Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 02:25, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение проблемы привлече-ния прямых иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь.
Для достижения указанной цели были определены следующие задачи:
1. Раскрыть методологические основы прямого иностранного инвестиро-вания.
2. Определить методы привлечение прямых иностранных инвестиций в странах с переходной экономикой.
3. Проанализировать пути интенсификации процесса привлечения пря-мых иностранных инвестиций в Республику Беларусь.
1 Методологические основы прямого иностранного инвестирования 5
1.1 Содержание и предпосылки прямого иностранного инвестирования. 5
1.2 Структура и динамика прямых иностранных инвестиций за 2000-2005 гг. 9
2 Методы привлечения прямых иностранных инвестиций в странах с переходной экономикой 17
2.1 Особенности развития процессов прямого иностранного инвестирования в странах с переходной экономикой17
2.2 Факторы, способствующие привлечению иностранных инвестиций 21
2.3 Условия, ограничивающие приток прямых иностранных инвестиций в страны с переходной экономикой 26
2.4 Современные тенденции в международном движении капитала 30
3 Интенсификация процесса привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь 34
3.1 Особенности инвестиционного климата в Республике Беларусь 34
3.2 Динамика прямого иностранного инвестирования в Республике Беларусь (2000-2005 гг.) 41
3.3 Основные направления повышения инвестиционной привлекательности экономики Республики Беларусь 44
Заключение 55
Список использованных источников 58
Приложения 63
При разработке программ содействия развитию сектора МСБ особое внимание рекомендуется уделить оказанию поддержки – возможно за счет упрощения процедуры регистрации, создания льготного режима налогообложения и т.п. – инвестиционным green field – проектам (проектам, реализуемым с нуля). За последние два года в республике реализовано всего 26 таких проектов, что составляет 0,1% от всех green field – проектов, реализованных в этот период в мире. По этому показателю нас существенно опережает Россия (в 38,5 раза). ЕС в целом реализовал проектов в 276,4 раза больше. Украина опережает Беларусь в 6,9 раза [34, c.17].
Объем реализованных в национальной экономике green field – проектов является – по накопленному мировому опыту – индикатором инвестиционной надежности и наличия благоприятного инвестиционного климата в государстве, что, в конечном итоге, способствует привлечению объемов капитала.
Достаточно пассивным является также участие республики в патентной деятельности. Учитывая достаточно высокий уровень технологической активности (в международном срезе позиция республики может быть оценена в интервале от средней до высокой), а также факт наличия в республике высококвалифицированных кадров, можно судить о потенциале развития инновационной деятельности в республике. Дополнительные импульсы к оживлению патентной деятельности следует включить в программы поддержки развития МСБ, например, в форме объявления конкурсов с предоставлением стипендий/грантов для работников, организации мероприятий международного сотрудничества с целью обмена опытом и ноу-хау и пр.
Осуществление в ближайшем будущем мероприятий целенаправленного реформирования экономики и сокращения факторов нестабильности и риска, сдерживающих инициативу иностранных инвесторов, будет способствовать укреплению позиций и росту привлекательности республики на международной арене. При этом особое внимание необходимо уделить актуальному процессу перераспределения экономических ролей в восточноевропейском регионе – связанному с расширением Европейского Союза до границ с республикой и наращиванием темпа реформ у непосредственных соседей – России и Украины.
Учитывая данные тенденции
и все более напряженную
Последовательная реализация
системы мероприятий в
Анализ проблемы позволил сделать следующие выводы:
1. Процесс прямого иностранного инвестирования обусловлен необходимостью обеспечения устойчивого экономического роста и социально-экономического развития экономики отдельной страны, чему способствует либерализация политики, быстрый технологический прогресс, усиливающаяся конкуренция.
2. Прямые иностранные инвестиции применяются в мировой практике в самых разнообразных формах:
- соглашения о поручительской переработке сырья на давальческой основе и сборке готовых изделий из деталей и узлов заказчика;
- проекты на компенсационной основе, предусматривающие прямое предоставление иностранной компанией оборудования технологии, технического содействия или кредитов на приобретение перечисленных выше необходимых элементов производственного процесса;
- совместные предприятия;
- дочерние предприятия в полной собственности инвестора;
- лизинг, или долгосрочная аренда;
- лицензионные соглашения;
- соглашения под возвращаемый залог;
- концессия.
