Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 17:03, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование актуальных проблем прогнозирования занятости населения и рынка труда в макроэкономическом контексте. Задачами курсовой работы является:
- дать понятие трудового потенциала населения;
- определить роль занятости населения в социально-экономическом развитии государства;
- показать методы и структуру прогнозирования занятости населения
- на практическом примере сделать прогнозы показателей занятости и предложить пути дальнейшего развития субъекта.
Введение
1. Теоретические основы прогнозирования системы занятости населения
1.1. Понятие трудового потенциала и роль занятости населения в социально-экономическом развитии страны
1.2. Факторы, влияющие на занятость населения. Социальные аспекты и последствия безработицы
1.3. Государственное регулирование занятости населения в РФ
2. Анализ основных показателей занятости населения в РФ (Тульской области)
2.1. Методы прогнозирования занятости населения
2.2. Анализ основных тенденций динамики, структуры занятости населения и оплаты труда (на примере Тульской области)
2.3. Влияние структурных преобразований экономики региона на занятость населения
3. Стратегические направления развития системы занятости в РФ (Тульской области)
3.1. Основные проблемы и направления повышения уровня
занятости и совершенствования ее структуры в РФ (Тульской области)
3.2. Прогнозирование показателей занятости населения в РФ
(Тульской области)
Заключение
Список литературы
В 2010 году произошло снижение доли граждан, признанных безработными, от общей численности граждан, обратившихся в органы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы, по сравнению с 2009 годом с 69,3% до 66,0%.
Анализ регистрируемого рынка труда области по состоянию на 1 января 2011 года (в сравнении с 1 января 2010 года) показывает, что его особенностями являются:
- доля безработных, потерявших рабочее место в результате увольнения по собственному желанию, увеличилась с 43,1% до 47,7%, а доля безработных, уволенных в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата - с 18,7% до 17,6%;
-
средняя продолжительность
-
доля безработных, состоящих
- доля лиц, имеющих высшее профессиональное образование, увеличилась с 19,2% до 19,7%, имеющих начальное профессиональное образование снизилась с 20,9% до 20,5%;
- доля женщин увеличилась с 53,0% до 56,0%, а мужчин сократилась с 47,0% до 44,0%;
- доля молодежи в возрасте 16-29 лет снизилась с 28,9% до 25,9%, доля лиц в предпенсионном возрасте увеличилась с 5,5% до 6,6%.
По состоянию на 1 января 2011 года уровень регистрируемой безработицы составил 1,58% от численности экономически активного населения.
В
области сохраняется
В
органы занятости населения в
2010 году обратились 3088 работодателей,
заявивших сведения о потребности в работниках
для замещения свободных рабочих мест,
что на 10,9% больше показателя 2009 года.
Заявленная потребность в работниках
в январе-декабре 2010 года составила 63,2
тыс. свободных рабочих мест (вакантных
должностей), что на 17,9% больше по сравнению
с 2009 годом.
Потребность в работниках для замещения свободных рабочих мест
в
2009-2010 годов (тыс. человек)
По состоянию на 1 января 2011 года число свободных рабочих мест (вакантных должностей), заявленных в органы занятости населения, составило 6,9 тыс. единиц (на 11,0% больше соответствующего показателя на 1 января 2010 года), из которых 5,7 тыс. вакансий - по рабочим профессиям (на 14,0% больше, чем на 1 января 2010 года), что является подтверждением эффективности проводимых мероприятий по взаимодействию с работодателями.
Более 58,0% свободных рабочих мест (вакантных должностей), информация о которых имелась в органах занятости населения на 1 января 2011 года, были вакантны менее трех месяцев, 1,0 % - более года (аналогичные показатели на 1 января 2010 года - 63,0% и 2,1%, соответственно).
Структура
заявленной потребности в 2010 году по
сравнению с аналогичным
Наибольшая потребность в работниках в 2010 году отмечалась по следующим видам экономической деятельности:
- обрабатывающие производства – 25,0 тыс. вакансий;
- операции с недвижимостью – 6,8 тыс. вакансий;
- строительство – 6,5 тыс. вакансий;
- образование – 6,1 тыс. вакансий;
- сельское и лесное хозяйство – 5,7 тыс. вакансий.
По данным центров занятости населения, организациям Тульской области требуются высококвалифицированные специалисты таких рабочих профессий, как: токари, наладчики оборудования, операторы, слесари-ремонтники, электросварщики, электрогазосварщики, электромонтеры, каменщики, монтажники, водители. Кроме этого, пользуются спросом следующие профессии: кондукторы, продавцы, швеи, повара, охранники, официанты. Организациям здравоохранения требуются врачи разного профиля, медсестры.
Сравнительный анализ наличия свободных рабочих мест и состава безработных граждан показал, что по состоянию на 1 января 2011 года спрос в несколько раз превышает предложение по профессиям: кондуктора – в 62 раза, монтажника и токаря – 6, каменщика, водителя автобуса – 4, электрогазосварщика и медсестры – 3.
Предложение в несколько раз превышает спрос по таким профессиям, как: бухгалтерские работники - в 10 раз, менеджеры – 7, мастера – 2, кладовщики – 5, охранники – 4, плотники – 3, продавцы продовольственных и непродовольственных товаров – 2, слесари - 6.
В сельских районах имеется незначительное число и разнообразие вакантных рабочих мест. Для работы на селе востребованы агрономы, водители, доярки, животноводы, механизаторы, рабочие, скотники, трактористы.
