Практические аспекты применения концепции эластичности в микроэкономическом анализе

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 20:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение теории эластичности и оценка ее практической значимости в анализе экономического поведения.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
- изучить теоретические основы анализа эластичности спроса в микроэкономическом анализе;
- изучить теоретические основы анализа эластичности предложения в микроэкономическом анализе;
- рассмотреть различные варианты прикладного применения теории эластичности в анализе поведения экономических субъектов;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗАЭЛАСТИЧНОСТИ В МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ
1.1. Эластичность спроса: основные подходы к анализу 5
1.2. Эластичность предложения: сущность и методы оценки 13
РАЗДЕЛ 2 ПРИКЛАДНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ ЭЛАСТИЧНОСТИ В АНАЛИЗЕ ПОВЕДЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ
2.1. Теория эластичности и ценовая политика фирмы 16
2.2. Эластичность спроса по цене и ценовая дискриминация 20
2.3. Ликвидационная стоимость объектов и оценка их ликвидности 25
2.4. Теория эластичности и государственная налоговая политика 33
ВЫВОДЫ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 749.67 Кб (Скачать)

Специалисты выделяют значительное число факторов, определяющих эластичность спроса по цене конкретного объекта, однако на практике, как правило, достаточно ограничиться учётом нескольких базовых факторов. К таким факторам относятся количество покупателей и степень специализации объекта. О существенной роли указанных факторов свидетельствует, в частности, мнение известного английского специалиста Кристофера Блумфилда: «Правилом является следующее положение: чем специализированнее активы и чем меньше покупателей, тем большая применяется скидка, когда определяется стоимость обеспечения».

Чем больше для конкретного  объекта число потенциальных  покупателей, тем выше эластичность спроса по цене на него, и наоборот - чем меньше число потенциальных покупателей, тем ниже эластичность спроса по цене. Ведь чем больше число потенциальных покупателей, тем выше потенциальная реакция на изменение цены данного объекта.

 Чем выше степень  специализации объекта, тем ниже  эластичность спроса по цене на него, и наоборот - чем ниже степень специализации объекта, тем выше эластичность спроса по цене на него. Ведь чем выше степень специализации объекта, тем сложнее его перепрофилировать, превратив в объект с более широким кругом потенциальных покупателей.

Каждый из двух базовых  факторов эластичности по цене можно  качественно оценить с помощью трёхуровневой шкалы: значительно, средне, незначительно. Можно сформировать следующую матрицу, позволяющую на основании качественной оценки факторов определять подтип спроса для конкретного объекта (таблица 2.3).

                      

 

 

 

 

   Таблица 2.3

        

 

Таким образом, эластичность спроса по цене, присущая объекту оценки, оказывает значительное влияние  на величину его ликвидационной стоимости.

Кроме того, следует отметить взаимосвязь и взаимозависимость  таких характеристик как эластичность спроса по цене и ликвидность объекта.

Под ликвидностью объекта, как  правило, понимают возможность его  быстрой реализации при минимальной потере стоимости объекта. При этом, ликвидность, как правило, характеризуется лишь качественно: высокая, низкая и т.п. Вместе с тем, существующая методология определения ликвидационной стоимости и  имеющийся опыт её применения на практике позволяют предложить подход к исчислению ликвидности.

Ликвидность конкретного  объекта может быть охарактеризована различием величин его рыночной и ликвидационной стоимости. Чем меньше величина этого различия для конкретного объекта, тем выше ликвидность данного объекта. То есть, чем меньше ликвидационная стоимость объекта отличается от его рыночной стоимости, тем с меньшими потерями объект может быть реализован в минимальные сроки, и, следовательно, тем выше его ликвидность.

Поскольку ликвидационная стоимость  любого объекта всегда меньше его  рыночной стоимости, то показатель, численно характеризующий ликвидность объекта, целесообразно выразить в виде отношения ликвидационной стоимости данного объекта к его рыночной стоимости:

    (2.6)

где - коэффициент ликвидности;

- ликвидационная стоимость объекта  оценки, соответствующая периоду его экспозиции ( ), равному нулю (ден. ед.);

- рыночная стоимость объекта  оценки.

Так как 0< , а 0< < , то коэффициент может принимать значения в диапазоне от 0 до 1. Чем ближе значение коэффициента ликвидности к единице, тем выше ликвидность соответствующего объекта и наоборот, чем ближе к нулю значение коэффициента ликвидности, тем ниже ликвидность соответствующего объекта.

