Понятие, сущность и факторы совокупного спроса и совокупного предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 11:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – раскрыть значение совокупного спроса и совокупного предложения в мировой экономике.
К основным задачам относятся:
- построение кривой совокупного спроса;
- выявление основных ценовых и неценовых факторов, влияющих на его изменение;
-определение направления смещения кривой совокупного спроса под воздействием выявленных факторов;
- построение кривой совокупного предложения;
- подробное рассмотрение ценовых факторов, влияющих на смещение кривой совокупного предложения;
- установление точек макроэкономического равновесия.

Файлы: 1 файл

Sovokupny_spros_i_sovokupnoe_predlozhenie (2).docx

— 288.91 Кб (Скачать)

Избыточные мощности. Увеличение избыточных мощностей, то есть наличного неиспользуемого капитала, сдерживает спрос на новые инвестиционные товары и поэтому уменьшает совокупный спрос. Попросту говоря, у фирм, работающих не на полную мощность, нет достаточного стимула, чтобы строить новые заводы. И наоборот, если все фирмы обнаруживают, что их избыточные мощности уменьшаются, они готовы строить новые заводы и покупать больше оборудования. Следовательно, инвестиционные расходы увеличиваются, и кривая совокупного спроса смещается вправо.

Государственные расходы. Увеличение государственных закупок национального продукта при данном уровне цен будет приводить к возрастанию совокупного спроса до тех пор, пока налоговые сборы и процентные ставки будут оставаться неизменными. Примером может служить решение правительства расширить российский морской флот.

Расходы на чистый экспорт.  Последним неценовым фактором совокупного спроса являются расходы на чистый экспорт. Кривая российского совокупного спроса смещается и тогда, когда происходят изменения в закупках российских товаров зарубежными потребителями независимо от уровня цен в нашей стране.

Говоря о рычагах, сдвигающих совокупный спрос, имеются в виду изменения в чистом экспорте, вызванные не изменениями в уровне цен, а другими факторами. Увеличение чистого экспорта (экспорт минус импорт), к которому привели эти «другие» факторы, смещает кривую совокупного спроса вправо. Логика этого утверждения такова. Во-первых, более высокий уровень российского экспорта создает более высокий спрос на российские товары за рубежом. Во-вторых, сокращение нашего импорта предполагает увеличение внутреннего спроса на товары отечественного производства. Неценовыми факторами, изменяющими объем чистого экспорта, являются национальный доход стран и валютные курсы.

Смещение кривой совокупного спроса. Предположим, что домохозяйства и предприятия решили увеличить свои расходы, то есть купить больший объем продукции при данном уровне цен. (Тем самым кривая совокупного спроса смешается вправо). Почему они могут принять такое решение? Как показано на рисунке 1.3, определенные последствия увеличения совокупного спроса зависят от того, на каком отрезке кривой совокупного предложения – кейнсианском, промежуточном или классическом – находится экономика. На кейнсианском отрезке (рис. 1.3а), отличающемся высоким уровнем безработицы и большим количеством неиспользуемых производственных мощностей, расширение совокупного спроса (от AD1 до  AD2) приведет к существенному увеличению реального объема национального производства (от P5 до P6) и занятости без повышения уровня цен (P1). На классическом отрезке (рис. 1.3б) рабочая сила и капитал используется полностью, и расширения совокупного спроса (от AD3  до AD6 ) окажет воздействие только на уровень цен, повышая его от P3 до P6 .

Реальный объем национального производства останется на уровне полной занятости Qf . На промежуточном отрезке (рис. 1.3в) расширение совокупного спроса (от AD3 до AD4) приведет к увеличению реального объема национального производства (от Q3 до Q4) и к повышению уровня цен (от P3 до P1).

                 


Рисунок 1.3 - Последствия увеличения совокупного спроса: а) увеличение спроса на кейнсианском отрезке; б) увеличение спроса на классическом отрезке; в) увеличение спроса на промежуточном отрезке8

 

Повышения уровня цен, связанная с увеличением совокупного спроса как на классическом, так и промежуточном отрезках кривой совокупного предложения, приводит к инфляции спроса. Это значит, что смещения кривой совокупного спроса повышают уровень цен.