3. Существует ряд факторов, препятствующих росту ПИИ в экономику Республики Беларусь:
а) общеэкономические факторы, среди которых относительно низкая покупательная способность и низкая скорость рыночных реформ;
б) факторы, непосредственно связанные с ПИИ:
- реальный допуск иностранных инвесторов к процессу приватизации;
- способность создания положительного климата для иностранных инвесторов не только в нормативном, но также и в реальном исчислении (решение проблемы временного лага в законодательстве);
- эффективная политика
по привлечению ПИИ (
в) внешние факторы:
- экономическая и политическая ситуация в крупнейших партнерах Республики Беларусь – России и Европейском союзе – будет влиять на притоки ПИИ;
- тенденции роста в главных странах – экспортерах капитала в Республику Беларусь окажут непосредственное воздействие на притоки ПИИ.
4. С учетом теории и практики других стран переходного периода необходимо включить следующие элементы политики привлечения ПИИ для Беларуси:
- ускорение процесса перехода к рыночным отношениям;
- либерализация допуска иностранных инвесторов к участию в процессах приватизации и постприватизации;
- постоянный мониторинг осуществления политики привлечения иностранных инвестиций, своевременное реагирование на проблемы и затруднения иностранных инвесторов;
- проведение прозрачной, стимулирующей инвестиций политики, которая в то же время позволила бы реализовать индивидуальный подход к главным проектам;
- содействие деятельности национальных агентств по привлечению иностранных инвестиций, которые являлись бы компетентным органом, обеспечивающим информационную и консалтинговую поддержку иностранных инвестиций;
- создание маркетинговой концепции продвижения Беларуси с имиджем наиболее привлекательного для иностранных инвесторов региона. Причем для хорошего имиджа необходима сильная, агрессивная и активная кампания с индивидуальным подходом к потенциальным иностранным инвесторам;
- обеспечение иностранных инвесторов прозрачным и равным доступом к существующим стимулам («государственной помощи»);
- выявление и ликвидация административных барьеров на пути инвестиций.
5. Важным инструментом расширения инвестиционных возможностей должна стать реализация инвестиционной политики, предусматривающей ускоренное обновление основных средств за счет собственных средств предприятий. В этих целях приоритетными должны стать меры по повышению рентабельности производства, эффективному использованию ускоренной амортизации, удешевлению кредитных ресурсов, льготному реинвестированию прибыли, снижению налоговой нагрузки на банки, развитию лизинга.
6. Преградой для иностранных инвестиций могут быть техника и технологии предыдущих поколений с обслуживающим персоналом, неспособным адаптировать инновации. Кроме того, система подготовки и переподготовки кадров должна быть направлена на передачу навыков непосредственно от работников более успешных предприятий в инвестиционной сети на рабочем месте. При этом обеспечивается прямая связь с производством и его управлением в обучении, что содействует развитию гибкости и адаптивности социального капитала к новым технологиям.
1. Александрович Я., Антюфриева З., Вардеванян Г. и др. Анализ хода реализации долгосрочных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. 2000. №7. С. 12-13.
2. Алехин Б. И. Рынок ценных бумаг: Учеб. пособие. М.: Юнити-Дана, 2004. 356 с.
3. Боди 3., Кейн А., Маркус А. Принципы инвестиций. М.: Вильямс, 2002. 378 с.
4. Волянюк В. Лишних денег не бывает // СБ. Беларусь сегодня. 2006. 24 октября. № 21. С.13.
5. Гулькин П.Г. Венчурные и прямые частные инвестиции в России: Теория и десятилетие практики. СПб.: Аналит. центр "Альпари СПб", 2003. 468 с.
6. Доклад о мировых инвестициях 2000: переориентация на сектор услуг (обзор) / Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию. Нью-Йорк и Женева: Организация Объединенных Наций, 2000. 72 с.
7. Доклад о мировых инвестициях 2001: переориентация на сектор услуг (обзор) / Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию. Нью-Йорк и Женева: Организация Объединенных Наций, 2001. 72 с.
8. Доклад о мировых инвестициях 2002: переориентация на сектор услуг (обзор) / Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию. Нью-Йорк и Женева: Организация Объединенных Наций, 2002. 72 с.
9. Доклад о мировых инвестициях 2003: переориентация на сектор услуг (обзор) / Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию. Нью-Йорк и Женева: Организация Объединенных Наций, 2003. 72 с.
10. Доклад о мировых инвестициях 2004: переориентация на сектор услуг (обзор) / Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию. Нью-Йорк и Женева: Организация Объединенных Наций, 2004. 72 с.
11. Доклад о мировых инвестициях 2005: транснациональные корпорации и интернационализация НИОКР (обзор) / Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию. Нью-Йорк и Женева: Организация Объединенных Наций, 2005. 63 с.
12. Доклад о мировых инвестициях 2006 / Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию. Нью-Йорк и Женева: Организация Объединенных Наций, 2006. 68 с.
