Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 09:49, лекция
Приватизация в Россия — приватизация, процесс передачи государственного имущества Российской Федерации в частную собственность, который осуществлялся в России с начала 1990-х годов (после распада СССР) и сопровождался исключительным уровнем насилия, коррупции и разгулом преступности. Приватизацию обычно связывают с именами Е. Т. Гайдара и А. Б. Чубайса, занимавшими в то время ключевые позиции в правительстве. В результате приватизации значительная часть государственного имущества России перешла в частную собственность.
Приватизация в Россия — приватизация, процесс передачи государственного имущества Российской Федерации в частную собственность, который осуществлялся в России с начала 1990-х годов (после распада СССР) и сопровождался исключительным уровнем насилия, коррупции и разгулом преступности. Приватизацию обычно связывают с именами Е. Т. Гайдара и А. Б. Чубайса, занимавшими в то время ключевые позиции в правительстве. В результате приватизации значительная часть государственного имущества России перешла в частную собственность.
Приватизация часто
С другой стороны, приватизация проводилась в крайне сложной экономической, финансовой и политической обстановке: конфронтация Верховного совета РФ с Президентом и Правительством затрудняли создание правовой базы и проведение институциональных реформ; Правительство испытывало сильное лоббистское давление со стороны Верховного совета; на момент начала приватизации государство было не способно эффективно контролировать свою собственность, массовым явлением стала спонтанная приватизация — захват контроля над предприятиями их директорами, настроенными не на развитие предприятий, а на быстрое получение прибылей.
Главной экономической задачей
приватизации было повышение эффективности
экономики за счет создания института
частной собственности на средства
производства. В то время как в
определенных сферах экономики (обслуживание,
торговля) эта задача была достаточно
быстро решена, в промышленности и
сельском хозяйстве нужный эффект достигался
гораздо медленнее, во многом из-за
того, что приватизированные
История
«Теория» приватизации
Сначала рассмотрим исторические
и экономические «корни»
Существовали две центральные проблемы - законодательное обеспечение передачи принадлежащих государству прав собственности на средства производства гражданам и негосударственным юридическим лицам, а также разработка детальных процедур приобретения покупателями единых имущественных комплексов производственных и иных ценностей. Введение порядка, устанавливающего неотъемлемое право каждого гражданина на приобретение любых видов имущества, кроме тех, передача которых в собственность граждан запрещена Законом, и на использование этого имущества как средств производства позволяет создать основу для беспрепятственного осуществления процесса приватизации. Важнейший вопрос - почему нужно продавать государственную собственность, а не раздавать ее гражданам бесплатно?
Идея бесплатной раздачи средств производства, выдвинутая рядом известных экономистов, политических деятелей и поддержанная некоторыми средствами массовой информации, получила широкий общественный резонанс. От бесплатной раздачи ожидаются: создание равных «стартовых условий» рыночной деятельности для всех граждан, нейтрализация «теневого капитала», возврат народу ранее недоплаченных ему средств и т.п. Внешняя простота и кажущаяся социальная справедливость подобного метода приватизации снискали ему определенную популярность.
Действительно, государственная
собственность создавалась всем
народом, причем многими поколениями.
Но это вовсе не означает, что
ее надо бесплатно вернуть всему
«народу». Более глубокий экономический
и правовой анализ показывает, что
эмоциональная
Во-первых, бесплатная раздача несправедлива
и именно потому, что государственная
собственность имеет ярко выраженное
общественное происхождение. Прямая передача
этой собственности отдельным лицам или
группам не ликвидирует, а усилит неравенство
вследствие того, что различные объекты
государственной собственности несопоставимы
ни по стоимости, ни по качеству, ни по
потенциальному доходу, который можно
получить от них. Иначе и быть не может,
поскольку заниматься «делёжкой» будет
ограниченный круг лиц, а наша обширная
практика показала всю бесплодность иллюзий
о государственном аппарате как людях
не могущих иметь никаких личных экономических
интересов.
Во-вторых, бесплатная раздача
государственной собственности (в
равной мере между всеми гражданами),
невозможна, так как не существует
единого критерия такой процедуры.
Кроме уже упоминавшейся
В-третьих, бесплатная раздача
неэффективна, так как обладать собственностью
это значит не только получать доходы,
но и нести убытки, оплачиваемые
в конечном счете из имущества собственника.
Поэтому собственниками средств производства
все граждане быть не смогут, да и не захотят.
В лучшем случае полученный «кусок» государственной
собственности значительная часть граждан
перепродаст, причем по крайне низким
ценам, тем, кто действительно готов нести
всю имущественную ответственность за
использование средств производства и
рисковать своей собственность во имя
получения прибыли.
Объекты приватизации. Под объектами государственной
собственности, подлежащими приватизации,
понимаются предприятия (объединения),
организации, структурные единицы объединений,
производства, цехи, иные подразделения
предприятий, организаций как единые имущественные
комплексы производственных фондов и
иных ценностей.
Приобретение предприятия
как целостного хозяйственного комплекса
и приобретение отдельных видов
имущества предприятий
Продавцы. В качестве продавцов
объектов государственной собственности
признаются специальные исполнительные
органы (республиканские комитеты по
управлению государственным имуществом
и аналогичные им органы), в функции
которых входит непосредственная организационная
работа по приватизации государственной
собственности и оперативно-
а) общественный, по существу, характер
государственной собственности предопределяет,
что распоряжаться ее продажей может только
представитель всего общества - государство.
