Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 20:36, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теории эластичности и оценка ее практической значимости в анализе экономического поведения.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
- изучить теоретические основы анализа эластичности спроса в микроэкономическом анализе;
- изучить теоретические основы анализа эластичности предложения в микроэкономическом анализе;
- рассмотреть различные варианты прикладного применения теории эластичности в анализе поведения экономических субъектов;
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗАЭЛАСТИЧНОСТИ В МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ
1.1. Эластичность спроса: основные подходы к анализу 5
1.2. Эластичность предложения: сущность и методы оценки 13
РАЗДЕЛ 2 ПРИКЛАДНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ ЭЛАСТИЧНОСТИ В АНАЛИЗЕ ПОВЕДЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ
2.1. Теория эластичности и ценовая политика фирмы 16
2.2. Эластичность спроса по цене и ценовая дискриминация 20
2.3. Ликвидационная стоимость объектов и оценка их ликвидности 25
2.4. Теория эластичности и государственная налоговая политика 33
ВЫВОДЫ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
Следовательно, для проведения
ценовой дискриминации
Самый типичный пример в данном случае - непосредственное предоставление частных услуг (врачами, адвокатами, учителями, владельцами гостиниц и т. п.). Так, врач, берущий с одних (состоятельных) пациентов более высокую плату, чем с других (неимущих), может не опасаться, что лица, оплачивающие его услуги ниже, перепродадут их тем, кто за такие же услуги платит больше.
О ценовой дискриминации можно говорить и тогда, когда рынки, на которых ведет торговлю монополист, отделены друг от друга географически или посредством тарифных барьеров. Как в том, так и в другом случае перемещение товаров со сравнительно дешевого рынка на тот, где их можно продать дороже, сопряжено со значительными расходами, что и служит препятствием для перепродажи (перемещения).
Единство рынка может быть нарушено и иначе. Нередки случаи, когда одинаковые по существу товары продаются под видом товаров разного качества. Покупатели-снобы, приобретая дорогостоящие товары, выделяются среди покупателей относительно бедных. Тем самым рынок оказывается разделенным и монополист получает возможность проводить ценовую дискриминацию.
Обособление отдельных частей рынка обусловливает лишь формальную возможность для монополиста устанавливать разные цены на один и тот же товар.
В основе разных цен на данный единичный товар лежит разная эластичность спроса на тех изолированных рынках, где есть возможность продавать продукцию. И такая продажа выгодна монополисту.
Пусть монополист, проводящий ценовую дискриминацию, ведет торговлю на двух рынках (1 и 2), которые характеризуются соответственно линиями спроса и . Рынок 1 меньше по объему, но более эластичен. и - соответствующие линии предельной выручки (рис. 2.2).
Рис. 2.2 Ценовая дискриминация.
Если, например, > , то производителю выгодно часть товара перебросить с рынка 2 на рынок 1. При этом снизится, a возрастет. И только при = перераспределение товара между рынками не приведет к увеличению общей выручки. Это и будет наиболее выгодным распределением товара между рынками. Поэтому мы можем построить линию общей предельной выручки , выполнив горизонтальное суммирование кривых и , т. е. сложив объемы предложения при одинаковых значениях МR.
Пересечением c МC - кривой предельных затрат - определяется общий объем выпуска продукции . Горизонтальная линия , проходящая через точку пересечения Е, - это линия равной предельной выручки. Точки пересечения линии с линиями предельной выручки и позволяют определить объемы продаж и цены для каждого рынка. На рынке 1 будет продано единиц товара по цене , а на рынке 2 - единиц товара по цене . Получаем: предельная выручка на каждом рынке одинакова и равна общей предельной выручке и предельным затратам на всю продукцию ( = = = MC).
Предельный доход связан с эластичностью E спроса по цене соотношением
(2.1)
Поэтому равенство = можно представить в виде
(2.2)
Если эластичность спроса будет одинакова ( = ), то равными будут и цены ( = ), т. е. ценовая дискриминация невозможна. При условии же, что эластичность спроса на разных рынках будет неодинакова, разными будут и цены. Если абсолютная величина эластичности спроса на рынке 1 будет больше, чем на рынке 2 (| |> | |), цена на рынке 1 будет меньше, чем цена на рынке 2 ( < ). Цена, которая установится на каждом из рынков, окажется ценой спроса на всю продаваемую там продукцию.
