Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 21:28, доклад
Уровни общения. Классификация и типология функций общения. Существенной задачей социальной психологии является разработка средств корректировки общения, особенно необходимых тем категориям людей, профессиональная успешность которых во многом связана с эффективностью их общения (руководители, педагоги, врачи и пр.).
1 Понятие и сущность общения
1.1 Особенности общения
1.2 Виды общения
1.3 Средства общения
2 Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)
2.1 Вербальные и невербальные компоненты коммуникации
2.2 Обмен невербальной информацией
3 Общение как взаимодействие (интерактивная и перцептивная сторона общения)
4 Роль общения в психическом развитии человека
Заключение
Список используемой литературы
1 Понятие и
сущность общения
1.1 Особенности
общения
1.2 Виды общения
1.3 Средства общения
2 Общение как
обмен информацией (
2.1 Вербальные
и невербальные компоненты
2.2 Обмен невербальной
информацией
3 Общение как взаимодействие
(интерактивная и перцептивная сторона
общения)
4 Роль общения
в психическом развитии
Заключение
Список используемой
литературы
Введение
“Единственно
настоящая роскошь - это роскошь
человеческого
общения”.
А. Экзюпери
Проблема общения
изучается многими науками: социальными,
гуманитарными, техническими, естественными
и другими. И это вполне объяснимо,
поскольку общение пронизывает
практически и все сферы
Искусство общения,
знание психологических особенностей
и применение психологических методов
крайне необходимы специалистам, работа
которых предполагает постоянные контакты
типа "человек-человек" - политикам,
бизнесменам, менеджерам, юристам, переводчикам
и многим другим. Таким образом, умение
строить отношения с людьми, находить
подход к ним, расположить их к себе нужно
каждому. Это умение лежит в основе жизненного
и профессионального успеха. Необаятельный,
угрюмый человек будет испытывать затруднения
в общении с коллегами, ему сложно будет
устанавливать контакты с деловыми партнерами,
добиваться успехов на переговорах. Залог
успеха любых начинаний делового человека,
какую бы задачу он ни решал, - создание
климата делового сотрудничества, доверия
и уважения.
Общение с людьми
- это наука и искусство. Здесь важны и
природные способности, и образование.
Именно поэтому тот, кто хочет достичь
успеха во взаимодействии с другими людьми,
должен учиться этому. В зарубежных странах
учебных заведениях проблеме общения
уделяется огромное внимание. В обучающие
программы обязательно включаются этика
и психология делового общения, большим
успехом пользуются социально-психологические
тренинги по общению, издаются многочисленные
пособия, способствующие освоению и применению
психологических приемов делового общения.
1 Понятие и
сущность общения
Рассматривая
образ жизни различных высших
животных и человека, мы замечаем, что
в нем выделяются две стороны;
контакты с природой и контакты с
живыми существами. Первый тип контактов
мы называем деятельностью. Второй тип
контактов характеризуется тем, что взаимодействующими
друг с другом сторонами являются живые
существа, организм с организмом, обменивающиеся
информацией. Этот тип внутривидовых и
межвидовых контактов называют общением.
Общение свойственно
всем высшим живым существам, но на уровне
человека оно приобретает самые совершенные
формы, становясь осознанным и опосредованным
речью. В общении выделяются следующие
аспекты: содержание, цель, средства.
Содержание - это
информация, которая в меж индивидуальных
контактах передается от одного живого
существа к другому.
У человека содержание
общения значительно шире, чем
у животных. Люди обмениваются друг
с другом информацией, представляющей
знания о мире, богатый, прижизненно
приобретенный опыт, знания, способности,
умения и навыки. Человеческое общение
много предметно, оно самое разнообразное
по своему внутреннему содержанию.
Цель общения
- это то, ради чего у человека возникает
данный вид активности. У животных
целью общения может быть побуждение
другого живого существа к определенным
действиям, предупреждение о том, что необходимо
воздержаться от какого-либо действия.
Мать, например, голосом или движением
предупреждает детеныша об опасности:
одни животные в стаде могут предупреждать
других о том, что ими восприняты жизненно
важные сигналы.
У человека количество
целей общения увеличивается. В
них помимо перечисленных выше включается
передача и получение объективных
знаний о мире, обучение и воспитание,
согласование разумных действий людей
в их совместной деятельности, установление
и прояснение личных и деловых взаимоотношений
и многое другое. Если у животных цели
общения обычно не выходят за рамки удовлетворения
актуальных для них биологических потребностей,
то у человека они представляют собой
средство удовлетворения многих разнообразных
потребностей: социальных, культурных,
познавательных, творческих, эстетических,
потребностей интеллектуального роста,
нравственного развития и ряда других.
