Проблемы регулирования внешнеэкономической деятельностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:43, реферат

Краткое описание

Управление как общее и универсальное понятие означает воздействие на субъектов, а через них - на результаты их деятельности. Содержание управления определяется его сферой (ВЭД, промышленность, транспорт и т. п.), а также уровнем (государственный, региональный, отраслевой, предприятия и т. д.). Управление в любой сфере и на любом уровне охватывает многообразие отношений и находится под воздействием совокупности объективных и субъективных факторов.

Файлы: 1 файл

Проблемы регулирования внешнеэкономической деятельностью.docx

— 56.42 Кб (Скачать)

Для непосредственных участников ВЭД особое значение имеют соглашения двух последних раундов ГАТТ - Токийского и Уругвайского - по урегулированию нетарифных ограничений, т. е. разнообразных  препятствий проникновению иностранных  товаров на внутренний рынок.

По классификации ГАТТ нетарифные ограничения представлены пятью группами:

1. Участие государства  во внешнеторговых мероприятиях: субсидирование производства экспортных  товаров, система государственных  закупок товаров.

В Соглашение ГАТТ по субсидиям  и компенсационным мерам было введено понятие "специфической" субсидии, т. е. предоставляемой отдельному предприятию или группе предприятий. В случае обнаружения того, что  импортный товар произведен с  субсидиями государства, страна-импортер имеет право, в строгом соответствии с установленными процедурами, наложить на ввезенный товар так называемую компенсационную пошлину, тогда  национальные и импортные товары будут находиться на рынке в равных условиях. Величина компенсационной  пошлины определяется величиной  государственной субсидии. 
Законодательство ЕС относит государственное субсидирование производства в любых формах к недобросовестной конкуренции. Контроль за соблюдением правил конкуренции возложен на комиссию ЕС, которая имеет право налагать штраф на предприятия третьих стран за нарушение правил конкуренции.

2. Таможенные и административные  импортные формальности: антидемпинговые  пошлины, методы оценки таможенной  стоимости, требования к товаросопроводительным  документам.

Демпинг, по определению ГАТТ, это распространение продуктов  одной страны на рынке другой страны по ценам "ниже нормальных", если оно причиняет или угрожает причинить  значительный вред национальным производителям, существенно замедляет создание новой национальной продукции. Под  ценой 
"ниже нормальной" понимается цена ниже мировой иди ниже той, по которой эта продукция продается в стране-экспортере. Процедура введения антидемпинговой пошлины непростая, длительная и если такое решение принято, то результаты для экспортера разорительны.

В 1997 г. антидемпинговая пошлина  в размере свыше 30% к стоимости  была наложена на российские трубы, ввозимые в государства - члены ЕС.

3. Стандарты и требования, связанные с безопасностью для  потребителей, санитарными нормами,  требования к упаковке и маркировке.

В последнее время ужесточились ограничения, связанные с обеспечением экологической безопасности. Это:

- запреты на импортные  товары, если они содержат опасные  вещества в концентрации, превышающей  предельные значения.

- обязательства по обратной  приемке упаковочных и отработанных  материалов;

- экологические налоги  и т. д.

Одно из соглашений ГАТТ заключено  по санитарным и фито-санитарным мерам. 
В соответствии с ним страны имеют право вводить меры с целью защиты жизни и здоровья людей, животных и растений, в том числе с более жесткими нормами, чем существующие международные стандарты. Унификацией стандартов занимаются 
Международная организация стандартов. Международная электротехническая комиссия. Международная организация мер и весов. Международная организация законодательной метрологии и др.

4. Количественные и валютные  ограничения экспорта и импорта.

Количественные ограничения - это прямая мера, направленная на сокращение импорта или экспорта. В современной  торгово-политической практике применяются  два основных вида количественных ограничений: контингентирование и лицензионный порядок. ГАТТ запрещает дискриминационное  применение количественных ограничений, под которым понимается их применение к товарам, вывезенным только из каких-то определенных стран. 
Недискриминационным считается применение количественных ограничений в том случае, если они используются в равной степени в отношении всех стран. 
Выборочное использование количественных ограничений в отношении отдельных стран разрешается ГАТТ только в том случае, если необходимо добиться равновесия платежного баланса или по соображениям государственной безопасности.

