Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 02:25, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение проблемы привлече-ния прямых иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь.
Для достижения указанной цели были определены следующие задачи:
1. Раскрыть методологические основы прямого иностранного инвестиро-вания.
2. Определить методы привлечение прямых иностранных инвестиций в странах с переходной экономикой.
3. Проанализировать пути интенсификации процесса привлечения пря-мых иностранных инвестиций в Республику Беларусь.
1 Методологические основы прямого иностранного инвестирования 5
1.1 Содержание и предпосылки прямого иностранного инвестирования. 5
1.2 Структура и динамика прямых иностранных инвестиций за 2000-2005 гг. 9
2 Методы привлечения прямых иностранных инвестиций в странах с переходной экономикой 17
2.1 Особенности развития процессов прямого иностранного инвестирования в странах с переходной экономикой17
2.2 Факторы, способствующие привлечению иностранных инвестиций 21
2.3 Условия, ограничивающие приток прямых иностранных инвестиций в страны с переходной экономикой 26
2.4 Современные тенденции в международном движении капитала 30
3 Интенсификация процесса привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь 34
3.1 Особенности инвестиционного климата в Республике Беларусь 34
3.2 Динамика прямого иностранного инвестирования в Республике Беларусь (2000-2005 гг.) 41
3.3 Основные направления повышения инвестиционной привлекательности экономики Республики Беларусь 44
Заключение 55
Список использованных источников 58
Приложения 63
По географическому признаку Республики Беларусь целесообразно стимулировать долгосрочное сотрудничество как со странами-соседями для получения инвестиций с экономией на издержках, так и компаниями дальнего зарубежья для обеспечения эффективности. Таким образом, будет соблюдаться принцип экономической независимости и сбалансированного развития.
Для повышения
Политика привлечения иностранных инвестиций Республики Беларусь должна обеспечивать не только замещение дефицита национального капитала, но и создание условий для его накопления. Высокий позитивный эффект в стране-реципиенте иностранного капитала достигается в том случае, когда можно использовать весь потенциал ресурсов страны, включая сырьевой, трудовой, инновационный, территориальный. В данном случае инвестиции, поступающие из-за рубежа, носят комбинированный характер, а, следовательно, являются долгосрочными.
Фактор развития финансовой сферы страны с формирующейся рыночной экономикой имеет значение для трансформации иностранного капитала в инвестиционный. Укрепление национальной банковской системы Республики Беларусь, формирование устойчивых потоков привлечения сбережений населения, преобладание средне- и долгосрочных депозитов в общей структуре банков помогают добиться устойчивого увеличения объема иностранного капитала не только в финансовой, но и в других сферах экономики. Напротив, активное использование средств Национального банка Республики Беларуси, целенаправленно передаваемых на инвестиционные цели коммерческим банкам, одновременно порождает в экономике (при прочих равных условиях) иждивенческие настроения, рост дебиторско-кредиторской задолженности, инфляционные тенденции и т.д. Такие негативные явления фактически нейтрализуют позитивные эффекты от внутренних инвестиций, осуществляемых данным путем, и являются непривлекательным фактором макроэкономической нестабильности для иностранных инвестиций. В итоге оказывается при наличии накопленных финансовых ресурсов экономика в состоянии перманентного и достаточно острого инвестиционного голода.
Учитывая будущее вступление стран-соседей и Республики Беларусь в ВТО, стратегия инвестиционного вхождения Беларуси в глобальную экономику предусматривает формирование качественно новой инвестиционной политики, основанной на конкурентоспособности экономики за счет снижения энерго- и материалоемкости, повышения квалификации и цены труда.
Таким образом, факторами
усиления привлекательности инвестиционн
- ускорение перехода к рыночным отношениям;
- формирование эффективной структуры привлекаемых иностранных инвестиций с помощью, соответствующей внешнеэкономической политики;
- мотивирование иностранных инвесторов с помощью современных факторов привлечения ПИИ;
- ориентация на привлечение ПИИ транснациональными компаниями малого и среднего размера;
- формирование гармоничной и прозрачной политики стимулирования ПИИ.
Однако следует учитывать и то, что рассмотренные условия вхождения Беларуси в глобальную инвестиционную деятельность являются основными, но не достаточными для активизации инвестиционной сферы в республике.
