Проблемы регулирования внешнеэкономической деятельностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:43, реферат

Краткое описание

Управление как общее и универсальное понятие означает воздействие на субъектов, а через них - на результаты их деятельности. Содержание управления определяется его сферой (ВЭД, промышленность, транспорт и т. п.), а также уровнем (государственный, региональный, отраслевой, предприятия и т. д.). Управление в любой сфере и на любом уровне охватывает многообразие отношений и находится под воздействием совокупности объективных и субъективных факторов.

Файлы: 1 файл

Проблемы регулирования внешнеэкономической деятельностью.docx

— 56.42 Кб (Скачать)

Международная кооперация способствует повышению эффективности как  добычи, так и производства и экспорта, поскольку вывозится не только сырье, но и готовая продукция. Например, эффективность экспорта круглого леса составляет 79%, бруса из него - 129, столярных  плит -143, а пиломатериалов 
- 169%.

Производственно-инвестиционная модель может быть сформирована при  помощи использования отработанных мировой практикой приемов и  средств государственного регулирования. Важнейший шаг в этом направлении  сделан в 
Федеральной программе развития экспорта, которая определила, во-первых, предпосылки создания модели - производственные, инвестиционные, научно- технические, а также необходимость увеличения объемов капитальных вложений; во-вторых, последовательность в становлении и развитии модели; в-третьих, направления создания модели:

- расширение иностранного  инвестирования;

- установление прямых  производственных связей между  предприятиями;

- совместное предпринимательство;

- интеграция отраслей;

- налаживание сотрудничества  между территориально - производственными  структурами;

- совершенствование структуры  внешнеэкономического комплекса.

Целью государственного регулирования  является создание правовых, экономических  и организационных условий, обеспечивающих эффективную внешнеэкономическую  деятельность на всех ее уровнях. На данном этапе государство должно создавать  условия реализации стратегической цели, определенной в Федеральной  программе развития экспорта: "совершенствование  структуры российского экспорта, понимаемое как длительный эволюционный процесс повышения эффективности  и масштабов экспортной деятельности на основе расширения ассортимента и  улучшения качества экспортируемой продукции, совершенствования товарной и географической структуры экспорта, использования прогрессивных форм международного торгово-экономического сотрудничества". Для реализации этой цели необходимо решение комплекса  задач не только во внешнеэкономической  сфере, но и в законодательстве, во внешней политике, организации управления, подготовке кадров и т. д. При решении  задач в названных сферах любое  государство, в том числе и  наше, должно учитывать следующие  сложившиеся в международной  практике принципы: 
1. Учет требований международных организаций, например:

- ГАТТ/ВТО в отношении  таможенно-тарифного регулирования;

- Всемирной таможенной  организации в отношении таможенных  процедур и их унификации:

- Европейского Союза в  отношении соблюдения квот экспорта  отдельных видов товаров, например, текстильных;

- специализированных организаций  ООН;

- МАГАТЭ - международного  агентства по атомной энергии  - по особому требованию к экспорту  особых товаров - ядерных материалов  и оборудования, которые могут  быть использованы как в мирных, так и в военных целях.

2. Либерализация внешней  торговли.

3. Торговля по мировым  ценам.

4. Введение реального валютного  рынка.

5. Сбалансирование платежного  и торгового баланса со странами-партнерами.

В соответствии с международной  практикой РФ необходимо решать задачи в области внешней политики, которые  будут способствовать реализации стратегической цели. Прежде всего, речь идет о вступлении России во 
Всемирную торговую организацию, при котором двусторонняя внешнеторговая политика России с любым государством превращается в многостороннюю с возможностью рассмотрения торговых споров в структурах ВТО, с усложнением процедуры введения количественных ограничений на ввоз российских товаров, с согласованием встречных требований и многим другим.

Во-вторых, это подписание соглашений с зарубежными странами, предусматривающих либерализацию  взаимной торговли, решение на уровне межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству проблем структуры  и динамики торговых потоков между  заинтересованными странами. Подписанное  между РФ и ЕС соглашение о сотрудничестве способствует продвижению российских товаров на рынки стран - членов ЕС, на его базе подписано соглашение между РФ и Европейским объединением угля и стали о согласовании условий  доступа российских изделий из стали  на территорию ФРГ.

