Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:43, реферат
Управление как общее и универсальное понятие означает воздействие на субъектов, а через них - на результаты их деятельности. Содержание управления определяется его сферой (ВЭД, промышленность, транспорт и т. п.), а также уровнем (государственный, региональный, отраслевой, предприятия и т. д.). Управление в любой сфере и на любом уровне охватывает многообразие отношений и находится под воздействием совокупности объективных и субъективных факторов.
Международная кооперация способствует
повышению эффективности как
добычи, так и производства и экспорта,
поскольку вывозится не только сырье,
но и готовая продукция. Например,
эффективность экспорта круглого леса
составляет 79%, бруса из него - 129, столярных
плит -143, а пиломатериалов
- 169%.
Производственно-инвестиционная
модель может быть сформирована при
помощи использования отработанных
мировой практикой приемов и
средств государственного регулирования.
Важнейший шаг в этом направлении
сделан в
Федеральной программе развития экспорта,
которая определила, во-первых, предпосылки
создания модели - производственные, инвестиционные,
научно- технические, а также необходимость
увеличения объемов капитальных вложений;
во-вторых, последовательность в становлении
и развитии модели; в-третьих, направления
создания модели:
- расширение иностранного инвестирования;
- установление прямых производственных связей между предприятиями;
- совместное
- интеграция отраслей;
- налаживание сотрудничества между территориально - производственными структурами;
- совершенствование структуры
внешнеэкономического
Целью государственного регулирования
является создание правовых, экономических
и организационных условий, обеспечивающих
эффективную
1. Учет требований международных организаций,
например:
- ГАТТ/ВТО в отношении
таможенно-тарифного
- Всемирной таможенной
организации в отношении
- Европейского Союза в
отношении соблюдения квот
- специализированных
- МАГАТЭ - международного
агентства по атомной энергии
- по особому требованию к
2. Либерализация внешней торговли.
3. Торговля по мировым ценам.
4. Введение реального валютного рынка.
5. Сбалансирование платежного
и торгового баланса со
В соответствии с международной
практикой РФ необходимо решать задачи
в области внешней политики, которые
будут способствовать реализации стратегической
цели. Прежде всего, речь идет о вступлении
России во
Всемирную торговую организацию, при котором
двусторонняя внешнеторговая политика
России с любым государством превращается
в многостороннюю с возможностью рассмотрения
торговых споров в структурах ВТО, с усложнением
процедуры введения количественных ограничений
на ввоз российских товаров, с согласованием
встречных требований и многим другим.
Во-вторых, это подписание
соглашений с зарубежными странами,
предусматривающих
В-третьих, задачей в области
внешней политики является формирование
торгово-политических союзов, дающих возможность
противостоять коллективному
Большое значение имеет подписание соглашений по вопросу исключения двойного налогообложения и защиты капиталовложений, расширение функций российских торговых представительств за рубежом по консультированию и информированию участников ВЭД, а также государственных органов и общественных объединений.
Особо следует выделить направления
внешней политики по отношению к
государствам - членам СНГ. Экономические
интересы России во многом определяются
сложившейся в предшествующие десятилетия
глубокой взаимосвязью государств - бывших
республик СССР. Экономическая политика
России в отношении стран СНГ,
как указано в Программе
- развитие и рационализацию
кооперативных хозяйственных
(прежде всего продовольственное) населения;
- сохранение ведущего
положения на рынках СНГ,
- обеспечение доступа
к сырьевым ресурсам, которыми
располагают бывшие союзные
- гарантированное и безопасное
использование транзитных
- кооперацию и согласованность
усилий стран СНГ в
Активная экономическая
политика в отношении стран ближнего
зарубежья рассматривается
- выполнение обязательств по взаимным поставкам;
- ликвидация задолженности по товарным поставкам;
- возврат ранее предоставленных кредитов;
- недискриминационный режим транзита российских товаров по территориям этих стран.
В сфере торгово-экономических
отношений реформирование будет
осуществляться в процессе формирования
зоны свободной торговли и создания
Таможенного союза. Большое значение имеет
соглашение "Об общих условиях и механизме
поддержки производственной кооперации
предприятий и отраслей государств - членов
СНГ", подписанное в Ашхабаде в декабре
1993 г. В соответствии с ним к поставке товаров
и услуг в рамках производственной кооперации
и специализации производства не применяются:
- ввозные и вывозные пошлины;
- налоги;
- акцизы;
- количественные ограничения.
Каждое из государств, подписавших названное соглашение, определяет перечень предприятия, включенных в кооперационные поставки, и они заключают контракты с предприятиями- партнерами других государств.
В марте 1996 г. был подписан
Договор между Республиками Беларусь,
Казахстан, Киргизской Республикой и Российской
Федерацией "Об углублении интеграции
в экономической и гуманитарной областях".
