Понятие и сущность общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 21:28, доклад

Краткое описание

Уровни общения. Классификация и типология функций общения. Существенной задачей социальной психологии является разработка средств корректировки общения, особенно необходимых тем категориям людей, профессиональная успешность которых во многом связана с эффективностью их общения (руководители, педагоги, врачи и пр.).

Оглавление

1 Понятие и сущность общения
1.1 Особенности общения
1.2 Виды общения
1.3 Средства общения
2 Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)
2.1 Вербальные и невербальные компоненты коммуникации
2.2 Обмен невербальной информацией
3 Общение как взаимодействие (интерактивная и перцептивная сторона общения)
4 Роль общения в психическом развитии человека
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Понятие и сущность общения.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

1 Понятие и  сущность общения 

1.1 Особенности  общения 

1.2 Виды общения  

1.3 Средства общения 

2 Общение как  обмен информацией (коммуникативная  сторона общения) 

2.1 Вербальные  и невербальные компоненты коммуникации 

2.2 Обмен невербальной  информацией 

3 Общение как взаимодействие (интерактивная и перцептивная сторона общения) 

4 Роль общения  в психическом развитии человека 

Заключение 

Список используемой литературы 

Введение 
 

“Единственно  настоящая роскошь - это роскошь 

человеческого общения”. 

А. Экзюпери 

Проблема общения  изучается многими науками: социальными, гуманитарными, техническими, естественными  и другими. И это вполне объяснимо, поскольку общение пронизывает  практически и все сферы жизнедеятельности  человека. Другими словами, вне общения  с окружающими людьми деятельность современного человека представить практически невозможно. Вот почему данная категория в психологической науке является основной не только с точки зрения академической науки, сколько с позиции практической психологии. 

Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа "человек-человек" - политикам, бизнесменам, менеджерам, юристам, переводчикам и многим другим. Таким образом, умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха. Необаятельный, угрюмый человек будет испытывать затруднения в общении с коллегами, ему сложно будет устанавливать контакты с деловыми партнерами, добиваться успехов на переговорах. Залог успеха любых начинаний делового человека, какую бы задачу он ни решал, - создание климата делового сотрудничества, доверия и уважения. 

Общение с людьми - это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому. В зарубежных странах учебных заведениях проблеме общения уделяется огромное внимание. В обучающие программы обязательно включаются этика и психология делового общения, большим успехом пользуются социально-психологические тренинги по общению, издаются многочисленные пособия, способствующие освоению и применению психологических приемов делового общения. 

1 Понятие и  сущность общения 
 

Рассматривая  образ жизни различных высших животных и человека, мы замечаем, что  в нем выделяются две стороны; контакты с природой и контакты с  живыми существами. Первый тип контактов  мы называем деятельностью. Второй тип контактов характеризуется тем, что взаимодействующими друг с другом сторонами являются живые существа, организм с организмом, обменивающиеся информацией. Этот тип внутривидовых и межвидовых контактов называют общением. 

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредованным речью. В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель, средства. 

Содержание - это  информация, которая в меж индивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. 

У человека содержание общения значительно шире, чем  у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно  приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение много предметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию. 

Цель общения - это то, ради чего у человека возникает  данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. Мать, например, голосом или движением предупреждает детеныша об опасности: одни животные в стаде могут предупреждать других о том, что ими восприняты жизненно важные сигналы. 

У человека количество целей общения увеличивается. В  них помимо перечисленных выше включается передача и получение объективных  знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей  в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений и многое другое. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других. 

Не менее существенны  отличия средств общения. Последние можно определить как способы кодирования, передачи, переработки, расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому. 

Кодирование информации - это способ передачи ее от одного живого существа к другому. Например, информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т.п. Информация может людьми передаваться и восприниматься на расстоянии, через органы чувств (наблюдения со стороны одного человека за движениями другого или восприятие производимых ими сигналов). 

У человека кроме  всех этих данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, которые изобретены и усовершенствованы  им самим. Это - язык и другие знаковые системы, письменность в ее разнообразных  видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей). По своей изобретательности в выборе средств и способов внутривидового общения человек намного опередил все известные нам живые существа, обитающие на планете Земля[3]. 
 

