Приватизация и её развитие в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследовать теоретические основы понятия собственности и охарактеризовать роль собственности в реформировании экономики России и преобразование системы собственности.
Для раскрытия цели работы поставлены следующие задачи:
Рассмотреть экономическое содержание собственности;
Исследовать собственность как экономическую категорию;
Определить место собственности в реформировании экономики;
Исследовать проблемы реформирования и трансформации собственности в России.

Оглавление

Введение……………………..…………………………………………………....3
Глава 1. Теоретические основы понятия собственности……………………….6
1.1 Определение понятия собственности и её сущности………………………6
1.2 Экономическое содержание собственности……….……………………....10
1.3 Формы и виды собственности ………………………………………….......18
Глава 2. Приватизация и её развитие в России…………………………….....25
2.1. Приватизация собственности в экономике………………………………..25
2.2. Развитие приватизации в условиях переходного периода (1990-2000 гг.) …………………………………………………………………………………….31
2.3 Приватизация в России на современном этапе…………………………..38
Заключение……………………………………………………………………….49
Библиографический список………………………………………………..……51

Файлы: 1 файл

Курсовая!!!!.doc

— 272.00 Кб (Скачать)

Реальная приватизация. О реальной приватизации говорят в том случае, когда государственное предприятие продается частным стратегическим инвестором. Открытый и ограниченный тендер. С помощью этого в высшей степени открытого метода можно охватить широкий круг потенциальных инвесторов. При выборе инвестора цена не имеет первостепенного значения; важную роль могут играть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесь может иметь место значительный приток капитала.

Аукцион. Целью этого метода является продажа предприятия по наивысшей цене. При этом не учитываются особенности или профиль инвесторов.

Прямая продажа. По стратегическим соображениям предпочтение отдается ведению переговоров непосредственно с отдельными инвесторами. Наиболее важную роль здесь играет правильное определение реальной стоимости предприятия.

Management-Buy-Out: данная форма приватизации имеет место в том случае, когда предприятие или часть предприятия переходит в собственность его руководящего состава. 30

Management-Buy-In: об этой форме приватизации говорят тогда, когда предприятие приобретается руководством стороннего предприятия. В этом случае новые собственники проводят полную или частичную смену прежнего руководства.

Приватизация сопровождается рядом сопутствующих мероприятий, таких как разукрупнение, реструктуризация, оценка предприятий, поиск инвесторов, изменение антимонопольного законодательства и реализация мероприятий в социальной сфере.

Приватизация, как и любое  экономическое явление, имеет множество трактовок своих целей и задач (как правило, они несколько противоречивы), и в зависимости от политической ситуации в стране на первый план выходят то одни, то другие цели. Попробуем отметить понимание задач приватизации в целом, и в России в частности.

Основные цели приватизации в переходной экономике должны быть следующими:

1. Экономическая  (повышение эффективности функционирования  хозяйства).

2. Фискальная (увеличение  доходов государственного бюджета  за счет продажи предприятий  в частные руки).

3. Социальная (обеспечение  социального мира).

4. Перераспределение экономических  основ власти. Следует отметить, что реализация целей приватизации  взаимопротиворечива.

Если рассматривать  приватизацию в динамике, то можно  выделить следующие основные этапы31:

1. Доваучерная  приватизация. Она проводилась в  основном в форме выкупа арендованного  имущества и охватывала в основном  сферу социальной инфраструктуры: торговля, бытовое обслуживание, общественное  питание, гостиничное хозяйство  и т. д.

2. Ваучерный  (чековый) этап приватизации. Его основным содержанием стало преобразование государственных предприятий в акционерные общества открытого типа и продажа, как правило, малых предприятий по конкурсу и на аукционе. От 50 до 80 процентов стоимости пакетов акций и выкупаемого имущества оплачивалось приватизационными чеками.

3. Послечековый (денежный) этап приватизации. Его  основным содержанием была продажа  как самих предприятий (с аукциона  и по конкурсу), так и акций  акционированных в порядке приватизации  предприятий за деньги. На этот этап возлагались не оправдавшиеся пока надежды на появление «стратегических» инвесторов.

Как известно, стержнем российской приватизационной программы  стала модель массовой приватизации, которая объединила широкомасштабную корпоратизацию (сторона предложения) и распределение приватизационных чеков среди граждан России (сторона спроса). Важными элементами этой модели стали закрытая подписка на акции среди инсайдеров, система чековых аукционов и система посредников – чековых инвестиционных фондов. Его важнейшим итогом, с точки зрения перспектив развития новой системы прав собственности, стало формирование новых институтов: корпоративного сектора экономики (акционерные общества), рынка корпоративных ценных бумаг, системы институциональных инвесторов, а также около 40 млн. формальных акционеров по итогам массовой приватизации.