Итак, монополист может получить больше прибыли, если будет продавать меньше продукции на рынках, где эластичность спроса (и предельная выручка) ниже; на тех же рынках, где эластичность спроса (и соответственно предельная выручка) выше, он будет продавать больше продукции. Объем продаж установится тогда на уровне, при котором предельная выручка от реализации дополнительной единицы продукции будет равна на всех рынках. А если его предельная выручка от продажи продукции на каждом из рынков окажется равной его предельным затратам на производство всей продаваемой продукции, то монополист получит наибольшую прибыль.
Прибыльность монополии не в последнюю очередь зависит от того, каким способом тот или иной рынок разделен на части. Способов разделения рынка немало. Здесь же рассмотрим случай, когда монополисту предоставлена полная свобода действий.
Допустим, прежде всего, что в распоряжении монополиста есть некий ключ, с помощью которого он, по своему усмотрению, может отделить покупателей друг от друга. Предположим также, что сначала он назначает на свой товар единую цену, а затем предпринимает усилия, направленные на последовательное разделение рынка на части.
Совокупный спрос на рынке складывается из спроса отдельных покупателей. При условии, что эластичность спроса этих покупателей одинакова, монополисту придется назначить единые цены по всему рынку; ценовая дискриминация не принесёт ему каких-либо выгод, а рынок останется неразделенным. Если же эластичность спроса отдельных покупателей неодинакова, то монополист поступит иначе. Он разделит их на две группы и сделает это так, что самая высокая эластичность спроса покупателей одной группы окажется ниже, чем самая низкая эластичность, характеризующая спрос покупателей второй группы.
Дальнейшие его шаги будут такими: на товары, которые приобретают покупатели первой группы, он повысит цену, а на товары для покупателей второй группы - понизит. После этого монополист вновь решает ту же задачу. Если теперь эластичность спроса всех покупателей, относящихся к той или иной группе, одинакова, то повторное разделение рынка утрачивает смысл. Но если она оказалась разной, то каждый из вновь образовавшихся рынков надлежит опять разделить (по тому же принципу) на два рынка. И это будет продолжаться до тех пор, пока на каждом рынке не останется группа покупателей (а в крайнем случае один-единственный покупатель) со спросом, характеризующимся одинаковой эластичностью. Наконец, остаются всего лишь два покупателя, спрос которых имеет неодинаковую эластичность, но приобретающие данную продукцию по одной и той же цене. И в этом крайнем случае монополист увеличит прибыль, если он продаст свою продукцию каждому из них по особой цене.
Спору нет, монополист лишь в исключительных случаях может разделить рынок произвольно, руководствуясь лишь собственными устремлениями.
Всегда находятся всевозможные причины, препятствующие такому разделению рынка, которое для него являлось бы лучшим из всех возможных, т. е. обеспечивало бы наибольшую выгоду. И все же раздел рынка осуществляется, и стоит только этому произойти (в соответствии с эластичностью спроса на вновь возникающих рынках), как самая низкая цена назначается там, где эластичность спроса самая высокая, а самая высокая цена - где эластичность спроса самая низкая [15, с.95 - 99].
2.3. Ликвидационная стоимость объектов и оценка их ликвидности
В случае ликвидации предприятия
возникает необходимость
Ликвидационная стоимость - стоимость, по которой объект оценки мог бы быть продан на открытом конкурентном рынке, если бы срок реализации объекта был бы короче “разумно долгого” для данного типа объектов на данном рынке [4].
Проблема определения ликвидационной стоимости объектов оценки в последнее время приобретает всё большую актуальность, ведь адекватная оценка ликвидационной стоимости является одной из важнейших предпосылок формирования цивилизованных рыночных отношений в сфере ускоренной и (или) вынужденной реализации.