В-третьих, задачей в области  внешней политики является формирование торгово-политических союзов, дающих возможность  противостоять коллективному протекционизму стран - участниц региональных группировок.

Большое значение имеет подписание соглашений по вопросу исключения двойного налогообложения и защиты капиталовложений, расширение функций российских торговых представительств за рубежом по консультированию и информированию участников ВЭД, а  также государственных органов  и общественных объединений.

Особо следует выделить направления  внешней политики по отношению к  государствам - членам СНГ. Экономические  интересы России во многом определяются сложившейся в предшествующие десятилетия  глубокой взаимосвязью государств - бывших республик СССР. Экономическая политика России в отношении стран СНГ, как указано в Программе Правительства  РФ "Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах", будет  направлена на:

- развитие и рационализацию  кооперативных хозяйственных связей  в масштабах, обеспечивающих поддержание  российского производства, снабжение 
(прежде всего продовольственное) населения;

- сохранение ведущего  положения на рынках СНГ, особенно  в сфере сбыта российской готовой  продукции;

- обеспечение доступа  к сырьевым ресурсам, которыми  располагают бывшие союзные республики;

- гарантированное и безопасное  использование транзитных коммуникаций, обслуживающих экспортно-импортные  товаро-потоки России в третьи  страны;

- кооперацию и согласованность  усилий стран СНГ в структурных  преобразованиях производства, в  оптимизации размещения производственных  сил.

Активная экономическая  политика в отношении стран ближнего зарубежья рассматривается правительством как один из рычагов оздоровления российской экономики и создания условий ее подъема в перспективе, достижения полноправного членства России в мировом сообществе. В  этой связи предметом первостепенной важности в двусторонних отношениях России со странами СНГ должны стать:

- выполнение обязательств  по взаимным поставкам;

- ликвидация задолженности  по товарным поставкам;

- возврат ранее предоставленных  кредитов;

- недискриминационный режим  транзита российских товаров  по территориям этих стран.

В сфере торгово-экономических  отношений реформирование будет  осуществляться в процессе формирования зоны свободной торговли и создания 
Таможенного союза. Большое значение имеет соглашение "Об общих условиях и механизме поддержки производственной кооперации предприятий и отраслей государств - членов СНГ", подписанное в Ашхабаде в декабре 1993 г. В соответствии с ним к поставке товаров и услуг в рамках производственной кооперации и специализации производства не применяются: 
- ввозные и вывозные пошлины; 
- налоги; 
- акцизы;

- количественные ограничения.

Каждое из государств, подписавших  названное соглашение, определяет перечень предприятия, включенных в кооперационные поставки, и они заключают контракты  с предприятиями- партнерами других государств.

В марте 1996 г. был подписан Договор между Республиками Беларусь, 
Казахстан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией "Об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях". Одна из целей интеграции - формирование единого экономического пространства.

Регулирование ВЭД государством означает не только поддержку и стимулирование, но и контроль за соблюдением национальных интересов, обеспечение экономической  безопасности. В этих целях в числе  других мер следует отметить необходимость  усиления контроля за соблюдением российскими  экспортерами правил международной  торговли, например, связанных с  ценообразованием. Так, Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 1993 г. 
№ 1248 предусмотрены санкции к российским предприятиям, прибегающим к методам недобросовестной конкуренции и, прежде всего, к демпингу. Участники 
ВЭД должны получать квалифицированные консультации по мировым ценам на продукцию, предлагаемую ими к экспорту. В прил. 15 дан перечень организаций, предоставляющих услуги по информационному обеспечению расчетов цен.

Распоряжением Европейской  экономической комиссии от 27 мая 1997 г. с 1 июля были временно введены антидемпинговые  пошлины на ввоз бесшовных труб из железа и стали в страны-члены  ЕС. Размер пошлины очень высок - 32,9% от таможенной стоимости. Пострадают Первоуралъский, Северский и другие уральские заводы, а также Таганрогский металлургический завод, который поставлял  в Италию в больших количествах  некачественную продукцию по ценам  ниже мировых. Итальянские производители  труб в ноябре 1966 г. обратились в 
ЕЭК с требованием начать процедуру антидемпингового расследования, так как из-за экспансии на итальянский рынок бесшовных труб Таганрогского металлургического завода "Тагмет" в 1995-1996 гг. разорились четыре компании, производившие трубную продукцию, число сокращенных рабочих мест составило 13 тыс.

