Прямые иностранные инвестиции в экономику Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 02:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение проблемы привлече-ния прямых иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь.
Для достижения указанной цели были определены следующие задачи:
1. Раскрыть методологические основы прямого иностранного инвестиро-вания.
2. Определить методы привлечение прямых иностранных инвестиций в странах с переходной экономикой.
3. Проанализировать пути интенсификации процесса привлечения пря-мых иностранных инвестиций в Республику Беларусь.

Оглавление

1 Методологические основы прямого иностранного инвестирования 5
1.1 Содержание и предпосылки прямого иностранного инвестирования. 5
1.2 Структура и динамика прямых иностранных инвестиций за 2000-2005 гг. 9
2 Методы привлечения прямых иностранных инвестиций в странах с переходной экономикой 17
2.1 Особенности развития процессов прямого иностранного инвестирования в странах с переходной экономикой17
2.2 Факторы, способствующие привлечению иностранных инвестиций 21
2.3 Условия, ограничивающие приток прямых иностранных инвестиций в страны с переходной экономикой 26
2.4 Современные тенденции в международном движении капитала 30
3 Интенсификация процесса привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь 34
3.1 Особенности инвестиционного климата в Республике Беларусь 34
3.2 Динамика прямого иностранного инвестирования в Республике Беларусь (2000-2005 гг.) 41
3.3 Основные направления повышения инвестиционной привлекательности экономики Республики Беларусь 44
Заключение 55
Список использованных источников 58
Приложения 63

Файлы: 1 файл

ЭПО - Прямые иностранные инвестиции - БГУ.doc

— 576.00 Кб (Скачать)

Беларусь успешно сотрудничает с известнейшими транснациональными корпорациями. Созданы совместные предприятия с немецким концерном «МАН» (выпуск легковой и грузовой автомобильной техники), компанией «Карл Цейсс» (производство оптических изделий), а также иностранные предприятия – «Кока-кола Бевриджис Белоруссия», «Рестораны Макдональдс» (производство безалкогольных напитков и общественное питание), «Уно-медикал» (производство одноразовых медицинских изделий), «Чесс-Бел» (переработка нефтепродуктов), «Фрезениус» (выпуск медицинскою оборудования) и др.

Успешно реализуются  проекты с привлечением иностранного капитала на ОАО «Могилевхимволокно», СЗАО «Белорусская пивоваренная компания «Сябар», строительство приграничного таможенного терминала «Козловичи-2».

Для иностранного инвестора  могут иметь привлекательность крупные объемы строительства жилья в республике (до 4 млн. м2 в год), реконструкция объектов республиканского значения – спортивных комплексов «Раубичи» и «Стайки», строительство универсального культурно-спортивного комплекса «Минск-Арена» [28, c.89].

Также в Беларуси реализуются  программы развития наиболее перспективных видов туризма (сельского, экологического, охотничьего, транзитного), создается туристская инфраструктура в исторических городах с культурным наследием.

Увеличить приток финансовых средств частных инвесторов для реализации таких проектов в республике позволит реализация мер по упрощению порядка регистрации и приобретения недвижимости, либерализации внешнеторговых связей, унификации таможенно-тарифных систем Беларуси и России, проведению работ по присоединению Республики Беларусь к ВТО.

Большое внимание в республике уделяется информационному обеспечению международной деловой общественности и зарубежных инвесторов: проводятся семинары, международные конференции по инвестиционной деятельности и иностранным инвестициям. Разработана база данных по инвестиционным проектам и инвестиционному климату в Республике Беларусь. База включает информацию об инвестиционных потребностях белорусских предприятий, а также правовых условиях вложения зарубежного капитала в экономику страны и размещена на сайте Министерства экономики в сети Интернет (www.economy.gov.by) и на сайте официальной информации органов государственного управления Республики Беларусь (www.main.gov.by).

В Республике Беларусь действуют 6 свободных экономических зон с либеральными условиями хозяйствования в виде льготного налогового, таможенного и регистрационного режимов. Они созданы указами Президента Республики Беларусь на срок от 30 до 50 лет в целях увеличения притока иностранных инвестиций, внедрения новых технологий, развития экспорта, импортозамещающих производств и создания новых рабочих мест. Свободные экономические зоны «Брест», «Минск», «Гомель-Ратон» и «Витебск» имеют опыт работы от 6 до 9 лет, в стадии становления находится деятельность зон «Могилев» и «Гродноинвест», образованных в 2002 г. За период своего функционирования СЭЗ доказали целесообразность их создания для социально-экономического развития регионов и республики в целом. За счет привлечения иностранных инвестиций задействуются ранее пустующие и неэффективно используемые производственные площади, создаются новые рабочие места, внедряются современные технологии, растут объемы производства и экспорта товаров из СЭЗ, увеличиваются налоговые поступления и сборы в бюджет и во внебюджетные фонды. В качестве резидентов свободных экономических зон Республики Беларусь по состоянию на 01.01.2006 г. зарегистрированы 278 организаций. В 2005 г. резиденты СЭЗ обеспечили 2,2% общереспубликанского объема инвестиций в основной капитал, 3% – производства промышленной продукции, 3,6% – экспорта [Там же].