В целях последовательного повышения инвестиционной привлекательности Республики Беларусь необходимо интенсификация процесса реформирования по ряду отраслей национальной экономики и инструментов ее регулирования.
Весь спектр мероприятий классифицируется по отдельным секторам, и, соответственно, по каждому сектору выдвигаются предложения с целью стимулирования инвестиционных потоков, привлекаемых в национальную экономику.
Мероприятия на уровне предприятия:
- постепенная ликвидация административного вмешательства в экономику, особенно искусственных ограничений в отношении хозяйственной деятельности.
- ускорение процессов разгосударствления и приватизации;
- переход на принципы корпоративного управления;
- развитие государственных программ коммерциализации и приватизации предприятий коммунального хозяйства и сферы услуг исключительно в форме оказания технической помощи;
- защита имущественных прав;
- последовательная интеграция отечественных предприятий в производственные циклы международных концернов – используя конкурентные преимущества (уровень производственных затрат, наличие квалифицированных кадров) – особенно в отраслях, содержащих потенциал развития (легкая и текстильная промышленность, химическая промышленность, строительство, сфера услуг и развитие инфраструктуры). Реализация данных мероприятий позволит иностранным инвесторам обрести некоторое чувство защищенности на национальном рынке. Кроме того, переход на принципы корпоративного управления, применяемые на практике во всем мире, и, особенно, в рамках деятельности ТНК, без участия которых невозможен процесс интеграции в мировое хозяйство, облегчит иностранному инвестору процесс проникновения на пока еще неизученный внутренний рынок [39, c.109].
Стабилизация
- поддержка развития частного сектора. В белорусской экономике на частный сектор приходится наименьший удельный вес в сравнении со всеми странами региона, что сдерживает приток в страну чистых прямых иностранных инвестиций. Доля частного сектора в национальной экономике Республики Беларусь составляет по обобщенным оценкам 1/5 от ВВП. Для сравнения: в России данный показатель составляет 70% от ВВП, в Словении – 65%, до 80% – в новых государствах-членах ЕС. Данное соотношение свидетельствует о необходимости ускорения и интенсификации реформ, направленных на развитие частного сектора в национальной экономике, представляющего собой основной объект и «поле деятельности» иностранных инвесторов. В качестве конкретных мероприятий может быть рекомендовано создание надежной правовой платформы для развития предпринимательской деятельности, свободной от постоянных изменений и обеспечивающей предпринимателям определенное чувство защищенности и стабильности условий осуществления бизнеса; а также ускорение темпа институциональных реформ по развитию рыночной инфраструктуры (банковский сектор, страхование, транспорт, средства коммуникации и т.д.);
- в целях повышения международной привлекательности республики необходима дальнейшая либерализация условий торговли и осуществления внешнеэкономических сделок;
- целенаправленные мероприятия по повышению конкурентоспособности белорусской экономики. Сегодня на единицу товара, произведенного в республике, затрачивается в 3-4 раза больше ресурсов, чем в развитых странах. В свою очередь, это требует обновления технологий производства и менеджмента;
- ослабление налогового бремени [Там же].
Эффективное развитие внешнеэкономической деятельности:
- продолжение переговоров по вопросу о вступлении Республики Беларусь в ВТО;
- расширение взаимоотношений с Европейским Союзом и дальнейшее развитие сотрудничества с Россией;
- активизация сотрудничества с международными организациями и финансовыми институтами. Данная политика окажет положительный эффект не только на внешнеэкономический имидж республики, но и – при успешном сотрудничестве – откроет доступ к дополнительным источникам внешнего финансирования, столь необходимого для реформирования национальной экономики;
- разработка программ развития и поддержки деятельности свободных экономических зон в целях стимулирования притока иностранного капитала в зоны и его последующего перераспределения в масштабах национальной экономики. При этом рекомендуется переориентация и стимулирования развития в рамках СЭЗ сферы услуг, в частности в сфере финансов, страхования, банковской сфере. Данные мероприятия будут содействовать ускорению процесса модернизации и ликвидации недостатка развития национальной инфраструктуры в сфере услуг, и создадут новые импульсы для привлечения дополнительных объемов ПИИ.