Каждому этапу развития экономики соответствует определенная модель (или концепция) занятости, характеристики которой раскрывают суть процессов функционирования общества. Концепция занятости – это система взглядов, представлений, раскрывающих характер занятости на определенном этапе социально-экономического развития общества. В основе такого понимания стоит формирование занятости с учетом объективных процессов ее развития, которые характерны для конкретного типа хозяйства, при этом не ограничиваются реальные возможности достижения поставленных целей в тот или иной период времени.
Наличие квалифицированной, мобильной рабочей силы может стать тем ключевым фактором, который позволит наилучшим образом реализовать экономический потенциал региона. С приходом инвестиционной политики меняются объем и направленность межрегиональных потоков населения и трудовых ресурсов, что, безусловно, оказывает влияние на состояние локальных рынков труда и приводит к накоплению определенных структурных дисбалансов в динамике спроса на рабочую силу и ее предложения, и являющейся результатом их взаимодействия занятости населения. Необходимость совершенствования управления миграцией в нынешних условиях возрастает, поскольку существующая система управления не позволяет эффективно реагировать на объективно складывающиеся условия: источники, масштабы и качественный состав перераспределения рабочей силы остаются вне сферы управления.
Процесс согласования спроса и предложения на региональных рынках труда проходит в условиях обострения проблемы структурной безработицы, особенно в ее региональном аспекте. На уровне отдельных регионов и на конкретных локальных рынках труда предъявляемый спрос зачастую неадекватен имеющемуся предложению рабочей силы. Степень этой неадекватности усиливается вследствие значительной обособленности региональных рынков труда, низкой мобильностью трудовых ресурсов и нередко, фактическим отсутствием системы стимулирования, поддержания и развития необходимого уровня мобильности трудовых ресурсов. В результате, как на национальном, так и на региональных рынках труда, структурная безработица серьезно осложняет социальную ситуацию, принимая длительные и застойные формы.
Отдельного внимания заслуживает проблема изменений в отраслевой структуре занятости. Накопленная за предыдущие годы занятость в отраслях промышленности, следуя за падением спроса на продукцию этих отраслей, начала интенсивно высвобождаться как во вновь создаваемые, так и в ранее существовавшие сектора. Учитывая сравнительно небольшой срок жизни отечественного рынка труда, серьезные перекосы в структуре занятости стали причиной накопления дисбалансов, сформировавших структурную безработицу.
Ограничения конкретного отраслевого рынка диктуются, прежде всего, информационной инфраструктурой, содержащей данные о спросе и предложении на данном рынке, а также о других характеристиках: о требуемой квалификации рабочей силы, уровне оплаты труда, условиях работы и т.д.
Спрос отрасли на рабочую силу определяется на практике через число объявленных вакантных рабочих мест. Предложение рабочей силы для экономики в целом характеризуется объективными (по отношению к функционированию рынка труда) процессами демографии, на отраслевом уровне играет роль также относительная привлекательность занятости в отрасли, интегральным показателем которой может служить отношение уровня оплаты данной отрасли по сравнению с другими. Процессы движения рабочей силы находятся под влиянием количества вакансий в отраслях экономики. Совместное исследование процесса взаимодействия спроса и предложения на рынке труда позволяет определить наиболее значимые факторы, формирующие текущее положение на рынке труда, их вклад и относительную значимость, и оценить перспективную динамику целевых параметров.
Предлагаемые подходы к решению вопроса о сбалансированности факторов производства основаны на самых общих предпосылках балансового метода. Предлагается на региональном уровне ввести в прогнозную практику помимо баланса трудовых ресурсов баланс движения населения и трудовых ресурсов. Для эффективного прогнозирования необходимо знание реальных процессов, формирующих занятость населения. На сегодняшний день занятость населения определяется достаточно независимыми друг от друга процессами движения рабочей силы, которое формирует ее предложение, и движения рабочих мест, формирующего спрос на рабочую силу. Существует настоятельная необходимость прогнозирования динамики и согласования этих процессов, главной целью которых является формирование эффективной полной занятости.
При разработке среднесрочного социально-экономического прогноза необходимо решение таких задач, как построение прогнозных балансов трудовых ресурсов, прогнозных балансов территориального, отраслевого и профессионального движения населения и трудовых ресурсов, моделирование процесса взаимосвязи спроса и предложения на рабочую силу с учетом как демографических, так и макроэкономических (например, инвестиционных) факторов.
Построение системы отчетных балансов движения населения и трудовых ресурсов может в значительной мере восполнить существующий недостаток информации о процессе движения, расширить возможности моделирования и сферу применения аналитических и прогнозных моделей рассматриваемого процесса во всем многообразии его форм и взаимосвязей.
На основе анализа статистических данных мониторинга регистрируемой безработицы можно выделить следующие ключевые проблемы регионального рынка труда:
- несбалансированность спроса и предложения рабочей силы;
- низкое качество рабочей силы;
- слабая адаптированность системы профессионального образования к требованиям рынка труда;
- недостаточное развитие внутрифирменного обучения персонала;
-
высокий удельный вес
В связи с этим, основной целью деятельности органов занятости населения является повышение эффективности занятости населения области и создание условий для снижения уровня общей и регистрируемой безработицы.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
-
снижение общей и
-
повышение информированности
-
улучшение профессиональной
-
содействие трудоустройству
-
повышение качества и
-
развитие форм и технологий
целевого взаимодействия с
Информация о работе Прогнозирования системы занятости населения