Прямые иностранные инвестиции в экономику Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 02:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение проблемы привлече-ния прямых иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь.
Для достижения указанной цели были определены следующие задачи:
1. Раскрыть методологические основы прямого иностранного инвестиро-вания.
2. Определить методы привлечение прямых иностранных инвестиций в странах с переходной экономикой.
3. Проанализировать пути интенсификации процесса привлечения пря-мых иностранных инвестиций в Республику Беларусь.

Оглавление

1 Методологические основы прямого иностранного инвестирования 5
1.1 Содержание и предпосылки прямого иностранного инвестирования. 5
1.2 Структура и динамика прямых иностранных инвестиций за 2000-2005 гг. 9
2 Методы привлечения прямых иностранных инвестиций в странах с переходной экономикой 17
2.1 Особенности развития процессов прямого иностранного инвестирования в странах с переходной экономикой17
2.2 Факторы, способствующие привлечению иностранных инвестиций 21
2.3 Условия, ограничивающие приток прямых иностранных инвестиций в страны с переходной экономикой 26
2.4 Современные тенденции в международном движении капитала 30
3 Интенсификация процесса привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь 34
3.1 Особенности инвестиционного климата в Республике Беларусь 34
3.2 Динамика прямого иностранного инвестирования в Республике Беларусь (2000-2005 гг.) 41
3.3 Основные направления повышения инвестиционной привлекательности экономики Республики Беларусь 44
Заключение 55
Список использованных источников 58
Приложения 63

Файлы: 1 файл

ЭПО - Прямые иностранные инвестиции - БГУ.doc

— 576.00 Кб (Скачать)

- предоставление иностранным и национальным предпринимателям финансовых, фискальных и прочих льгот.

Все приведенные выше направления реализации политики стимулирования притока иностранных инвестиций имеют огромное значение в успехе стран, принимающих капитал. Последнее направление отличается разнообразием и количеством используемых инструментов. Оно активно применяется развивающимися странами и странами с переходной экономикой с целью особого поощрения:

- во-первых,  иностранных инвестиций,  положительно влияющих на состояние платежного баланса (инвестиции в импортозамещающие и экспортно-ориентированные отрасли, сферу туризма);

- во-вторых, инвестиционных проектов, особо значимых для развития национальной экономики (проекты с передовой технологией, отсутствующей в стране; капиталоемкие проекты, проекты в менее развитые регионы страны и др.)

Льготы предоставляют  инвесторам, как правило, при выполнении ими условий: содействия росту занятости населения; развития малого и среднего предпринимательства; проведения НИОКР в принимающей стране; содействия расширению экспорта; проведения региональной политики.

Кроме того, как показывает мировая практика, предприятие с иностранным участием может получить статус приоритетного и право иметь дополнительные льготы, если удовлетворяет конкретным условиям, зафиксированным законодательством в отношении: характера технологии; количества занятых лиц из числа местного населения; размера капиталовложений; максимальных цен на продукцию, производимую для нужд внутреннего рынка, и др.

Секретариатом ЮНКТАД разработана  классификация методов стимулирования иностранных капиталовложений, включающая три группы стимулов: фискальные, финансовые и прочие.

Первая группа – фискальные стимулы. Их подразделяют на следующие:

- на снижение ставки налога на прибыль;

- налоговые каникулы;

- увеличение сумм амортизационных отчислений;

- налоговые кредиты;

- инвестиционные и реинвестиционные скидки;

- разрешение последующего зачета потерь, полученных в первый период работы, в счет будущих прибылей;

- сокращение взносов в социальные фонды;

- сокращение суммы налогооблагаемой прибыли в зависимости от количества работающих и других расходов на рабочую силу;

- стимулы, связанные со снижением ставки НДС, включая уменьшение налога на прибыль или предоставление кредитов в связи с повышением доли местного сырья или промежуточной продукции;

- снижение экспортных пошлин;

- сокращение налоговых ставок на специальные поступления иностранной валюты, в том числе за экспорт произведенных товаров;

- сокращение налогообложения производства, ориентированного на экспорт.

Вторая группа – финансовые стимулы. Они включают:

- прямые субсидии на покрытие части капитальных расходов, производственных или маркетинговых расходов конкретного инвестиционного проекта;

- субсидированные займы;

- гарантии на предоставляемые займы;

- гарантированные экспортные кредиты;

- участие государственного капитала в инвестициях в проекты с высоким коммерческим риском;

- правительственное страхование льготных кредитов, предоставляемое для некоторых видов риска, например при изменении курса валюты, девальвации или по некоммерческим рискам (экспроприации, изменении политического строя страны и др.).