С учётом того, что при  определении ликвидационной стоимости  объектов оценки, среди учитываемых  на сегодняшний день факторов, фактор эластичности спроса по цене оказывает наиболее существенное влияние на различие величин рыночной и ликвидационной стоимости объектов оценки, именно этот фактор в наибольшей мере оказывает влияние на ликвидность объектов оценки.

Таким образом, хотя понятия  эластичности спроса по цене и ликвидности  заключают в себе различный экономический  смысл, они настолько тесно взаимосвязаны между собой, что, характеризуя эластичность спроса по цене для данного объекта, мы в значительной мере характеризуем и ликвидность этого объекта [3].

 

 

 

2.4. Теория эластичности  и государственная налоговая  политика

 

Другим примером практического  использования теории эластичности является государственная налоговая политика. При введении косвенных налогов государство преследует цель увеличить объем налоговых поступлений в бюджет для перераспределения ресурсов в экономике, перераспределения доходов населения и поддержки малоимущих, развития социальной сферы, инфраструктуры, обороны и т.п. Однако в зависимости от эластичности спроса и предложения на отдельные виды товаров и услуг налоговое бремя будет распределяться по-разному между производителями и потребителями продукции.

Рассмотрим распределение  налогового бремени при эластичном и неэластичном спросе на продукцию  (эластичность предложения принимается постоянной).

На рис. 2.4 показано, как  изменятся цена и объем продаж после введения налога.

График спроса D на рис. 2.4.1 показывает, что он имеет высокую эластичность, а на рис. 2.4.2 - относительно неэластичен. График предложения S0 - предложение до введения налога. Соответственно Р0 и Q0 - равновесные цена и объем производства до введения налога.

Рис. 2.4. Распределение  налогового бремени при эластичном (1) и неэластичном (2) спросе: D — спрос; S0, S1, — предложение до и после введения налога [1, с. 112].

 

Когда государство ввело  налог, кривые предложения переместились  влево вверх на величину налога. Возникла новая ситуация равновесия Q1 и Р1.

Таким образом, цена товара будет повышена производителем. Производитель в условиях рыночной экономики не может увеличить цену на сумму налога, установить ее выше равновесной, так как в условиях конкуренции он будет вытеснен с рынка. Единственное, что он может сделать - это поднять цену до равновесного уровня.

В случае если спрос эластичен, потери производителя будут выше, бремя налога ляжет в основном на него. На рис. 2.4.1  выделенный прямоугольник показывает величину налога, его часть ниже пунктирной линии - потери производителя от налога. Кроме того, производитель будет вынужден сократить производство до Q1, потеряв часть покупателей своей продукции за счет более высокой цены на нее.

В случае если спрос неэластичен, налоговое бремя ляжет преимущественно на потребителя. Кроме того, абсолютный размер налога также будет выше при неэластичном спросе. Именно поэтому государство облагает акцизными и другими косвенными налогами товары, спрос на которые неэластичен (сигареты, алкогольные напитки и т.п.).

Следует обратить внимание на заштрихованные треугольники на рис. 2.4. Они очерчивают продукцию, которая  была бы произведена и куплена, если бы государство не ввело налог. Это  те потребители, которые хотят, но не могут купить товар, и те производители, которые хотят, но не могут произвести его. Несовпадение желаний и возможностей является прямым следствием установленного налога и представляет собой потерю для общества. Причем эта потеря будет тем выше, чем выше эластичность спроса на данный товар.

Теперь рассмотрим зависимость  распределения налогового бремени  от эластичности предложения (эластичность спроса примем постоянной). Рис. 2.5 иллюстрирует ситуацию  до и после введения налога.

 

 

Рис. 2.5. Распределение  налогового бремени при эластичном (1) и неэластичном (2) предложении: D - спрос; So, S1, - предложение до и после введения налога [1, с. 112]

 

При эластичном предложении  налоговое бремя ляжет в основном на потребителя, рост цены и сокращение объема производства будут значительными, сумма налога будет относительно меньше, чем при неэластичном предложении, потери общества - выше. При неэластичном предложении наблюдается обратная картина.

Сейчас к подакцизным  товарам в Украине относятся  спирт этиловый и другие спиртные дистилляты, спиртные напитки, пиво; табачные изделия, табак и промышленные заменители табака; нефтепродукты, сжиженный газ; автомобили легковые, кузова к ним, прицепы и полуприцепы, мотоциклы. [11]

 

 

 

ВЫВОДЫ

 

Исследования, проведенные  в курсовой работе, позволяют сделать следующие выводы:

Ценовая эластичность спроса показывает относительное изменение  объёма спроса под влиянием изменения цены на один процент. По уровню эластичности спроса товары делятся на группы: товары, спрос на которые эластичен; товары, спрос на которые неэластичен; товары с единичной эластичностью спроса. Существуют крайние случаи эластичности: абсолютно эластичный и абсолютно неэластичный спрос.

