Практические аспекты безработицы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 14:46, курсовая работа

Краткое описание

В задачи работы входит следующее: определить сущность безработицы, классифицировать ее на виды, отразить противоречивость такого явления как полная занятость, выяснить истинные причины безработицы, наметить пути ее преодоления, показать каковы экономические и внеэкономические издержки безработицы, исходя из положений классической экономической теории и использования мирового опыта. В курсовой работе необходимо отразить состояние безработицы в современной России, ее динамику, структуру и политические пути регулирования и контроля.
Цель данной курсовой работы – изучение и анализ проблемы безработицы и пути ее преодоления, развития занятости на рынке труда России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты безработицы………………..……………………..5
1.1. Показатели уровня безработицы……………………..……………….5
1.2. Виды и формы безработицы…………………….…………………….11
1.3. Подходы к анализу рынка труда и причин безработицы, а также ее возможных последствий …..……………...……………………………14
1.3.1. Классический подход…..……………...………………………..…14
1.3.2. Кейнсианская концепция…..……………...………………………15
1.3.3. Монетаристская модель…..……………...……………………….15
1.3.4. Марксистский подход…..……………...……………………….…16
1.3.5. Современное представление…..……………...……………….…16
1.4. Современный уровень безработицы………...………………………..18
2. Практические аспекты безработицы………………………………….….…23
2.1. Безработица в России……………………………………………….….23
2.2. Возможные пути решения проблем безработицы в России…………..27
2.2.1. Пособия по безработице……………………………………….…..27
2.2.2. Трудоустройство…………………………………………………...27
2.2.3. Переобучение……………………………………………………….28
2.2.4. Самозанятость поддержка предпринимательства……………..…29
2.2.5. Общественные работы……………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………..…31
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

lecture-1.pdf

— 207.03 Кб (Скачать)

2

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………….3

1.      Теоретические аспекты безработицы………………..……………………..5

1.1. Показатели уровня безработицы……………………..…………….5

1.2. Виды и формы безработицы…………………….………………….11

1.3. Подходы к анализу рынка труда и причин безработицы, а также ее    возможных последствий …..……………...……………………………14

1.3.1.    Классический подход…..……………...………………………..…14

1.3.2.    Кейнсианская концепция…..……………...………………………15

1.3.3.    Монетаристская модель…..……………...……………………….15

1.3.4.    Марксистский подход…..……………...……………………….…16

1.3.5.    Современное представление…..……………...……………….16

1.4. Современный уровень безработицы………...………………………..18

2.      Практические аспекты безработицы………………………………….….…23

2.1. Безработица в России……………………………………………….….23

2.2. Возможные пути решения проблем безработицы в России…………..27

2.2.1.    Пособия по безработице……………………………………….…..27

2.2.2.    Трудоустройство…………………………………………………...27

2.2.3.    Переобучение……………………………………………………….28

2.2.4.    Самозанятость поддержка предпринимательства……………..…29

2.2.5.    Общественные работы……………………………………………..30

Заключение……………………………………………………………..…31

Список литературы…………………………………………………….33

Приложение……………………………………………………………….35


Введение.

В данной курсовой работе рассматривается актуальная на сегодняшний день тема безработицы, особенно в условиях экономического кризиса. Любой экономический кризис независимо от причин его возникновения всегда сопровождается спадом производства, связанным со снижением спроса у потенциальных покупателей, а также с нехваткой у предприятий денежных средств на реализацию проектов. Производители вынуждены экономить и сокращать производство. Одним из достаточно распространенных способов экономии является сокращение рабочего персонала. При сокращении людей в массовом порядке увеличивается уровень безработицы. Кризис проник практически во все сферы деятельности граждан России.  Больше всего это ощутили работники строительных, туристических компаний, автопром; а также в сфере банковских услуг и здравоохранения. В связи с этим происходят массовые сокращения. Люди лишаются стабильной работы, зарплаты;  что в свою очередь ведёт к сокращению доходов в сфере услуг, таких как спортивные клубы, ресторанный бизнес и многое другое. Необходимо отметить, что повышение уровня безработицы наблюдается не только в России, но и практически во всем мире.

Большое значение этой проблеме уделяется как государством, так и органами отдельных субъектов федерации. Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Еще целый ряд государственных программ влияет на уровень безработицы косвенно. Например, большинство экономистов считает, что законы, предусматривающие высокую минимальную заработную плату, ведут к росту безработицы. Выявляя нежелательные побочные последствия той или иной государственной политики, экономисты могут помочь политикам оценить альтернативные варианты решения различных проблем. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.

В задачи работы входит следующее: определить сущность безработицы, классифицировать ее на виды, отразить противоречивость такого явления как полная занятость, выяснить истинные причины безработицы, наметить пути ее преодоления, показать каковы экономические и внеэкономические издержки безработицы, исходя из положений классической экономической теории и использования мирового опыта. В курсовой работе необходимо отразить состояние безработицы в современной России, ее динамику, структуру и политические пути регулирования и контроля.

Цель данной курсовой работы – изучение и анализ проблемы безработицы и пути ее преодоления,  развития занятости на рынке труда России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретические аспекты безработицы.

 

1.1.  Показатели уровня безработицы

 

        Рынок труда – это такая экономическая среда или пространство, на котором в результате конкуренции между экономическими агентами через механизм спроса и предложения устанавливается определенный объем занятости и уровень оплаты труда.

