Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 02:25, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение проблемы привлече-ния прямых иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь.
Для достижения указанной цели были определены следующие задачи:
1. Раскрыть методологические основы прямого иностранного инвестиро-вания.
2. Определить методы привлечение прямых иностранных инвестиций в странах с переходной экономикой.
3. Проанализировать пути интенсификации процесса привлечения пря-мых иностранных инвестиций в Республику Беларусь.
1 Методологические основы прямого иностранного инвестирования 5
1.1 Содержание и предпосылки прямого иностранного инвестирования. 5
1.2 Структура и динамика прямых иностранных инвестиций за 2000-2005 гг. 9
2 Методы привлечения прямых иностранных инвестиций в странах с переходной экономикой 17
2.1 Особенности развития процессов прямого иностранного инвестирования в странах с переходной экономикой17
2.2 Факторы, способствующие привлечению иностранных инвестиций 21
2.3 Условия, ограничивающие приток прямых иностранных инвестиций в страны с переходной экономикой 26
2.4 Современные тенденции в международном движении капитала 30
3 Интенсификация процесса привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь 34
3.1 Особенности инвестиционного климата в Республике Беларусь 34
3.2 Динамика прямого иностранного инвестирования в Республике Беларусь (2000-2005 гг.) 41
3.3 Основные направления повышения инвестиционной привлекательности экономики Республики Беларусь 44
Заключение 55
Список использованных источников 58
Приложения 63
На протяжении 2002-2006 гг.
наблюдается положительная
Главными получателями
остаются такие отрасли как
В воспроизводственной структуре капитальных вложений доминируют расширение и реконструкция, модернизация производства.
На рисунке 3.2 приведены данные об основных инвесторах Республики Беларусь в 2005 г.
Рисунок 3.2. Крупнейшие страны-инвесторы в экономику РБ в 2005 г.
Таким образом, основным инвестором в экономику Республики Беларусь является Россия. На ее долю приходится более 500 млн. долл. США инвестиций в экономику Республики Беларусь. На втором месте находится Швейцария; из этой страны поступило более 300 млн. долл. США. Данные тенденции подтверждаются уровнем взаимоотношений Республики Беларусь с этими странами.
Таблица 3.1. Структура привлеченных иностранных инвестиций в Республике Беларусь в 2002-2005 гг.
Год |
Прямые иностранные инвестиции |
Портфельные иностранные инвестиции |
Кредитные инвестиции |
Всего |
2002 |
298,8 |
0,6 |
422,6 |
722 |
2003 |
674,5 |
0,6 |
631,3 |
1306,4 |
2004 |
859,2 |
0,39 |
657,8 |
1571,38 |
2005 |
451,3 |
246,9 |
1364,6 |
1800 |
Таким образом, в 2005 г. по сравнению с 2002-2004 гг. был наибольший объем иностранных инвестиций. Причем, в 2005 г. наблюдались аналогичные тенденции как по общему объему инвестиций, так и по прямым иностранным инвестициям, портфельным и кредитным инвестициям. Это объясняется ростом деловой активности в 2005 г. по всем сферам деятельности.
Таблица 3.2. Крупнейшие инвесторы Республики Беларусь по количеству созданных ИП и СП и по вкладам в уставный фонд в 2005 г. [29, c.69]
Страна |
Количество созданных СП и ИП, единиц (% от общего числа) |
Вклад в уставный фонд СП и ИП, млн. долл. (% от общей суммы вкладов) |
Россия |
730(21,1) |
106,2 (14,7) |
США |
523(15,1) |
123,8(17,1) |
Германия |
375 (10,8) |
77,2 (10,7) |
Польша |
350(10,1) |
26,6 (3,7) |
Великобритания |
201 (5,8) |
62,0 (8,6) |
Латвия |
176(5,1) |
21,2(2,9) |
Кипр |
144 (4,2) |
47,2 (6,5) |
Таким образом, по СП и ИП наблюдаются следующие тенденции: наибольший удельный вес по вкладу в Уставный фонд СП и ИП имеют США, затем – Россия, Германия и т.д. Как и по рисунку 3.2 наименьшая активность инвестирования в экономику Республики Беларусь наблюдается со стороны Латвии, что вызвано ослаблением связей Республики Беларусь с данной страной.
