Понятие и сущность общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 21:28, доклад

Краткое описание

Уровни общения. Классификация и типология функций общения. Существенной задачей социальной психологии является разработка средств корректировки общения, особенно необходимых тем категориям людей, профессиональная успешность которых во многом связана с эффективностью их общения (руководители, педагоги, врачи и пр.).

Оглавление

1 Понятие и сущность общения
1.1 Особенности общения
1.2 Виды общения
1.3 Средства общения
2 Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)
2.1 Вербальные и невербальные компоненты коммуникации
2.2 Обмен невербальной информацией
3 Общение как взаимодействие (интерактивная и перцептивная сторона общения)
4 Роль общения в психическом развитии человека
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Понятие и сущность общения.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

В принципе, к  невербальной сфере относятся силенциальные  и акциональные компоненты общения. Акциональные компоненты представляют собой действия коммуникантов, сопровождающие речь. Например, в ответ на просьбу говорящего что-либо сделать (скажем, включить свет, передать газету и т. д.) адресат может выполнить требуемое действие. Таким образом, невербальные действия могут чередоваться с вербальными в процессе коммуникации. Тем не менее природа таких невербальных действий сугубо поведенческая (практическая). 

Невербальными по своей сути являются компоненты и других семиотических систем (например, изображения, явления культуры, формулы  этикета и т. д.), а также предметный, или ситуативный, мир . Под ним  понимаются объекты, окружающие участников коммуникации, а также ситуации, в которых они заняты[13]. 

2.2 Обмен невербальной  информацией 
 

Хотя вербальные символы (слова) -- основное наше средство для кодирования идей, предназначенных  к передаче, мы используем и невербальные символы для трансляции сообщений. В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Зачастую невербальная передача происходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов. Обмен взглядами, выражение лица, например, улыбки и выражения неодобрения, поднятые в недоумении брови, живой или остановившийся взгляд, взгляд с выражением одобрения или неодобрения -- все это примеры невербальной коммуникации. Использование пальца как указующего перста, прикрывание рта рукой, прикосновение, вялая поза также относятся к невербальным способам передачи значения (смысла). 

По мнению антрополога  Эдуарда Т. Холла, лидер ООП Ясир Арафат носит темные очки, чтобы  люди не могли наблюдать за его  реакциями по расширению его зрачков. Ученые недавно установили, что зрачки расширяются, когда вас что-то заинтересовывает. По Холлу, о реакции зрачков в арабском мире знают уже сотни лет. 

Еще одна разновидность  невербальной коммуникации формируется  тем, как мы произносим слова. Имеются в виду интонация, модуляция голоса, плавность речи и т.п. Как известно из опыта, то, как мы произносим слова, может существенно изменять их смысл. Вопрос: “У вас есть какие-нибудь идеи?” -- на бумаге означает очевидный запрос о предложениях. Произнесенный резким авторитарным тоном с раздражением во взгляде этот же вопрос может быть истолкован следующим образом: “Если вы знаете, что для вас хорошо, а что плохо, не предлагайте никаких идей, которые противоречат моим”. 

Согласно исследованиям, значительная часть речевой информации при обмене воспринимается через язык поз и жестов и звучание голоса. 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жесты, а 38% -- через интонации и модуляции голоса. Отсюда следует, что всего 7% остается словам, воспринимаемым получателем, когда мы говорим. Это имеет принципиальное значение. Другими словами, во многих случаях то, как мы говорим, важнее слов, которые мы произносим. Подобным образом если кто-то говорит: “Хорошо... я дам поручение” -- то пауза после слова “хорошо” может служить признаком того, что руководитель не хочет этого делать, сейчас слишком занят, не хочет давать поручения или не знает, что именно следует предпринять. 

Вообразите сцену, которая иллюстрирует, как невербальные символы могут создавать шум в процессе обмена информацией. Вы входите в кабинет вашего руководителя, чтобы получить определенную информацию о проекте, над которым вы работаете. Вы вошли, а он несколько секунд продолжает рассматривать бумаги у себя на столе. Затем смотрит на часы и говорит отчужденным невыразительным голосом: “Чем могу быть вам полезен?” 