В рыночной экономике рынок труда существует и развивается во взаимосвязи с другими рынками – земли, товаров, инвестиций, ценных бумаг. При всех особенностях рынка труда  обязательным условием является личная и экономическая свобода человека, возможность выбора не только рабочего места, но и образа жизни. С экономической точки зрения труд – важнейший производственный ресурс (фактор). В соответствии с этим выделяют две главные функции рынка труда. Социальная функция заключается в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояния людей, нормального уровня воспроизводства производственных способностей работников.  Экономическая функция рынка труда заключается в рациональном вовлечении, распределении, регулировании и использовании труда. Функции рынка труда определяются ролью труда в жизни общества, когда труд выступает важнейшим источником дохода и благосостояния.

Рынок труда может быть рассмотрен в широком и узком смысле. В первом случае рынок влияет на весь воспроизводственный процесс рабочей силы – результат длительного развития рыночной системы; во втором – он лишь один из его этапов, связанных с наймом рабочей силы. В России не так давно положено  начало формирования рынка труда в его узком понимании. При широком понимании рынка труда к его воспроизводственным функциям можно отнести:

- информирование работников об уровне спроса и предложения услуг труда, его условиях;

-ориентацию работников на развитие трудового потенциала, имеющего рыночный спрос;

-стимулирование перелива трудовых ресурсов между отраслями, регионами, формами собственности и т.д.;

-формирование уровня оплаты труда;

-стимулирование через конкуренцию фирм улучшения содержания и условий труда;

-образование резерва трудовых ресурсов, высвобожденных под давлением рыночных факторов, и их дальнейшее трудоустройство;

-формирование повышенных качественных характеристик рабочей силы, способствующих более эффективному функционированию их во всех сферах.

Обращаясь к анализу рынка труда, необходимо помнить, что на нем выступают не мертвые души, а люди, которые  являются объектом" купли-продажи". Поэтому следует принимать во внимание психологические, социальные и прочие аспекты поведения человека.  Факторы, как безопасность труда, его творческий характер, возможность самореализации, доброжелательная атмосфера и взаимная товарищеская поддержка в коллективе могут перевесить чашу весов, на которой находится более высокая заработная плата. К тому же люди стремятся к надежности и устойчивости своего положения,  следовательно, к предсказуемости своих доходов, хотя бы на ближайшую перспективу. Поэтому они объединяются в профессиональные союзы, чтобы на основе долгосрочных, коллективных договоров добиться стабильной заработной платы. Это повышает уверенность в принятии решений по реализации производственных программ на предприятиях, так как становится предсказуемой основная составляющая издержек производства – заработная плата. Знание рынка труда требует внимательного и тщательного изучения структурных сдвигов в трудовой деятельности.

Необходимо заметить, что проблема занятости и безработицы неразрывно связана с происходящими структурными сдвигами в национальной экономике и мировом хозяйстве, демографическими и культурно-просветительными и другими процессами имеющими место на рынке труда. Изучение длительных тенденций на рынке труда показывает, что ежегодно происходит как значительный приток рабочей силы, так и заметные изменения в структуре свободных рабочих мест.

Безработица – неотъемлемый элемент рынка труда. Население делится на несколько основных категорий в зависимости от того положения которое оно занимает относительно рынка труда.

Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.
     

 

Рабочая сила = Занятость + Безработица

 

 

Наиболее известной теорией, объясняющей причины безработицы, является теория Джона Мейнарда  Кейнса, изданной в Лондоне книги под названием «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). «Общая теория»  Дж.М. Кейнса явилась поворотным пунктом в экономической науке XX в. Ее главная  идея состоит в том, что система рыночных экономических отношений отнюдь не является совершенной и саморегурируемой и, что максимально возможную занятость и экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику. Которая сменила в середине 30-х годов теорию классиков-экономистов (А.Смит, А.Маршалл), объясняющих причину безработицы высоким уровнем заработной платы. По Кейнсу, безработица есть обратная функция совокупного спроса. «Объем занятости, - писал Кейнс, - совершенно определенным образом связан с объемом эффективного спроса». Недостаточный объем эффективного спроса обуславливает вялость инвестиционного процесса и, следовательно, невозможность обеспечения занятости, что ведет к росту безработицы. Выход из этой ситуации Кейнс видел в повышении роли государства в формировании совокупного спроса за счет увеличения государственных расходов, прежде всего – на инвестиционные товары.

Практически невозможно найти в мире страну, где нет той или иной разновидности безработицы. Угроза безработицы всегда стоит за плечами любого наемного работника.

Для анализа проблем безработицы необходимо, прежде всего, четко определить, кого следует считать безработным. Критерии признания человека безработным обычно устанавливаются законом или правительственными документами и могут немного различаться по странам. Но, как правило, несколько признаков присутствуют во всех определениях:

- трудоспособный возраст, то есть человек должен быть старше минимального возраста, с которого законодательство разрешает работать по найму, но младше возраста, по достижении которого назначается пенсия по старости.

- отсутствие у человека постоянного источника заработка в течение некоторого времени (например месяца).

- доказанное стремление человека найти работу (например, обращение его в службу занятости и посещение тех работодателей, к которым его направляют на собеседование сотрудники этой службы).

