Приватизация в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 09:49, лекция

Краткое описание

Приватизация в Россия — приватизация, процесс передачи государственного имущества Российской Федерации в частную собственность, который осуществлялся в России с начала 1990-х годов (после распада СССР) и сопровождался исключительным уровнем насилия, коррупции и разгулом преступности. Приватизацию обычно связывают с именами Е. Т. Гайдара и А. Б. Чубайса, занимавшими в то время ключевые позиции в правительстве. В результате приватизации значительная часть государственного имущества России перешла в частную собственность.

Файлы: 1 файл

привотизация .docx

— 28.52 Кб (Скачать)

Приватизация  в Россия — приватизация, процесс передачи государственного имущества Российской Федерации в частную собственность, который осуществлялся в России с начала 1990-х годов (после распада СССР) и сопровождался исключительным уровнем насилия, коррупции и разгулом преступности. Приватизацию обычно связывают с именами Е. Т. Гайдара и А. Б. Чубайса, занимавшими в то время ключевые позиции в правительстве. В результате приватизации значительная часть государственного имущества России перешла в частную собственность.

Приватизация часто подвергается резкой критике. Утверждается, что новые  обладатели собственности получили её не по заслугам, а за счёт личных связей и неформальных отношений  с первыми лицами государства  и их родственниками. С приватизацией  связывают появление в России олигархов, слишком сильное и  несправедливое экономическое расслоение населения России. Значительная часть  населения России воспринимает приватизацию 90-х как аморальную, преступную. В  народе даже её стали называть «прихватизация».

С другой стороны, приватизация проводилась в крайне сложной  экономической, финансовой и политической обстановке: конфронтация Верховного совета РФ с Президентом и Правительством затрудняли создание правовой базы и  проведение институциональных реформ; Правительство испытывало сильное  лоббистское давление со стороны  Верховного совета; на момент начала приватизации государство было не способно эффективно контролировать свою собственность, массовым явлением стала спонтанная приватизация — захват контроля над предприятиями  их директорами, настроенными не на развитие предприятий, а на быстрое получение  прибылей.

Главной экономической задачей  приватизации было повышение эффективности  экономики за счет создания института  частной собственности на средства производства. В то время как в  определенных сферах экономики (обслуживание, торговля) эта задача была достаточно быстро решена, в промышленности и  сельском хозяйстве нужный эффект достигался гораздо медленнее, во многом из-за того, что приватизированные предприятия  переходили в собственность трудовых коллективов, то есть под контроль —  а в перспективе и в собственность  — их директоров.

История

«Теория» приватизации

Сначала рассмотрим исторические и экономические «корни» приватизации в России, различные ее варианты и критерии выбора между ними. Нижеследующие  вопросы объективно должны были возникнуть перед советским (российским) правительством на начальном этапе экономических  реформ.

Существовали две центральные  проблемы - законодательное обеспечение  передачи принадлежащих государству  прав собственности на средства производства гражданам и негосударственным  юридическим лицам, а также разработка детальных процедур приобретения покупателями единых имущественных комплексов производственных и иных ценностей. Введение порядка, устанавливающего неотъемлемое право  каждого гражданина на приобретение любых видов имущества, кроме  тех, передача которых в собственность  граждан запрещена Законом, и  на использование этого имущества  как средств производства позволяет создать основу для беспрепятственного осуществления процесса приватизации. Важнейший вопрос - почему нужно продавать государственную собственность, а не раздавать ее гражданам бесплатно?

Идея бесплатной раздачи  средств производства, выдвинутая рядом известных экономистов, политических деятелей и поддержанная некоторыми средствами массовой информации, получила широкий общественный резонанс. От бесплатной раздачи ожидаются: создание равных «стартовых условий» рыночной деятельности для всех граждан, нейтрализация «теневого капитала», возврат народу ранее недоплаченных ему средств и т.п. Внешняя простота и кажущаяся социальная справедливость подобного метода приватизации снискали ему определенную популярность.

Действительно, государственная  собственность создавалась всем народом, причем многими поколениями. Но это вовсе не означает, что  ее надо бесплатно вернуть всему  «народу». Более глубокий экономический  и правовой анализ показывает, что  эмоциональная привлекательность  бесплатной раздачи государственной  собственности не соответствует  тем непривлекательным результатам, которые наиболее вероятны при попытках осуществления подобного способа  приватизации: 
Во-первых, бесплатная раздача несправедлива и именно потому, что государственная собственность имеет ярко выраженное общественное происхождение. Прямая передача этой собственности отдельным лицам или группам не ликвидирует, а усилит неравенство вследствие того, что различные объекты государственной собственности несопоставимы ни по стоимости, ни по качеству, ни по потенциальному доходу, который можно получить от них. Иначе и быть не может, поскольку заниматься «делёжкой» будет ограниченный круг лиц, а наша обширная практика показала всю бесплодность иллюзий о государственном аппарате как людях не могущих иметь никаких личных экономических интересов.