Эффект храповика. Эта модель указывает на то, что на кейнсианском отрезке реальный объем национального производства уменьшится, а уровень цен останется неизменным. На классическом отрезке цены упадут, а реальный объем национального производства останется на уровне полной занятости. На промежуточном отрезке модель предполагает, что и реальный объем национального производства, и уровень цен уменьшатся. Но есть один важный фактор, который вызывает серьезные сомнения в достоверности прогнозов последствий сокращения совокупного спроса на классическом и промежуточном отрезках. Обратное движение совокупного спроса – от AD6 до AD5 на рисунке 1.3б и AD4 к AD3 на рисунке 1.3в – может не восстановить первоначальное равновесие, по крайней мере, за короткий период времени. Сложность состоит в том, что цены, как на товары, так и на ресурсы становятся «нерешительными», или негибкими, и не проявляют тенденции к снижению. Экономические показатели, раз возросшие, не обязательно снижаются, по крайней мере, до первоначального уровня. Поэтому некоторые экономисты усматривают в такой тенденции эффект храповика

Действия эффекта храпового механизма показаны на рисунке 1.4. Если совокупный спрос увеличивается от AD1 до AD2, то экономика двигается от равновесия P1Q1 в точке е1 на кейнсианском отрезке по направлению к новому равновесию P2Qf  в точке е2 на классическом отрезке. Но цены не снижаются так же легко, как повышаются, по крайней мере, в течение короткого периода времени. Поэтому, если совокупный спрос будет двигаться в обратном направлении и уменьшаться от AD2 до AD1, экономика не возвратится в свое первоначальное равновесное положение в точке е1., и поэтому сокращение совокупного спроса сдвигает экономику к состоянию равновесия в точке е2. уровень цен останется в точке P2, а реальный объем национального производства снизится до Q2.

 

Рисунок 1.4 - Эффект храповика9

 

Почему цены не имеют тенденцию к понижению? Трудно ответить на этот вопрос. Во- первых, заработная плата, которая обычно составляет до 75% из более общих расходов фирмы, не имеет тенденции к понижению, по крайней мере в течение какого-то периода. При такой неэластичности фирмам чрезвычайно трудно снизить цены и остаться рентабельными. Но почему зарплата неэластична? Во-первых, часть рабочих работает по договорам, по которым сокращение зарплаты до истечения срока договора запрещается. Кстати, нередко коллективные договоры в основных отраслях промышленности заключаются на три года. А зарплата рабочих, работающих не по договору, обычно изменяется раз в год, а не поквартально или помесячно. Неэластичность заработной платы увеличивается из-за того, что предприниматели могут не захотеть снижать ставки. На это есть, по крайней мере, две причины. С одной стороны, более низкая заработная плата вполне может оказать негативное влияние на моральное состояние рабочего, а следовательно, и на производительность труда (выработка на одного рабочего). Другое объяснение неэластичности цен в сторону понижения заключается в том, что многие промышленные фирмы обладают достаточной монопольной властью, чтобы противостоять снижению цен в период снижения спроса.

 

 

1.2 Кривая совокупного предложения и его неценовые факторы

 

 

Совокупное предложение – это количество благ и услуг, представлено е всеми производителями на рынке; сумма всех индивидуальных предложений всех хозяйствующих субъектов. Другими словами, совокупное предложение – это модель, которая показывает уровень наличного реального объема производства при каждом возможном уровне цен. Более высокие уровни цен создают стимулы для производства дополнительного количества товаров и предложения их для продажи. Более низкие уровни цен вызывают сокращение производства товаров. Поэтому зависимость между уровнем цен и объемом национального продукта, который предприятия выбрасывают на рынок, является прямой, или положительной. В процессе макроэкономического анализа существуют большие разногласия по поводу природы и формы кривой совокупного предложения. Кривая совокупного предложения как бы «склеена» из трех определенных сегментов, или отрезков:  кейнсианского (горизонтального) отрезка, промежуточного (отклоняющегося вверх) отрезка и классического (вертикального) отрезка.

 Кейнсианский (горизонтальный) отрезок. На рисунке  1.5 Qf  обозначает потенциальный уровень реального объема национального производства при полной занятости. Естественный уровень безработицы возникает при этом объеме национального продукта. Заметим, что горизонтальный отрезок кривой совокупного предложения включает реальный объем национального производства, который значительно меньше, чем объем национального производства при полной занятости, Qf. Следовательно, что горизонтальный отрезок свидетельствует о том, что экономика находится в состоянии глубокого спада, и что не используется большое количество машин, оборудования и рабочей силы. Эти неиспользуемые ресурсы, как трудовые, так и материальные, можно привести в действие и при этом не оказать или почти не оказать никакого давления на уровень цен.

Классический (вертикальный) отрезок. Сдвигаясь вправо по кривой, экономика достигла полного, или естественного, уровня безработицы при данном объеме производства, Qf. Экономика находится в такой точке кривой своих производственных возможностей, когда за короткий срок не возможно достичь дальнейшего увеличения объема производства. Промежуточный (восходящий) отрезок. Наконец, на промежуточном отрезке между Q и Qf  видно, что увеличение реального объема национального производства сопровождается ростом уровня цен. Одна причина такого роста состоит в том, что вся экономика практически состоит из бесчисленного количества рынков товаров и ресурсов и полная занятость возникает неравномерно и неодновременно во всех секторах или отраслях промышленности.

