Понятие, сущность, факторы конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение основ маркетинга и конкуренции. В соответствии с целью необходимо решить следующие задачи:
изучить понятие и роль конкуренции,
рассмотреть факторы конкуренции,
охарактеризовать методику анализа деятельности конкурентов,
исследовать систему оценки собственной конкурентной позиции фирмы на рынке,
дать характеристику предприятия,
предложить мероприятия по разработке конкурентной стратегии предприятия.

Оглавление

Введение 3
Понятие, сущность, факторы конкуренции 5
Факторы конкуренции 10
Глава 2. Анализ деятельности конкурентов 14
2.1. Методика анализа деятельности конкурентов 14
2.2. Оценка собственной конкурентной позиции фирмы на рынке 22
Глава 3. Практическая разработка конкурентных стратегий в организации 29
3.1. Характеристика предприятия 29
3.2. Разработка конкурентной стратегии предприятия 33
Заключение 45
Список литературы 47

Файлы: 1 файл

0893397_95353_marketing_i_problemy_konkurencii.doc

— 286.50 Кб (Скачать)

3.1 Характеристика предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «ЧТЗ-УРАЛТРАК» создано на базе открытого акционерного общества «Челябинский Тракторный Завод» (ОАО «ЧТЗ»). В 1998 году Арбитражный суд Челябинской области объявил ОАО «ЧТЗ» несостоятельным – неспособным в обычном порядке рассчитаться со своими кредиторами, поэтому в марте этого же года в ОАО «ЧТЗ» началось конкурсное производство и продолжалось в течение семи лет. Необходимо было провести коренную реструктуризацию предприятия, направленную на выделение эффективного бизнеса. Только это позволило бы заводу рассчитаться с кредиторами и уверенно развиваться в будущем. Именно с этой целью было зарегистрировано ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК». В эту новую структуру были переведены ликвидные активы завода-банкрота. Взамен переданной собственности ОАО «ЧТЗ» получило доли в уставном капитале эффективного предприятия. Реализация этих долей на аукционах позволяла получить средства для расчетов с кредиторами.

Производственное предприятие «ЧТЗ-УРАЛТРАК» является обществом с ограниченной ответственностью (ООО). Под этой формой понимается объединение граждан и (или) юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности, имеющее уставный фонд, разделенный на доли, размер которых определяется учредительными документами, и несущее ответственность по обязательствам только в пределах своего имущества. Участники ООО несут ответственность в пределах своих вкладов.

Основной целью создания ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» является осуществление коммерческой деятельности для извлечения прибыли.

Основными видами деятельности ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» являются:

  1. производство и реализация тракторов, агрегируемых различным навесным оборудованием, обеспечивающим выполнение промышленных, строительных и сельскохозяйственных работ, двигателей различного назначения и запасных частей;
  2. производство продукции специального назначения для нужд РФ и на экспорт;
  3. фирменное торгово-сервисное обслуживание выпускаемой продукции и оказание лизинговых услуг;
  4. изготовление и реализация товаров народного потребления;
  5. предоставление услуг связи телефонной сетью ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК»;
  6. оказание услуг по перевозке грузов и пассажиров всеми видами автотранспортных средств;
  7. осуществление закупочной, оптовой, розничной, комиссионной торговли, в том числе автотранспортными средствами, строительной техникой, оборудованием и т.д.;
  8. осуществление ремонтно-строительных и строительных работ;
  9. выполнение проектных работ по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов промышленного назначения, жилья и объектов соцкультбыта, а также производство строительно-монтажных работ на этих объектах собственными силами;
  10. оказание маркетинговых, товарообменных и посреднических услуг;
  11. осуществление внешнеэкономической деятельности по экспорту и импорту товаров и услуг, научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, созданию совместных предприятий;
  12. осуществление работ, связанных с использование сведений, составляющих государственную тайну, оказание услуг по защите государственной тайны;
  13. выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Миссией ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» является общее долгосрочное видение предприятием своей деятельности.

Челябинский тракторный завод - крупнейшая в странах СНГ  машиностроительная компания по разработке и производству промышленных тракторов  и двигателей к ним, располагающая большим технологическим и производственным потенциалом.

Высококвалифицированные кадры инженеров и рабочих  способны решать сложные задачи конструирования, испытания и постановки на серийное производство новой техники.

Из серийной продукции  ЧТЗ предлагает потребителям:

  • тракторы типа Т10М (класс 10), ДЭТ-250 (класс 25), и инженерные машины на их базе (бульдозеры, рыхлители, погрузчики и др.);
  • трубоукладчики грузоподъёмностью 12,5 и 20 тонн;
  • виброкатки и бульдозеры на базе колёсных модулей массой 24 тонны;
  • дизельные двигатели мощностью от 12 до 1000 лошадиных сил, дизель-генераторные установки мощностью 100 кВт для автономного энергообеспечения; дизель-гидравлические станции для установок сбора нефтепродуктов с водных поверхностей;
  • запасные части к тракторам ЧТЗ;
  • товары народного потребления, в их числе: универсальный колесно-гусеничный мини-трактор «Уралец» (12 л.с.); коммунальную машину Т-02.03.2 и другие товары.

