Прямые иностранные инвестиции в экономику Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 02:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение проблемы привлече-ния прямых иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь.
Для достижения указанной цели были определены следующие задачи:
1. Раскрыть методологические основы прямого иностранного инвестиро-вания.
2. Определить методы привлечение прямых иностранных инвестиций в странах с переходной экономикой.
3. Проанализировать пути интенсификации процесса привлечения пря-мых иностранных инвестиций в Республику Беларусь.

Оглавление

1 Методологические основы прямого иностранного инвестирования 5
1.1 Содержание и предпосылки прямого иностранного инвестирования. 5
1.2 Структура и динамика прямых иностранных инвестиций за 2000-2005 гг. 9
2 Методы привлечения прямых иностранных инвестиций в странах с переходной экономикой 17
2.1 Особенности развития процессов прямого иностранного инвестирования в странах с переходной экономикой17
2.2 Факторы, способствующие привлечению иностранных инвестиций 21
2.3 Условия, ограничивающие приток прямых иностранных инвестиций в страны с переходной экономикой 26
2.4 Современные тенденции в международном движении капитала 30
3 Интенсификация процесса привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь 34
3.1 Особенности инвестиционного климата в Республике Беларусь 34
3.2 Динамика прямого иностранного инвестирования в Республике Беларусь (2000-2005 гг.) 41
3.3 Основные направления повышения инвестиционной привлекательности экономики Республики Беларусь 44
Заключение 55
Список использованных источников 58
Приложения 63

Файлы: 1 файл

ЭПО - Прямые иностранные инвестиции - БГУ.doc

— 576.00 Кб (Скачать)

По географическому  признаку Республики Беларусь целесообразно стимулировать долгосрочное сотрудничество как со странами-соседями для получения инвестиций с экономией на издержках, так и компаниями дальнего зарубежья для обеспечения эффективности. Таким образом, будет соблюдаться принцип экономической независимости и сбалансированного развития.

Для повышения конкурентоспособности  продукции отраслей-экспортеров на традиционных рынках, а также расширения географии их экспорта необходимо привлечь капитал ТНК – мировых лидеров в сферах сложившейся специализации Республики Беларусь, среди которых машиностроение и приборостроение, электроника, нефтехимический комплекс, легкая промышленность, телекоммуникации.

Политика привлечения  иностранных инвестиций Республики Беларусь должна обеспечивать не только замещение дефицита национального капитала, но и создание условий для его накопления. Высокий позитивный эффект в стране-реципиенте иностранного капитала достигается в том случае, когда можно использовать весь потенциал ресурсов страны, включая сырьевой, трудовой, инновационный, территориальный. В данном случае инвестиции, поступающие из-за рубежа, носят комбинированный характер, а, следовательно, являются долгосрочными.

Фактор развития финансовой сферы страны с формирующейся рыночной экономикой имеет значение для трансформации иностранного капитала в инвестиционный. Укрепление национальной банковской системы Республики Беларусь, формирование устойчивых потоков привлечения сбережений населения, преобладание средне- и долгосрочных депозитов в общей структуре банков помогают добиться устойчивого увеличения объема иностранного капитала не только в финансовой, но и в других сферах экономики. Напротив, активное использование средств Национального банка Республики Беларуси, целенаправленно передаваемых на инвестиционные цели коммерческим банкам, одновременно порождает в экономике (при прочих равных условиях) иждивенческие настроения, рост дебиторско-кредиторской задолженности, инфляционные тенденции и т.д. Такие негативные явления фактически нейтрализуют позитивные эффекты от внутренних инвестиций, осуществляемых данным путем, и являются непривлекательным фактором макроэкономической нестабильности для иностранных инвестиций. В итоге оказывается при наличии накопленных финансовых ресурсов экономика в состоянии перманентного и достаточно острого инвестиционного голода.

Учитывая будущее вступление стран-соседей и Республики Беларусь в ВТО, стратегия инвестиционного вхождения Беларуси в глобальную экономику предусматривает формирование качественно новой инвестиционной политики, основанной на конкурентоспособности экономики за счет снижения энерго- и материалоемкости, повышения квалификации и цены труда.

Таким образом, факторами  усиления привлекательности инвестиционного климата Республики Беларусь являются:

- ускорение перехода к рыночным отношениям;

- формирование эффективной структуры привлекаемых иностранных инвестиций с помощью, соответствующей внешнеэкономической политики;

- мотивирование иностранных инвесторов с помощью современных факторов привлечения ПИИ;

- ориентация на привлечение ПИИ транснациональными компаниями малого и среднего размера;

- формирование гармоничной и прозрачной политики стимулирования ПИИ.