В России безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (далее - организации) в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации.
    Порядок регистрации безработных граждан определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

      Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.

Важно подчеркнуть, что к безработным обычно относят не только уволенных по различным причинам, но и лиц, добровольно оставивших работу и предпринимающих попытку найти новую. Структура безработицы по её причинам включает четыре основные категории рабочей силы:
a) потерявшие работу в результате увольнения;


б) добровольно оставившие работу;


в) пришедшие на рынок труда после перерыва;


г) впервые пришедшие на рынок труда.


Соотношение этих категорий зависит, прежде всего, от фазы экономического цикла.

Среднемесячный уровень безработицы в течение данного года рассчитывается по формуле:

где    LUE - уровень (норма) безработицы, %; 

UE - среднеме­сячная численность безработных;

LFc - численность граждан­ской рабочей силы.

С помощью показателя уровня безработицы можно наглядно представить состояние рынка труда в той или иной стране. Тем не менее, данный показатель не при всех условиях способен наиболее верно охарактеризовать макроэкономическую ситуацию. Мы не можем  считать уровень безработицы абсолютным критерием неблагополучия экономике. Это связано с возможными неточностями при его определении.

Для расчета показателей безработицы используют данные, полученные с помощью проведения ежемесячных опросов определенного количества случайно выбранных домохозяйств. На основании опросов о трудовом стаже членов домохозяйств каждого опрашиваемого относят либо к занятому, либо к безработному

Трудоспособное население – это все те, кто по возрасту и по состоянию здоровья способны работать. Разграничение отдельных категорий населения осуществляется в соответствии с занятостью в рыночном или нерыночном секторах экономики. 

Существует еще "резерв "незанятой рабочей силы, который можно задействовать при последующем расширении производства или при структурных перестройках. Это социально-экономическое явление, состоящее в том, что некоторая часть экономически активного населения страны какое-то время или постоянно не имеет работы и заработка.

 

 

 

1.2.  Виды и формы безработицы.

 

       Современные экономисты рассматривают безработицу как естественную и неотъемлемую часть рыночного хозяйства. Умеренная безработица (3-5%) считается необходимым спутником развития рыночной экономики. Коэффициент безработицы определяется как отношение числа безработных (на дату) к экономически активному населению (на эту же дату).

В этой связи большое внимание уделяется анализу видов безработицы. Критерием разграничения видов безработицы, как правило, служат причина ее возникновения и продолжительность, а основными видами безработицы считаются структурная, фрикционная и циклическая; упоминается также скрытая, сезонная и т.д. Рассмотрим их.

Фрикционная - безработица, вызванная постоянными изменениями в размещение ресурсов общества между видами и сферами производства товаров и услуг. Эти изменения меняют требования к квалификации, знаниям, навыкам. В результате наниматель не находит нужного ему работника, а работник - нанимателя, хотя работник сохраняет достаточную квалификацию, но для выполнения уже не требующихся обществу работ. Сегодня фрикционную безработицу считают той ценой, которую общество должно платить за поддержание эффективности экономики, за постоянное обновление производства в угоду меняющимся запросам граждан. Главным признаком такой безработицы является ее небольшая продолжительность. И потому фрикционная безработица - явление, которое устранить, не только невозможно, но и нецелесообразно. Более сложной является оценка структурной безработицы.

Структурная - безработица, вызываемая крупными структурными изменениями в экономики, когда общество избавляется от устаревших предприятий, подотраслей, иногда даже целых отраслей, что влечет исчезновение большого числа рабочих мест для тех, кто там работал раньше. Избежать структурной безработицы невозможно. Она сопровождается ожесточенным сопротивлением профсоюзов, пытающихся сохранить рабочие места, удлинить сроки коллективных договоров и т. д. Подобные действия профсоюзов усиливают инерционность рынка труда, но не решают проблему. Социальная защита людей пострадавших от структурной безработицы, максимально возможное снижение ее продолжительности обычно находятся в центре государственной политике занятости.

Циклическая, как следствие спада производства в переходный период достигает своей максимальной величины. Поэтому в совокупности общей уровень безработицы может превысить ее естественный уровень (состояние рынка труда, при котором на нем существует примерный баланс между числом свободных рабочих мест и числом квалифицированных работников, ищущих работу). Для сглаживания негативных последствий такого вида безработицы необходимы разработка и принятие специальных программ обеспечения занятости населения, субсидируемых государством. По оценкам западных специалистов, в периоды экономических подъемов и спадов величина циклической безработицы может колебаться от 0 до 8-10% и более, значительно увеличивая тем самым общий уровень безработицы.

Еще один из видов безработицы - сезонная безработица, которая порождается временным характером выполнения тех или иных видов деятельности и функционирования отраслей хозяйства. К ним относятся сельскохозяйственные работы, рыболовство, сбор ягод, сплав леса, охота, частично строительство и некоторые другие виды деятельности. В этом случае отдельные граждане и даже целые предприятия могут интенсивно работать несколько недель или месяцев в году, резко сокращая свою деятельность в остальное время. В период напряженной работы происходит массовый набор кадров, а в период свертывания работ - массовые увольнения. Этот вид безработицы по отдельным характеристикам соответствует циклической безработице, по другим - фрикционной, так как она носит добровольный характер. Прогноз показателей сезонной безработицы можно определить с большой степенью точности, поскольку она повторяется из года в год, и, соответственно, есть возможность подготовиться к решению проблем, вызванных ею.