Во-вторых, бесплатная раздача  государственной собственности (в  равной мере между всеми гражданами), невозможна, так как не существует единого критерия такой процедуры. Кроме уже упоминавшейся несопоставимости объектов государственной собственности (при одной и той же балансовой стоимости реальная их ценность может  существенно различаться), несопоставимы  и различные категории граждан: у одних больше трудовой стаж, у  других - выше зарплата или должность, у третьих - больше детей и т.д. Поэтому попытки раздать всем поровну обязательно приведут к  бесконечным и бесплодным спорам о том, у кого больше прав на собственность.

В-третьих, бесплатная раздача  неэффективна, так как обладать собственностью это значит не только получать доходы, но и нести убытки, оплачиваемые в конечном счете из имущества собственника. Поэтому собственниками средств производства все граждане быть не смогут, да и не захотят. В лучшем случае полученный «кусок» государственной собственности значительная часть граждан перепродаст, причем по крайне низким ценам, тем, кто действительно готов нести всю имущественную ответственность за использование средств производства и рисковать своей собственность во имя получения прибыли. 
Объекты приватизации. Под объектами государственной собственности, подлежащими приватизации, понимаются предприятия (объединения), организации, структурные единицы объединений, производства, цехи, иные подразделения предприятий, организаций как единые имущественные комплексы производственных фондов и иных ценностей.

Приобретение предприятия  как целостного хозяйственного комплекса  и приобретение отдельных видов  имущества предприятий принципиально  отличаются. В первом случае покупателю предоставляется право приобрести титул собственности на работающее предприятие (с определенными хозяйственными связями, сложившимся трудовым коллективом  и т.д.). Во втором - покупатель приобретает  имущество либо ликвидируемого предприятия, либо предприятия, которое коренным образом перепрофилируется или  реорганизуется.

Продавцы. В качестве продавцов  объектов государственной собственности  признаются специальные исполнительные органы (республиканские комитеты по управлению государственным имуществом и аналогичные им органы), в функции  которых входит непосредственная организационная  работа по приватизации государственной  собственности и оперативно-хозяйственное  управление предприятиями, передаваемыми  в их ведение. Это обусловлено  следующими причинами:  
а) общественный, по существу, характер государственной собственности предопределяет, что распоряжаться ее продажей может только представитель всего общества - государство. Недопустимо передавать процесс приватизации на откуп органам отраслевого и регионального управления, так как их специфические интересы состоят в стремлении взять на себя не только управление вверенной им собственностью, но и полное распоряжение ею. 
б) государство является единственным продавцом государственной собственности, т.е. монополистом. Между тем за деятельностью любой монополии необходим широкий общественный контроль. Распыление полномочий по приватизации между многочисленными органами государственной власти и управления крайне осложнит и без того непростую процедуру контроля со стороны компетентных государственных органов, народных депутатов и всех граждан.

Покупатели. Правами покупателей  объектов приватизации по процедурам, предусмотренным концепцией приватизации, пользуются только граждане и негосударственные  юридические лица. Дело в том, что  покупка государственными юридическими лицами государственной же собственности  лишь усложняет формы владения, распоряжения и пользования имуществом предприятий, но не меняет формы собственности  на предприятии в целом.

Предоставление всем гражданам  и негосударственным юридическим  лицам прав покупателей объектом государственной собственности  не исключает приобретения этих объектов непосредственно членами трудовых коллективов.

При таком подходе становится возможным, с одной стороны, поддержать стремление работников приватизируемых  предприятий стать предпринимателями  и существенно облегчить для  них конкурентную борьбу с посторонними покупателями, а с другой - ввести процесс этой конкуренции в законные рамки и установить ее правила. 
Выбор между формами приватизации. Приватизация может осуществляться в форме приобретения покупателями акций государственного предприятия, предварительно преобразованного в государственное акционерное общество; в форме приобретения объекта государственной собственности по конкурсу и в форме приобретения объекта приватизации или его имущества на аукционе.

Выбор между формами приватизации конкретного государственного предприятия (объединения) осуществляется на основе предложений специально создаваемых  комиссий по приватизации, в функции  которых входит также реорганизация  предприятия, оценка его стоимости  и выработка рекомендаций по способам платежа. 
Выбор одной из этих трех форм приватизации государственной собственности увязывается с социальными приоритетами. В частности, предусматривается, что основной формой продажи небольших объектов государственной собственности местного подчинения и предприятий-монополистов является конкурс. 
Аукционная форма приватизации рассматривается как форма, дополняющая в случае необходимости форму конкурса. Аукционы по продаже объектов государственной собственности могут проводиться в случае отсутствия предложений об иных формах их приобретения, а также при безрезультатном завершении конкурсов и в случаях банкротства и ликвидации предприятий.