Одна из целей интеграции - формирование
единого экономического пространства.
Регулирование ВЭД государством
означает не только поддержку и стимулирование,
но и контроль за соблюдением национальных
интересов, обеспечение экономической
безопасности. В этих целях в числе
других мер следует отметить необходимость
усиления контроля за соблюдением российскими
экспортерами правил международной
торговли, например, связанных с
ценообразованием. Так, Постановлением
Правительства РФ от 2 декабря 1993 г.
№ 1248 предусмотрены санкции к российским
предприятиям, прибегающим к методам недобросовестной
конкуренции и, прежде всего, к демпингу.
Участники
ВЭД должны получать квалифицированные
консультации по мировым ценам на продукцию,
предлагаемую ими к экспорту. В прил. 15
дан перечень организаций, предоставляющих
услуги по информационному обеспечению
расчетов цен.
Распоряжением Европейской
экономической комиссии от 27 мая 1997
г. с 1 июля были временно введены антидемпинговые
пошлины на ввоз бесшовных труб из
железа и стали в страны-члены
ЕС. Размер пошлины очень высок -
32,9% от таможенной стоимости. Пострадают
Первоуралъский, Северский и другие
уральские заводы, а также Таганрогский
металлургический завод, который поставлял
в Италию в больших количествах
некачественную продукцию по ценам
ниже мировых. Итальянские производители
труб в ноябре 1966 г. обратились в
ЕЭК с требованием начать процедуру антидемпингового
расследования, так как из-за экспансии
на итальянский рынок бесшовных труб Таганрогского
металлургического завода "Тагмет"
в 1995-1996 гг. разорились четыре компании,
производившие трубную продукцию, число
сокращенных рабочих мест составило 13
тыс.
Валютное регулирование - одна из форм государственного воздействия на участников ВЭД в целях защиты национальных интересов. Это воздействие осуществляется на основе закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле". Наиболее распространенный метод валютного регулирования внешней торговли - обязательная продажа части валютной выручки за национальную валюту.
Методом валютного регулирования являются так называемые "валютные ограничения": государственный контроль за валютными операциями, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках, ограничения на вывоз капитала и др.
Усиление контроля со стороны государства проявилось во введении паспортов сделок: экспортных - для контроля возврата валюты, импортных - для контроля за обоснованностью перечисления валюты и паспортов бартерных сделок'.
Государственное регулирование ВЭД во всех странах направлено на обеспечение, в первую очередь, национальной экономической безопасности, под которой понимается защищенность экономики от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые нарушают нормальное функционирование процесса внутреннего воспроизводства, снижают жизненный уровень, порождая неблагоприятные социальные последствия. В Законе экономическая безопасность определена как состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития РФ. неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.
Регулирующая роль государства
реализуется посредством
К экономическому методу относятся
меры, связанные с использованием
стоимостных категорий - кредитов, налогов,
таможенных пошлин, системы гарантий
и страхования экспортных кредитов.
Одно из важнейших направлений
Экономический метод используется и при
регулировании импорта посредством таможенных
тарифов и ввозных пошлин и путем использования
различных видов пошлин.
4. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ
РЕГУЛИРОВАНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Под административным методом регулирования понимают систему организационно-правовых и специальных мер: количественные ограничения, распределение квот и лицензий, экспортный контроль в отношении определенных видов товаров, установление государственной монополии на экспорт и(или) импорт отдельных видов товаров.
Правительство РФ в соответствии
с общепринятыми нормами
Запреты и ограничения экспорта и (или)
импорта могут также устанавливаться
исходя из национальных интересов.
С этой целью органы государственного управления издают акты правового регулирования взаимоотношений контрагентов, акционерные законодательства, таможенные кодексы, постановления, обязывающие импортеров и экспортеров на основе их исполнения соблюдать интересы государств, взаимодействующих на внешнем рынке.
Международные торговые договоры.
Они определяют общие пути развития
экономических отношений между
государствами, устанавливают торгово-
экономический, политический режим
взаимодействия, предусматривают условия
взаимных расчетов, сроки сотрудничества
и т.д. В договорах могут быть
зафиксированы долгосрочные соглашения
-5-10 лет и более - о торговле и
других формах взаимодействия. А также
практикуется и заключение ежегодных
протоколов о взаимных поставках
товаров. Соглашения и протоколы, дополняя
друг друга, способствуют развитию устойчивого
взаимовыгодного
В странах с рыночной экономикой
условия международных
Наилучшие условия для
развития ВЭД обеспечиваются в тех
случаях, когда страны предоставляют
друг другу режим наиболее благоприятствуемой
нации.
При этом режиме хозяйствующие субъекты
договорившихся сторон пользуются таможенными,
налоговыми и другими привилегиями в стране
партнера.
Информация о работе Проблемы регулирования внешнеэкономической деятельностью