Однако следует учитывать  и то, что рассмотренные условия вхождения Беларуси в глобальную инвестиционную деятельность являются основными, но не достаточными для активизации инвестиционной сферы в республике.

В целях последовательного повышения инвестиционной привлекательности Республики Беларусь необходимо интенсификация процесса реформирования по ряду отраслей национальной экономики и инструментов ее регулирования.

Весь спектр мероприятий классифицируется по отдельным секторам, и, соответственно, по каждому сектору выдвигаются предложения с целью стимулирования инвестиционных потоков, привлекаемых в национальную экономику.

Мероприятия на уровне предприятия:

- постепенная ликвидация административного вмешательства в экономику, особенно искусственных ограничений в отношении хозяйственной деятельности.

- ускорение процессов разгосударствления и приватизации;

- переход на принципы корпоративного управления;

- развитие государственных программ коммерциализации и приватизации предприятий коммунального хозяйства и сферы услуг исключительно в форме оказания технической помощи;

- защита имущественных прав;

- последовательная интеграция отечественных предприятий в производственные циклы международных концернов – используя конкурентные преимущества (уровень производственных затрат, наличие квалифицированных кадров) – особенно в отраслях, содержащих потенциал развития (легкая и текстильная промышленность, химическая промышленность, строительство, сфера услуг и развитие инфраструктуры). Реализация данных мероприятий позволит иностранным инвесторам обрести некоторое чувство защищенности на национальном рынке. Кроме того, переход на принципы корпоративного управления, применяемые на практике во всем мире, и, особенно, в рамках деятельности ТНК, без участия которых невозможен процесс интеграции в мировое хозяйство, облегчит иностранному инвестору процесс проникновения на пока еще неизученный внутренний рынок [39, c.109].

Стабилизация макроэкономических показателей:

- поддержка развития частного сектора. В белорусской экономике на частный сектор приходится наименьший удельный вес в сравнении со всеми странами региона, что сдерживает приток в страну чистых прямых иностранных инвестиций. Доля частного сектора в национальной экономике Республики Беларусь составляет по обобщенным оценкам 1/5 от ВВП. Для сравнения: в России данный показатель составляет 70% от ВВП, в Словении – 65%, до 80% – в новых государствах-членах ЕС. Данное соотношение свидетельствует о необходимости ускорения и интенсификации реформ, направленных на развитие частного сектора в национальной экономике, представляющего собой основной объект и «поле деятельности» иностранных инвесторов. В качестве конкретных мероприятий может быть рекомендовано создание надежной правовой платформы для развития предпринимательской деятельности, свободной от постоянных изменений и обеспечивающей предпринимателям определенное чувство защищенности и стабильности условий осуществления бизнеса; а также ускорение темпа институциональных реформ по развитию рыночной инфраструктуры (банковский сектор, страхование, транспорт, средства коммуникации и т.д.);

- в целях повышения международной привлекательности республики необходима дальнейшая либерализация условий торговли и осуществления внешнеэкономических сделок;

- целенаправленные мероприятия по повышению конкурентоспособности белорусской экономики. Сегодня на единицу товара, произведенного в республике, затрачивается в 3-4 раза больше ресурсов, чем в развитых странах. В свою очередь, это требует обновления технологий производства и менеджмента;

- ослабление налогового бремени [Там же].

Эффективное развитие внешнеэкономической деятельности:

- продолжение переговоров по вопросу о вступлении Республики Беларусь в ВТО;

- расширение взаимоотношений с Европейским Союзом и дальнейшее развитие сотрудничества с Россией;

- активизация сотрудничества с международными организациями и финансовыми институтами. Данная политика окажет положительный эффект не только на внешнеэкономический имидж республики, но и – при успешном сотрудничестве – откроет доступ к дополнительным источникам внешнего финансирования, столь необходимого для реформирования национальной экономики;

- разработка программ развития и поддержки деятельности свободных экономических зон в целях стимулирования притока иностранного капитала в зоны и его последующего перераспределения в масштабах национальной экономики. При этом рекомендуется переориентация и стимулирования развития в рамках СЭЗ сферы услуг, в частности в сфере финансов, страхования, банковской сфере. Данные мероприятия будут содействовать ускорению процесса модернизации и ликвидации недостатка развития национальной инфраструктуры в сфере услуг, и создадут новые импульсы для привлечения дополнительных объемов ПИИ.

