Понятие и сущность общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 21:28, доклад

Краткое описание

Уровни общения. Классификация и типология функций общения. Существенной задачей социальной психологии является разработка средств корректировки общения, особенно необходимых тем категориям людей, профессиональная успешность которых во многом связана с эффективностью их общения (руководители, педагоги, врачи и пр.).

Оглавление

1 Понятие и сущность общения
1.1 Особенности общения
1.2 Виды общения
1.3 Средства общения
2 Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)
2.1 Вербальные и невербальные компоненты коммуникации
2.2 Обмен невербальной информацией
3 Общение как взаимодействие (интерактивная и перцептивная сторона общения)
4 Роль общения в психическом развитии человека
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Понятие и сущность общения.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

Для человека, усвоившего стереотипы своей группы, они выполняют функцию упрощения и сокращения процесса восприятия другого человека. Стереотипы представляют собой инструмент "грубой настройки", позволяющий человеку "экономить" психологические ресурсы. Они имеют свою "разрешенную" сферу социального применения. Например, стереотипы активно используются при оценке групповой национальной или профессиональной принадлежности человека[1]. 

4 Роль общения 

в психическом  развитии человека 
 

Общение имеет  огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологическими развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращаете в личность. 

Психическое развитие ребенка начинаете с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Что же касается предметной деятельности, которая также выступает как условие и средство психического развития, то она появляется гораздо позже - на втором, третьем году жизни. 

В общении сначала  через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретаете основной жизненный опыт ребенка. Люди, с которыми он общается, являются для ребенка носителями этого опыта, и никаким другим путем, кроме общения с ними, этот опыт не может быть приобретен. Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими собственное развитие детей. 

Личностное общение  формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации. 

Кондиционное  общение создает состояние готовности к научению, формирует установки, необходимые для оптимизации других видов общения. Тем самым оно косвенно способствует индивидуальному интеллектуальному и личностному развитию человека. Мотивационное общение служит источником дополнительной энергии для человека, своеобразной его "подзарядкой". Приобретая в результате такого общения новые интересы, мотивы и цели деятельности, человек увеличивает свой психоэнергетический потенциал, развивающий его самого. Деятельностное общение, которое мы определили как межличностный обмен действиями, операциями, умениями и навыками, имеет для индивида прямой развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает его собственную деятельность. 

Биологическое общение служит самосохранению организма  в качестве важнейшего условия поддержания  и развития его жизненных функций. Социальное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни: групп, коллективов, организаций, наций, государств, человеческого мира в целом. 

Непосредственное  общение необходимо человеку для того, чтобы обучаться и воспитываться в результате широкого использования в практике данных ему с рождения, самых простых и эффективных средств и способов научения; условно-рефлекторного, викарного и вербального. Опосредствованное общение помогает усвоению средств общения и совершенствованию на базе их способности к самообразованию и самовоспитанию человека, а также к сознательному управлению самим общением. 

Благодаря невербальному  общению человек получает возможность  психологически развиваться еще  до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2-3 лет). Кроме того, само по себе невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития. Что же касается вербального общения и его роли в психическом развитии индивида, то ее трудно переоценить. Оно связано с усвоением речи, она, как известно, лежит в основе всего развития человека, как интеллектуального, так и собственно личностного[14]. 

Заключение 
 

В последние  несколько десятков лет весьма популярны  различные обучающие технологии общения. Люди все больше осознают, что многие их проблемы связаны с  неумением общаться. Развитие цивилизации, определяющее постоянное совершенствование средств связи и многообразных каналов информации, приводит к противоречию между формой, средствами общения и его содержанием, глубиной. Уровни общения определяются, в свою очередь, общей культурой взаимодействующих субъектов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем и многими другими факторами. Особенно влиятельными оказываются ценностные ориентации общающихся и их отношение друг к другу. 

Общение всегда рассматривалось как полифункциональный процесс. Вот далеко не полный перечень функций общения, которые определены по различным критериям: эмоциональная, информационная, социализирующая, связующая, самопознания (А.В.Мудрик); установления общности, инструментальная, осознания, самоопределения (А.Б.Добрович); сплочения, инструментальная, трансляционная, самовыражения (А.А.Брудный); контактная, информационная, побудительная, координационная, понимания, эмотивная, установления отношений, оказания влияния (Л.А.Карпенко) и др. 

Концептуальная  идея такого деления функций лежит  в представлении о взаимосвязи  человека с обществом и миром  в соответствии с простой моделью  отношений: человек - деятельность - общество. Естественно, классификаций и типологий  функций общения может быть сколько угодно, в зависимости от выбранного критерия. В данном случае взгляд на функции общения определен предметом социальной психологии. Важной социально-психологической проблемой является проблема удовлетворенности общением. Почему индивид с удовольствием общается с одним человеком и стремится избежать контактов с другим, даже в том случае, когда ему это необходимо? Чем вызвана такая всеобщая избирательность при взаимодействии? Каковы наиболее общие критерии удовлетворенности общением? Общим интегральным критерием выступает количество потребностей, которые человек удовлетворяет в процессе взаимодействия с другим. Чем большее количество потребностей удовлетворяется, тем более вероятно, что взаимодействие будет поддерживаться и продолжаться. Среди всего многообразия социальных потребностей, удовлетворение которых предполагается самим процессом общения, выделяют потребности в стимуляции, событиях, узнавании, достижениях и признании, структурировании времени. 

Существенной  задачей социальной психологии является разработка средств корректировки общения, особенно необходимых тем категориям людей, профессиональная успешность которых во многом связана с эффективностью их общения (руководители, педагоги, врачи и пр.).

Информация о работе Понятие и сущность общения