В 2005 г. в СЭЗ республики поступило иностранных инвестиций на сумму 85,1 млн. долларов, из которых 46,3% – прямые инвестиции. Свыше 85% вложенных инвестиций направляется на развитие промышленности, на которую приходится 87,7% общего числа действующих резидентов СЭЗ. К числу отраслей, привлекательных для инвесторов, относятся машиностроение и металлообработка, пищевая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, химическая и нефтехимическая промышленность.

Наиболее активными  зарубежными инвесторами, доля которых составляет более 87% общего объема накопленных иностранных инвестиций, являются Великобритания (20,8%), Российская Федерация (16,4%), Германия (13,6%), Польша (10,5%), США (7,9%), Латвия (5,6%), Кипр (4,8%), Виргинские острова (2,8%), Австрия (2,7%), Япония (2,5%).

В 2005 г. в свободных  экономических зонах республики создано более 4 тыс. новых рабочих мест. Среднесписочная численность работников по сравнению с 2004 г. возросла на 18,7% и составила 27,2 тыс. человек.

Экспорт товаров с  территории СЭЗ за 2005 г составил 580,2 млн. долларов. При этом экспорт на одного занятого в СЭЗ почти в 4,5 раза выше, чем по республике. Продукция, включенная в Государственную программу импортозамещения, по всем СЭЗ составила 47% от общего объема реализации продукции собственного производства (в 2004 г. – 38,8%) За пределы Республики Беларусь было реализовано более 55,2% товаров [Там же].

Для поощрения развития СЭЗ предусмотрен ряд льгот и мер государственной поддержки их резидентов – как отечественных, так и зарубежных. Резиденты СЭЗ уплачивают налог на прибыль в размере 50% ставки, установленной законодательством для других территорий. Резиденты, прибыль которых формируется за счет реализации продукции и услуг собственного производства, освобождаются от налога на прибыль в течение 5 лет.

Для разработки программного обеспечения, информационно-коммуникационных и других технологий, направленных на повышение конкурентоспособности национальной экономики, а также для привлечения в эту сферу отечественных и иностранных инвестиций в Республике Беларусь создан Парк высоких технологий.

Резиденты Парка высоких  технологий освобождаются от:

- налогов, сборов и иных обязательных платежей в республиканский бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, установленных законом Республики Беларусь о бюджете Республики Беларусь на соответствующий финансовый год, уплачиваемых с выручки от реализации товаров   (работ, услуг,  имущественных   прав  на объекты интеллектуальной собственности);

- налога на прибыль;

- налога на добавленную стоимость по оборотам от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности);

- земельного налога на земельные участки в границах Парка высоких технологий  на период строительства на них, но не более чем на 3 года, зданий и сооружений, предназначенных для осуществления их деятельности;

- налога на недвижимость на основные средства и объекты незавершенного строительства, расположенные на территории Парка;

- от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, взимаемых таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь для осуществления утвержденных видов деятельности;

- от оффшорного сбора при выплате (передаче) дивидендов учредителям Парка высоких технологий.

Доходы физических лиц (кроме работников, осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков), полученные в течение календарного года, облагаются подоходным налогом с физических лиц по ставке 9% и в совокупный годовой доход не включаются [37, c.27].

Не подлежит обязательной продаже иностранная валюта, полученная резидентами Парка высоких технологий от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности) при осуществлении утвержденных видов деятельности.

В Парке заложен принцип  экстерриториальности, который не требует в обязательном порядке находиться на его территории. Подобными льготами могут пользоваться и юридические лица, не являющиеся резидентами Парка высоких технологий, но реализующие зарегистрированные в Парке высоких технологий бизнес-проекты в сфере новых и высоких технологий, в т. ч. не связанные с утвержденными видами деятельности. Это предотвратит возможность оттока соответствующих профильных специалистов с предприятий традиционных отраслей в так называемую новую отрасль экономики.

В настоящее время действует Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 года, которая разработана по поручению Совета Министров Республики Беларусь. Программа определяет условия формирования благоприятного инвестиционного климата, главные направления и механизмы привлечения отечественных и иностранных инвестиций.

Основным способом стимулирования притока иностранных инвестиций является предоставление разного рода льгот. В Республике Беларусь предприятие с иностранным участием может получить статус приоритетного и право получать дополнительные льготы, если удовлетворяет конкретным условиям, зафиксированным законодательством в отношении характера технологии, количества занятых из местного населения, размера капиталовложений, максимальных цен на продукцию, производимую для нужд внутреннего рынка, и др. Например, приоритетными направлениями деятельности для привлечения иностранных инвестиций в Беларусь в 2002-2003 гг. являлись: нефтехимический комплекс; отраслевые высокотехнологические производства; связь; переработка сельскохозяйственной продукции; лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность; туризм.

Среди финансовых льгот  законодательством Республики Беларусь предусмотрено использование централизованных инвестиционных ресурсов, которые выделяются на основе платности, срочности и возвратности при условии финансирования инвестором проекта не менее чем на 20 % общего объема инвестиций, а также гарантий Правительства Республики Беларусь (в случае получения кредитов под инвестиционный проект).