Хотя его слова  сами по себе не имеют негативного  смысла, язык поз и жестов ясно указывает, что вы -- нежелательное отвлечение от его работы. С каким чувством вы будете задавать вопросы? Какие мысли придут вам в голову скорее всего, когда в следующий раз у вас возникнет вопрос к руководителю? Можно думать, они никоим образом не будут позитивными. Представьте теперь, как при вашем появлении в кабинете, руководитель, напротив, сразу поднимает на вас взор, приветливо улыбается и бодрым тоном обращается к вам: “Как продвигается проект? Чем могу быть вам полезен?” 

Руководитель, который  использовал негативные символы  языка поз и жестов, может быть, на самом деле хочет помочь подчиненным  так же, как тот, чьи невербальные символы излучают тепло. Слова-то в обоих случаях произносятся одни и те же. Однако в данном случае, как часто бывает в разговорах людей, невербальные символы полностью подавляют вербальные. Важный вывод из этого примера таков: нужно добиваться, чтобы используемые вами для передачи невербальные символы соответствовали идее, которую вы намереваетесь сообщить. В противном случае невербальные символы создают такой шум, что реципиенты почти наверняка неправильно воспримут сообщение. 

Как и семантические  барьеры, культурные различия при обмене невербальной информацией могут  создавать значительные преграды для  понимания. Так, приняв от японца визитную карточку, следует сразу же прочитать  ее и усвоить. Если вы положите ее в  карман, вы тем самым сообщите японцу, что его считают несущественным человеком. Еще один пример культурных различий в невербальной коммуникации -- склонность американцев с недоумением реагировать на “каменное выражение” лица у собеседников, в то время как улыбка не часто гостит на лицах русских и немцев. 

Итак, через невербальные проявления собеседник демонстрирует  свое истинное отношение к происходящему. И наша задача, в данном случае, эти  проявления увидеть и интерпретировать, т.е. понять, что за ними кроется. Кроме этого, осознавая и управляя своим собственным невербальным поведением, Вы получаете в пользование очень действенный инструмент присоединения к собеседнику и воздействия на него[18]. 

3 Общение как  взаимодействие (интерактивная и  перцептивная сторона общения) 
 

Интерактивная сторона общения включает в себя те компоненты общения, которые связаны  с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Под взаимодействием обычно понимается не только обмен знаками, но и организация совместных действий, позволяющих группе реализовать общую деятельность. 

Интерактивная сторона общения - это условный термин, обозначающий характеристику тех аспектов межличностного общения, которые связаны, прежде всего, с взаимодействием  людей. В ходе общения его участникам можно не только обмениваться информацией, но и организовывать обмен действиями, спланировать общую деятельность, выработать формы и нормы совместных действий. 

Перцептивная  сторона общения. Рассмотрим на примере, как в общем виде разворачивается процесс восприятия одним человеком (наблюдателем) другого (наблюдаемого). В наблюдаемом нам доступны для восприятия лишь внешние признаки, среди которых наиболее информативными являются внешний облик (физические качества плюс оформление внешности) и поведение (совершаемые действия и экспрессивные реакции). Воспринимая эти качества, наблюдатель определенным образом оценивает их и делает некоторые умозаключения (часто бессознательно) о внутренних психологических свойствах партнера по общению. Сумма свойств, приписанных наблюдаемому, в свою очередь, дает человеку возможность сформировать определенное отношение к нему (это чаще всего носит эмоциональный характер и располагается в пределах континуума "нравится - не нравится"). Перечисленные выше феномены принято относить к социальной перцепции. 

Социальную перцепцию  определяют как восприятие внешних  признаков человека, соотнесение  их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование  на этой основе его поступков. В ней  обязательно присутствует оценка другого и формирование отношения к нему в эмоциональном и поведенческом плане. На основе внешней стороны поведения мы как бы "читаем" внутренний мир человека, пытаемся понять его и выработать собственное эмоциональное отношение к воспринятому. В целом в ходе социальной перцепции осуществляется: эмоциональная оценка другого, попытка понять причины его поступков и прогнозировать его поведение, построение собственной стратегии поведения. 

