Прямые иностранные инвестиции в экономику Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 02:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение проблемы привлече-ния прямых иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь.
Для достижения указанной цели были определены следующие задачи:
1. Раскрыть методологические основы прямого иностранного инвестиро-вания.
2. Определить методы привлечение прямых иностранных инвестиций в странах с переходной экономикой.
3. Проанализировать пути интенсификации процесса привлечения пря-мых иностранных инвестиций в Республику Беларусь.

Оглавление

1 Методологические основы прямого иностранного инвестирования 5
1.1 Содержание и предпосылки прямого иностранного инвестирования. 5
1.2 Структура и динамика прямых иностранных инвестиций за 2000-2005 гг. 9
2 Методы привлечения прямых иностранных инвестиций в странах с переходной экономикой 17
2.1 Особенности развития процессов прямого иностранного инвестирования в странах с переходной экономикой17
2.2 Факторы, способствующие привлечению иностранных инвестиций 21
2.3 Условия, ограничивающие приток прямых иностранных инвестиций в страны с переходной экономикой 26
2.4 Современные тенденции в международном движении капитала 30
3 Интенсификация процесса привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь 34
3.1 Особенности инвестиционного климата в Республике Беларусь 34
3.2 Динамика прямого иностранного инвестирования в Республике Беларусь (2000-2005 гг.) 41
3.3 Основные направления повышения инвестиционной привлекательности экономики Республики Беларусь 44
Заключение 55
Список использованных источников 58
Приложения 63

Файлы: 1 файл

ЭПО - Прямые иностранные инвестиции - БГУ.doc

— 576.00 Кб (Скачать)

* д.н. – на душу  населения

П

Таким образом, приток инвестиций в Центральную и Восточную Европу в целом остался стабильным.

Доля стран ЦВЕ в глобальном притоке ПИИ в 2001 г. достигла 4% против в среднем 2% в два предыдущих года.

Регион ЦВЕ опять  выступил против глобальной тенденции, добившись нового рекордного притока ПИИ на уровне 20 млрд. долларов против 25 млрд. в 2001 г. Тем не менее, за этим общим приростом крылись расходящиеся тенденции: в 10 странах потоки ПИИ пережили падение, а в девяти – увеличение. Разнились тенденции в притоке ПИИ и в отраслевом разрезе: довольно хорошо обстояли дела в автомобильной промышленности, а электронные отрасли испытывали проблемы. Кроме того, фирмы (включая иностранные филиалы) в ряде стран ЦВС, и, прежде всего, в странах – кандидатах па вступление в ОС, проявляли склонность к свертыванию операций, базирующихся па использовании неквалифицированной рабочей силы, и к расширению деятельности в отраслях с более высокой добавленной стоимостью, используя такое преимущество, как высокий уровень образования местной армии труда. Странам ЦВС удалось увеличить приток ПИИ до рекордного уровня в 20 млрд. долларов. Приток ПИИ в страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) также упал с 31 млрд. долл. до 21 млрд. долл. Этот регион был единственным, избежавшим трехлетнего спада (2001-2003 гг.) мировых потоков ПИИ и сохранившим высокие темпы роста притока ПИИ в 2004 г. (свыше 40%). В то же время динамика потоков ПИИ в эти два субрегиона несколько различалась под влиянием нескольких факторов. Приток ПИИ в Юго-Восточную Европу стал увеличиваться лишь в 2003 году. Крупнейшим получателем ПИИ в регионе является Российская Федерация. Потоки ПИИ в Юго-Восточную Европу и СНГ, как ожидается, в ближайшем будущем будут и далее расти. Считается, что конкурентный уровень заработной платы в этом регионе, особенно в Юго-Восточной Европе, может превратиться в привлекательный фактор для все большего числа предприятий, стремящихся к повышению эффективности или развитию экспорта, в то время как богатые природными ресурсами страны СНГ могут воспользоваться по-прежнему высокими ценами на нефть и газ [10, c.21].