Массовая приватизация путем выдачи приватизационных ваучеров позволяет сравнительно быстро распределить государственные активы среди большого числа граждан. Независимо от того, выдаются ли приватизационные свидетельства  бесплатно или за некоторую небольшую сумму денег, ваучерные схемы являются социально наименее конфликтным способом приватизации. Вместе с тем полученные по таким схемам собственнические права не могут квалифицироваться как полноценное право частной собственности и, скорее всего, являются лишь стартовым условием для дальнейших трансакций или обращения в деньги.

Бесплатность  ваучеров позволила большей части  населения принять участие в  массовой приватизации, а государственные  активы прошли через этап первичного закрепления прав собственности  довольно быстро. Положительным моментом является также быстрый старт приватизации наиболее проблемной части государственных активов – крупных промышленных предприятий. Вместе с тем ваучерные схемы, исключив возможность получения доходов от приватизации в бюджет, углубили проблемы внутреннего и внешнего государственного долга.

Продолжающийся  в отечественной экономике процесс  приватизации, как известно, не дал  ожидаемых результатов. Не решена главная  социально-экономическая задача: на приватизированных предприятиях и в целом в экономике страны не сформировался высокоэффективный собственник. Напротив, смена собственника зачастую сопровождалась и завершалась сокращением объемов производства, разрушением основного капитала, деградацией трудового потенциала персонала некогда передовых 32предприятий, что нередко приводило и приводит к банкротству. В масштабе национальной экономики это привело к спаду общественного производства, ценовой форме инфляции. Особенно тяжелыми являются социальные последствия: ускоренный рост вынужденной безработицы, сокращение численности населения России, подрыв веры у большинства населения страны в безопасное и защищенное будущее.33

 

2.2 Развитие приватизации в условиях переходного периода с 1990-2000 гг.

 

Изобразим динамику приватизации на основе цепных темпов роста.

 

По диаграмме  видно, что процент приватизированных  предприятий, относительно предыдущего  периода возрастает с 1997 по 2000 г.

 Изобразим  динамику приватизации на основе  базисных темпов роста.

По диаграмме  видно, что в период с 1997 по 2000 г. процент приватизированных предприятий, относительно базисного 1996 года понижается.34

Массовая приватизация создала предпосылки для распыления акционерного капитала среди множества  индивидуальных собственников. В результате массовой приватизации 1992-1994гг. были разрушены старые механизмы контроля, а новые не были созданы. Административный контроль со стороны профильных министерств и ведомств стал уже невозможен, а рыночные механизмы контроля со стороны акционеров и фондовой биржи еще не начали действовать.35

 После 1 июля 1994г. приватизация (покупка и продажа акций и ваучеров) продолжалась только за деньги. Ваучерную приватизацию, по замыслу, должен был сменить так называемый денежный этап, на котором акции приватизированных предприятий продавались бы стандартными методами, за «живые» деньги. Должен был заработать и фондовый рынок. Формально этап денежной приватизации начался с 1995г. и имел две основные цели:

- пополнение  государственного бюджета;

- инвестиционная  поддержка приватизированных компаний.

Уже в середине 1995г. количество приватизированных  предприятий превысило количество неприватизированных, составив соответственно 50,5 и 49,5% их общего числа. В 1995г. весь негосударственный  сектор экономики произвел 70% ВВП  России.

На денежном этапе продажа акций уже не могла быть массовой и единовременной. Пакеты должны были выставляться на денежные аукционы постепенно и равномерно, обеспечивая бесперебойные денежные поступления в бюджет и инвестиции в развитие компании.

Намеченная  схема не смогла эффективно заработать, по крайней мере, по трем причинам:

- на заключительном  этапе ваучерной приватизации  в целях оживления затухания  спроса были выставлены на  торги и проданы пакеты акций  наиболее привлекательных для  инвесторов компаний;

- у потенциальных инвесторов именно в это время появилась серьезная альтернатива для денежных вложений - рынок государственных ценных бумаг;

- из-за крайне  низких темпов денежной приватизации  на передний план выдвинулась  задача поступлений в бюджет, оттеснив инвестиционную целевую составляющую.

Субъектами, предъявившими  наибольшей платежеспособный спрос  в ходе денежной приватизации, стали  теневые бизнесмены, бывшие бюрократы, сотрудники органов государственной  безопасности и иногда иностранцы.

         В 1995-1996гг. не была достигнута главная, фискальная цель приватизации - недовыполнение заданий по поступлениям в бюджет было огромным, переломить на некоторое время негативную тенденцию удалось с помощью новой для России (и нетипичной в мировой практике) схемы так называемых залоговых аукционов (осень - зима 1995г.). 36

          В соответствии с этой схемой  правительство (госбюджет) получает  от коммерческих банков кредит  под залог федеральных пакетов  акций наиболее привлекательных  компаний («Сургутнефтегаз», «ЛУКойл», «Норильский никель» и т.д.).  По акциям, предназначенным в залог, проведены тендеры, победителями которых были признаны банки, предложившие более крупные кредиты. Банки, выигравшие на залоговом аукционе, получили право управлять залоговыми пакетами в течение всего времени залога.