Обострение конкурентной борьбы на мировом рынке привело  к появлению 
"добровольного" количественного ограничения, которое принимает на себя экспортер. Так, еще в начале 60-х гг. развивающимся странам было навязано долгосрочное соглашение по текстилю, которое затем переросло в многостороннее (в котором участвует и Россия, приняв на себя "добровольное" ограничение экспорта текстиля в Европу и США). Япония "добровольно" ограничила экспорт автомобилей в США, Россия - кроме текстиля и изделий из него, также некоторых других видов продукции. В случае отказа экспортера сократить объем вывоза продукции страна-импортер может осуществить более жесткие, неприемлемые для экспортера меры, вплоть до запрета ввоза.

Одно из соглашений ГАТТ вводит запрет на "добровольные" ограничения  экспорта. Существующие подобные ограничения  должны быть устранены в течение  четырех лет с момента вступления соглашения в силу. Соглашение также  устанавливает порядок проведения расследований, предваряющих введение защитных мер на основании ст. XIX ГАТТ, и определяет критерии наличия 
"серьезного ущерба", причиняемого национальной промышленности, отсутствие которых в прошлом часто способствовало неоправданному введению подобных мер. Наконец, оговаривается время действия защитных мер (не более 8 лет), в течение которого должна быть осуществлена модернизация производства и повышена конкурентоспособность соответствующей отрасли национальной промышленности.

Что касается ограничения  торговли текстилем и одеждой, то в соответствии с соглашениями ГАТТ постепенно, к 1 января 2005 г., мировая  торговля этими товарами должна вернуться  к торговле по принципам и правилам ГАТТ.

5. И, наконец, пятая группа  нетарифных ограничений по классификации  ГАТТ 
- это ограничения, связанные с механизмом платежей: импортные депозиты - средства, вносимые в банк импортером как гарантия последующей оплаты, что приводит к замораживанию денежных средств: налоги и налоговые льготы. 
Налоги по своему воздействию аналогичны таможенным пошлинам, но пошлины регулируются на международном уровне, и государства вынуждены с этим считаться. Налоги регулируются только на национальном уровне, введенные налоги на добавленную стоимость, акцизы и т. п. - это внутреннее дело государства. В стоимости товаров, пересекающих таможенную границу, налоги иногда составляют 50%. Налогообложение, как правило, осуществляется или в стране происхождения товара, или в стране назначения. Чтобы исключить двойное налогообложение, государства заключают между собой двусторонние соглашения.

Среди соглашений ГАТТ важными  являются договоренности по мировой  торговле отдельными группами товаров, например молочными продуктами и  говядиной, в соответствии с которыми вводятся некоторые ограничения  на государственное регулирование  цен на них, их производство и экспорт. В результате переговоров на Уругвайском  раунде были ликвидированы пошлины  на некоторые виды алкогольных напитков, строительное и сельскохозяйственное оборудование, офисную мебель, игрушки  и фармацевтические товары. Для российских экспортеров имеет значение договоренность об отказе от всех форм регулирования  торговли сельскохозяйственной продукцией, кроме таможенных тарифов.

На Уругвайском раунде было принято соглашение о создании новой договорно- правовой системы  регулирования торговых отношений  и новой организации - 
Всемирной торговой организации (ВТО), которая сохраняет все основные соглашения ГАТТ и его принципы, поэтому в литературе чаще пишут о ГАТТ/ВТО.

ВТО ставит задачу достижения свободы торговли не просто ее либерализацией, а системой так называемых увязок: решение о повышении тарифа на один товар должно быть увязано с  либерализацией импорта другого  товара. Еще одна важная задача ВТО - усиление контроля за соблюдением  подписанных соглашений. Определена процедура слушаний: по торгово- политическому  режиму какой-либо страны заслушивается  национальный доклад и доклад секретариата ВТО. Такое слушание способствует лучшей информированности и укреплению стабильности на мировых рынках. В  рамках ВТО создан специальный орган  по разрешению споров, возникающих  в мировой торговле товарами и  услугами.

Таким образом, четко прослеживаются тенденции усиления международной  регламентации внешнеэкономических  связей и контроля за соблюдением  международных правил торговли.

3. Цели и задачи государственного  регулирования внешнеэкономической  деятельности в РФ.