В 2006 г. предполагался дальнейший рост мировых потоков ПИИ, если экономический рост закрепится и распространится на новые страны, будет проведена корпоративная реструктуризация, продолжится рост прибылей и освоение новых рынков. Сохраняющаяся у компаний необходимость повышать свою конкурентоспособность посредством расширения деятельности на новых рынках, снижения издержек и получения доступа к природным ресурсам и стратегическим активам за рубежом является мощным стимулом для дальнейшего роста ПИИ, в частности в развивающихся странах. Кроме того, повышение прибыльности ТНК, по всей видимости, станет толчком для активизации СиП, что должно способствовать росту объемов ПИИ и в развитых странах.

 

2 Методы привлечения прямых иностранных инвестиций в странах  с переходной экономикой

2.1 Особенности  развития процессов прямого иностранного  инвестирования в странах с переходной экономикой

 

 

Из всех форм международных инвестиций прямые иностранные инвестиции наиболее предпочтительны для стран-импортеров иностранного капитала. Но, осуществляя их, инвесторы подвергаются большей степени риска, чем при кредитных и портфельных инвестициях. Это объясняется тем, что инвесторы, как правило, лишаются возможности быстрого ухода из страны-импортера по причине низкой ликвидности вложенного капитала. Кроме того, прямые иностранные инвестиции предполагают более высокий срок освоения капиталовложений.

Прямые иностранные инвестиции применяются в странах с переходной экономикой в самых разнообразных формах, включая [28, c.534]:

1)  соглашения о  поручительской переработке сырья на давальческой основе и сборке готовых изделий из деталей и узлов заказчика;

2) проекты на компенсационной основе предусматривают прямое предоставление иностранной компанией оборудования технологии, технического содействия или кредитов на приобретение перечисленных выше необходимых элементов производственного процесса;

3) совместные предприятия  – это форма, предусматривающая участие национального и иностранного партнеров в инвестициях и получение прибыли вне прямой зависимости от первоначального размера вложений;

4) дочернее предприятие  в полной собственности инвестора;

5) лизинг, или долгосрочную  аренду;

6) лицензионные соглашения  – форма, приобретающая первостепенное значение в международных экономических отношениях. Она заключается в передаче иностранным инвестором патентованной информации, ноу-хау, промышленных образцов и полезных моделей, товарных знаков и знаков обслуживания и получении им согласованного вознаграждения после освоения импортером объекта соглашения и получения связанной с этим прибыли;

7) соглашения под возвращаемый залог. Ряд стран успешно реализует программы, в соответствии с которыми иностранные инвесторы могут создавать местные сборочные предприятия с использованием местных сборочных компонентов. На них осуществляется сборка или другие операции, а затем готовая продукция (вся или большая часть) реэкспортируется. Как правило, такие местные предприятия освобождаются от уплаты налогов и пошлин на производственные затраты и готовую продукцию. Для того чтобы гарантировать, что они реэкспортируют свою продукцию, эти фирмы должны оставить в таможенном органе залог, который возвращается им при экспорте готовой продукции. Такая форма сотрудничества особенно широко применяется в легкой промышленности;

8)  концессию, при  которой производится передача  частным тональным и (или) иностранным инвесторам на возмездной основе на определенный срок права на осуществление на территории страны-реципиента капитала отдельного вида деятельности, на которую распространяется исключительное право государства либо права пользования имуществом, находящимся в собственности принимающего капитал государства;

9) соглашения о разделе  продукции – соглашения о капиталовложениях в нефтедобывающую и нефтеперерабатывающую промышленность, причем капиталовложениях крупных, рассчитанных на длительный период.

10)  соглашения о  сдаче предприятия под управление. Многие компании обладают уникальным опытом в области организации управления предприятиями. Особенно это важно сфере услуг (гостиницы, общественное питание, транспорт и др.). При этом необходимые знания передаются национальным менеджерам, т.е. осуществляются "инвестиции в людей";

11)  договор о франшизе (франчайзинг) – деловое соглашение, по которому одна сторона разрешает другой вести деятельность, используя ее товарный знак, логотип, продукцию, а также методы ведения операций в обмен на вознаграждение. Если лицензирование связано с производственным компонентом деятельности, то договор о франшизе связан со сбытом.

