Приватизация и её развитие в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследовать теоретические основы понятия собственности и охарактеризовать роль собственности в реформировании экономики России и преобразование системы собственности.
Для раскрытия цели работы поставлены следующие задачи:
Рассмотреть экономическое содержание собственности;
Исследовать собственность как экономическую категорию;
Определить место собственности в реформировании экономики;
Исследовать проблемы реформирования и трансформации собственности в России.

Оглавление

Введение……………………..…………………………………………………....3
Глава 1. Теоретические основы понятия собственности……………………….6
1.1 Определение понятия собственности и её сущности………………………6
1.2 Экономическое содержание собственности……….……………………....10
1.3 Формы и виды собственности ………………………………………….......18
Глава 2. Приватизация и её развитие в России…………………………….....25
2.1. Приватизация собственности в экономике………………………………..25
2.2. Развитие приватизации в условиях переходного периода (1990-2000 гг.) …………………………………………………………………………………….31
2.3 Приватизация в России на современном этапе…………………………..38
Заключение……………………………………………………………………….49
Библиографический список………………………………………………..……51

Файлы: 1 файл

Курсовая!!!!.doc

— 272.00 Кб (Скачать)

Во-первых, несовершенство, неразвитость институтов собственности  в переходных экономиках, отсутствие механизмов самонастройки и компенсации сторонних воздействий позволяют государству в лице чиновничьей номенклатуры фактически сохранять полностью или частично контроль над приватизированными активами. Права новых собственников плохо защищены. Юридическая смена собственности на государственные активы не обеспечивает новому собственнику полной уверенности в правах и не стимулирует, поэтому рационального экономического поведения. 40

 Во-вторых, нет никаких гарантий, что вслед за юридическим изменением формы собственности на государственные активы изменятся сами собой экономические отношения в распределении ресурсов. На самом деле регулирование ресурсной базы, как правило, сохранялось в руках государства безотносительно к форме собственности на активы. И необходимы большие дополнительные усилия, чтобы действительно разделить собственность и власть после смены юридического статуса.

В-третьих, в  трансформирующихся экономиках переход  прав собственности не ведет автоматически к изменению системы управления и контроля. Опыт всех стран свидетельствует о неизбежности конфликтов по вопросам профессионального управления и контроля между новым и старым менеджментом, внешними и внутренними инвесторами приватизированных компаний даже независимо от их размеров.41

 

2.3 Приватизация в России на современном этапе

 

Конец приватизации положило изменение отношения власти к приватизации. Она перестала  видеть в ней смысл.

Для доходов  бюджета приватизация была уже не нужна - бюджет в "тучные годы" сводился с огромным профицитом. Сокращать присутствие государства в экономике власть не хотела, наоборот, ей нравилось расширение возможностей "ручного управления" и засылки "докторов" к крупному бизнесу.

В "тучные" годы бюджетного профицита планы приватизации в стране были не особенно амбициозными, да и выполнялись лишь наполовину, так как на торги выставлялись в основном неликвидные активы. Так и не были проданы "СГ-Транс", "КамАЗ", "Центральный телеграф", которые "кочевали" из одной программы приватизации в другую.42

А в кризисные  годы, когда акции значительно  упали, приватизировать оказалось  невыгодно. Приватизация с середины нулевых годов по настоящее время  фактически приостановлена, и даже начался обратный процесс - национализация формальная (доля в собственности) и фактическая (определяющее влияние на управление). С кризисом 2008-2009 гг. масштаб процессов национализации резко усилился - в ходе "мероприятий по спасению из кризиса" доля государства в госбанках значительно выросла. А сами госбанки существенно нарастили свое влияние на экономику. Под контроль госбанков переходят огромные куски ранее частной собственности.43

Ползучая национализация продолжается до сих пор. Из последних  примеров: покупка инвестиционной компании "Тройка-Диалог" Сбербанком означает, в числе прочего, что "АвтоВАЗ" вновь становится государственным - доля госсобственности в нем превышает 50%.

За 10 лет приватизации (1993-2003) российская казна получила от продажи 145 тысяч госпредприятий 9,7 млрд долларов. На тот момент в России оставалось порядка 705 неприватизированных объектов.

Вместе с  тем, социальное недовольство в обществе переделом собственности в результате приватизации, наличие нарушений  как в механизме приватизации (прежде всего это касается предприятий, перешедших под контроль крупных финансово-промышленных групп в результате залоговых аукционов), так и недостаточная эффективность работы приватизируемых предприятий, дали основания для дискуссий среди экономистов и политиков о пересмотре результатов приватизации. На современном этапе приватизация федерального имущества является одним из инструментов достижения целей перехода к инновационному социально ориентированному развитию экономики. В 2010 году было приватизировано только 10% от запланированных к продаже активов.

В то же время  план по финансовым показателям был  перевыполнен на 26 процентов. Государство  выручило от продажи имущества 22,7 миллиарда  рублей, вместо ожидаемых 18 миллиардов. На продажу были выставлены акции тысячи компаний, но инвесторы нашлись только на 120 из них. Наибольшим спросом пользовались предприятия агропромышленного сектора, сферы услуг и издательского дела.