Продукция поступает  в 23 отрасли народного хозяйства  России, в десятки зарубежных стран. С использованием техники выпускаемой под маркой «ЧТЗ» связана реализация многих важных государственных проектов в ряде отраслей народного хозяйства. Основными заказчиками и потребителями продукции ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» являются свыше 15 000 предприятий по всему миру. Сегодня завод выпускает машины для нефте-, газодобывающей, горнорудной, золотодобывающей, алмазодобывающей, дорожно-строительной и других отраслей промышленности. Челябинский тракторный завод является лидером рынка России и стран СНГ в сегментах гусеничных промышленных тракторов, бульдозеров и трубоукладчиков.

Челябинский тракторный завод располагает мощностями литейного, кузнечного, прессово-сварочного, механообрабатывающего, окрасочного, термического и гальванического  производств.

ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» активно развивает свою дилерскую сеть, в ней сегодня 79 дилеров, как на территории России, так и в странах СНГ. В их обязанности входит сервисное обслуживание продукции предприятия. Особое внимание уделяется качеству изготовления запасных частей, а также их маркировке, упаковке и консервации.

В настоящее время  вся продукция ЧТЗ сертифицирована, а в 2003 году впервые сертифицирована  вся номенклатура запасных частей. Сертификат системы качества ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» соответствует требованиям ГОСТа Р ИСО 9001 – 2001.

Органами управления ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» являются:

  • Общее собрание участников Общества;
  • Совет директоров;
  • Генеральный директор.

Высшим органом управления ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» является общее собрание участников Общества, которое руководит деятельностью предприятия в соответствии с законодательством и уставом Общества, а также может принимать к своему рассмотрению и решать любые вопросы, связанные с деятельностью предприятия.

Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью  предприятия, за исключением решения вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания участников Общества.

Руководство текущей  деятельностью предприятия осуществляется единоличным исполнительным органом  – генеральным директором. Он решает вопросы по разработке, реализации и достижению, поставленных перед предприятием и его руководящим составом целей, политики предприятия, а также организация и руководство текущей деятельности фирмы, распоряжение имуществом, найм и увольнение персонала.

 

3.2 Разработка конкурентной стратегии предприятия

Разработка стратегии  предполагает проведение SWOT-анализа  позиционируемого объекта на рынке. Для разработки стратегии проводится SWOT-анализ позиционируемого объекта. Выделяются сильные, слабые стороны, возможности  и угрозы.

Результаты SWOT-анализа используются для определения позиции товара на рынка и его положения относительного товара конкурента. Анализ проводится на основе экспертной информации и/или в процессе мозгового штурма. По результатам SWOT-анализа ведется разработка стратегии.

Цель построения расширенной SWOT-матрицы состоит в том, чтобы  сфокусировать внимание аналитика  на построении четырех групп, различных  стратегий. Каждая группа стратегий  использует определенную парную комбинацию внутренних и внешних обстоятельств. 

Стратегия WT слабости –  угрозы → Цель любой из стратегий  вида WT состоит в том, чтобы минимизировать слабости и угрозы.

Стратегия WO слабости - возможности  → Стратегии данной группы пытаются минимизировать слабости и одновременно максимизировать возможности.

Стратегия ST cилы - угрозы → Цель данных стратегий состоит  в том, чтобы максимально развить  силы, и минимизировать угрозы, как  стратегию.

Стратегия SO cилы - возможности  → компания должна стремиться к  тому, чтобы максимизировать одновременно как силы, так и возможности.

Благоприятные возможности  внешней среды предприятия ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК».

  1. Развитие автомобильной промышленности России и, в частности, производство и реализация тракторов поддерживается государством (Концепция развития автомобильной промышленности России, одобрена распоряжением Правительства РФ от 16.07.2002 г. № 978-р).
  2. Совершенствование технологии производства;
  3. Предложения о сотрудничестве со стороны зарубежных предпринимателей;
  4. Снижение налогов и пошлин;
  5. Уменьшение императивных норм законодательства;
  6. Появление новых дилеров в РФ и за рубежом;
  7. Поиск незанятых перспективных рынков сбыта;
  8. Возвращение предприятия на рынок вооружений и военной техники;
  9. Появление таможенных барьеров на ввоз бывшей в употреблении инженерной техники.
  10. Изменение рекламных технологий.

Потенциальные угрозы

  1. Конкуренция:
  • Возрастание интенсивности конкуренции в сегменте производства инженерных машин в РФ;
  • Возрастание конкуренции со стороны зарубежных производителей инженерных машин;
  • Одной из главных угроз являются многочисленные факторы фальсификации продукции Бизнеса ТПС. Во всех регионах по наиболее ходовым позициям можно выделить одного «конкурента» - производителя фальсифицированной продукции.
  1. Экономические угрозы:
  • Противоречивость и некорректность макроэкономических прогнозов;
  • Низкая активность инвесторов;
  • Рост темпов инфляции;
  • Скачки курсов валют.
  1. Рынок труда:
  • Дефицит на рынке труда квалифицированной рабочей силы (затрудняет ре<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-size: 14pt; tex

Информация о работе Понятие, сущность, факторы конкуренции