Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:43, реферат
Управление как общее и универсальное понятие означает воздействие на субъектов, а через них - на результаты их деятельности. Содержание управления определяется его сферой (ВЭД, промышленность, транспорт и т. п.), а также уровнем (государственный, региональный, отраслевой, предприятия и т. д.). Управление в любой сфере и на любом уровне охватывает многообразие отношений и находится под воздействием совокупности объективных и субъективных факторов.
Проблемы регулирования
внешнеэкономической
Тема реферата: Проблемы регулирования
внешнеэкономической деятельности.
Шаганов. Макроэкономика.
1. Управление
Управление как общее
и универсальное понятие
Экономика СССР носила закрытый
характер и строилась на основе монополии
внешней торговли, административном
управлении, абсолютном господстве государственной
собственности и практически
полном отсутствии конкуренции.
Управление внешней торговлей в СССР также
осуществлялось на принципе монополии,
введенном декретом Совета народных комиссаров
от 22 апреля 1918 г., согласно которому государство:
- в централизованном порядке
управляло внешнеэкономической
деятельностью как частью
- определяло, какие организации
и в каких отраслях могут
осуществлять операции по
- на основе экспортно-
- непосредственно регулировало
ввоз. вывоз и операции
Усиление централизованного
государственного управления внешнеэкономической
деятельностью и монополизации
этой сферы относится к 30- м гг.,
когда существовало незначительное
количество всесоюзных экспортно- импортных
объединений, каждое из которых было
монополистом-экспортером или
"Союзвнештранса" на транспортно-экспедиторское
и складское обслуживание внешнеэкономических
операций, монополия "Союзфрахта"
на фрахтование морского тоннажа для перевозки
внешнеторговых грузов, и т. д.
Государственное управление,
основанное на принципе монополии, осуществлялось
административными методами. При
таком управлении производитель
не был заинтересован в экспортной
деятельности; стремление к увеличению
и расширению импорта часто было
необоснованным; не было четкого распределения
функций между министерствами и
ведомствами, ответственными за организацию
и осуществление
В условиях рынка характер
государственного воздействия на экономику
в целом и внешнеэкономическую
деятельность, в частности, меняется:
оно принимает форму
Наряду с термином "регулирование"
в документах ГАТТ и ряде стран используется
термин "регламентация".
В исследованиях экономистов
западных стран большое значение
придается разработке практических
рекомендаций по усилению роли государства
в повышении
Портера, который отводит государству
важную роль в создании условий для усиления
конкурентных преимуществ нации в мировом
хозяйстве.
Необходимость государственного
регулирования
Государственное регулирование ВЭД широко
используется во всем мире. В условиях
рыночного хозяйства оно представляет
собой систему мер законодательного, исполнительного
и контролирующего характера. призванных
совершенствовать ВЭД в интересах национальной
экономики. Эти меры осуществляются как
правомочными государственными учреждениями,
так и общественными организациями. Целью
регулирования является стабилизация
и приспособление внешнеэкономического
комплекса страны к изменившимся условиям
МРТ, мирового рынка и форм международного
сотрудничества, решения национальных
стратегических и тактических задач.
Функцией государственного
регулирования прежде всего является
разработка концепций ВЭД. Концепция
(стратегия) - это общий замысел
развития внешнеэкономической сферы
деятельности, включающий определение
целей развития, задач, направлений
достижения результатов и эффективности
указанной сферы. Разработка концепции
включает определение
Внутренние и внешние
факторы всегда обусловливали два
подхода во внешнеэкономической
политике: свободу торговли и протекционизм.
Под свободой торговли понимают свободу
при принятии решений по вопросам
внешней торговли самими предпринимателями
внутри страны, а также неограниченный
доступ на национальные рынки зарубежных
товаров. Протекционизм предполагает
вмешательство государства во внешнеэкономическую,
в том числе и в первую очередь
во внешнеторговую деятельность, осуществление
различных ограничений по отношению
к зарубежным товарам с целью
поддержки национального
В современных условиях внешнеэкономическая политика - это система мероприятий государственной власти, направленных на наиболее благоприятное развитие экономических, научно-технических, производственных и других связей с зарубежными странами, углубление и расширение участия страны в МРТ с целью решения стратегических задач ее социально-экономического развития.