По истечении  этого времени (намеченный срок - 1 сентября 1996г.) в случае невозврата кредитов (а иначе и не могло быть при  катастрофическом состоянии госбюджета) залогодержатель получал право  продать залоговые пакеты и погасить за счет выручки предоставленные правительству кредиты. С определенными оговорками залоговые схемы можно назвать специфическим методом приватизации - практически все залогодержатели предпочли не продавать свои пакеты. На залоговые аукционы были выставлены акции 12 компаний. Бюджет в общем итоге получил от залоговых аукционов около 1 млрд. долларов.

Залоговые аукционы были первой попыткой перевода крупных  российских промышленных предприятий  под частное управление. Но на их результативности сказался очевидный  олигархический характер переходной экономики в России. Залоговые аукционы практически были закрыты для большинства банков, создавая выгодные условия только «для своих». Поэтому суммы залога и цена последующих продаж оказались в 3-5 раз ниже того, что могло быть получено на открытых торгах.

Действительный  результат реализации схемы заключался в том, что нескольким нуворишам  и магнатам удалось получить «бриллианты» промышленности по крайне низкой цене. Более того, вопреки идеологии  массовой приватизации схема «кредиты в обмен на акции» показала, что правительство вовсе не собиралось придерживаться в ходе приватизации крупных и ценных предприятий принципа приоритетности интересов простых россиян. Данная схема вызвала волну общественной критики приватизации. Фактически имела место успешная попытка создания новой экономической элиты, хотя и вопреки первоначальным принципам приватизации, с помощью сомнительных и мошеннических методов. Новая элита получила активы практически бесплатно. Часто оцениваемые как позорные, совершенные на основе тайного сговора и коррумпированные, залоговые аукционы привели к замедлению хода российской приватизации после 1995г. На последнем этапе приватизации, в 1996-1997гг., правительство выставляло на продажу остающиеся у него пакеты акций в рамках инвестиционных тендеров. Это послужило так называемой «войны банкиров». 37

        На первых этапах приватизации собственности было столь много, что заинтересованные стороны могли легко приходить к соглашению относительно ее раздела. Когда количество лакомых кусков сократилось, финансово-промышленные группы и банки, контролируемые олигархами, вступили в открытую войну. 38

        В конце концов, российская приватизация обернулась попыткой сохранить status quo: никаких ликвидаций предприятий, практическое отсутствие продаж активов, отказ от разукрупнения предприятий во имя развития конкуренции, отсутствие поддержки вновь создаваемых фирм. Напротив, правительство посчитало нужным стимулировать слияния и возникновение крупных холдингов в таких секторах, как нефтяная промышленность, электроэнергетика и телекоммуникации.

 В 1997г. вступил в силу новый закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества Российской Федерации». Закон делает основной акцент на приватизацию не предприятий, а имущественных долей государства. Сокращены и могут использоваться более гибко (вплоть до полной отмены) льготы трудовым коллективам. Стоимость имущественных комплексов определялась не только по балансовой стоимости, а совокупно - на основании уставного капитала, балансовой оценки и рыночной стоимости. Восстановлено забытое понятие аренды с выкупом (по рыночной стоимости). Был предусмотрен ряд новых подходов, призванных улучшить ситуацию, прежде всего с бюджетными доходами от приватизации.

         Учитывая низкую бюджетную эффективность предшествовавших массовых продаж, новый порядок приватизации опирался на хорошо подготовленные немногочисленные крупные сделки. Предпродажная подготовка с привлечением независимого финансового консультанта была нацелена на получение максимальных получений в федеральный бюджет.  Помимо продаж по индивидуальным проектам, были проданы пакеты акций и недвижимость по стандартным схемам, на коммерческих конкурсах с инвестиционными и социальными условиями. Было предусмотрено также продолжить практику сдачи федерального имущества в аренду. Крупнейшими сделками с 1997-1998гг. стали продажи пакетов акций компаний «Связьинвест», «Роснефть», ряда нефтяных компаний, выведенных для этого из запретительных списков.39 В мировой экономической истории не было еще прецедентов, когда на огромном геополитическом пространстве практически одновременно и в столь короткие сроки были бы приведены в движение фактически все государственные активы. Процесс такого размаха не мог пройти гладко, с весьма позитивным или близким к намеченному результатом. Проблемы были неизбежны и в основном могут быть сведены к следующему.

Информация о работе Приватизация и её развитие в России