Одной из разновидностей безработицы является частичная безработица, которая возникает в результате снижения спроса на продукцию предприятия. В этом случае возможны два варианта поведения предпринимателя: либо он сохраняет возможность трудиться для части персонала полное рабочее время, а другую часть увольняет, либо без увольнения дает возможность работать всем неполное рабочее время, что и ведет к возникновению частичной безработицы.

Исходя из необходимости учета безработных и принятия соответствующих государственных мер по обеспечению работой всех желающих, различают: зарегистрированную и скрытую безработицу. Зарегистрированная отражает количество незанятых граждан, ищущих работу, готовых приступить к ней и взятых на учет в государственной службе занятости. Скрытая  безработица, к которой относятся работники, занятые на производстве, но в действительности являющиеся «лишними». Они, как правило, либо трудятся не по своей вине неполный рабочий день или неделю, либо отправлены в административные отпуска.  Скрытая безработица характерна в основном для стран с глубокими деформациями рыночных механизмов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Подходы к анализу рынка труда и причин безработицы, а также ее возможных последствий

 

Существует несколько основных концепций экономических учений, каждое из которых имеет свой собственный подход к анализу рынка труда и по-своему объясняет причины возникновения безработицы.

 

1.3.1 Классический подход

Согласно данной концепции основным регулятором рынка труда служит цена в данном случае рабочей силы (заработная плата), которая гибко реагирует на потребности рынка, увеличиваясь или уменьшаясь в зависимости от спроса и предложения. Таким образом, получается, что в состоянии равновесия на рынке безработица отсутствует.

По мнению экономистов-классиков, полная занятость – это естественное состояние на рынке труда при капиталистическом пути развития. Согласно классической теории совокупное предложение на рынке труда постоянно, а совокупный спрос стабилен, но если бы он упал, то цена бы быстро снизилась. В результате временное превышение предложения устраняется и восстанавливается полная занятость.

Превышение естественного уровня безработицы сторонники данной концепции объясняют влиянием государства на рынок труда через установление минимального уровня заработной платы и т.п.

Классическое объяснение причин возникновения безработицы исходит из того, что предприятия (организации) могут нанять на работу большое число работников при низкой заработной плате, а при росте уровня заработной платы количество привлекаемой рабочей силы будет уменьшаться. Если же заработная плата установится выше рыночного равновесного уровня, то это приведет к тому, что спрос на труд будет значительно меньше предложения труда и определенная часть работников окажется без работы.

1.3.2 Кейнсианская концепция

Сторонники кейнсианства рассматривают рынок труда как рынок, находящийся в состоянии постоянного неравновесия. Кейнсианцы ставят под сомнение положение об эластичности цен и заработной платы. Влияния профсоюзов, монополий, законодательства о минимальной заработной плате не позволяют говорить об эластичности заработной платы. Это означает, что при капитализме не существует механизма, гарантирующего полную занятость, так как только цена (заработная плата) не является регулятором рынка. Единственным регулятором рынка труда и занятости населения выступает государство, которое, уменьшая или увеличивая совокупный спрос, может ликвидировать возникающее неравновесие на рынке. Согласно кейнсианской концепции, уровень занятости — функция эффективного спроса, включающего ожидаемые расходы на потребление плюс инвестиции и определяющего, соответственно, экономическое поведение предпринимателей.

В тоже время, в кейнсианской концепции равновесие рынка не гарантирует полную занятость. Это объясняется тем, что по мере повышения доходов у потребителя в силу психологических факторов склонность к сбережению превышает стремление к инвестициям, что приводит к спаду производства и безработице. Для повышения уровня занятости в обществе необходимо активное вмешательство государства, поскольку рыночные силы не в состоянии поддержать равновесие при полной занятости.

 

1.3.3 Монетаристская модель

Монетаристский подход близок к кейнсианскому, так как в основе его лежит невозможность только естественного ценового регулирования рынка труда ввиду наличия установленного минимального уровня заработной платы, сильных позиции профсоюзов, отсутствия всей необходимой информации о наличии вакансий и кандидатов на вакансии. Для достижения полной занятости монетаристы предлагают использовать инструменты денежно-кредитной политики (учетная ставка центрального банка, размеры обязательных резервов коммерческих банков на счетах центрального банка), что позволит, стимулировать инвестиционную и деловую активность, а, следовательно, повысить занятость.

 

1.3.4 Марксистский подход

Согласно марксистскому подходу рынок труда – рынок особого рода. Марксисты считают, что только рабочая сила в процессе труда создает стоимость, а все прочие виды ресурсов лишь переносятся на новую стоимость самим трудом. Рынок рабочей силы имеет характерные особенности, так как сама рабочая сила может оказывать влияние на соотношение спроса и предложения.

Повышение производительности труда, согласно концепции Маркса, вытесняет рабочих, если не происходит возрастания величины капитала. В производстве одновременно рабочая сила выталкивается и притягивается. При неизменной величине капитала повышение отношения «капитал — труд» высвобождает рабочих, при неизменности этого отношения расширение объемов производства сопровождается ростом занятости.

Причинами безработицы К. Маркс считал чрезмерный труд одной части рабочего класса, который высвобождает другую его часть, переводя ее в ряды безработных, а также циклический характер развития производства. В фазах кризиса и депрессии безработица растет.