Крупнейшими сделками стала продажа 13,1 процента акций "Росгосстраха" за 8,7 миллиарда рублей и государственных долей в "Мосметрострое" и "Научно-исследовательском тракторном институте НАТИ" за 7,6 и 1,3 миллиарда рублей соответственно.44

Как отмечает газета "Московские новости", в отчет  также были включены сделки, совершенные  под конец года, платежи по которым поступили в 2011 году. Общий объем этих сделок составил 10 миллиардов рублей, самые значительные из них: приватизация аэропорта в Новосибирске за 2,8 миллиарда рублей и Туапсинского морского торгового порта за 1,6 миллиарда.

Общий объем  средств, которые государство планирует выручить в ближайшие годы за приватизацию своих активов, составляет 1,8 триллиона рублей. Самая крупная состоявшаяся сделка в рамках этой инициативы - продажа 10 процентной доли в ВТБ. Цена сделки составила 95 миллиардов рублей. В ближайшее время планируется продать 7,6 процента акций Сбербанка.

Президент России Дмитрий Медведев сообщил, что поручил  правительству до 1 августа 2010 скорректировать  график приватизации, поскольку нынешние планы слишком скромны. Данное предложение  не касается программы приватизации на 2011 год.

"Государству  не нужны столь большие объемы  собственности. Правительство представило  предложения по графику приватизации  крупных компаний. Реализация этих  планов безусловно необходима, но  они слишком скромны", - заявил Медведев, добавив, что необходимо рассмотреть возможность отказа от контроля в крупных активах.45

"Более осторожный  подход требуется только в  отношении инфраструктурных монополий  и предприятий, необходимых для  обеспечения военной безопасности  государства", - подчеркнул он.

Осенью 2010 года правительство одобрило программу  приватизации, согласно которой доля государства в этих активах должна быть снижена до контрольной. По оценке Минфина, доходы государства в течение  ближайших пяти лет от продажи  госактивов составят примерно 10 миллиардов долларов ежегодно. Однако, по мнению администрации президента, дальнейшее снижение участия государства в этих активах благоприятно скажется на инвестклимате.46

Доходы консолидированного бюджета РФ от приватизации.

1993-1994гг. - массовая приватизация.

1995-1996гг. - явная  пауза (за исключением залоговых  аукционов).

1997-2005гг. - низкие  темпы приватизации для повышения  доходов бюджета, изредка и  случайно происходящие крупные  приватизационные сделки, как правило,  с иностранцами. По существу выделяются только 1997-й, 2000-й и 2003-2004 гг.

2006г. - фактическое  прекращение приватизации (за 5 лет  - менее 1 млрд дол. в год), поворот  приватизации вспять, к решительному  усилению госсектора. На этих графиках не нашли своего отражения крупнейшие приватизационные сделки 2006-2007 гг. на общую сумму в 27 млрд дол., что больше, чем принесла бюджету приватизация за предыдущие 15 лет реформ - 1992-2006 гг. (21,3 млрд дол.). Фактически это был пик приватизации. Однако он не попал на график, поскольку эти доходы бюджет не получил

2006-2007: "народные IPO" - приватизированная приватизация47

После кризиса 1998г. и девальвации рубля бизнес пошел вверх. Госкомпании из объекта  для продажи превращались уже  в субъекта, который все больше влияет на процесс приватизации. Наконец, госбизнес нашел способ, как обратить приватизацию в свою пользу. И вот идея с "народными IPO": госкомпании выходят на биржу и к населению и продают свои акции.

· Июль 2006г. - IPO "Роснефти", участвуют 115 тыс. чел., покупая по 203 руб./акция на общую сумму около 750 млн дол. Всего размещено акций на 10,4 млрд дол. "Роснефти" это IPO очень нужно еще и чтобы подправить изрядно подмоченную репутацию в связи с недружественным поглощением "ЮКОСа".

· Март 2007г. - SPO (вторичное размещение акций)Сбербанка, 45 тыс. заявок физических лиц по 89 тыс. руб./акция на сумму 800 млн дол. (меньше людей, потому что слишком высока стоимость акции). Общая сумма размещения - 9 млрд дол.

 · Май 2007г. - IPO "ВТБ", рекордные показатели: 124 тыс. заявок физических лиц по 13,6 коп./акция на сумму 1,6 млрд дол. Общая сумма размещения - 8 млрд дол.

Массовые рекламные  кампании. Активное участие сотен  тысяч людей. Три госкомпании  собрали 27,4 млрд дол. Это на виду. А  под этим…

Государство не получило ни копейки от этих размещений, доход от приватизации полностью ушел самим госкомпаниям, которые фактически приватизировали доходы от приватизации. Формально доля государства в этих компаниях просто "размывается" за счет нового выпуска акций. Идея оказалась заразительной, многие решили пойти этим путем ("АЛРОСа", "Россельхозбанк" и др.), и не только в России. Например, в Казахстане появились проекты народных IPO. Но мировой кризис во второй половине 2007 г. заставил изменить эти планы.

