Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 20:36, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теории эластичности и оценка ее практической значимости в анализе экономического поведения.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
- изучить теоретические основы анализа эластичности спроса в микроэкономическом анализе;
- изучить теоретические основы анализа эластичности предложения в микроэкономическом анализе;
- рассмотреть различные варианты прикладного применения теории эластичности в анализе поведения экономических субъектов;
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗАЭЛАСТИЧНОСТИ В МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ
1.1. Эластичность спроса: основные подходы к анализу 5
1.2. Эластичность предложения: сущность и методы оценки 13
РАЗДЕЛ 2 ПРИКЛАДНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ ЭЛАСТИЧНОСТИ В АНАЛИЗЕ ПОВЕДЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ
2.1. Теория эластичности и ценовая политика фирмы 16
2.2. Эластичность спроса по цене и ценовая дискриминация 20
2.3. Ликвидационная стоимость объектов и оценка их ликвидности 25
2.4. Теория эластичности и государственная налоговая политика 33
ВЫВОДЫ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
Следует иметь в виду, что перекрестная эластичность спроса по цене может быть асимметричной. Если цена мяса снизится, спрос на кетчуп возрастет. Но если цена кетчупа повысится, то это вряд ли повлияет на спрос на мясо [5, с.186].
Измерив перекрестную эластичность, можно определить, являются ли выбранные товары взаимодополняемыми или взаимозаменяемыми и соответственно как изменение цены на какой-то один вид продукции, производимой фирмой, может отразиться на спросе на другие виды продукции той же фирмы. Такие расчеты помогут оценить решения по изменению цен на выпускаемую продукцию.
Эластичность спроса по доходу связана с изменением потребностей в товарах и услугах при росте или снижении доходов. Эластичность спроса по доходу ( ) определяется как процентное изменение количества продукции, на которую предъявляется спрос, к процентному изменению дохода:
Если показатель эластичности спроса относительно дохода является отрицательным ( <0), то увеличение дохода приводит к падению спроса на данное благо, и можно сказать, что оно является низкокачественным. Потребитель, став богаче, считает возможным и необходимым заменить его другим, более качественным товаром. Например, снизить потребление маргарина, заменив его маслом, отказаться от потребления части картофеля, заменив его другими овощами (огурцами, помидорами и т.д.). Если показатель эластичности спроса относительно дохода положителен ( >0), благо является нормальным.
Если 0< <1, то спрос на благо растёт медленнее дохода, что типично для благ первой необходимости (хлеб, соль, спички). При >1 спрос на благо опережает рост доходов и не имеет насыщения (предметы роскоши). Такое деление допустимо при фиксированном уровне дохода по группам потребителей, так как в зависимости от дохода одни и те же блага могут давать численные значения эластичности по доходу как меньше единицы, так и равные единице или больше неё (например, мебель). Положение, что для каждого блага с эластичностью спроса по доходу, меньшей единицы, должно существовать благо с эластичностью спроса по доходу, большей единицы, для конкретного потребителя, называется законом Энгеля [12, с. 101-102].
Значение эластичности зависит и от уровня доходов конкретной социальной группы. В группе с низким доходом таких товаров, как хлеб и картофель, высока, и, следовательно, доля расходов на них в бюджете продолжает возрастать, а сами эти товары могут быть классифицированы для данной группы людей как блага высшего порядка. В группах с более высоким доходом все большую роль в бюджете начинают играть мясо, яблоки, некоторые виды овощей, а доля хлеба и картофеля начинает снижаться, хотя эти товары все еще могут рассматриваться как нормальные. Для слоев населения с еще более высоким уровнем дохода питание становится все более разнообразным и качественным, и в то же время увеличивается доля расходов на бензин, электроэнергию, товары длительного пользования, телефонные переговоры и т. д. Для этих слоев хлеб и картофель - безусловно, блага низшего порядка.
1.2. Эластичность предложения:
Эластичность предложения по цене показывает относительное изменение объёма предложения под влиянием изменения цены на один процент.
