Права потребителей в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 11:48, курсовая работа

Краткое описание

Защита прав потребителей является одной из наиболее актуальных и злободневных социально-экономических проблем всех государств мирового сообщества. Существует она с момента зарождения и развития рыночных отношений как проблема поиска и достижения баланса, согласования различающихся до полярности интересов производителя, продавца товаров и услуг и их потребителя. Степень согласованности интересов и взаимодействия производителя и потребителя в экономическом выражении отражает состояние и темпы развития национальной экономики, а в социальном (наряду с занятостью населения, личностной безопасностью и некоторыми другими проблемами) является одной из основных причин социальной напряженности в обществе.

Оглавление

Введение………………………………………………………………
1.Защита прав потребителей – главный фактор развития экономики……………………………………………………………….
2.Организационно-экономическая характеристика ОАО «Большая Крыница»………………………………………………………………..
2.1Организационное построение. Требования к устройству и планировке………………………………………………………………
2.2 Характеристика экономических показателей работы ОАО «Большая Крыница»……………………………………………………
3.Содержание торгово-технологических показателей работы ОАО «Большая Крыница»……………………………………………………
4.Права потребителей в Республике Беларусь………………………..
Заключение……………………………………………………………...
Литература………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

готовая курсовая по организации.docx

— 132.72 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………

4

1.Защита прав потребителей – главный фактор развития экономики……………………………………………………………….

7

2.Организационно-экономическая  характеристика ОАО «Большая Крыница»………………………………………………………………..

11

2.1Организационное построение. Требования к устройству и  планировке………………………………………………………………

11

2.2 Характеристика экономических  показателей работы ОАО «Большая  Крыница»……………………………………………………

15

3.Содержание торгово-технологических  показателей работы ОАО «Большая Крыница»……………………………………………………

18

4.Права потребителей в  Республике Беларусь………………………..

22

Заключение……………………………………………………………...

25

Литература………………………………………………………………

26

Приложение……………………………………………………………..

 

 

                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Защита прав потребителей является одной из наиболее актуальных и злободневных социально-экономических проблем всех государств мирового сообщества. Существует она с момента зарождения и развития рыночных отношений как проблема поиска и достижения баланса, согласования различающихся до полярности интересов производителя, продавца товаров и услуг и их потребителя. Степень согласованности интересов и взаимодействия производителя и потребителя в экономическом выражении отражает состояние и темпы развития национальной экономики, а в социальном (наряду с занятостью населения, личностной безопасностью и некоторыми другими проблемами) является одной из основных причин социальной напряженности в обществе.

В настоящее время в развитых странах защита прав потребителей  превратилась в главнейший фактор развития экономики. Главной функцией данного закона является защищать потребителя в том случае, когда его положение как слабой стороны не позволяет ему играть роль двигателя экономических интересов общества. Данный закон позволяет, с одной стороны, обеспечить благосостояние потребителя, а, с другой - эффективную работу экономики в целом.

В 1973 году Европейский союз на 25 сессии Консультативной ассамблеи принял Хартию защиты потребителей, а 9 апреля 1985 года Генеральная Ассамблея ООН приняла «Руководящие принципы для защиты прав потребителей». В мировой практике относят к основополагающим интересам потребителей следующее право:                                                                                                                                 1) Выбирать для удовлетворения своих потребностей товар;                                                 2) На безопасность товаров и их функционирование в точности с предложением изготовителя;                                                                                                                     3) На информированность о товарах, способах продажи;                                           4) На защиту от недоброкачественных товаров и возмещение ущерба, который связан с их использованием;                                                                                                   5) Быть выслушанным и получить поддержку при защите своих интересов;                    6) На здоровую окружающую среду;

7) На защиту от ущерба  здоровью и безопасность;                                                                           8) На охрану их экономических  интересов;                                                                                      9) На наличие эффективных процедур  рассмотрения жалоб;                                                           10) На выражение своих интересов.