 

1.3.5 Современное представление

Безработица является следствием деформации и инерционности рынка труда. Безработные и свободные места всегда существуют, но требуется время, чтобы между ними установилось требуемое соответствие. Следствием этого будет наличие безработицы.

2009 год - год мирового кризиса. Безработица, сокращения штатов и массовые увольнения - эти понятие, которые казалось "канули в лету", по сей день тревожат население многих стран.

Таким образом, можно сделать вывод, что на уровень безработицы влияет множество различных факторов, и, в тоже время, безработица является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие безработицы является неизбежным, и, более того, необходимым для эффективного развития экономики государства.


1.4 Последствия безработицы

 

Работа - это не только основной источник дохода, но и средство обретения различных статусов, с которыми неразрывна, связана повседневная жизнь человека (престиж, самоуважение, самоутверждение). Потеря занятости означает не только утрату этих статусов, но и выпадение человека из сети привычных сообществ: трудового коллектива, круга знакомых и друзей. Исследователи выявили прямую зависимость между ростом безработицы и числом самоубийств, психических заболеваний, уровнем преступности, насилием, убийствами и, как следствие, тюремным заключением. Изучение дел о правонарушениях показывает, что до 70% заключенных на момент ареста находились без работы, что рецидивизм можно объяснить отсутствием работы.

Безработица обладает множеством отрицательных черт и вызывает негативные социально-экономические последствия. Во-первых, приводит к недопроизводству ВНП. Во-вторых, снижается уровень жизни населения. В-третьих, влияет на социально политическую напряженность в обществе. В-четвертых, безработные теряют стимулы к труду, а их квалификация постепенно снижается. В результате экономика теряет свои основные ресурсы - высококвалифицированную рабочую силу. В-пятых она тормозит научно-технический прогресс в результате низкой цены рабочей силы, и в-шестых препятствует переливу рабочей силы в прогрессивные отрасли.

Результаты научных исследований, проведенных в последнее время, документально подтверждают существование ряда эмоциональных, социальных, финансовых, семейных, медицинских, политических и экономических последствий безработицы.

Главным экономическим последствием безработицы является невыпущенная продукция. Когда экономика не в состоянии создать достаточное количество рабочих мест для всех, кто хочет и может работать, потенциальное производство товаров и услуг теряется безвозвратно. Безработица мешает обществу постоянно двигаться по кривой своих потенциальных возможностей. Экономисты определяют эту потерянную продукцию, как отставание объема валового национального продукта. Чем выше уровень безработицы, тем больше отставание ВНП. Математическую зависимость между уровнем безработицы и отставанием объема ВНП выразил американский экономист А. Оукен. Это отношение показывает, что если фактический уровень безработицы превышает естественный на 1%, то отставание объема ВНП составляет 2.5%. Эта зависимость позволяет оценить абсолютные потери продукции, связанные с безработицей.

Безработица приводит не только к потерям ВВП, но и к значительным негативным социальным последствиям. В социальном плане безработица отчуждает человека от общества, лишая его надежной и устойчивой возможности зарабатывать на жизнь. Снижаются доходы и благосостояние семей. Кроме материальных потерь безработные несут тяжкий груз моральных потрясений.

Среди эмоциональных последствий безработицы называют: низкую самооценку, депрессию, суицид, необходимость психиатрического лечения. Среди медицинских проблем - нарушение здоровья, вызванное стрессами (в частности болезни сердца и почек, алкоголизм), у работников, которые до увольнения имели нормальное артериальное давление, после известия об увольнении оно резко повышалось. Стрессы, вызванные безработицей, могут сократить продолжительность жизни и, следовательно, повысить уровень смертности. У детей в семьях безработных чаще, чаще, чем в работающих семьях, встречаются отклонения в поведении, нарушение работы желудочно-кишечного тракта, бессонница. Безработица оказывает отрицательное воздействие на всех кого она прямо или косвенно затрагивает.

Влияние безработицы на финансовое положение неоспоримо. Работникам и их семьям, оставшимся без работы, очень часто приходится жить на сбережения, продавать вещи и мирится с более низким уровнем жизни. Кому-то даже приходится оказывать от дома, автомобиля, объявлять о банкротстве и жить на пособие по социальному обеспечению. В соответствии с положением «О порядке регистрации безработных и условий выплаты пособий по безработице» размеры пособий по безработице снижаются по мере увеличения сроков по безработице. В течении первых трех месяцев они выплачиваются в размере 75% среднего заработка, в течении последних четырех месяцев - 60%, в дальнейшем 45%. Гражданам не имеющим до увольнения двенадцати недель оплачиваемой работы, пособие по безработице выплачивается в размере минимальной оплаты труда.

Помимо социально-экономических безработица вызывает ряд психологических проблем, связанных с изменением социального статуса и материального положения, профиля и места работы человека, угрозой потери престижа в глазах окружающих людей. Неуверенность в завтрашнем дне вызывает состояние стресса у большинства безработных. Многие опасаются неудач при новом выборе, особенно в сфере профессионального самоопределения, а также снижения уровня жизни.

Несмотря на усилия социальных работников привлечь внимание безработных к своему бедственному положению, как к политической проблеме, многие безработные не склонны к политической активности. Причина кроется в боязни идти вразрез с общепринятыми нормами поведения, опасениями поставить под угрозу свои шансы найти работу.