Примерами иностранных инвестиций являются стеклозавод «Елизово», эффективно работающий благодаря австрийскому капиталу и технологиям; белорусско-немецкое предприятие «Цейс-БелОМО»; пивоваренная компания «Сябар», функционирующая за счет капитала американской «ДББ Компани» и т.д. Пример взаимовыгодного сотрудничества в инвестиционной сфере – открывшийся в Заславле завод компании «Хенкель».
Заместитель министра экономики Леонид Демидов считает, что к 2010 г. доля иностранного капитала в общем объеме инвестиций в Беларуси может составить 15-20% против 2,6% в 2005 г.
Для Беларуси стоит серьезная задача инвестиционного вхождения в глобальную экономику, что предполагает существенное усиление привлекательности ее инвестиционного климата по сравнению со странами –конкурентами за свободные инвестиционные ресурсы, прежде всего для ПИИ и разработки соответствующей политики.
На основании анализа
инвестиционного климата
- общеэкономические факторы, среди которых относительно низкая покупательная способность и низкая скорость рыночных реформ;
- факторы, непосредственно связанные с ПИИ:
- реальный допуск
иностранных инвесторов к
- способность создания положительного климата для иностранных инвесторов не только в нормативном, но также и в реальном исчислении (решение проблемы временного лага в законодательстве) [28, c.176].
Современные принципы международного инвестирования заключаются в том, что к устойчивому экономическому росту приводят глобальные инвестиционные стратегии стран-реципиентов инвестиций, ориентированные на ПИИ в различных формах. В противном случае наблюдаются рост внешнего долга и неустойчивость финансовой системы.
- эффективная политика по привлечению ПИИ (содействующие кампании, инвестиционные стимулы и т.д.);
- внешние факторы:
- экономическая и политическая ситуация в крупнейших партнерах Республики Беларусь – России и Европейском союзе – будет влиять на притоки ПИИ;
- тенденции роста в главных странах-экспортерах капитала в Республику Беларусь окажут непосредственное воздействие на притоки ПИИ.
Структурные реформы имели бы значительное положительное воздействие на степень восприятия риска иностранными инвесторами в Беларуси. С учетом теории и практики других стран переходного периода необходимо включить следующие элементы политики привлечения ПИИ для Беларуси:
- ускорение процесса перехода к рыночным отношениям;
- либерализация допуска иностранных инвесторов к участию в процессах приватизации и постприватизации;
- постоянный мониторинг осуществления политики привлечения иностранных инвестиций, своевременное реагирование на проблемы и затруднения иностранных инвесторов;
- проведение прозрачной, стимулирующей инвестиции политики, которая в то же время позволила бы реализовать индивидуальный подход к главным проектам;
- содействие деятельности национальных агентств по привлечению иностранных инвестиций, которые являлись бы компетентным органом, обеспечивающим информационную и консалтинговую поддержку иностранных инвестиций;
- создание маркетинговой концепции продвижения Беларуси с имиджем наиболее привлекательного для иностранных инвесторов региона. Причем для хорошего имиджа необходима сильная, агрессивная и активная кампания с индивидуальным подходом к потенциальным иностранным инвесторам;
- обеспечение иностранных инвесторов прозрачным и равным доступом к существующим стимулам («государственной помощи»);
- выявление и ликвидация административных барьеров на пути инвестиций [28, c.177].
На изменение ситуации могла бы повлиять активная политика привлечения иностранных инвестиций в Республику Беларусь с учетом изменившихся мировых тенденций в мотивации ПИИ и инвестиционном климате.