В постсоветских странах
некоторые специалисты в
Известные американские специалисты Томас Карлин и Альберт Макмин в своей работе «Анализ финансовых отчётов» отмечают: «К сожалению, балансовая стоимость на базе фактической цены может иметь для кредиторов мало смысла. Их интересует главным образом ликвидационная стоимость - сумма, которую компания или кредитор могли бы выручить в случае необходимости быстро продать активы. Большинство активов имеют при ликвидации значительно более низкую ценность по сравнению с их рыночной ценой, на которую можно рассчитывать при реализации на открытом рынке при нормальных экономических условиях.
Таким образом, в среде квалифицированных специалистов дискуссия о проблеме использования ликвидационной давно перешла от вопроса о необходимости использования данного вида стоимости к вопросу о том, насколько ликвидационная стоимость должна быть ниже рыночной стоимости для каждого конкретного объекта.
В настоящее время метод определения ликвидационной стоимости объектов оценки, предложенный Валерием и Виктором Галасюками, учитывает два базовых фактора: фактор стоимости денег во времени и фактор эластичности спроса по цене. Причём, по сути, учёт первого фактора позволяет отразить специфику денежного измерителя, а учёт второго фактора - специфику спроса на данный объект. С учётом указанных факторов ликвидационная стоимость объекта оценки может быть определена по следующей формуле:
(2.3),
где - ликвидационная стоимость объекта оценки, соответствующая фиксированному периоду (tф) его экспозиции (ден. ед.);
- рыночная стоимость объекта оценки (ден. ед.);
- продолжительность периода дисконтирования (лет);
m - количество периодов начисления процентов в течение года;
i - годовая ставка дисконта (выраженная как десятичная дробь).
- поправочный коэффициент,
Величина , в свою очередь, рассчитывается по формуле:
(2.4),
где - продолжительность периода дисконтирования (лет);
- продолжительность разумно
долгого периода экспозиции
- продолжительность
Для расчёта поправочного коэффициента, учитывающего влияние эластичности спроса по цене на ликвидационную стоимость объекта оценки, используется следующая формула:
(2.5),
где th - гиперболический тангенс;
e = 2,71828 (const).
Коэффициент эластичности спроса по цене может быть рассчитан по формуле (1.6),
где - коэффициент эластичности спроса по цене;
- исходная величина спроса на объект;
- итоговая величина спроса на объект;
- исходная цена объекта;
- итоговая цена объекта.
Однако, несмотря на наличие теоретической возможности расчёта коэффициента эластичности спроса по цене с помощью формулы (1.6), собрать необходимые данные для осуществления такого расчёта на практике, как правило, оказывается весьма затруднительно. Сбор исходных данных для расчёта эластичности спроса по цене по формуле (1.6), как правило, требует проведения специальных маркетинговых исследований. Однако, проведение подноценного маркетингового исследования с целью определения значения коэффициента эластичности спроса по цене для оценки ликвидационной стоимости конкретного объекта, зачастую экономически нецелесообразно, вследствие значительной стоимости маркетинговых исследований.
С учётом изложенного представляется целесообразным выработать упрощённый подход к определению значений поправочного коэффициента для случаев, когда затруднительно достаточно точно определить значение коэффициента эластичности спроса по цене при оценке ликвидационной стоимости конкретных объектов.
В рамках основных типов спроса, перечисленных в подразделе 1.1, можно выделить следующие подтипы (рис. 2.3).
Рис. 2.3. Классификация спроса в зависимости от его эластичности по цене.
Представляется целесообразным поставить в соответствие каждому из подтипов спроса, отражённых на рисунке, определённый диапазон значений коэффициента эластичности спроса по цене, рассчитать для середины каждого из этих диапазонов значение поправочного коэффициента (таблица 2.2 ). Таблица может использоваться для определения величины поправочного коэффициента в случаях, когда отсутствует возможность точного определения значения коэффициента эластичности спроса по цене.
Таблица 2.2
Для того, чтобы воспользоваться таблицей для определения значения поправочного коэффициента при оценке ликвидационной стоимости конкретного объекта необходимо установить к какому из подтипов спроса, представленных в таблице, относится спрос на данный объект. Для этого необходимо определиться с факторами эластичности спроса по цене.