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 244 от 08.07.2000 г. иностранные инвесторы, реализуя инвестиционные проекты с новыми и высокими технологиями, могут получать следующие льготы:

- освобождение на пять лет продукции и услуг, производимых с применением новых и высоких технологий, от налогов и таможенных пошлин, а также прибыли высокотехнологичных предприятий от взимания налогов с момента ее объявления;

- снижение ставок налогов на прибыль и добавленную стоимость;

- освобождение продукции, изготовленной с применением новых и высоких технологий, от обложения акцизами либо снижение их ставок;

- освобождение продукции собственного производства на период окупаемости капитальных вложений от обложения экспортными таможенными пошлинами либо снижение их ставок;

- освобождение ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь сырья, полуфабрикатов и оборудования,  необходимых для выпуска продукции  собственного производства, от обложения таможенными пошлинами либо снижение их ставок;

- предоставление налоговых льгот банкам и другим финансовым организациям, обеспечивающим кредитование, страхование и перестрахование предприятий, внедряющих в производство новые и высокие технологии или осуществляющих на их основе выпуск конкурентоспособной продукции.

Третий пакет налоговых  стимулов касается резидентов свободных экономических зон Республики Беларусь.

На организации-резиденты СЭЗ (за исключением их структурных подразделений, расположенных за пределами СЭЗ) распространяются следующие дополнительные налоговые льготы и преимущества.

Организации-резиденты СЭЗ «Брест», «Минск», «Могилев», «Гродноинвест», «Гомель-Ратон» и «Витебск» являются плательщиками: налога на прибыль и доходов, налога на добавленную стоимость, акцизов, экологического налога, подоходного налога с физических лиц, налога на землю (или арендной платы), взносов на государственное и социальное страхование, государственных пошлин и сборов. При этом ставки по налогу на прибыль уменьшены по сравнению с общеустановленными по республике (по СЭЗ «Могилев», «Гродноинвест» – 12%, по остальным СЭЗ – 15%). Прибыль, направленная резидентами СЭЗ «Гомель-Ратон», «Минск», «Витебск», «Гродноинвест» и «Могилев» на инвестиции в Республике Беларусь, не подлежит налогообложению.

Резиденты СЭЗ «Могилев», «Гродноинвест» не уплачивают сборы и отчисления в целевые бюджетные фонды местных бюджетов и целевые внебюджетные фонды местных Советов депутатов, а ставка налога на доходы от реализации ценных бумаг резидентов данных СЭЗ уменьшена на 50 % общеустановленной ставки (40%), т.е. составляет 20%.

Действие специального правового режима имеет ограничения. Так, в СЭЗ «Брест» действие специального правового режима не распространяется на игорный бизнес; в СЭЗ «Минск», «Витебск» и «Гомель» – на торговую, торгово-закупочную деятельность и общественное питание; в СЭЗ «Могилев» и СЭЗ «Гродноинвест» специальный правовой режим распространяется на производство и реализацию экспортируемых продукции, товаров (работ, услуг), а также на производство и реализацию импортозамещающей продукции (работ, услуг) согласно перечню, утверждаемому Правительством Республики Беларусь [48, c.23].

Значимой составляющей эффективности политики стимулирования иностранных инвестиций является повышение имиджа принимающей страны, что реализуется на основе распространения рекламных материалов, характеризующих страну, ее потенциальные возможности по привлечению ПИИ. Новые инвестиционные возможности республики откроются с получением суверенного кредитного рейтинга. Положительная оценка кредитоспособности Беларуси расширит доступ к более дешевым внешним кредитным ресурсам, облегчит отдельным субъектам хозяйствования, в частности, банковским учреждениям, возможность организации заимствований на международном рынке капитала, а также повысит привлекательность страны для прямых инвесторов. Таким образом, в Республике Беларусь сформирована и реализуется долгосрочная государственная политика по привлечению иностранных инвестиций.

 

3.2 Динамика  прямого иностранного инвестирования  в Республике Беларусь (2000-2005 гг.)

 

 

Основные вопросы по проблеме привлечения ПИИ в Республику Беларусь были освещены на Презентации доклада о мировых инвестициях за 2006 год, которая была подготовлена Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и состоялась в г. Минске. Согласно представленным данным, динамика прямого иностранного инвестирования в Республике Беларусь за 2000-2005 гг. выглядит следующим образом:

 

Рисунок 3.1. Динамика иностранных инвестиций в РБ за 2000-2006 гг.

 

Таким образом, в 2002 г. в РБ наблюдалось самое низкое значение показателя иностранных инвестиций – 720 млн. долл. (из них ПИИ – 247 млн. долл.). Данная динамика соответствует мировой динамике в этот период. Снижение инвестиционной активности привело к сокращению спроса на инвестиционные товары, недоиспользованию производственных мощностей по их производству (до 50% к нормативу). В условиях дефицита финансовых ресурсов обновление основных фондов происходило пассивно (2-3% ежегодно вместо 8-10% по норме), что привело как к физическому, так и моральному их старению.

Информация о работе Прямые иностранные инвестиции в экономику Республики Беларусь