- разработка и реализация государственных программ в поддержку развития малого и среднего бизнеса с учетом актуальных тенденций изменения внутреннего рынка. Учитывая постепенный рост доходов населения и его неравномерное перераспределение, возникает существенная конвергенция доходов и расслоение потребительского рынка. В столице и областных центрах формируется небольшая по объему, но имеющая высокую покупательную способность прослойка потребителей, предъявляющих спрос на дорогостоящие товары и предметы роскоши. Одновременно массовое потребление также отмечает тенденцию повышения спроса, но на товары широкого потребления по низким ценам. Анализ тенденций развития внутреннего рынка позволяет сформулировать эффективную в настоящее время поведенческую стратегию для иностранных инвесторов (а также для отечественных субъектов хозяйствования, реализующих совместные проекты с ними, и государства, осуществляющего функцию регулирования и контроля) – потенциал развития содержат инвестиционные проекты, направленные на удовлетворение спроса на внутреннем рынке, путем открытия здесь производственных единиц в сотрудничестве с отечественными производителями с одновременной оптимизацией, таким образом, производственных затрат [Там  же].

Одна из основных задач  заключается в укреплении банковского  сектора. Банковский сектор республики мал и находится в «зародышевом» состоянии. В качестве предложений по реформированию банковского сектора можно сформулировать следующие мероприятия [39, c.113]:

- расширение и упрощение условий доступа иностранных банков на рынок финансовых услуг Беларуси;

- уменьшение государственного влияния и готовность предоставить иностранным банкам возможность расширить масштабы их деятельности в Беларуси (доля иностранных банков в общем объеме банковского капитала составляет 7,5%, что значительно ниже установленного лимита в 25%);

- расширение кредитных операций и передача современных know-how в банковской сфере, благодаря участию иностранных банков;

- проведение дальнейших реформ с целью формирования конкурентоспособного и рационально функционирующего банковского сектора, пользующегося доверием населения и отвечающего потребностям реальной экономики;

- стимулирование институционального развития посредством поддержки частных банков в стране;

- развитие проектов (в том числе при участии международных финансовых организаций), направленных на укрепление потенциала банковского сектора и создание новых механизмов кредитования для удовлетворения финансовых потребностей малых и средних предприятий и формирующегося частного сектора в целом;

- развитие сотрудничества с иностранными банками и международными финансовыми организациями в целях оказания технической помощи белорусским банкам, особенно в плане укрепления организационного потенциала, а также обучения персонала принципам кредитования.

- развитие банковского аппарата финансирования в поддержку инвестиционной деятельности и проектов развития инфраструктуры.

В целом рекомендуется  проведение активной внешнеэкономической политики, выгодно использующей конкурентные преимущества республики в целях ее скорейшего полноправного участия в международном разделении труда [39, c.114].

Однако процесс либерализации  и реформирования должен затронуть не только экономическую сферу республики. Успех реформ может быть эффективен лишь в случае достижения прогресса во всех сферах общественной жизни. Так, например, правительству Республики Беларусь до сих пор удавалось поддерживать советские стандарты качества в сферах здравоохранения и образования для всех социальных слоев, что с другой стороны ведет к замедлению хода структурных реформ.

Результаты практически  всех без исключения исследований на предмет оценки инвестиционного климата в республике выделяют наличие большого процента высококвалифицированных кадров в качестве одного из благоприятных факторов развития сотрудничества. В то же время, для сохранения конкурентоспособности этого фактора на международном уровне необходима интенсификация совместных программ в сфере образования с Западом – с целью увеличения квоты специалистов, владеющих иностранными языками, передачи современных know-how, накопления опыта и изучения менталитета потенциальных партнеров. Лишь в этом случае «человеческий капитал» республики будет соответствовать современным международным стандартам и представлять ценность на мировом рынке.

Рекомендуемые мероприятия должны быть направлены на повышение эффективности функционирования СЭЗ и активизацию их роли катализатора инвестиционной деятельности в Республике Беларусь.

Несомненно, необходимо стимулирование и поддержка развития сектора малого и среднего бизнеса. В то время как процесс приватизации и реструктурирования на крупных государственных предприятиях сопровождаемся, как правило, параллельным увольнением персонала и сокращением рабочих мест, сектор малого и среднего бизнеса является катализатором роста занятости и возникновения новых производственных единиц. Кроме этого, развитие сектора малого и среднего бизнеса рассматривается в национальной экономике не только как инструмент создания новых рабочих мест, но и – благодаря его гибкости в процессе изменений и инновационному потенциалу – как важный источник экономического роста.

Информация о работе Прямые иностранные инвестиции в экономику Республики Беларусь