Таким образом, последствия безработицы проявляются как на развитии экономики и общества в целом, так и жизнедеятельности отдельного человека и его семьи. Наглядно это можно представить в виде таблицы (Приложение 2).

Серьезность экономических, политических и социальных последствий безработицы служит основанием для включения в число основных макроэкономических функций государства политики регулирования рынка труда и стабилизации занятости.

 

 

Фазы развития состояния безработного (по Пельцману).

1. Состояние неопределенности и шока (очень тяжелое состояние). Появляется при неожиданном сокращении штата, ссоре с начальством с последующим увольнением и т.д. Человек, находящийся в этой фазе, подвержен болезням (т.к. ослабляется иммунитет), невнимателен. К сожалению, безработица России в 2009 года действительно стала для многих шоком, так как ее появление было достаточно неожиданно.

2. Фаза субъектного облегчения и психологической адаптации к ситуации. Возникает через несколько недель и длится 3-4 месяца. Человек испытывает некое облегчение, радость, восстанавливается здоровье (но только в том случае, если человек не испытывает материальных затруднений).

3. Фаза утяжеления состояния. Наступает через 6-7 месяцев после потери работы. Ухудшается финансовое положение, возникают трудности в семейной жизни. Снижается активность в общении, разрушаются интересы, цели, привычки. Преобладают депрессивные настроения.

4. Фаза беспомощности и примирения со сложившейся ситуацией. Возникает через 8-10 месяцев. Характеризуется тяжелым психологическим состоянием даже в случае отсутствия материальных трудностей. Человек привыкает к бездеятельности и не хочет работать. Усиление состояния апатии. Потеря надежды на трудоустройство. Усугубление зависимостей (алкоголизм и т.д.).

Наиболее психологически уязвимый к увольнению контингент.

-средние и крупные начальники;

-служащие с постоянным и стабильным заработком;

-женщины (по причине наиболее частого сокращения);

-мужчины (так как психологически тяжелее переносят потерю работы).

Увеличение численности безработных влечет за собой отрицательный экономический эффект для всего народного хозяйства. Поэтому политика занятости должна предпринимать меры государственного регулирования, предотвращающие исчезновение рабочих мест.

Данные последствия безработицы показывают необходимость изучения причин ее возникновения, значимость проведения анализа сложившейся ситуации и поиска методов снижения безработицы, превышающей естественный уровень.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Практические аспекты безработицы

 

2.1 Безработица в России

 

Рассматривая вопрос динамики безработицы в России, следует обратить внимание на характерные причины ее возникновения, особенности социально-экономических условий, влияющих на ее формирования. Если обратиться ко времени построения социалистического государства (ведь говоря об эпохе «перестройки» следует помнить, что экономически активное население было воспитано в духе построения социализма), стоит отметить, что в данный период практически отсутствовала проблема трудоустройства. На этапе перехода к капиталистическому развитию оказалось, что экономически активное население привыкло длительное время работать на одном предприятии в рамках одной профессии, не стремясь к повышению квалификации.

Рыночной экономике требовались активные работники, желающие развиваться, самостоятельно разрешать возникающие проблемные ситуации, обучаться. Что предполагает наличие людей с другими установками. Следовательно, возникла задача формирования самостоятельного агента рыночной экономики, к чему не было приспособлено экономически активное население того времени. Отсутствие инициативы и негативное отношение к малому предпринимательству препятствовали формированию новых рабочих мест, способствуя безработице.

При переходе к капиталистическому развитию многие промышленные предприятия потерпели крах, оказавшись неконкурентоспособными. Проблемы с законодательным регулированием экономики, приток иностранных товаров привели к закрытию многих организаций, сформировав огромное число безработных.

1 июля 1991 года началась официальная регистрация безработных в городах России. Российская система службы занятости, созданная в соответствии с принятым в 1991 году законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» стала посредником в поиске работы гражданами и работников работодателями. В 1995 году число безработных увеличилось почти вдвое по сравнению с 1992 (по результатам обследования населения по проблемам занятости число безработных в стране составило 6,6 млн. человек). В 1998 году число безработных превысило 7 миллионов человек, что не могло не сказаться на уровне экономической активности населения. С 1999 года уровень безработицы стал снижаться . (Приложение 1)

По данным Росстата проблема занятости по состоянию на вторую неделю января (начиная с сентября 2009г., опросы населения проводились ежемесячно).

Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в январе 2010г. составила 74,6 млн. человек, или более 52% от общей численности населения страны.

В численности экономически активного населения 67,7 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 6,8 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

По сравнению с декабрем 2009г. численность занятого населения снизилась на 1,5 млн.человек, или на 2,2%, численность безработных увеличилась на 0,7 млн. человек, или на 10,7%.

Уровень безработицы, исчисленный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения, в январе 2010г. составил 9,2%.

Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста) в январе 2010г. составил 60,8%.

В январе 2010г. общая численность безработных по сопоставимому кругу лиц (т.е. в трудоспособном возрасте без студентов, учащихся и пенсионеров по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях, отнесенных к безработным) превышала численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости в 2,8 раза.

Безработица по полу и месту проживания. Среди безработных по методологии МОТ доля женщин в январе 2010г. составила 44,9%, доля городских жителей среди безработных - 63,4%.

Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В январе 2010г. это превышение составляло 1,7 раза.

Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в январе 2010г. составил 35,1 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 26,7%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 5,3%, 20-24 года - 21,4%. Высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (34,8%) и 20-24 года (19,0%).

В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в январе 2010г. составил 20,9% (в декабре 2009г. - 18,4%), в том числе среди городского населения - 19,2%, среди сельского населения - 24,9%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,9 раза, в том числе среди городского населения - 3,3 раза, сельского населения - 2,1 раза.

Продолжительность поиска работы. Среди безработных 30,2% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 29,9% безработных (застойная безработица).

Среди сельских жителей доля застойной безработицы существенно выше, чем среди городских, и в январе 2010г. составила, соответственно, 34,5% и 27,3%.

Наличие опыта работы. В численности безработных 26,4% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В январе 2010г. их численность составила 1,8 млн.человек. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (17% - за счет молодежи до 20 лет, 47% - от 20 до 24 лет, 20% - 25-29 лет).

В январе 2010г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, составила 26,4%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 22,4%.

Безработица по федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующий критериям МОТ, по данным обследования населения по проблемам занятости, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Возможные пути решения проблем безработицы в России

 

2.2.1 Пособия по безработице

Пособие по безработице – это денежные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о выплате пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.

Начисление пособия по безработице производится с первого дня признания гражданина безработным. В случае увольнения гражданина из организации по сокращению численности (штата) работников организации, а также в связи с ликвидацией самой организации, и если при этом гражданин не нашел себе работу в течение периода времени, пока за ним сохранялась средняя заработная плата по последнему месту работы (с зачетом выходного пособия), то пособие по безработице начисляется начиная с первого дня после истечения срока, в течение которого за гражданином сохраняли среднюю заработную плату.

На 2009 год минимальная величина пособия по безработице составляла 850 рублей, максимальная–4900рублей.

 

2.2.2 Трудоустройство

 

По данным пресс-службы Минздравсоцразвития, уровень официальной безработицы в России в марте 2010 года практически не изменился, сократившись на 0,04% - до 2,274 миллиона человек.

"Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, по состоянию на 17 марта составила 2 миллиона 274 тысячи 990 человек", - говорится в сообщении. В министерстве отметили, что темпы прироста численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, за аналогичный период 2009 года составляли 2,7%.

С 17 февраля в течение трех недель в РФ регистрировалось незначительное снижение уровня официальной безработицы. По данным Минздравсоцразвития РФ, неделей ранее, с 3 по 10 марта, уровень официальной безработицы снизился на 0,3%.

Минздравсоцразвития получило информацию о высвобождении 77,1 тысячи работников из всех субъектов РФ.

В марте 2010 года численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, наблюдался в 42 субъектах РФ, среди которых Амурская область, Еврейская автономная область, Псковская область.

В Ставропольском, Хабаровском краях, Архангельской и Нижегородской областях численность безработных граждан не изменилась по сравнению с прошлой неделей.

Вместе с тем, численность безработных граждан снизилась в 37 субъектах РФ, в том числе в Республиках Тыва, Мордовия, Алтай, Саха (Якутия).

С начала октября 2008 года общая численность уволенных работников достигла 1,021 миллиона человек, из них было трудоустроено 290 тысяч человек, в том числе 165,9 тысячи человек - в прежних организациях.

Суммарная численность работников, находившихся в простое по вине администрации, работавших неполное рабочее время, а также работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе администрации, составила 1,52 миллиона человек.

 

2.2.3 Переобучение

 

В 2009 году в рамках опережающего обучения основным являлся социальный аспект. Опережающее обучение было предназначено для людей, которые либо стали безработными, либо находились под риском увольнения на тех предприятиях, которые в период кризиса, скажем так, "плохо себя чувствовали". В 2009 году это были короткие программы опережающего обучения, рассчитанные максимум на три месяца и ориентированные в основном на специалистов с начальным профессиональным образованием, то есть людей рабочих профессий. Программы опережающего обучения были так сориентированы, чтобы человек получил достаточно быстро новую профессию.

С 2010 года запущена новая программа опережающего обучения специалистов, направленная на переподготовку кадров для ведущих отраслей экономики страны. В отличие от программы, действующей в 2009 году, в рамках которой краткосрочные курсы переобучения проходили специалисты рабочих специальностей, теперь получить новую профессию смогут люди с высшим и среднеспециальным образованием. По словам разработчиков программы, такая переподготовка, продолжительностью от одного года до двух лет, фактически будет приравниваться к получению второго высшего образования, и подтверждаться дипломами государственного образца. Планируется, что ежегодно в переобучении за государственный счет будет принимать участие около 280 тыс. россиян. Необходимость столь масштабной переподготовки кадров объясняется нуждами посткризисной экономики, которая требует большого количества профессионалов, способных обеспечить инновационное развитие страны. А для каждого участника программы возможность бесплатно получить второе высшее образование в ведущих вузах страны станет уникальным шансом добиться личного профессионального и жизненного успеха.