Совместное предприятие как вторая наиболее распространенная форма ПИИ в странах с переходной экономикой базируется на соглашении, согласно которому два или более партнеров владеют и управляют предприятием, которое обычно размещается в стране одного из партнеров.

Существует ряд причин, по которым компания считает выгодным создать совместное предприятие:

- экономия финансовых вложений обоих партнеров и снижение затрат;

- быстрое овладение каналами распределения, что уменьшает расходы на маркетинг;

- сохранение независимости двух сторон.

Структура совместных предприятий  бывает двух типов.

Недолевые совместные предприятия, в которых одна сторона предоставляет услуги другой. Сторона, предоставляющая услуги, обычно занимает более сильные позиции в управлении совместным предприятием, чем другая, однако подобная форма распространена не широко.

Долевые совместные предприятия, предусматривают обоюдные финансовые вложения, производимые в деловое предприятие многонациональной компанией и местным партнером. В данном случае существует множество вариаций с точки зрения вложения финансов, передачи технического и другого опыта [Там же].

Совместные предприятия обеспечивают участникам бизнеса преимуществ. Во-первых, партнеры могут дополнять друг руга и благодаря этому снижать риск, связанный с ведением бизнеса; примером может быть маленькая компания, которая обладает технологией, но не имеет производственных мощностей, она входит в соглашение с другой компанией, которая такими мощностями располагает. Во-вторых, фирма, имеющая ограниченные денежные средства, но значительный международный опыт, может составить команду с компанией, у которой достаточно средств, но мало опыта. В-третьих, совместное предприятие обеспечивает быстрый доступ к сетям распределения продукции. В-четвертых, совместные предприятия обладают высокой адаптивностью, поэтому их создание является часто используемым средством организации предпринимательства в странах с формирующейся рыночной экономикой.

По данным Министерства статистики и анализа, по состоянию на 1 января 2005 г. на территории Республики Беларусь были зарегистрированы 3457 предприятий с иностранными инвестициями, в том числе 1841 совместное (размер уставного фонда составил 742,1 млн. дол. США, вклад иностранных инвесторов – 382,7 млн. дол. США) и 1616 предприятий со 100 %-ным иностранным капиталом (размер уставного фонда составил 340,7 млн. дол. США) [33, c.165].

Крупнейшими странами-инвесторами по количеству созданных совместных и иностранных предприятий являются: Россия (730, или 21,1% общего числа зарегистрированных предприятий), США (523, или 15,1 %), Германия (375, 10,8 %), Польша (350, или 10,1 %), Литва (255, или 7,4), Великобритания (201, или 5,8 %), Латвия (176, или 5,1 Кипр (144, или 4,2 %), Чехия (82, или 2,4 %) и Италия (82, или 2,4 %). На долю первой десятки стран приходится свыше 80 % предприятий, созданных в Беларуси с участием иностранного капитала.

Вклад иностранных инвесторов в  уставный фонд совместных и иностранных предприятий составил более 723,4 млн. дол. США. По величине вклада иностранных инвесторов в уставный фонд организаций с иностранными инвестициями (на 1 января 2005 г.) к числу стран-лидеров относятся: США (123,8 млн. дол., или 17,1 % общего объема), Россия (106,2 млн. дол., или 14,7 %), Нидерланды (101,6 млн. дол., или 14,0 %) Германия (77,2 млн. дол., или 10,7 %), Великобритания (62,0 млн. дол., или 8,6 %), Кипр (47,2 млн. дол., или 6,5 %), Австрия (27,9 млн. дол., или 3,9 %), Польша (26,6 млн. дол., или 3,7 %), Латвия (21,2 млн. дол., или 2,9 %) [33, с.166].

В Беларуси работают совместные и иностранные предприятия с капиталом всемирно известных марок: с немецкими «МАНом» (выпуск легковой и грузовой автомобильной техники); «Фрезениусом» (выпуск медицинского оборудования); «Карл Цейсе» (оптика, системы электронной визуализации); голландской «Кока-Колой»; американским «МакДональдсом» (производство безалкогольных напитков и общественное питание); датским «Маерск Мед икал»; швейцарским; «СБ Телеком»; немецким «Алкатель СЭЛ»; российскими «Мобильными ТелеСистемами» (внедрение мобильной телефонной системы стандарта GSM и производство коммутационного оборудования) и др.

