Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 17:03, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование актуальных проблем прогнозирования занятости населения и рынка труда в макроэкономическом контексте. Задачами курсовой работы является:
- дать понятие трудового потенциала населения;
- определить роль занятости населения в социально-экономическом развитии государства;
- показать методы и структуру прогнозирования занятости населения
- на практическом примере сделать прогнозы показателей занятости и предложить пути дальнейшего развития субъекта.
Введение
1. Теоретические основы прогнозирования системы занятости населения
1.1. Понятие трудового потенциала и роль занятости населения в социально-экономическом развитии страны
1.2. Факторы, влияющие на занятость населения. Социальные аспекты и последствия безработицы
1.3. Государственное регулирование занятости населения в РФ
2. Анализ основных показателей занятости населения в РФ (Тульской области)
2.1. Методы прогнозирования занятости населения
2.2. Анализ основных тенденций динамики, структуры занятости населения и оплаты труда (на примере Тульской области)
2.3. Влияние структурных преобразований экономики региона на занятость населения
3. Стратегические направления развития системы занятости в РФ (Тульской области)
3.1. Основные проблемы и направления повышения уровня
занятости и совершенствования ее структуры в РФ (Тульской области)
3.2. Прогнозирование показателей занятости населения в РФ
(Тульской области)
Заключение
Список литературы
Для отдельного человека безработица означает потерю постоянно получаемого дохода, убивает инициативу человека, порождает неуверенность. Безработица может позволить предприятиям снизить цену рабочей силы.
Вместе с тем, безработица имеет не только негативное последствие, безработица - одно из условий нормальной и бесперебойной функции экономики. Она обеспечивает формирование резерва рабочей силы как важного фактора развития рыночной экономики, который постоянно предъявляет спрос на труд. Безработица обеспечивает необходимое производству перераспределение кадров. Снижение безработицы дает весомый эффективный сигнал работнику, что его профессия, специальные знания, навыки труда устарели, уровень квалификации не соответствует требованиям сегодняшнего дня, следовательно, стимулируют работника к повышению квалификации.
Социальные
последствия безработицы
Универсальных рецептов успешного регулирования занятости и безработицы не существует. Каждая страна, регион, населенный пункт имеет свои особенности функционирования рынка труда. Поэтому для выбора наиболее эффективных мер воздействия на уровень занятости, необходимо знать, какие факторы оказывают влияние на указанные процессы. Рассмотрим в совокупности факторы, влияющие на динамику занятости и безработицы:
Демографические факторы. К ним относятся:
-
изменение доли экономически
активного населения в
-
половозрастная структура
- средняя продолжительность жизни;
Масштабы и направления миграционных потоков.
Технико-экономические факторы, связанные с темпами и направлениями НТП, в результате которых происходит высвобождение рабочей силы из производства и замена ее техникой.
Экономические факторы включают в себя:
-состояние национального производства;
-степень
инвестиционной активности и
направления движения
-направленность
налогово-бюджетной политики и
денежно- кредитной политики
-уровень цен и инфляции.
4. Социальные факторы:
- уровень образования населения;
-уровень здоровья и качество жизни;
-отношение и мотивация к труду;
-развитость профсоюзов.
5.
законодательные факторы,
6. Организационно-управленческие факторы:
-грамотность и эффективность принимаемых правительством решений;
-
уровень научной организации
труда, производства и
-
организация деятельности
-
степень информированности
Следовательно,
отдавать предпочтение тому или иному
типу политики занятости надо с учетом
направленности, продолжительности
и интенсивности действия указанных
факторов.
1.3. Государственное регулирование занятости населения в РФ.
Рынок рабочей силы – специфический сектор экономики. Он отличается от всех рынков тем, что на нем перемещаются не товары, а живые люди. Поэтому регулирование занятости и безработицы имеет огромное социально- экономическое и политическое значение и составляет особую заботу государства. Однако задача государства - не обеспечить каждого желающего работой, так как это увеличит инфляцию, а удерживать безработицу на естественном уровне, что и означает достижение полной занятости.