Акции, размещенные  в ходе "народных" IPO, в которые сотни тысяч граждан вложили свои деньги, почти сразу же упали в цене, и граждане-инвесторы оказались в убытках. Только "Роснефть" показывала некоторый рост (еще бы, при диком скачке цен на нефть!). Все акции упали в разы в ходе кризиса осенью 2008 г., затем взлетели до докризисных уровней. Как бы то ни было, а никакого скачка цен на эти акции в результате самого IPO население не увидело - госкомпании оказались слишком жадны и разместили акции по наивысшей цене. Более того, даже владение этими акциями оказалось недешевым - на плату депозитарию уходят практически все дивиденды. Продать акции, конечно, можно, но это непростая и недешевая процедура (надо идти к брокеру, заключать с ним договор о передаче акций в его депозитарий, выводить их на биржу, потом платить налоги и т.д.), и это мало кто делает. Люди оказались в ловушке.48 Выгодность этих сделок для госкомпаний (которые по-прежнему в госсобственности) сомнений не вызывает. А вот выгодность для государства под большим сомнением. Речь не только об упущенных деньгах. Ведь получение огромных свободных денежных средств госкомпаниями (а уж тем более - банками) резко усиливало их позиции в экономике. Эта приватизация усиливала госсектор, а не сокращала его. Это была своеобразная "приватизация наоборот", или "антиприватизация", - потому, что смысл приватизации оказался вывернут наизнанку.

После кризиса 2008-2009 гг. российский бюджет оказался в  дефиците. И правительство решило поправить положение дел с  помощью приватизации. Теперь приватизация планируется именно за реальные деньги и именно в пользу бюджета.

На ближайшие 3 года в бюджете запланирован резкий всплеск приватизации - до 9-10 млрд дол. ежегодно. В октябре 2010г. состоялось секретное заседание правительства, на котором, судя по заявлениям первого вице-премьера И.Б. Шувалова, обсуждалась программа приватизации до 2015г., и на 2014-2015 гг. запланирована не пауза, а дальнейший рост приватизации - до 15 млрд дол. в год.

Всего за 5 лет  правительство выставит на продажу  акции 900 государственных предприятий, рассчитывая выручить 60 млрд дол. Россия продаст доли таких гигантов, как "Роснефть", "РусГидро", Сбербанк, "ВТБ", "Российские железные дороги" (РЖД), "Совкомфлот", "Аэрофлот" и аэропорт "Шереметьево".

Выглядит как  амбициозный план. Безусловно, правительство можно было бы только поддержать в его намерениях. Если бы не две проблемы.

Часть вырученных денег власти обещают вернуть  в виде инвестиций в приватизированные  компании. Это заявление совершенно непонятно. Идея бесплатных инвестиций возвращает нас лет на 15 назад, в эпоху залоговых аукционов и инвестконкурсов. Обмен же инвестиций на долю в собственности (в уставном капитале) предполагает "ползучую национализацию". Оба варианта плохи.

Но главная  проблема в том, что почти во всех этих предприятиях государство по-прежнему оставляет за собой контрольные пакеты, то есть разгосударствления не происходит, и в частные компании они не превращаются. В собственности государства после 5 лет этой приватизации останутся:

· 100% "Транснефти" и "Зарубежнефти" (по ним решения о приватизации вообще не приняты, также непонятна судьба "Аэрофлота" и государственных аэропортов - "Шереметьево" и "Внуково");

· 75%+1 акция РЖД;

· 75% "Россельхозбанка" и Федеральной сетевой компании;

· 60,5-65,5% "ВТБ";

· 60% "Роснефти";

· 51% "Сбербанка" и "РусГидро";

· 50%+1 акция в "Совкомфлоте" и "Росагролизинге".49

Что же реально  приватизируется? Названо только одно предприятие - Объединенная зерновая компания (100%). Что удивительно, так как  она выполняет госфункции и управляет государственным интервенционным фондом сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия объемом до 10 млн т зерна общей стоимостью под 50 млрд руб. Приватизировать компанию без этой функции - сразу снизится ее стоимость. А идея приватизации самой этой госфункции - очень странная. Похоже, кому-то хочется управлять госфондом зерна в личных интересах. Но времена столь простых и циничных рецептов приватизации, будем надеяться, миновали. Приватизация только для обеспечения доходов бюджета выхолащивает сам ее смысл как процесса передачи бизнеса собственнику, более эффективному, чем государство. Фактически продажа небольших госпакетов акций означает приватизацию без приватизации. Объявленная президентом Д.А. Медведевым инициатива исключения чиновников из советов директоров госкомпаний только подчеркивает деформацию отношений собственности в стране, излишнее огосударствление бизнеса и выглядит суррогатом, плохим заменителем реальной приватизации. 50

Информация о работе Приватизация и её развитие в России