Общение -- сложный  многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями. совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия. 

Общение обычно включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.п.) и обеспечивает планирование, осуществление и контролирование  их деятельности. 

Если отношения  определяются через понятия «связи», то общение понимают как процесс  взаимодействия человека с человеком, осуществляемый с помощью средств  речевого и неречевого воздействия  и преследующий цель достижения изменений  в познавательной, мотивационной, эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц. В ходе общения его участники обмениваются не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями и т.д. 

В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости от среды, в которой живет, от людей, с которыми взаимодействует, причем происходит это стихийно, в житейском опыте. В большинстве случаев этого опыта бывает недостаточно, например, для овладения особыми профессиями (педагога, актера, диктора, следователя), а иногда и просто для продуктивного и цивилизованного общения. 

По этой причине  необходимо совершенствовать знание его  закономерностей, накапливать навыки и умения их учета и использования. 

Каждая общность людей располагает своими средствами воздействия, которые используются в разнообразных формах коллективной жизни. В них концентрируется  социально-психологическое содержание образа жизни. Все это проявляется  в обычаях, традициях, обрядах, ритуалах, праздниках, танцах, песнях, сказаниях, мифах, в изобразительном, театральном и музыкальном искусстве, в художественной литературе, кино, радио и телевидении. Эти своеобразные массовые формы общения обладают мощным потенциалом взаимовлияния людей. В истории человечества они всегда служили средствами воспитания, включения человека через общение в духовную атмосферу жизни. 

Проблема человека находится в центре внимания всех аспектов общения. Увлечение лишь инструментальной стороной общения может нивелировать его духовную (человеческую) сущность и привести к упрощенной трактовке общения как информационно-коммуникативной деятельности. При неизбежном научно-аналитическом расчленении общения на составляющие элементы важно не терять в них человека как духовную и активную силу, преобразующую в этом процессе себя и других. 

Общение по своему содержанию -- сложнейшая психологическая  деятельность партнеров. 

1.1 Особенности  общения 
 
 

Общение обычно проявляется в единстве пяти его  сторон: межличностной, когнитивной, коммуникативно-информационной, эмотивной и конативной. 

Межличностная сторона общения отражает взаимодействие человека с непосредственным окружением: с другими людьми и теми общностями, с которыми он связан своей жизнью. 

Когнитивная сторона общения позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать, и многие другие, связанные с личностью партнера. 

Коммуникативно-информационная сторона представляет собой обмен  между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п. 

Эмотивная сторона  общения связана с функционированием  эмоций и чувств, настроения в личных контактах партнеров. 

Конативная (поведенческая) сторона общения служит целям согласования внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров. 

Общение выполняет  определенные функции. Их шесть: 

1. Прагматическая  функция общения отражает его  потребностно-мотивационные причины  и реализуется при взаимодействии  людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью. 

2. Функция формирования  и развития отражает способность  общения оказывать воздействие  на партнеров, развивая и совершенствуя  их во всех отношениях. Общаясь  с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение человека. 

3. Функция подтверждения  обеспечивает людям возможность  познать, утвердить и подтвердить  себя. 

4. Функция объединения--разъединения  людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может быть причиной дифференциации и изоляции личностей в результате общения. 

5. Функция организации  и поддержания отношений служит  интересам налаживания и сохранения  достаточно устойчивых и продуктивных  связей, контактов и взаимоотношений  между людьми в интересах их  совместной деятельности. 

6. Внутриличностная  функция общения реализуется  в общении человека с самим  собой (через внутреннюю или  внешнюю речь, построенную по  типу диалога). 

1.2 Виды общения 
 
 

 Общение чрезвычайно  многогранно. Оно может быть  представлено в своем разнообразии по видам. 

Различают межличностное  и массовое общение. Межличностное  общение связано с непосредственными  контактами людей в группах или  парах, постоянных по составу участников. 

Массовое общение -- это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации. 

Выделяют также  межперсональное общение и ролевое. В первом случае участниками общения  являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель--продавец, учитель--ученик, начальник-- подчиненный). 

Информация о работе Понятие и сущность общения