Государственная политика в области содействия занятости населения и процессов на рынке труда в целом в современных условиях определена ст. 5 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»:
- государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость;
- государственная
политика в области содействия
занятости населения
В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения государство призвано осуществлять:
- разработку мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;
- правовое регулирование в области занятости;
- разработку и реализацию федеральных и территориальных программ содействия занятости населения;
- эффективное функционирование органов государственной службы занятости.
Механизм
регулирования занятости
Направления политики занятости населения можно подразделить на следующие составляющие: меры государственной политики занятости; методы ее проведения и типы государственного воздействия на занятость населения.
Все меры по регулированию занятости подразделяются: по объекту воздействия на рынок труда (общие меры и специализированные), по источнику финансирования.
Методы проведения политики занятости могут быть как прямые (законодательное регулирование), так и косвенные (экономические).
Различают следующие типы государственного воздействия на занятость населения: пассивный и активный. В случае пассивного воздействия речь идет о регистрации безработных и выплате им пособий по безработице, возможность досрочного выхода на пенсию. На 2011 год в РФ установлены минимальный и максимальный размеры пособия по безработице: 850 руб. и 4900 руб. соответственно.
Мероприятия активного воздействия означают проведение активной политики занятости. К ним относятся: помощь в трудоустройстве; профессиональная подготовка, переподготовка кадров, повышение квалификации; стимулирование самозанятости безработных граждан и создание ими новых рабочих мест; проведение оплачиваемых общественных работ; организация временного трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске подходящей работы, в том числе выпускников учебных заведений; организация занятости подростков в свободное от учебы время; квотирование рабочих мест для наиболее социально незащищенных категорий населения – инвалидов и др.
Государственное
регулирование занятости
Для проведения единой государственной политики занятости и регулирования рынка труда в России в 1991 году создана государственная служба занятости, которая координирует решение данных проблем.
К основным функциям службы занятости населения можно отнести:
- анализ состояния рынка труда, прогноз спроса и предложения на рабочую силу;
-
разработка и реализация
-
разработка и реализация
- учет незанятых граждан и оказание им помощи в подборе подходящей работы и трудоустройстве;
-
организация профессиональной
- оказание помощи предприятиям в подборе необходимых им работников;
-
обеспечение населения
- осуществление выплат пособий по безработице, стипендий в период обучения, оказание материальной помощи безработным гражданам.
Органы государственной службы занятости населения взаимодействуют с предприятиями и организациями всех форм собственности, гражданами и предоставляют свои услуги бесплатно.
Финансирование мероприятий, осуществляемых службой занятости населения, а также содержание самой системы органов государственной службы занятости обеспечиваются за счет средств федерального бюджета (с привлечение средств региональных и муниципальных бюджетов).
Расходы служб занятости условно можно сгруппировать по трем направлениям:
1. на пособия по безработице, стипендию в период профессионального обучения; материальную помощь безработным, выплату досрочных пенсий;
2. на мероприятия активной политики занятости;
3. на содержание и совершенствование деятельности органов службы занятости.
Развитие рыночных отношений привело к созданию негосударственных структур занятости, занимающихся трудоустройством и профессиональной подготовкой. Это различного рода коммерческие агентства по подбору персонала, биржи труда, общества занятости, учебные центры и т.п. Наиболее общими направлениями деятельности этих структур являются:
· продажа информации, содержащей описания и общие данные о профессиональных качествах работников;
· помощь предприятиям и фирмам в работе с кадрами, заключающаяся в диагностике и подборе более подходящих сотрудников;
· формирование групп из работников тех специальностей, которые не пользуются спросом, их переквалификация, обучение новым профессиям.
Необходимо обратить внимание на следующий аспект государственного регулирования занятости и безработицы. Все осуществляемые мероприятия направлены, как правило, на сокращение безработицы и увеличение занятости. Но основой экономического роста и благосостояния является эффективная занятость, то есть продуктивное использование человеческих ресурсов и кадрового потенциала общества.
К эффективной отдаче от использования человеческого капитала в первую очередь должны стремиться работодатели и собственники рабочей силы. Но и государство в состоянии стимулировать эту мотивацию экономических субъектов рынка труда, выполняя следующие функции:
-
контроль за соблюдением
-
поддержание необходимых
-
обеспечение нормальных
Информация о работе Прогнозирования системы занятости населения