Третья группа методов стимулирования иностранных инвестиций – прочие льготы. Их подразделяют:

- на субсидирование расходов на создание или реконструкцию инфраструктуры инвестиционного проекта;

- субсидирование услуг, в том числе помощь в нахождении источника финансирования, разработке проектов, предоставлении информации о конъюнктуре рынков, наличии сырья, подготовке кадров, предоставлении технических возможностей для развития ноу-хау или улучшении контроля над качеством;

- заключение преференциальных государственных соглашений;

- закрытие рынка для последующего прихода других производителей или предоставление монопольных прав на производство тех или иных товаров;

- защиту от импортной конкуренции;

- специальные программы в отношении предоставления иностранной валюты (в том числе по специальным валютным курсам), гарантирование риска при получении иностранных займов, концессий по кредитам в иностранной валюте и специальные льготы по репатриации доходов и капитала [28, c.213].

Страны с переходной экономикой и развивающиеся страны, как свидетельствует мировой опыт, в большей степени используют методы стимулирования иностранных инвестиций фискального характера, в то время как развитые страны применяют в полной мере финансовые стимулы.

Среди налоговых льгот наиболее популярными в использовании являются: налоговые каникулы; инвестиционные скидки; налоговый кредит; ускоренная амортизация; инвестиционные субсидии; льготы косвенного налогообложения, в частности, сниженные ставки таможенных пошлин.

Самые распространенные налоговые льготы – налоговые каникулы – представляют собой отсрочку от уплаты налога в течение нескольких лет, начиная со дня получения первой прибыли, объявленной предприятием с иностранными инвестициями. Срок и условия предоставления налоговых каникул в разных странах может значительно различаться. Как правило, они предоставляются на срок от 2 до 10 лет.

Нередко государственные и местные  власти применяют одновременно систему налоговых каникул и снижение налоговых ставок.

Налоговые каникулы имеют следующие особенности:

- благоприятны для тех инвесторов, которые ожидают высокие прибыли и вкладывают капитал независимо от наличия или отсутствия подобных льгот;

- обеспечивают высокие льготы  для ухода от налогообложения и предотвращают возможность манипулирования трансфертными ценами;

- период действия налоговых каникул, хотя формально ограничен, может быть использован в целях злоупотребления путем перерегистрации фирмы под другим названием;

- если срок налоговых каникул слишком ограничен, то стимулирует приток капитала в краткосрочные проекты, не столь прибыльные для принимающей страны по сравнению с долгосрочными инвестиционными проектами.

Наиболее проста и эффективна система  налогового кредита, который представляет собой разницу, полученную из налога на прибыль минус часть инвестиционных расходов компании, возможно, с условием использования этого кредита для последующих капиталовложений. Например, в Испании действует постоянный налоговый кредит в размере 20 % расходов предпринимателей на НИОКР.

Система инвестиционных скидок в форме снижения налоговых ставок применяется аналогично практике налогового кредита в форме снижения ставки налога на прибыль. Разновидностью инвестиционных скидок может быть уменьшение корпоративного налога на половину разницы между расходами на НИОКР текущего года и средними затратами на научные исследования двух предшествующих периодов с учетом роста цен.

В системе использования  инвестиционной скидки и налогового кредита необходимо выделить существенные недостатки:

- обе формы налоговых стимулов нацелены на выбор в пользу краткосрочных капиталов, так как в дальнейшем предоставление инвестиционной скидки или налогового кредита станет возможным при каждом обновлении активов;

- приоритетные предприятия могут попытаться злоупотребить спецификой рассматриваемых форм налоговых стимулов путем купли-продажи тех же активов, чтобы потребовать предоставления нескольких разновидностей инвестиционных скидок или налоговых кредитов, выступая в качестве агента по покупке для предприятий, не имеющих статуса приоритетных [28, c.123].

Весьма популярна и  используется всеми категориями  стран не только по отношению к  иностранным, но и национальным инвесторам ускоренная амортизация – операция, при которой часть прибыли попадает в издержки производства и освобождается от налогообложения.