13. Доклад о процессе перехода за 2005 год: процесс перехода и показатели стран СНГ. Европейский Банк реконструкции и развития, 2006. 111 с.
14. Евстигнеев В.Р. Финансовый рынок в переходной экономике. М.: Эдиториал УРСС, 2000. 289 с.
15. Инвестиционный Кодекс Республики Беларусь // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 09.07.2001, №62, 2/780 (ред. от 18.07.2006).
16. Кадочников С. М. Прямые зарубежные инвестиции: микроэкономический анализ эффектов благосостояния. СПб.: Экон. шк., 2002. 356 с.
17. Кнапп Р. Счет за границей: Как и куда вложить деньги в Швейцарии, Люксембурге, Лихтенштейне, Австрии и в других странах. М.: Междунар. отношения, 1998. 261 с.
18. Комалев М., Новик В. Концептуальные вопросы привлечения иностранных инвестиций // Вестник ассоциации белорусских банков. 2001. №19. С. 18-40.
19. Костюнина Г.М., Ливенцев Н.Н. Международная практика регулирования иностранных инвестиций. Учеб. пособие. М.: Анкил. 2001. 128 с.
20. Костюнина Г.М., Ливенцев Н.Н. Международное движение капитала: Учебник. М.: Экономистъ, 2004. 392 с.
21. Костюнина Г.М., Ливенцев НИ. Международная практика регулирования иностранных инвестиций. Учеб. пособие. М.: Анкил, 2001. 427 с.
22. Левенков Н. Экономика Республики Беларусь. Итоги первого квартала // Директор. 2004. №5. С.26-27.
23. Левкович А. Анализ инвестиционного климата в Республике Беларусь // Вестник ассоциации белорусских банков. 2001. №36. С. 27-35.
24. Лисица В.Н. Международные инвестиционные соглашения. Новосибирск: Новосибир. гос. ун-т, 2004. 298 с.
25. Макроэкономика: Учеб. пособие / М.И. Плотницкий, Э.И.Лобкович, М.Г.Муталимов и др.; Под ред. М.И.Плотницкого. – М.: Новое знание, 2002. 462 с.
26. Макроэкономика: Учеб. пособие / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. Мн.: БГЭУ, 1998. 216с.
27. Мир и Беларусь: Аспекты устойчивого развития / Под общ. ред. М.М. Ковалева и Т.П. Субботиной. Мн.: УП “Технопринт”, 2003. 171 с.
28. Мировая экономика и ВЭД: Учеб. пособие / С.Ю. Кричевский, М.И. Плотницкий, Г.В. Турбан и др.; под общ. ред. М.И. Плотницкого, Г.В. Турбан. Мн.: ООО «Соврем. шк.», 2006. 527 с.
29. Мозиас П.М. Прямые иностранные инвестиции: современные тенденции // Мировая экономика и международные отношения. 2005. №1. С. 65-72.
30. Национальная экономика Беларуси: Учебник/под ред. д-ра экон. наук, проф. В.Н. Шимова. Мн.: БГЭУ, 2006. 844 с.
31. Нежданский К. Проект, открытый успеху // БелГазета. 2006. 23 октября. С.19.
32. Ничипорович С. Иностранный капитал в Беларуси: шаг вперед и два в сторону // Финансовый директор. 2004. №3. С.10-16.
33. Петрушкевич Е.Н. Международная инвестиционная деятельность. Курс лекций. Мн.: БГЭУ, 2006. 186 с.
34. Петрушкевич Е.Н. Условия вхождения Республики Беларусь в глобальную инвестиционную деятельность // Белорусский экономический журнал, №2, 2004. С.15-24.
35. Петрушкевич Е.Н. Устойчивое развитие малой открытой экономики в условиях привлечения иностранного капитала // Известия НАН Беларуси. Серия гуманит. наук, 5, ч. 1, 2005. С.125-127.
36. Платежный баланс Республики Беларусь за 1993-2005 гг. Национальный банк Республики Беларусь.
// http://www.nbrb.bv/statistics/
37. Проблемы государственного регулирования социально-экономического развития: Тез. докл. VII Межд. науч. конф. Минск, 19-20 окт. 2006 г. Мн.: НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь, 2006. 148 с.
38. Романчук Я. Не надо ПИИ? // БелГазета, 2006. 23 октября. С.15.
39. Структура и формы мировых инвестиционных потоков в период глобализации: Отчет о НИР (заключ.) № 01-04 ФУ / Науч. рук. Е.Н. Петрушкевич. Мн.: БГЭУ, 2004. 156 с.
Информация о работе Прямые иностранные инвестиции в экономику Республики Беларусь