Ценовая эластичность предложения выступает как прямая линейная зависимость между экономическими переменными, показывающими процентное изменение цен и объема предлагаемых к продаже товаров. Эти зависимости обусловливают положение кривых эластичности предложения, изображенных на графике (рис. 1.4).
При единичной эластичности предложения 1% увеличения цены товаров вызывает 1% увеличения их предложения. В этом случае имеет место равновеликое изменение цен и количества предлагаемых товаров, коэффициент которого равен единице.
В случае эластичного предложения 1% увеличения цены способен вызвать увеличение количества предлагаемого к продаже товара более, чем на 1%. Коэффициент эластичности здесь больше единицы.
При неэластичном предложении увеличение цены не оказывает какого-либо влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров. В данном случае коэффициент эластичности меньше единицы.
Рис. 1.4 Варианты эластичности предложения:
кривая А - единичная эластичность;
кривая В - эластичное предложение;
кривая С - неэластичное предложение [6, с.73].
Предложение также может быть абсолютно эластичным. В таком случае существует только одна цена, по которой товар будет предлагается для продажи. Коэффициент эластичности стремится к бесконечности. Любое изменение цены приводит либо к полному отказу от производства товара (если цена понижается), либо к неограниченному увеличению предложения (если цена повышается).
Если предложение абсолютно неэластично, то оно будет постоянным в независимости от изменения цен. Коэффициент эластичности равен нулю.
Эластичность предложения определяется рядом факторов, наиболее весомыми из которых являются:
Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности предложения по цене.
Обычно при оценке эластичности
предложения рассматриваются
Под кратчайшим понимается период, слишком короткий для осуществления каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. Например, садовод, вырастивший яблоки и приехавший на рынок их продавать, не может изменить количество предлагаемых им яблок, какая бы ни сложилась рыночная цена. В этом случае предложение является абсолютно неэластичным ( =0).
Короткий период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается.
В условиях длительного периода предложение почти совершенно эластично, поэтому увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен. [12, с. 102]
РАЗДЕЛ 2
ПРИКЛАДНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ ЭЛАСТИЧНОСТИ В АНАЛИЗЕ ПОВЕДЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ
2.1. Теория эластичности и ценовая политика фирмы
Теория эластичности спроса
и предложения имеет важное практическое
значение. Можно продемонстрировать
её применение на конкретных примерах.
Чтобы правильно выбрать
Эластичность спроса на некоторые виды товаров и услуг в США
Хлеб …………………………. |
0,15 |
Говядина …………………….. |
0,64 |
Баранина …………………….. |
2,65 |
Яйца …………………………. |
0,32 |
Электричество в домах …….. |
0,13 |
Табачные изделия …………... |
0,46 |
Газеты и журналы …………... |
0,42 |
Одежда и обувь ……………... |
0,20 |
Приведенные данные характерны для экономики США. Для Украины показатели ценовой эластичности рыночного спроса будут несколько иными в зависимости от наличия товаров-заменителей и других обстоятельств, о которых говорилось выше.
Для фирмы важно иметь в виду, что эластичность спроса на ее продукцию и эластичность рыночного спроса не совпадают. Первая всегда (за исключением абсолютной монополии фирмы на рынке) выше второй. Рассчитать ценовую эластичность спроса на продукцию фирмы достаточно сложно, так как необходимо принимать во внимание и реакцию конкурентов на повышение или понижение фирмой цены. Помочь в этом может использование математических моделей или опыт руководителей фирмы.
Если фирма при принятии решения о цене будет руководствоваться только данными об эластичности рыночного спроса, то потери сбыта от повышения цен могут стать более значительными, чем ожидались. Например, если принять эластичность рыночного спроса на табачные изделия 0,46, то это совершенно не означает, что эластичность спроса на сигареты фабрики «Ява» или «Дукат» будет иметь то же значение. Конкуренция повысит коэффициент эластичности спроса на сигареты каждой из этих фабрик [1, с. 109].
Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику фирмы. В наиболее общем виде взаимосвязь между уровнем эластичности и воздействием ценового изменения может быть сформулирована следующим образом.