- разработка и реализация государственных программ в поддержку развития малого и среднего бизнеса с учетом актуальных тенденций изменения внутреннего рынка. Учитывая постепенный рост доходов населения и его неравномерное перераспределение, возникает существенная конвергенция доходов и расслоение потребительского рынка. В столице и областных центрах формируется небольшая по объему, но имеющая высокую покупательную способность прослойка потребителей, предъявляющих спрос на дорогостоящие товары и предметы роскоши. Одновременно массовое потребление также отмечает тенденцию повышения спроса, но на товары широкого потребления по низким ценам. Анализ тенденций развития внутреннего рынка позволяет сформулировать эффективную в настоящее время поведенческую стратегию для иностранных инвесторов (а также для отечественных субъектов хозяйствования, реализующих совместные проекты с ними, и государства, осуществляющего функцию регулирования и контроля) – потенциал развития содержат инвестиционные проекты, направленные на удовлетворение спроса на внутреннем рынке, путем открытия здесь производственных единиц в сотрудничестве с отечественными производителями с одновременной оптимизацией, таким образом, производственных затрат [Там же].
Одна из основных задач заключается в укреплении банковского сектора. Банковский сектор республики мал и находится в «зародышевом» состоянии. В качестве предложений по реформированию банковского сектора можно сформулировать следующие мероприятия [39, c.113]:
- расширение и упрощение условий доступа иностранных банков на рынок финансовых услуг Беларуси;
- уменьшение государственного влияния и готовность предоставить иностранным банкам возможность расширить масштабы их деятельности в Беларуси (доля иностранных банков в общем объеме банковского капитала составляет 7,5%, что значительно ниже установленного лимита в 25%);
- расширение кредитных операций и передача современных know-how в банковской сфере, благодаря участию иностранных банков;
- проведение дальнейших реформ с целью формирования конкурентоспособного и рационально функционирующего банковского сектора, пользующегося доверием населения и отвечающего потребностям реальной экономики;
- стимулирование институционального развития посредством поддержки частных банков в стране;
- развитие проектов (в том числе при участии международных финансовых организаций), направленных на укрепление потенциала банковского сектора и создание новых механизмов кредитования для удовлетворения финансовых потребностей малых и средних предприятий и формирующегося частного сектора в целом;
- развитие сотрудничества с иностранными банками и международными финансовыми организациями в целях оказания технической помощи белорусским банкам, особенно в плане укрепления организационного потенциала, а также обучения персонала принципам кредитования.
- развитие банковского аппарата финансирования в поддержку инвестиционной деятельности и проектов развития инфраструктуры.
В целом рекомендуется проведение активной внешнеэкономической политики, выгодно использующей конкурентные преимущества республики в целях ее скорейшего полноправного участия в международном разделении труда [39, c.114].
Однако процесс либерализации и реформирования должен затронуть не только экономическую сферу республики. Успех реформ может быть эффективен лишь в случае достижения прогресса во всех сферах общественной жизни. Так, например, правительству Республики Беларусь до сих пор удавалось поддерживать советские стандарты качества в сферах здравоохранения и образования для всех социальных слоев, что с другой стороны ведет к замедлению хода структурных реформ.
Результаты практически всех без исключения исследований на предмет оценки инвестиционного климата в республике выделяют наличие большого процента высококвалифицированных кадров в качестве одного из благоприятных факторов развития сотрудничества. В то же время, для сохранения конкурентоспособности этого фактора на международном уровне необходима интенсификация совместных программ в сфере образования с Западом – с целью увеличения квоты специалистов, владеющих иностранными языками, передачи современных know-how, накопления опыта и изучения менталитета потенциальных партнеров. Лишь в этом случае «человеческий капитал» республики будет соответствовать современным международным стандартам и представлять ценность на мировом рынке.
Рекомендуемые мероприятия должны быть направлены на повышение эффективности функционирования СЭЗ и активизацию их роли катализатора инвестиционной деятельности в Республике Беларусь.
Несомненно, необходимо стимулирование и поддержка развития сектора малого и среднего бизнеса. В то время как процесс приватизации и реструктурирования на крупных государственных предприятиях сопровождаемся, как правило, параллельным увольнением персонала и сокращением рабочих мест, сектор малого и среднего бизнеса является катализатором роста занятости и возникновения новых производственных единиц. Кроме этого, развитие сектора малого и среднего бизнеса рассматривается в национальной экономике не только как инструмент создания новых рабочих мест, но и – благодаря его гибкости в процессе изменений и инновационному потенциалу – как важный источник экономического роста.
Информация о работе Прямые иностранные инвестиции в экономику Республики Беларусь