Признание международного потребительского движения  нашло выражение в установлении Всемирного дня защиты прав потребителей, которое произошло в 1993 году. С этого времени каждый год 15 марта является днем защиты прав потребителей.

В Республики Беларусь отношения в области защиты прав потребителей регулируются Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей», Гражданским кодексом и иными законодательными актами, а также нормами международных договоров действующих для Республики Беларусь. Согласно названному документу государство берет на себя обязательства по защите прав и интересов населения на рынке товаров и услуг, по созданию и развитию системы распределения основных, наиболее важных для населения, товаров и услуг, регулирование обеспечения товаром там, где их свободное распределение затруднено. Такая политика может включать в себя помощь в создании складских и торговых сетей, стимулирование развития потребительской самопомощи и контроля за условиями предоставления товаров и услуг в этих районах.

Закон о «Защите прав потребителей» определяет общие правовые, экономические и социальные основы защиты прав граждан-потребителей товаров и распространяется на все предприятия, организации, учреждения независимо от форм собственности, а также на индивидуальных предпринимателей.

Потребителем по закону является физическое лицо имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее или использующее товары исключительно для личных, семейных и иных нужд, не связанных с осуществление предпринимательской деятельности.

     Исходя из вышеизложенной информации, целью написания данной курсовой является изучение закона «о защите прав потребителей» и влияние его на экономику, как всего государства, так и на развитие торговых предприятий.

Задачи необходимые для достижения поставленной цели:               1)изучение защиты прав потребителей для выявления факторов, которые влияют на развитие экономики;                                                                                              2)изучение организационно-экономической характеристики  магазина №1 ОАО «Большая Крыница»;                                                                                                                        3)изучение организационного построения магазина №1 ОАО «Большая Крыница»;                                                                                                                                                                 4) изучение требований к устройству и планировке магазина №1 ОАО «Большая Крыница»;                                                                                                               5)изучение содержания торгово-технологических показателей работы магазина №1 ОАО «Большая Крыница»;                                                                                                        

6) общее ознакомление  и изучение закона «о защите  прав потребителей».

     Работа состоит  из введения, 4  глав, заключения, списка литературы и приложения. Содержит 1 таблицу, 1 схему.

     При выполнении  работы использовались учебники, статистические сборники, статьи  периодической печати, ТНПА и  др.

 

 

 

 

 

1. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИИТЕЛЕЙ – ГЛАВНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Защита прав потребителей является одной из важных социально-экономических проблем. Она превратилась в главнейший фактор развития экономики. Политика, проводимая в данной сфере, преследует две основные цели: первая – информировать потребителей об имеющихся на рынке товарах и услугах с тем, чтобы правильный выбор способствовал успешному формированию потребительского рынка, вторая — защищать потребителя в том случае, если его положение как слабой стороны ущемляется. Одним из существенных факторов развития экономики, как это ни парадоксально, является законодательная, т. е. административная, уголовная, гражданская защита прав потребителей. В наших условиях, когда идут процессы либерализации экономики, создан свободный рынок, конкуренция уже зародилась, а продавцы заинтересованы в полном удовлетворении запросов граждан, вопросы защиты прав интересов граждан-потребителей, а также организация надлежащей работы торговых предприятий независимо от форм собственности на основе специальных нормативных актов приобретают актуальное значение.

Таким образом, ставя перед собой задачу по защите прав потребителей, любое государство, особенно осуществляющее рыночные преобразования, должно четко осознавать, что без наличия баланса между интересами изготовителей и потребителей, без доверия потребителя к изготовителю, конкуренция в свободном режиме работать не может. Только правильное сочетание правил конкуренции и защиты потребителей обеспечивает нормальное функционирование рынка. Забота об экономическом процветании и социальном спокойствии побудила отдельные государства, а затем и мировое сообщество вырабатывать единые принципы и создавать системы государственной защиты прав потребителей.

Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом, Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей» в редакции от 8 июля 2008 г. №336-З, иным законодательством, а также нормами международных договоров, действующих для Республики Беларусь.

     Закон запрещает  принятие нормативных актов по  защите прав потребителей какими-либо  государственными органами.

     Закон РБ  «О защите прав потребителей»  определяет общие правовые, экономические  и социальные основы защиты  прав граждан – потребителей  товаров и распространяется на  все предприятия, организации, учреждения  независимо от форм собственности, а также граждан-предпринимателей.

     В ст. 1. Закона  «О защите прав потребителей»  даны следующие определения:

     Продавец - организация, ее филиал, представительство, иное  подразделение, расположенное вне  места нахождения организации, индивидуальный  предприниматель, реализующие товары  потребителю по договору розничной  купли-продажи.

     Изготовитель - организация, ее филиал, представительство, иное подразделение, расположенное  вне места нахождения организации, индивидуальный предприниматель, производящие  товары для реализации потребителю.

     Исполнитель - организация, ее филиал, представительство, иное подразделение, расположенное  вне места нахождения организации, индивидуальный предприниматель, выполняющие  работы или оказывающие услуги  потребителю.

     Следовательно, внимание к потребителю, понимание  его нужд, наиболее полное удовлетворение  его потребностей -это необходимое условие, один из факторов коммерческого успеха торговой организации. Поэтому многие фирмы вводят материальное стимулирование продавцов (за отсутствие жалоб, повторные заказы и т.п.). [5, ст. 1]

     Одним из  фундаментальных прав потребителей  признается право на информацию.

     В Законе  «О защите прав потребителей»  право на информацию закреплено  в ст. 6, 7, 8.те прав потребителей является регулятором в сфере торговли. Он регулирует и контролирует законность всех совершаемых сделок на территории Республики Беларусь, тем самым способствуя развитию здоровой конкуренции, которая в свою очередь способствует развитию экономики.

Следует отметить, что до принятия 19 ноября 1993 г. Верховным Советом Республики Беларусь Закона "О защите прав потребителей" в республике не было закона прямого действия, а следовательно, и единой скоординированной системы по защите прав потребителей. Однако это не означает, что в прошлом население республики было не защищено как потребители. Существовала разрозненная и не скоординированная в плане организационного взаимодействия, но все же довольно эффективная защита населения как потребителей в лице партийного, профсоюзного, народного контроля, ведомственных контрольных органов, специализировавшихся на разборе писем, жалоб и заявлений граждан, других контролирующих организационных структур. С нарушениями прав потребителей активно и целенаправленно боролись средства массовой информации. Было сформировано и противопоставлено этому явлению общественное мнение. Практически во всех точках реализации населению товаров или услуг контроль осуществлялся через "Книги жалоб и предложений". Новая социально-экономическая ситуация резко отрицательно отразилась на уровне жизни населения. Потребители одновременно испытывают воздействие инфляции, падения производства, роста безработицы, сокращения бюджетных ассигнований на социальные программы. Происходит сокращение реальных денежных доходов населения. Уровень защищенности потребителя также катастрофически упал. Рынок в существующем виде принес белорусскому потребителю, кроме "привычных" ему обсчета-обвеса и грубости продавца, обман с помощью рекламы; аферы различных финансовых структур; реализация вредных для здоровья и даже опасных для жизни товаров; разорительные цены на услуги, оказываемые предприятиями естественных монополий. Обобщение результатов проверок соблюдения законодательства республики по защите прав потребителей, произведенных в 1994 - 1995 годах Прокуратурой и другими органами государственного контроля, полностью подтверждает вышеназванные выводы о неэффективности защиты прав потребителей в нынешней социально-экономической ситуации. Недостаточен контроль государственных органов за деятельностью структур, оказывающих финансовые услуги населению, в результате чего допущен массовый обман населения.    

Информация о работе Права потребителей в Республике Беларусь