Международный опыт государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности используется в настоящее  время в России. Новое в государственном  регулировании внешнеэкономической  деятельности состоит в самом  подходе к роли государства. Этот новый подход принципиально меняет содержание роли государства, принципов, на которых оно основывается, содержание функций регулирования ВЭД и  их соотношение; появляются новые задачи и методы их решения. Главной задачей  государственного регулирования 
ВЭД является формирование ее законодательной базы, создание благоприятных экономических и организационных условий для развития всех видов и форм ВЭД и повышения ее эффективности. Одновременно усиливается функция контроля со стороны государства за исполнением субъектами ВЭД действующего законодательства, обеспечения национальной безопасности.

В условиях либерализации  ВЭД, необходимости соблюдения международных  норм и правил регулирующая роль государства  основывается на иных, чем в условиях административно-командной экономики, принципах. Эти принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности сформулированы в ст. 4 Закона. Среди  них: 
- равенство участников ВЭД и их недискриминация;

- защита государством  прав и интересов участников  ВЭД;

- исключение неоправданного  вмешательства государства и  его органов во внешнеторговую  деятельность предприятий.

Государственное регулирование  ВЭД включает ее финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, обеспечение экспортного  контроля; определение политики в  области сертификации товаров в  связи с их ввозом и вывозом. Все  эти направления регулирования  базируются на действующем законодательстве.

Одной из важнейших функций  государства является разработка концепции  внешнеэкономической деятельности и внешнеэкономической политики, на основе которой строится сотрудничество с другими странами. Долгие годы в России господствовала государственная  монополия внешней торговли, при  которой выбор стран-партнеров  определялся прежде всего политическими  и идеологическими интересами. Переход  к рыночной экономике означал признание во внешней торговле эквивалентности обмена, необходимости учитывать конкурентные преимущества России, анализировать состояние внешнеэкономического комплекса, разрабатывать стратегию развития ВЭД.

В ряде федеральных программ Правительства, начиная с 1993 г., а  также в указах Президента была разработана  новая концепция, которая предполагала:

- рациональное использование  сложившейся сырьевой специализации  России в 
МРТ;

- повышение валютной эффективности  сырьевого экспорта;

- расширение рынков сбыта  и изменение их географии;

- развитие экспортного  потенциала и улучшение структуры  экспорта;

- развитие инфраструктуры  ВЭД.

Этой концепции соответствует  новая модель сотрудничества с другими  странами, в экономической литературе ее называют "торговой" или 
"конъюнктурной". Она основывается на приближении национальных цен к мировым, предоставлении всем юридическим и физическим лицам права самостоятельного выхода на внешний рынок. Все это - подготовка к решению стратегической цели реформы: интеграции в мировую экономику.

Новая концепция внешнеэкономической  политики заключается в том, что  в современных условиях недостаточно использовать сложившуюся специализацию 
России в МРТ, необходимо осуществлять целенаправленную интеграцию в мировую экономику. Эта концепция и соответствующая ей внешнеэкономическая политика представлены в Федеральной программе развития экспорта . Центральное место в последней занимает совершенствование структуры российского экспорта, повышение в нем доли товаров высокой степени обработки, развитие прогрессивных форм международной производственной и научно-технической кооперации, инвестиционного сотрудничества, совместной реализации инновационных проектов. Такой концепции соответствует и новая модель - производственно-инвестиционная, или стратегическая.

Главными признаками этой модели являются:

- охват всего процесса  воспроизводства (инвестиционное  сотрудничество может начинаться  еще на стадии подготовки проекта,  а производственное и инвестиционное - на стадии добычи полезных  ископаемых и т. д.):

- расширение партнерских  отношений со всеми странами  только на основе взаимных  экономических интересов;

- совпадение с мирохозяйственной  сферой.

Таким образом, при производственно-инвестиционной модели экспортно- импортные операции дополняются другими видами ВЭД - производственным кооперированием, инвестиционным сотрудничеством. Зарубежный капитал, новые технологии, оборудование по лизингу и т. д. начинают использоваться на всех стадиях воспроизводственного процесса - при добыче нефти и  ее переработке, при заготовках леса и его обработке, при добыче алмазов  и т. п. И тогда вывозятся не только природные ресурсы, но и продукты их переработки.

Информация о работе Проблемы регулирования внешнеэкономической деятельностью