По сравнению с другими  формами налоговых стимулов для  привлечения иностранных инвестиций ускоренная амортизация имеет основные преимущества:

- обходится дешевле для предприятия, поскольку, увеличивая амортизационные отчисления,  предприниматели повышают размер издержек производства и уменьшают прибыль, облагаемую налогами;

- если ускоренная амортизация предоставляется на временной основе, то она может стимулировать на краткосрочный период рост капиталовложений, так как инвесторы, вероятно, вложат капитал, чтобы получить эффект в будущем.

Следующий вид фискальных льгот для иностранного инвестора – инвестиционные субсидии, которые рассматриваются в мировой практике как разновидность инвестиционных скидок или налоговых кредитов. Однако предоставление их является проблематичным, так как имеет риск для бюджета в отношении доходных поступлений. Инвестиционные субсидии включают государственные расходы, в основном в форме снижения налоговых ставок.

Стимулирование с помощью косвенных налогов осуществляется в форме исключения из-под обложения НДС сырья и капиталоемких товаров, а также введения системы условно беспошлинного ввоза. Льготы в отношении косвенных налогов применяются для стимулирования экспорта и считаются наиболее приемлемой, с правовой точки зрения, практикой.

Странами также применяется  метод ликвидации, или уменьшения ставок таможенных пошлин. Например, в Австралии для инвесторов действует беспошлинный импорт товаров, которые не производятся в стране, а также возврат таможенных пошлин, акцизов и налогов с продаж с импортных товаров, которые реэкспортируются после доработки.

Таким образом, методы стимулирования притока иностранных инвестиций со стороны государства достаточно разнообразны и в сочетании с инструментами сдерживающего характера могут обеспечить приток иностранных инвестиций в необходимом объеме в приоритетные секторы экономики страны-реципиента.

2.3 Условия,  ограничивающие приток прямых  иностранных инвестиций в страны с переходной экономикой

 

При осуществлении прямых иностранных инвестиций инвесторам необходимо учитывать следующие особенности их реализации:

1) психологические барьеры;

2) информационные трудности;

3) юридические сложности;

4) дополнительные издержки;

5) риски международных инвестиций;

6) преимущества международных инвестиций [33, c.284].

1) Психологические барьеры. Психологические барьеры, связанные с международными инвестициями, обусловлены чаще всего слабым знанием экономики, политики и культуры других стран, а также иностранных языков, методов торговли на финансовых рынках, порядка отчетности и др. Институциональные инвесторы часто осуществляют свои международные инвестиции через брокеров соответствующих национальных рынков. Многие же частные инвесторы пока еще с предубеждением относятся к международным инвестициям.

2) Информационные трудности. Получение информации об иностранных рынках и эмитентах с той же степенью подробности, которая возможна для инвестора об участниках его национального рынка, может быть связано с определенными затруднениями. В настоящее время, однако, многие иностранные брокеры обеспечивают постоянно обновляемые данные финансового анализа по большей части иностранных акций, торгуемых на международных рынках. Американские, японские и европейские брокеры обеспечивают также информацию по ожидаемым доходам компаний и дают советы инвесторам по компьютерным системам, работающим в реальном масштабе времени. Большая часть такой информации публикуется на национальном и английском языках. В компьютерных информационных системах содержатся также данные о мировых рыночных ценах. К ним относятся такие известные международные информационные системы, как Reuters, Bloomberg, Telerate, которые обеспечивают новости и приводят цены по отдельным рынкам и ценным бумагам.

3) Юридические сложности. В различных странах могут существовать юридические сложности для иностранных инвесторов при размещении их капитала и возвращении в свою страну капитала и полученного дохода, включая особенности налогообложения.

Обычно при инвестициях  взимаются следующие налоги [27, c.19]:

- на операции;

- на прирост капитала;

- на доход на капитал  (дивиденды по акциям и проценты по облигациям).

Налог на операции может быть пропорционален объему сделки. Например, в Республике Беларусь взимается налог на операции с ценными бумагами в размере 0,3 % объема сделки с корпоративными ценными бумагами и 0,1% объема сделки с государственными ценными бумагами. В странах, где брокеры берут комиссионные, такой налог может быть пропорционален размеру комиссионных. В некоторых странах существует фиксированный налог на сделку. Обычно размер налога ни операции по сравнению с другими налогами невелик.

Прирост капитала, определяемый как разница между ценой продажи ценной бумаги и ценой ее покупки, облагается налогом, как правило, в стране инвестора Независимо от того, где были инвестиции, т. е. внутренние и международные инвестиции в этом плане облагаются налогом одинаковым образом.

Информация о работе Прямые иностранные инвестиции в экономику Республики Беларусь