Не менее существенны
отличия средств общения. Последние
можно определить как способы кодирования,
передачи, переработки, расшифровки информации,
передаваемой в процессе общения одного
живого существа другому.
Кодирование информации
- это способ передачи ее от одного живого
существа к другому. Например, информация
может передаваться с помощью прямых телесных
контактов: касанием тела, руками и т.п.
Информация может людьми передаваться
и восприниматься на расстоянии, через
органы чувств (наблюдения со стороны
одного человека за движениями другого
или восприятие производимых ими сигналов).
У человека кроме
всех этих данных от природы способов
передачи информации, есть немало таких,
которые изобретены и усовершенствованы
им самим. Это - язык и другие знаковые
системы, письменность в ее разнообразных
видах и формах (тексты, схемы, рисунки,
чертежи), технические средства записи,
передачи и хранения информации (радио
и видеотехника; механическая, магнитная,
лазерная и иные формы записей). По своей
изобретательности в выборе средств и
способов внутривидового общения человек
намного опередил все известные нам живые
существа, обитающие на планете Земля[3].
Общение -- сложный
многоплановый процесс
Общение обычно
включено в практическое взаимодействие
людей (совместный труд, учение, коллективная
игра и т.п.) и обеспечивает планирование,
осуществление и
Если отношения
определяются через понятия «связи»,
то общение понимают как процесс
взаимодействия человека с человеком,
осуществляемый с помощью средств
речевого и неречевого воздействия
и преследующий цель достижения изменений
в познавательной, мотивационной, эмоциональной
и поведенческой сферах участвующих в
общении лиц. В ходе общения его участники
обмениваются не только своими физическими
действиями или продуктами, результатами
труда, но и мыслями, намерениями, идеями,
переживаниями и т.д.
В повседневной
жизни человек учится общению с детства
и овладевает разными его видами в зависимости
от среды, в которой живет, от людей, с которыми
взаимодействует, причем происходит это
стихийно, в житейском опыте. В большинстве
случаев этого опыта бывает недостаточно,
например, для овладения особыми профессиями
(педагога, актера, диктора, следователя),
а иногда и просто для продуктивного и
цивилизованного общения.
По этой причине
необходимо совершенствовать знание его
закономерностей, накапливать навыки
и умения их учета и использования.
Каждая общность
людей располагает своими средствами
воздействия, которые используются
в разнообразных формах коллективной
жизни. В них концентрируется
социально-психологическое
Проблема человека
находится в центре внимания всех
аспектов общения. Увлечение лишь инструментальной
стороной общения может нивелировать
его духовную (человеческую) сущность
и привести к упрощенной трактовке общения
как информационно-коммуникативной деятельности.
При неизбежном научно-аналитическом
расчленении общения на составляющие
элементы важно не терять в них человека
как духовную и активную силу, преобразующую
в этом процессе себя и других.
Общение по своему
содержанию -- сложнейшая психологическая
деятельность партнеров.
1.1 Особенности
общения
Общение обычно
проявляется в единстве пяти его
сторон: межличностной, когнитивной, коммуникативно-информационной,
эмотивной и конативной.
Межличностная
сторона общения отражает взаимодействие
человека с непосредственным окружением:
с другими людьми и теми общностями,
с которыми он связан своей жизнью.
Когнитивная сторона
общения позволяет ответить на вопросы
о том, кто собеседник, что он за человек,
чего от него можно ожидать, и многие другие,
связанные с личностью партнера.
Коммуникативно-информационная
сторона представляет собой обмен
между людьми различными представлениями,
идеями, интересами, настроениями, чувствами,
установками и т.п.
Эмотивная сторона
общения связана с
Конативная (поведенческая)
сторона общения служит целям согласования
внутренних и внешних противоречий в позициях
партнеров.
Общение выполняет
определенные функции. Их шесть:
1. Прагматическая
функция общения отражает его
потребностно-мотивационные
2. Функция формирования
и развития отражает
3. Функция подтверждения
обеспечивает людям
4. Функция объединения--
5. Функция организации
и поддержания отношений
6. Внутриличностная
функция общения реализуется
в общении человека с самим
собой (через внутреннюю или
внешнюю речь, построенную по
типу диалога).
1.2 Виды общения
Общение чрезвычайно
многогранно. Оно может быть
представлено в своем
Различают межличностное
и массовое общение. Межличностное
общение связано с
Массовое общение
-- это множество непосредственных
контактов незнакомых людей, а также
коммуникация, опосредованная различными
видами средств массовой информации.
Выделяют также
межперсональное общение и