Преобразование государственных  предприятий в акционерные общества имеет существенные особенности  по сравнению с продажей объектов государственной собственности  по конкурсу или на аукционах, а также  с созданием новых акционерных  обществ. В процессе приватизации путем  продажи акций государственных  акционерных обществ главная задача состоит в создании реального и ответственного собственника и скорейшей передачи акций в руки граждан и негосударственных юридических лиц. Деятельность государственных акционерных обществ, где преобладающая доля акций принадлежит государственным организациям, должна подлежать более строгой регламентации. Это необходимо для того, чтобы у государственных акционерных обществ не было возможности покрытия недостатка собственных оборотных средств и прямых убытков за счет выпуска облигаций, привилегированных акций и т.п. По мере превращения государственного акционерного общества в негосударственное, где другие акционеры (граждане и негосударственные юридические лица) получат возможность принимать самостоятельные решения по всем вопросах функционирования общества, эти ограничения отменяются.

Оценка стоимости объектов приватизации. Оценка стоимости объектов приватизации должна осуществляеться комиссией по приватизации по одному из двух вариантов: на основе рыночной оценки или определения его балансовой стоимости.

Приобретение государственной  собственности - это приобретение покупателем  права на получение дохода от использования  всего имущества предприятия. Покупатель должен оплачивать не номинальную стоимость  имущества (часто символическую), а  должен выплатить доход, который  могло бы получить государство от использования целостного имущественного комплекса. Покупатель, поэтому может  рассчитывать не на весь доход, приносимый объектом государственной собственности, а только на его прирост за счет более эффективного использования  ресурсов. К сожалению в российской практике это не соблюдалось. И причина здесь кроется не в ошибке законодательных органов, а в конкретной заинтересованности отдельного круга лиц в занижении рыночной стоимости предприятий.

Приватизация государственных  предприятий не должна преследовать чисто фискальные цели: главная задача - коренное преобразование отношений  собственности. Тем не менее недопустима  продажа предприятий по заниженным ценам, так как государство может  потерять даже тот доход, который  оно получает в настоящее время: как собственник предприятий, что  крайне осложнит и без того тяжелое  финансовое положение страны. Поэтому  необходимо исходить по меньшей мере из минимальных требований государства к стоимости объектов приватизации. Эти требования - получение от продажи государственных предприятий суммы не меньшей, чем капитализированный доход, получаемый государством при сохранении государственной формы собственности. 
Распределение выручки от приватизации. Выручка от приватизации является собственностью государства и распределяется в зависимости от приоритетов, установленных в законодательстве. Причем эти приоритеты должны определяться не на отдаленное будущее, а на относительно небольшой период времени. Поэтому предусматривается, что определение порядка и направлений расходования выручки от приватизации осуществляется ежегодно.

Состояние глубокого экономического кризиса в стране диктовало необходимость  направления значительной части  выручки на погашение государственного долга. Оставшаяся часть направлялась во внебюджетные фонды местных Советов  народных депутатов.

Этапы приватизации

Начиная с 1992 г. приватизация в России прошла несколько этапов. В качестве основных можно рассмотреть: ваучерную приватизацию (1992-1994 гг.) и денежную приватизацию (1995-1997 гг.) Также стоит отметить важность современного этапа приватизационного процесса. Все указанные этапы принципиально отличаются друг от друга как по соотношению целей, так и по используемым методам и формам приватизации государственного имущества, используемой нормативно – правовой базе. На денежном этапе действуют разные подходы и конкретные методы передачи госсобственности в частные руки — от принятых в мировой практике публичных продаж до таких специфически российских схем, как залоговые аукционы, передача госпакетов из федеральной собственности в собственность регионов в порядке возмещения средств по несостоявшимся трансфертам, передача в доверительное управление и многое другое.

Для граждан, не успевших сделать  приватизировать своей жилплощади или до сих пор раздумывающих, стоит ли им это делать вообще, смею напомнить, что времени на осуществление  бесплатной приватизации осталось совсем немного. Начиная с 1 марта 2010 года, все  неприватизированные жилые помещения  окончательно обретут статус государственной  собственности. Это означает, что  ни продать, получив при этом материальную выгоду, ни подарить, ни оставить свою квартиру или дом в наследство вы уже не сможете. Если, конечно, не приватизируете жилплощадь позднее 1 марта 2010 года. Но это уже будет стоить немалых денег, а нынешний перечень документов не приватизацию, и без  того немалый, увеличится в сторону  возрастания.

Информация о работе Приватизация в России