Изучение перцепции  показывает, что можно выделить ряд  универсальных психологических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия и оценки другого человека и позволяющих осуществлять переход от внешневоспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу. К механизмам межличностной перцепции относят механизмы: 

1) познания и понимания людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция); 

2) познания самого  себя (рефлексия) в процессе общения; 

прогнозирования поведения партнера по общению (каузальная атрибуция). 

Идентификация -- это способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попытки поставить самого себя на место партнера по общению. То есть происходит уподобление себя другому. При идентификации с другим познаются его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки. 

Эмпатия -- это  эмоциональное вчуствование или  сопереживание другому. Через эмоциональный  отклик мы понимаем внутреннее состояние  другого. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что  происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Известно, что эмпатия тем выше, чем больше человек способен представить себе, как одно и тоже событие будет воспринято разными людьми, и чем лучше он способен понять право на существование этих разных точек зрения. 

Аттракция (дословно -- привлечение) -- представляет собой  форму познания другого человека, основании устойчивого позитивного  чувства к нему. В данном случае понимание партнера по общению возникает  благодаря формированию привязанности  к нему, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения. 

Рефлексия -- это  механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность  человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению. 

Каузальная атрибуция -- механизм интерпретации поступков  и чувств другого человека (каузальная атрибуция -- стремление к выяснению причин поведения субъекта). 

Исследования  показывают, что у каждого человека есть свои "излюбленные" схемы  причинности, т.е. привычные объяснения чужого поведения: 

1) люди с личностной  атрибуцией в любой ситуации  склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку; 

2) в случае  пристрастия к обстоятельственной  атрибуции люди склонны прежде  всего винить обстоятельства, не  утруждая себя поисками виновного; 

3) при стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие (ваза упала потому, что плохо стояла) или в самом пострадавшем (сам виноват, что попал под машину). 

Важной сферой исследования социальной перцепции  является изучение процесса формирования первого впечатления о другом человеке. Описаны три наиболее типичные схемы формирования первого впечатления о человеке. Каждая схема "запускается" определенным фактором, присутствующим в ситуации знакомства. Выделяют факторы превосходства, привлекательности и отношения к наблюдателю. 

Фактор превосходства -- запускает схему социального  восприятия в ситуации неравенства  партнеров (точнее, когда наблюдатель  ощущает превосходство партнера по какому-то важному для него параметру -- уму, росту, материальному положению или какому-то другому). Суть происходящего заключается в том, что человек, который превосходит наблюдателя по важному параметру, оценивается им гораздо выше и по остальным значимым параметрам. Иначе говоря, происходит его общая личностная переоценка. При этом чем неувереннее чувствует себя наблюдатель в данный момент, в данной конкретной ситуации, тем меньше нужно усилий для запуска этой схемы. Так, в экстремальной ситуации люди часто готовы доверять тем, кого не стали бы слушать в спокойной обстановке. 

Фактор привлекательности -- обеспечивает реализацию схемы, связанной  с восприятием партнера как чрезвычайно  привлекательного внешне. Ошибка, допускаемая  в данном случае, состоит в том, что внешне привлекательного человека люди также склонны переоценивать по другим важным для них психологическим и социальным параметрам. 

Фактор отношения  к наблюдателю -- регулирует включение  схемы восприятия партнера, в основе которой лежит характер отношения  к наблюдателю. Ошибка восприятия в этом случае состоит в том, что людей, которые хорошо к нам относятся или разделяют какие-то важные для нас идеи, мы склонны позитивно оценивать и по другим показателям. 

На восприятие других людей большое влияние  оказывает процесс стереотипизации. Под социальным стереотипом понимается устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы. Наиболее известны этнические стереотипы -- образы типичных представителей определенных наций, которые наделяются фиксированными чертами внешности и особенностями характера (например, стереотипные представления о чопорности и худобе англичан, легкомысленности французов, эксцентричности итальянцев, характерные для нашей культуры). 

Информация о работе Понятие и сущность общения