его балансовая прибыль. Под балансовой прибылью понимается конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия или фирмы. Она включает в себя три элемента: прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг; прибыль (убыток) от реализации основных средств и иного имущества предприятия; финансовый результат от внереализационных операций.
Из каких элементов
формируется балансовая
Таблица 18 -Формирование и распределение прибыли, тыс. тенге
Название показателя |
Годы | ||
2010 |
2011 |
2012 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
Выручка от реализации
товаров, продукции, услуг ( |
4563 |
6854 |
5230 |
Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг |
3310 |
6620 |
5213 |
Прибыль |
1253 |
234 |
17 |
Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности |
1253 |
234 |
17 |
Дотации |
94 |
143 |
20 |
Балансовая прибыль |
1315 |
377 |
37 |
Налог на прибыль |
130 |
6 |
26 |
Отвлечённые средства |
1185 |
371 |
11 |
Нераспределённая прибыль (убыток) |
- |
- |
- |