 

2.2.4 Самозанятость поддержка предпринимательства

 

Важнейшим направлением уменьшения безработицы надо считать развитие самозанятости населения. Она выступает как сложное социально-экономическое явление, которое в отечественной литературе, да и в практической деятельности, еще не нашло подобающего ей места. Обращение к этой форме занятости связано, прежде всего, со становлением рыночных отношении и необходимостью в этих условиях рационализации занятости, изыскания новых ее форм. Самозанятость населения - это специфическая форма экономической деятельности. Ее сущность заключается в том, что гражданин сам находит для себя источник доходов, обеспечивающий его достойное существование в результате экономической деятельности, не противоречащей законам страны.

К самозанятым относят: предпринимателей, лиц, работающих не по найму, членов производственных кооперативов и неоплачиваемых работников семейных предприятий. В Российской Федерации, согласно Закону о занятости, к числу самостоятельно обеспечивающих себя работой относили: предпринимателей, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, включая фермеров, а также членов производственных кооперативов.

В рамках реализации программы самозанятости количество граждан, решивших открыть свое дело, выросло на 37%. На этом направлении сделан акцент в 2010 году. 55,3 тыс. человек получили поддержку в организации собственного дела в 2009 году, по итогам 2009 года предполагается оказание поддержки 64 тыс. участников программы самозанятости.

 

2.2.5 Общественные работы

 

Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально-полезную направленность и организуемая для дополнительной поддержки граждан, ищущих работу. (Закон РФ «О занятости населения» ст.24) Государственная услуга по организации проведения оплачиваемых общественных работ предоставляется центрами занятости населения в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07 июня 2007 №401.

Заключение

 

В заключении хотелось бы сказать, что безработица в России носит ярко выраженный региональный характер.

В настоящее время в Российской Федерации особенную тревогу вызывают следующие проблемы: во-первых, увеличение скрытой безработицы; во-вторых, рост обращающихся в службу занятости; в-третьих, быстрое развитие занятости в теневой экономике. А также население плохо информировано о территориальном расположении центров занятости. Возможности центров занятости по трудоустройству ограничены, так как подавляющее большинство работодателей не прибегают к услугам центров занятости при поиске рабочей силы. Размеры пособия по безработице минимальны. Однако в регионах с высоким уровнем безработицы доля получавших пособие по безработице оказалась существенно выше. Таким образом, уровень безработицы определяет и размер выплачиваемых пособий.

Рост безработицы сокращает спрос на товары на внутреннем рынке. Люди, не получающие зарплату, могут купить лишь минимум средств к существованию. В результате затрудняется сбыт товаров. Тем самым рост безработицы обостряет экономические проблемы страны. Безработица также обостряет политическую напряженность в стране. Причиной тому служит озлобление людей, не имеющих возможности содержать свою семью и проводящих день за днем в изнуряющем поиске работы.

Для уменьшения безработицы могут быть использованы методы - поощрения индивидуального предпринимательства, организация переобучения безработных многое другое.

Одним из способов снижения уровня безработицы является взаимодействие безработного населения с Государственной службой занятости, которая представляет структуру специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным.

Применение части приведенных способов минимизации безработицы и рост доверия безработных к государственным службам занятости позволят снизить уровень безработицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

Законодательные и нормативные акты:

1.                  Конституция РФ.

2.                  Трудовой кодекс РФ.

3.                  Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» N 1032-1

от 19 апреля 1991 года.

4.                  Постановление Правительства Российской Федерации от 8 декабря

2008 г. N 915 г. Москва "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2009 год ".

5.                  Постановление Правительства РФ от 14 ноября 2009 г. N 926 "О

размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2010 год".

6.                  Постановление Правительства РФ N 324 «Об утверждении положения

о федеральной службе по труду и занятости» от 30 июня 2004 г.

Книги, статьи, интернет-сайты:

7.                  Агапова Т.А., Серегина С.Ф., Макроэкономика. М.: Академия, 2004 г.

8.                  Безработица 2009 // www.crizis.org

9.                  Бородинский Э., Кузьмин В.. Реальный путь противодействия безработице.2005 г.

10.             Булатов А.С.. Экономика. 4-е издание. М.:Экономист. 2006 г.

11.             Журавлева Г.П. Экономика. М.: Академия, 2003 г.

12.             Мацкулян И.Д. Стратегия занятости: предотвращение безработицы. М.:Экономика, 2005 г.

13.             Программа дополнительных мер по снижению напряженности на

рынке труда //zanprim.ru

14.             Программа сомозанятости в РФ //www.vremya.ru

15.             Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. М.:Высшая школа, 2003 г.

16.             Суворова Л.В. Рынок труда и безработица. М.:Юнити, 2004 г.

17.             Стендинг Г., Четвернина Т..Загадки российской безработицы, 2005 г.

18.             Щедрунова Е. Безработица в России // www.ippnou.ru

19.             Федеральная служба государственной статистики // www.gks.ru.

20.             http://www.rian.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Макроуровень

Микроуровень

Падение валового национального продукта

Падение материального достатка семей безработных

Дифференциация доходов среди населения

Рост девиантного поведения

Усиление социальной напряженности в обществе

Потеря самоуважения в связи с потерей работы

Увеличение мобильности рабочей силы

Увеличение депрессивных состояний

Сокращение излишней численности рабочей силы

Чувство неуверенности в будущем

Рост объемов скрытой безработицы

Распад семей безработных

Сокращение престижа квалифицированного труда

Потеря квалификации безработными

Совершенствование профессиональной структуры рабочей силы

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Практические аспекты безработицы