В последние годы на белорусский  рынок пришли такие инвесторы, как  австрийский «Раффайзенбанк» (банковские услуги), немецкий «Фенокс Аутомотив ГмбХ» (машиностроение), американская «Дарна-2000», венгерский «Зип Бир» (производство пива), британский «Истворд Капитал Лтд» (производство продуктов питания) и др.

Иностранный капитал также принимает  участие в формировании банковского сектора Беларуси: из 30 функционирующих банков 25 созданы с участием иностранного капитала.

На 1 января 2005 г. доля иностранных инвестиций в общем объеме уставных фондов банков, зарегистрированных в Беларуси, составляла около 8 %, в том числе российских инвесторов – 1,7 %. На территории Беларуси работают 11 представительств иностранных банков и кредитно-финансовых организаций, среди них:  немецкий  «Коммерцбанк», польский «Банк  польска каса  опеки»,  российские   «Инкомбанк»   и «Местбанк» и др. На страховом рынке Беларуси представлено 13 компаний с участием иностранного капитала.

В отраслевом разрезе по количеству созданных предприятий с иностранными инвестициями в 2005 г. наибольшую долю занимали промышленность (42,9 %), торговля и общественное питание (31,9 %), транспорт (9,2 %). Кроме того, инвестировались средства в развитие связи (0,7 %), строительства (3,6 %), операций с недвижимостью (2,1 %), здравоохранения, физкультуры и социального обеспечения (1,6 %). В сельское хозяйство по-прежнему направлялось менее 1 % совокупных инвестиций (0,7 %).

В рамках промышленной сферы иностранные  капиталовложения составили: в пищевые предприятия в 2005 г. – 42 % всех иностранных инвестиций в промышленность; в машиностроение и металлообработку – 13,9; деревообрабатывающую – 10,1; химическую – 9,5; легкую – 7,9 и медицинскую – 5,1% отрасли.

По регионам Республики Беларусь вклад  иностранных инвесторов по количеству созданных совместных и иностранных предприятий распределился следующим образом: г. Минск – 53,4 %; Минская область – 12,5; Брестская – 11,2; Витебская – 7,0; Гродненская – 6,4; Гомельская – 5,8; Могилевская – 2,5 %.

Совместные и иностранные предприятия  вносят значительный вклад в развитие белорусской экономики. Они обеспечивают рабочими местами до 10 % занятого населения республики и выпускают 10 % ВВП страны. Совместными и иностранными предприятиями активно осуществляется внешнеторговая деятельность: экспорт продукции собственного производства превышает 15% экспорта Беларуси, импорт – порядка 20 % республиканского импорта [33, с.167].

2.2 Факторы, способствующие привлечению иностранных инвестиций

 

 

Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой могут особо поощрять:

- иностранные инвестиции, положительно влияющие на состояние платежного баланса (инвестиции в импортозамещающие и экспортно-ориентированные отрасли, сферу туризма);

- инвестиционные проекты, особо значимые для развития национальной экономики (проекты с передовой технологией, отсутствующей в стране,

Факторы, способствующие привлечению прямых иностранных  инвестиций:

-  улучшение имиджа принимающей страны. Данное направление осуществляется на основе распространения рекламных материалов, характеризующих страну-реципиент, ее потенциальные возможности по привлечению иностранных инвестиций;

- предоставление комплексного пакета услуг иностранным инвесторам по поддержке их инвестиционной деятельности.  Такой пакет  обычно включает:  информационные, консультационные услуги, облегчение прохождения различных бюрократических этапов регистрации и налогового контроля, получение разрешений и др. Во многих странах высокую эффективность по предоставлению перечисленных услуг показали агентства по содействию иностранным инвестициям;

Информация о работе Прямые иностранные инвестиции в экономику Республики Беларусь