Каждая страна решает эти задачи в соответствии с конкретно-историческими условиями своего развития. Например, США, на протяжении нескольких десятков лет занимавшие ведущее положение в мировом хозяйстве, ведут сейчас борьбу за сохранение своих позиций: поощряется ввоз наукоемких товаров производственного назначения; стимулируется приток иностранных капиталов, которые используются главным образом для оплаты технической модернизации экономики. Решающую роль во внешнеэкономических связях страны играют транснациональные корпорации, имеющие во всем мире сеть предприятий, объединенных кооперационными связями. Американское правительство в последние годы очень интенсивно поддерживает внешнеэкономическую деятельность малых и средних предприятий.
Япония, в силу крайней
бедности природных ресурсе», традиционно
ориентируется на импорт необходимых
топливных и сырьевых материалов.
Ее успехи в экономии всех видов
ресурсов позволили сократить
Внешнеэкономическая политика регулирует внешнюю торговлю, иностранные инвестиции, валютно-кредитные отношения, передачу новых технологий, а также миграцию рабочей силы. На формирование внешнеэкономической политики влияют объединения представителей капитала (национальные ассоциации промышленников, отраслевые объединения предпринимателей), транснациональные корпорации, малый и средний бизнес, торговые палаты и другие общественные объединения.
В промышленно развитых странах
сложился механизм государственного регулирования
(регламентации), включающий цели, задачи,
принципы, направления, организационные
структуры. Современная
Государственное регулирование
внешнеэкономической
Таким образом, границы государственного
регулирования ВЭД
Это не такая простая задача, если учесть, что предметом регулирования ВЭД являются:
- стимулирование национальных экспортеров:
- осуществление различных
организационных мер для
- содействие росту заграничных
капиталовложений
Кроме того, все государства используют различные методы ограничения действий конкурентов своих национальных фирм, например, препятствование их проникновению на внутренний рынок, более жесткие условия для их функционирования, запреты, повышенные экологические требования и т. д.
Образование региональных интеграционных
группировок привело к тому, что
наряду с регулированием на национальном
уровне начало осуществляться регулирование
внешнеэкономической
Отдельные государства, а
также региональные интеграционные
группировки для поддержки
Так, США и ЕЭС заключили Соглашение о
сотрудничестве по вопросам политики
в области конкуренции. С обострением
конкуренции на мировом рынке расширяется
арсенал использования замаскированных
средств для поддержки своих экспортеров
(например, антидемпинговая политика ЕЭС,
от которой страдают российские металлургические
предприятия - производители труб). Таким
образом, выход российских экспортеров
на рынки любой страны предполагает хорошее
знание не только норм права, но и реальной
практики государства по поддержке своих
производителей и ограничению проникновения
импортеров.
2. Международная регламентация мировой торговли
Регулирование внешнеэкономической
деятельности в каждой отдельной
стране обязательно отражается на результатах
внешнеэкономической
ВЭД. В каждой стране она регулируется
национальными нормами права, двусторонними
соглашениями, региональными, а также
многосторонними соглашениями в рамках
международных организаций.
Международная регламентация
внешнеэкономической
Заинтересованность всех стран в либерализации мировой торговли нашла отражение в принципах разработки и принятия соглашений в рамках ГАТТ:
- недискриминация, взаимное
предоставление режима
- использование преимущественно
тарифных мер защиты
- систематическое снижение таможенных тарифов;
- взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;
- разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров.
ГАТТ с 1948 по 1994 г. была единственной международной организацией, регулирующей мировую торговлю. (Решения по торгово-политическим вопросам ряда других организаций, например, ЮНКТАД, носят рекомендательный характер.) ГАТТ представляет собой ряд кодексов и соглашений, выработанных и принятых на так называемых "раундах". За время существования ГАТТ было проведено 8 раундов. На каждом из них обсуждались вопросы, связанные со снижением таможенных тарифов в промышленно развитых странах, в результате чего средневзвешенная ставка импортных тарифов уменьшилась с 40-60% в 1947 г. до 3-5% в начале 90-х гг.
Национальное таможенно-
(гармонизировало) с соглашениями и кодексами
ГАТТ. Это относится как к странам - членам
ГАТТ, так и к готовящимся ко вступлению
в эту организацию.
На современном этапе роль таможенных пошлин в качестве средства осуществления внешнеторговой политики снижается. Это, конечно, свидетельствует о либерализации международной торговли. Но конкурентная борьба на мировом рынке не прекращается, напротив, она обостряется и влечет за собой усиление протекционистских тенденций как на национальном, так и на региональном уровне (коллективный протекционизм). В условиях функционирования международных организаций, признания международных правил торговли, направленных на ее либерализацию, страны пытаются осуществлять протекционизм различными завуалированными средствами, которые получили название нетарифных ограничений.
Информация о работе Проблемы регулирования внешнеэкономической деятельностью