Перекрёстная эластичность спроса также имеет очень важное значение для фирмы, занимающейся производством каких-либо товаров. Зная значение перекрестной эластичности, можно определить, являются ли выбранные товары взаимодополняемыми или взаимозаменяемыми и соответственно как изменение цены на какой-то один вид продукции, производимой фирмой, может отразиться на спросе на другие виды продукции той же фирмы, а также на спросе на продукцию конкурентов.

Расчёт коэффициента спроса по доходу даёт нам возможность различать  низкокачественные, нормальные товары, товары первой необходимости и предметы роскоши. Отличие коэффициента эластичности спроса по доходу от эластичности спроса по цене, в частности, состоит в том, что абсолютное значение коэффициента эластичности здесь играет меньшую роль, чем при определении эластичности спроса по цене. Поэтому знак «+» или «-» должен учитываться и величина коэффициента не должна оцениваться только по модулю.

На значение коэффициента эластичности спроса влияет множество  факторов, которые необходимо учитывать. Это такие факторы как наличие заменителей, удельный вес товара в бюджете потребителей, размер дохода потребителей, качество товара, размер запаса товара, ожидания потребителей и фактор времени.

Предложение медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос, поскольку оно связано с изменением производственного процесса. Из-за этого фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности предложения по цене. Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода: кратчайший, короткий и длительный.

Концепция эластичности имеет  очень важное практическое значение в микроэкономическом анализе. Знание данной теории позволяет фирмам вести  ту или иную ценовую политику с  целью максимизации прибыли. Государство  также использует данную концепцию  для наполнения государственного бюджета, устанавливая акцизы на товары неэластичного спроса.

Таким образом, нет сфер, которые касаются купли-продажи, где  бы концепция эластичности не применялась на практике и не имела бы важного значения.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Булатов А. С. Экономика/Учебник. – М.: Юрист, 2001. – 896 с.
  2. Бункин М. К., Семенов В. А. Макроэкономика: Учебник. – М.: Издательство «ДИС», 1997. – 320 с.
  3. Галасюк Валерий, Галасюк Виктор. Практические аспекты учета фактора эластичности спроса по цене при определении ликвидационной стоимости объектов оценки и характеристика их ликвидности. // Вісник оцінки.-2003.-№4.-С.28-33.
  4. Галасюк В.В. Об определении понятия "ликвидационная стоимость"//Финансовые услуги.-1999.-N1-2.-С.58-60.
  5. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика : В 2-х т. / Общая редакция В. М. Гальперина. СПб. : Экономическая школа. 2006. Т. 1. 352 с. ISBN 5-902402-04-2
  6. Камаев В. Д. Учебник по основам теории (экономика). – М.: «ВЛАДОС», 1994. – 384 с.: ил.
  7. Куликов Л. М. Основы экономических знаний: Учеб. пособие. – М.: Финансы и  статистика, 1999. – 272 с.: ил.
  8. Лебедев О. Т., Каньковская А. Р., Филиппова Т. Ю. Основы экономики/Учеб. пособие. Под ред. д-ра эконом. наук, проф. О. Т. Лебедева. Изд. 2-е, доп. – СПб.: ИД «МиМ», 1997. – 224 с. с ил.
  9. Любимов Л.Л., Раннева Н. А. Основы экономических знаний. – М.: Издательство «Вита-Пресс», 1997. – 496 с. 
  10. Макконнелл К. Р., Брю С. Л.  Экономикс.  В 2 т. – М.: 1992. Т. 2. С. 400
  11. Налоговый кодекс Украины, раздел «Акцизный налог»-http://www.nalogovij-kodeks.com.ua/kodeksy-na-russkom-yazyke/nalogovyj-kodeks-ukrainy-na-russkom-yazyke/razdel-vi-akciznyj-nalog
  12. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник / Р.М. Нуреев. – 2-е изд., изм. – М. : Норма, 2008. – 576 с.
  13. Современная экономика.  Материалы к семинарским занятиям. Пособие для студентов по курсу «Основы экономической теории». – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999. – 352 с.
  14. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р.  Экономика.  Пер. с англ.  со 2-го изд. – М.: «Дело ЛТД», 1995. – 864 с.
  15. 50 лекций по микроэкономике: В 2-х т. Т. 1. – СПб.: Экономическая школа, 2004. – 624 с.




Информация о работе Практические аспекты применения концепции эластичности в микроэкономическом анализе