Анализ формы кривой совокупного предложения показал, что, существующая кривая совокупного предложения устанавливает зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства при прочих равных условиях. Но если одно или несколько из этих «прочих условий» меняются, смещается сама кривая совокупного предложения. Смещение кривой от AS1 к AS2  на рисунке 1.6 указывает на увеличение совокупного предложения. На классическом и промежуточном отрезках кривой совокупного предложения она сдвигается вправо, указывая на то, что все вместе взятые предприятия будут производить больший реальный объем национального продукта, чем прежде, при неизменном уровне цен.

На кейнсианском отрезке кривой совокупного предложения увеличение совокупного предложения означает снижение уровня цен при личных уровнях объема национального производства (нисходящая кривая совокупного предложения).

Рисунок 1.5 - Кривая совокупного предложения10

 

Рисунок 1.6 - Изменения совокупного предложения11

 

И наоборот, смещение кривой от AS1 к AS3 указывает на уменьшение покупного предложения. Кроме изменений в реальном объеме национального производства есть и другие факторы, изменяющие издержки на единицу продукции. Когда один или несколько факторов изменяются, то происходят изменения и в издержках на единицу продукции при данном уровне цен. Это значит, что кривая совокупного предложения смещается. Необходимо установить, каким образом изменение рычагов, сдвигающих совокупное предложение и перечисленных в приложение В, влияет на издержки на единицу продукции и тем самым смещает кривую совокупного предложения.

Цены на ресурсы. Цены на ресурсы – в отличие от цен на готовую продукцию – являются важным неценовым фактором совокупного предложения. При прочих равных условиях, повышение цен на ресурсы приводит к увеличению издержек на единицу продукции и тем самым к сокращению совокупного предложения.                                                  

Наличие внутренних ресурсов. Кривая производственных возможностей общества сдвигается при увеличении наличных ресурсов. Смещение кривой производственных возможностей вправо влечет за собой смещение кривой совокупного предложения тоже вправо. Увеличение предложения внутренних ресурсов снижает цены на них, и в результате уменьшаются издержки на единицу продукции. Как могут изменения в таких ресурсах, как земля, рабочая сила, капитал и предпринимательские способности, привести к смещению кривой совокупного предложения? Несколько примеров помогут ответить на этот вопрос.

1. Земля. Земельные ресурсы могут увеличиваться, например, благодаря открытиям полезных  ископаемых, орошению, новым техническим  усовершенствованиям, которые позволяют нам превратить то, что раньше было «нересурсом», в ценные факторы производства. Увеличение предложения земельных ресурсов приводит к уменьшению затрат на землю и тем самым к снижению издержек на единицу продукции.

2. Трудовые  ресурсы. Около 70% затрат предприятий  идет на заработную плату рабочим  и служащим. Следовательно, при прочих  равных условиях, изменения в заработной плате оказывают существенное влияние на издержки на единицу продукции и на характер кривой совокупного предложения. Увеличение имеющихся в распоряжении трудовых ресурсов приводит к уменьшению цены на рабочую силу, а их уменьшение – к увеличению этой цены.

3. Капитал. Совокупное предложение имеет  тенденцию к повышению, когда  общество наращивает запасы капитала. Это произошло бы, например, если бы общество решило сэкономить большую часть своего дохода и направить свои сбережения на покупку инвестиционных товаров. Точно таким же образом при увеличении качества капитала издержки производства уменьшаются, а совокупное предложение увеличивается.

4. Предпринимательские  способности. Наконец, отметим, что  количество предприимчивых людей  в экономике с течение времени  изменяется, и поэтому кривая  совокупного предложения смещается.

Цены на импортные ресурсы. Так же как спрос на российские товары за рубежом способствуют увеличению нашего совокупного предложения. Ресурсы, будь то отечественные или импортные, увеличивают наши производственные мощности. Импортные ресурсы снижают затраты и поэтому уменьшают издержки на единицу реального объема национального производства в России.

Господство на рынке. Ослабление или усиление господства на рынке или рыночные монополии, которой обладают поставщики ресурсов, так же может влиять на цены на ресурсы и совокупное предложение. Господство на рынке – это возможность устанавливать цены выше тех, которые были бы при наличии конкуренции.

Информация о работе Понятие, сущность и факторы совокупного спроса и совокупного предложения