В современных условиях снижается важность традиционных факторов привлечения ПИИ, направленных на поиск рынков и ресурсов, среди которых: емкость рынка, запасы природных ресурсов, доступ к дешевой неквалифицированной рабочей силе. На первый план выдвигаются факторы привлечения ПИИ, направленные на поиск эффективности, укрепление кредитоспособности фирмы.
Среди таких факторов можно выделить следующие:
- эффективность местных предприятий;
- квалификация местной рабочей силы;
- качество местных факторов производства;
- политика либерализации;
- научно-технический прогресс;
- применение новых корпоративных стратегий.
Преградой для иностранных инвестиций могут быть техника и технологии предыдущих поколений с обслуживающим персоналом, неспособным адаптировать инновации. Кроме того, система подготовки и переподготовки кадров должна быть направлена на передачу навыков непосредственно от работников более успешных предприятий в инвестиционной сети на рабочем месте. При этом обеспечивается прямая связь с производством и его управлением в обучении, что содействует развитию гибкости и адаптивности социального капитала к новым технологиям.
При разработке мероприятий по улучшению инвестиционного климата в Республике Беларусь также следует учитывать, что страны-реципиенты иностранного капитала при формировании международной политики стремятся создавать условия для привлечения ПИИ ТНК малого и среднего размера.
Малые и средние ТНК
более предпочтительны для
В Республике Беларусь приватизацию иностранными инвесторами крупных, но не прошедших реструктуризацию предприятий следует проводить с учетом мирового опыта по СиП.
Мировой опыт показывает, что массовый допуск крупных ТНК на формирующийся рынок через операции по СиП может представлять собой угрозу для национальной безопасности страны, принимающей капитал. Это объясняется следующими основными причинами:
- финансовые средства, поступающие в рамках СиП, не всегда способствуют наращиванию производственных активов страны;
- СиП реже приводят к передаче новых или более совершенных технологий и знаний на начальном этапе реализации;
- СиП могут напрямую привести к дроблению приобретенной фирмы и ликвидации ее отдельных частей;
- СиП могут вести к росту рыночного влияния отдельных компаний и ослаблению конкуренции.
Однако следует иметь в виду также позитивные эффекты от СиП:
- в долгосрочной перспективе вероятность внедрения после СиП новых технологий выше, особенно после реорганизации поглощаемых компании;
- если единственной альтернативой для национальной компании является ее банкротство и закрытие; то СиП могут способствовать сохранению рабочих мест, помешать усилению концентрационных процессов;
- в условиях экономического кризиса СиП могут сыграть положительную роль при инвестировании в нужные сроки.
При корректировке инвестиционного климата и разработке политики привлечения иностранных инвестиций необходимо осознавать, что в начале XXI в. в мировой экономике произошел переход к третьему поколению политики привлечения иностранных инвестиций, ориентированной на соединение интересов иностранных инвесторов и целей экономического развития страны-реципиента. Первое поколение политики привлечения иностранных инвестиций основывалось на либерализации экономических отношений; второе – на создании специальных агентств по привлечению инвестиций; третье – на взаимовыгодном сотрудничестве филиалов ТНК и национальных компаний. Причем филиалы ТНК выступают инициаторами в создании и укреплении связей с национальными компаниями-поставщиками через передачу технологий, обучение, обеспечение информацией, а также оказание финансовой поддержки. Роль государства при осуществлении политики третьего поколения заключается в стимулировании развития такого сотрудничества с помощью создания соответствующих институциональных и административных рамок.
В организации поиска зарубежного партнера и реализации эффективного инвестиционного проекта огромное значение приобретает качество менеджмента, а значит – повышение квалификации и переподготовка специалистов предприятий, банков, министерств и других учреждений Республики Беларусь по вопросам управления и организации международной инвестиционной деятельности. При этом особую ценность представляют знания и опыт в продвижении инвестиционных проектов на международные рынки, расширение и определение оптимальных форм сотрудничества с зарубежными предпринимателями, проведение рекламно-информационных кампаний за рубежом и др.
Информация о работе Прямые иностранные инвестиции в экономику Республики Беларусь