Если <1, то процентное изменение цены превышает процентное изменение количества проданного товара и становится доминирующим фактором в изменении дохода фирмы: доход будет меняться в том же направлении, что и цена. При снижении цены доход будет снижаться, при повышении цены - повышаться. Цена и доход в этом случае положительно связаны между собой.
Если >1, то процентное изменение объёма продаж превышает процентное изменение цены и становится доминирующим фактором в изменении дохода фирмы: доход будет меняться в том же направлении, что и объём продаж, а значит - в обратном направлении к изменению цен. При увеличении цен (снижении объёма) доход фирмы будет снижаться, при снижении цен (увеличении объёма продаж) - увеличиваться. Цена и доход отрицательно связаны между собой.
При =1 ни повышение, ни понижение цены товара не повлияют на совокупный доход фирмы-производителя.
Знание отношений между валовыми доходами и ценовой эластичностью спроса имеет важное практическое значение, потому что объясняет, как фирма устанавливает и меняет цены.
Предположим, что какая-то фирма построила стоквартирный дом и решает вопрос, по какой цене следует предлагать квартиры съёмщикам. Расходы на строительство и эксплуатацию фактически не зависят от того, сколько квартир будет сдано (за исключением расходов на текущий ремонт, которые составляют небольшую долю от общих расходов).
Рис. 2.1 Эластичность спроса (1) и изменение валовой выручки (2):
Р - плата за аренду квартиры; Q - количество квартир;
R - доход (выручка) фирмы от сдачи квартир в аренду
Если фирма знает спрос на квартиры и его эластичность, она может определить, по какой цене следует сдавать эти квартиры, чтобы обеспечить максимальную выручку. При этом максимальная выручка может достигаться даже в том случае, если часть квартир останется пустовать. Проиллюстрируем это графически. Допустим, что фирма столкнулась с линейной кривой спроса, как это показано на рис. 2.1. При арендной плате 1 тыс. ден. единиц в месяц ценовая эластичность спроса равна единице и сумма поступлений от аренды наибольшая. Однако, как видно из рис. 2.1, по этой цене может быть сдано только 80 квартир, а не 100. Если же фирма установит арендную плату ниже 1 тыс. ден. единиц, она может сдать оставшиеся 20 квартир, однако ее выручка при этом сократится [1, с. 110].
Одним из блистательных решений, основанных на верном понимании воздействия ценовой эластичности на валовые доходы, было решение Генри Форда о производстве новой модели «Форда». Он значительно снизил цену и резко увеличил производство и валовые доходы, так как низкая цена создавала массовый спрос.
Известным примером практической важности эластичности спроса является также история дерегулирования американских авиакомпаний в 80-е годы. Они были против ослабления государственного вмешательства в процесс установления тарифов на авиаперевозки, так как считали, что это приведёт к росту конкуренции между ними, снижению цен и потере валовых доходов. Они полагали при этом, что спрос на пассажирские авиаперевозки неэластичен. Тем не менее дерегулирование было осуществлено и действительно привело к росту конкуренции и снижению цен на авиабилеты. Но при этом валовые доходы выросли весьма значительно. Это говорило о том, что на самом деле спрос на услуги авиакомпаний был эластичен по цене ( >1), и, следовательно, в течение многих лет они имели неверную информацию о структуре своего рынка и несли большие потери [9, с. 112-113].
2.2.Эластичность спроса по цене и ценовая дискриминация
Часто бывает так, что продавец (монополист) ведет торговлю сразу на двух и более рынках, отделенных друг от друга. На все эти рынки он поставляет одну и ту же продукцию, которую производит сам, но продается она по разным ценам: на каждом рынке он устанавливает свою цену. Такая продажа называется ценовой дискриминацией (англ. price discrimination).
Предположим теперь, что продукцию, продаваемую на сравнительно дешевом рынке, можно купить у монополиста, а затем перепродать на дорогом рынке. В этом случае цена на обеих (если их две) частях рынка окажется одинаковой. Она стала бы единой (одной) и в том случае, если бы постоянные покупатели дорогого рынка могли стать клиентами дешевого рынка. В обоих случаях ценовая дискриминация неосуществима.