Недопустимо передавать процесс приватизации
на откуп органам отраслевого и регионального
управления, так как их специфические
интересы состоят в стремлении взять на
себя не только управление вверенной им
собственностью, но и полное распоряжение
ею.
б) государство является единственным
продавцом государственной собственности,
т.е. монополистом. Между тем за деятельностью
любой монополии необходим широкий общественный
контроль. Распыление полномочий по приватизации
между многочисленными органами государственной
власти и управления крайне осложнит и
без того непростую процедуру контроля
со стороны компетентных государственных
органов, народных депутатов и всех граждан.
Покупатели. Правами покупателей объектов приватизации по процедурам, предусмотренным концепцией приватизации, пользуются только граждане и негосударственные юридические лица. Дело в том, что покупка государственными юридическими лицами государственной же собственности лишь усложняет формы владения, распоряжения и пользования имуществом предприятий, но не меняет формы собственности на предприятии в целом.
Предоставление всем гражданам
и негосударственным
При таком подходе становится
возможным, с одной стороны, поддержать
стремление работников приватизируемых
предприятий стать
Выбор между формами приватизации. Приватизация
может осуществляться в форме приобретения
покупателями акций государственного
предприятия, предварительно преобразованного
в государственное акционерное общество;
в форме приобретения объекта государственной
собственности по конкурсу и в форме приобретения
объекта приватизации или его имущества
на аукционе.
Выбор между формами приватизации
конкретного государственного предприятия
(объединения) осуществляется на основе
предложений специально создаваемых
комиссий по приватизации, в функции
которых входит также реорганизация
предприятия, оценка его стоимости
и выработка рекомендаций по способам
платежа.
Выбор одной из этих трех форм приватизации
государственной собственности увязывается
с социальными приоритетами. В частности,
предусматривается, что основной формой
продажи небольших объектов государственной
собственности местного подчинения и
предприятий-монополистов является конкурс.
Аукционная форма приватизации рассматривается
как форма, дополняющая в случае необходимости
форму конкурса. Аукционы по продаже объектов
государственной собственности могут
проводиться в случае отсутствия предложений
об иных формах их приобретения, а также
при безрезультатном завершении конкурсов
и в случаях банкротства и ликвидации
предприятий.
Преобразование
Оценка стоимости объектов приватизации. Оценка стоимости объектов приватизации должна осуществляеться комиссией по приватизации по одному из двух вариантов: на основе рыночной оценки или определения его балансовой стоимости.
Приобретение государственной собственности - это приобретение покупателем права на получение дохода от использования всего имущества предприятия. Покупатель должен оплачивать не номинальную стоимость имущества (часто символическую), а должен выплатить доход, который могло бы получить государство от использования целостного имущественного комплекса. Покупатель, поэтому может рассчитывать не на весь доход, приносимый объектом государственной собственности, а только на его прирост за счет более эффективного использования ресурсов. К сожалению в российской практике это не соблюдалось. И причина здесь кроется не в ошибке законодательных органов, а в конкретной заинтересованности отдельного круга лиц в занижении рыночной стоимости предприятий.
Приватизация государственных
предприятий не должна преследовать
чисто фискальные цели: главная задача
- коренное преобразование отношений
собственности. Тем не менее недопустима
продажа предприятий по заниженным
ценам, так как государство может
потерять даже тот доход, который
оно получает в настоящее время:
как собственник предприятий, что
крайне осложнит и без того тяжелое
финансовое положение страны. Поэтому
необходимо исходить по меньшей мере из
минимальных требований государства к
стоимости объектов приватизации. Эти
требования - получение от продажи государственных
предприятий суммы не меньшей, чем капитализированный
доход, получаемый государством при сохранении
государственной формы собственности.
Распределение выручки от приватизации.
Выручка от приватизации является собственностью
государства и распределяется в зависимости
от приоритетов, установленных в законодательстве.
Причем эти приоритеты должны определяться
не на отдаленное будущее, а на относительно
небольшой период времени. Поэтому предусматривается,
что определение порядка и направлений
расходования выручки от приватизации
осуществляется ежегодно.
Состояние глубокого экономического кризиса в стране диктовало необходимость направления значительной части выручки на погашение государственного долга. Оставшаяся часть направлялась во внебюджетные фонды местных Советов народных депутатов.
Этапы приватизации
Начиная с 1992 г. приватизация в России прошла несколько этапов. В качестве основных можно рассмотреть: ваучерную приватизацию (1992-1994 гг.) и денежную приватизацию (1995-1997 гг.) Также стоит отметить важность современного этапа приватизационного процесса. Все указанные этапы принципиально отличаются друг от друга как по соотношению целей, так и по используемым методам и формам приватизации государственного имущества, используемой нормативно – правовой базе. На денежном этапе действуют разные подходы и конкретные методы передачи госсобственности в частные руки — от принятых в мировой практике публичных продаж до таких специфически российских схем, как залоговые аукционы, передача госпакетов из федеральной собственности в собственность регионов в порядке возмещения средств по несостоявшимся трансфертам, передача в доверительное управление и многое другое.
Для граждан, не успевших сделать
приватизировать своей