Валютное регулирование - одна из форм государственного воздействия  на участников ВЭД в целях защиты национальных интересов. Это воздействие  осуществляется на основе закона РФ "О  валютном регулировании и валютном контроле". Наиболее распространенный метод валютного регулирования  внешней торговли - обязательная продажа  части валютной выручки за национальную валюту.

Методом валютного регулирования  являются так называемые "валютные ограничения": государственный контроль за валютными операциями, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках, ограничения на вывоз капитала и др.

Усиление контроля со стороны  государства проявилось во введении паспортов сделок: экспортных - для  контроля возврата валюты, импортных - для контроля за обоснованностью  перечисления валюты и паспортов  бартерных сделок'.

Государственное регулирование  ВЭД во всех странах направлено на обеспечение, в первую очередь, национальной экономической безопасности, под  которой понимается защищенность экономики  от внутренних и внешних неблагоприятных  факторов, которые нарушают нормальное функционирование процесса внутреннего  воспроизводства, снижают жизненный  уровень, порождая неблагоприятные  социальные последствия. В Законе экономическая  безопасность определена как состояние  экономики, обеспечивающее достаточный  уровень социального, политического  и оборонного существования и  прогрессивного развития РФ. неуязвимость и независимость ее экономических  интересов по отношению к возможным  внешним и внутренним угрозам  и воздействиям.

Регулирующая роль государства  реализуется посредством применения экономического и административного  методов. Оба эти метода, их инструментарий, а также институциональные структуры, проводящие в жизнь эти методы, определены в Законе и довольно подробно описаны в Федеральной программе  развития экспорта.

К экономическому методу относятся  меры, связанные с использованием стоимостных категорий - кредитов, налогов, таможенных пошлин, системы гарантий и страхования экспортных кредитов. Одно из важнейших направлений поддержки  экспорта, особенно товаров высокой  степени обработки, связано с  использованием мер налогового регулирования, с возвратом НДС экспортерам. 
Экономический метод используется и при регулировании импорта посредством таможенных тарифов и ввозных пошлин и путем использования различных видов пошлин.

4. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ  РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ 
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Под административным методом  регулирования понимают систему  организационно-правовых и специальных  мер: количественные ограничения, распределение  квот и лицензий, экспортный контроль в отношении определенных видов  товаров, установление государственной  монополии на экспорт и(или) импорт отдельных видов товаров.

Правительство РФ в соответствии с общепринятыми нормами международного права может принимать защитные меры для устранения серьезного ущерба производителям или предотвращения его. Под общественным ущербом понимается общее ухудшение состояния отечественного производства в данной отрасли, отражаемое в показателях сокращения производства или рентабельности. 
Запреты и ограничения экспорта и (или) импорта могут также устанавливаться исходя из национальных интересов.

С этой целью органы государственного управления издают акты правового регулирования  взаимоотношений контрагентов, акционерные  законодательства, таможенные кодексы, постановления, обязывающие импортеров и экспортеров на основе их исполнения соблюдать интересы государств, взаимодействующих  на внешнем рынке.

Международные торговые договоры. Они определяют общие пути развития экономических отношений между  государствами, устанавливают торгово- экономический, политический режим  взаимодействия, предусматривают условия  взаимных расчетов, сроки сотрудничества и т.д. В договорах могут быть зафиксированы долгосрочные соглашения -5-10 лет и более - о торговле и  других формах взаимодействия. А также  практикуется и заключение ежегодных  протоколов о взаимных поставках  товаров. Соглашения и протоколы, дополняя друг друга, способствуют развитию устойчивого  взаимовыгодного сотрудничества.

В странах с рыночной экономикой условия международных договоров, соглашений и протоколов состоят  из обязательной части, обеспечиваемой законодательными актами, и индикативной, определяемой экономической заинтересованностью  предпринимателей.

Наилучшие условия для  развития ВЭД обеспечиваются в тех  случаях, когда страны предоставляют  друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации. 
При этом режиме хозяйствующие субъекты договорившихся сторон пользуются таможенными, налоговыми и другими привилегиями в стране партнера.

Информация о работе Проблемы регулирования внешнеэкономической деятельностью