Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 20:21, реферат
Цель данной работы: проанализировать влияние инфраструктуры региона на деятельность предприятий на примере потребительского рынка Республики Мордовия
Актуальность данной темы обусловлена тем, что на сегодняшний день рыночная инфраструктура остается недостаточно ясно представляемой сферой деятельности, в организации и функционировании которой имеется много проблем и нерешенных задач, что негативно отражается на ее результативности.
По мере роста производительных сил роль производственной инфраструктуры неуклонно возрастает. Возникают принципиально новые виды транспорта и связи, которые развиваются не только в рамках отдельных стран, но и в международных масштабах.
Инфраструктура – необходимая предпосылка дальнейшей интенсификации производства, и решения социальных задач, связанных с удовлетворением растущих материальных и духовных потребностей общества и активизацией человеческого фактора.
К региональной инфраструктуре принято относить объекты, расположенные на некоторой ограниченной территории и обеспечивающие предприятия материального производства, организации и учреждения непроизводственной сферы, а также население этой территории услугами по транспортировке и хранении продукции, передача информации, перемещению людей, снабжению материальными ресурсами, в том числе водой, теплом, газом, электроэнергией.
Региональная инфраструктура включает объекты как магистральной, так и местной инфраструктуры. При этом она остается элементом в системе хозяйственных межрегиональных связей, оставаясь важным районным образующим фактором. Это двойственность во многом определяет характер функции и объемы работ, выполняемых инфраструктурными объектами, расположенными на данной территории, меру участия в ее развитии, экономические отношения с потребителями инфраструктурных услуг.
Развитие рыночной инфраструктуры региона – как и развитие инфраструктуры всей экономики – вносит существенный вклад в развитие производительных сил общества посредством повышения эффективности процессов товарного обращения в экономике и оказание комплекса рыночных услуг хозяйствующим субъектам, создающим благоприятные условия для развития бизнеса. Состояние рыночной инфраструктуры региона должно соответствовать уровню развития производительных сил общества на всех этапах его развития. Современный этап развития экономики предполагает наличие технически оснащенных торгово-складских комплексов, информационных сетей, прогрессивных средств осуществления финансово – кредитных расчетов и т.д.
2. Анализ регионального потребительского рынка Республики Мордовия.
Региональный потребительский рынок - сложная пространственно-экономическая система, состоящая из многочисленных элементов и связей между ними, поэтому изучение этого рынка предполагает анализ закономерностей и факторов, определяющих его формирование и развитие, комплексное рассмотрение всех аспектов рынка.
Региональный потребительский рынок представляет собой пространственное поле реализации товарно-денежных отношении. Поэтому основные компоненты механизма функционирования регионального потребительского рынка - спрос, предложение, цена и конкуренция - должны рассматриваться в рамках внутреннего и внешнего экономического пространства.
В настоящее время на потребительском рынке Республики Мордовия можно выделить следующие проблемы:
1.Низкий показатель оборота оптовой и розничной торговли.
Среди регионов Приволжского федерального округа в 2012 году, Республика Мордовия имела один из самых низких показателей оборота оптовой торговли и находилась на 13 месте. На первом месте была Республика Татарстан, с оборотом оптовой торговли – 93,2 млрд. руб.
По индексу роста физического объема оборота оптовой торговли Республика Мордовия находилась также на 13 месте (102,1 %), самый высокий показатель у Ульяновской области – 7 % (таблица 1)
Таблица 1
Динамика оборота оптовой торговли в Республике Мордовия за 2007 - 2012 гг.
Годы |
Оборот оптовой торговли |
из него оборот организаций оптовой торговли | ||
млн. руб. |
индекс физического объема, в % к предыдущему году |
млн. руб. |
индекс физического объема, в % к предыдущему году | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2007 |
22571,2 |
121,2 |
16278,0 |
146,8 |
2008 |
23453,2 |
97,7 |
14082,9 |
81,4 |
2009 |
32140,5 |
138,7 |
19425,2 |
139,6 |
2010 |
39101,7 |
113,9 |
24166,0 |
116,4 |
2011 |
50865,6 |
117,3 |
25876,4 |
95,4 |
2012 |
56258,4 |
106,0 |
41594,2 |
153,5 |
Оптовое звено в Республике Мордовия представлено 158 общетоварными складами площадью 56,1 тыс. метров2, распределительными холодильниками объемом на 3,6 тыс. тонн, хранилищами для картофеля, овощей и фруктов на 7,3 тыс. тонн.
Инфраструктура складов в республике давно устарела. По уровню обеспеченности именно современными складскими площадями Республика уступает Пензенской области, Чувашской Республике.
Только 45 % организаций Республики Мордовия имеют собственные складские помещения, 55 % арендуют, при этом нередко арендуемые помещения не пригодны для такого рода операций.
На территории республики в 2012 г. находилось 4617 торговых точек, из них 1346 (29 %) продовольственных магазинов, 1581 (34 %) непродовольственных, 1369 (30%) смешанных, 335 (7 %) нестационарных торговых объектов. В сравнении с 2011 г. их количество возросло на 42 торговых точки, из-за увеличения количества непродовольственных и смешанных объектов торговли. Сворачивание деятельности ряда торговых объектов нестационарной сети (около 48 ед.) в 2012 году произошло из-за нерентабельности данного бизнеса и изменением архитектуры города Саранск. Это касалось в основном мелких индивидуальных предпринимателей, занимающихся торгово-посреднической деятельностью, в связи с их неконкурентоспособностью на потребительском рынке.
2. Недостаточная обеспеченность торговыми площадями.
По сравнению с 2011 г. размер торговых площадей увеличился на 12,3 % и составляет 405,1 метров2, что по прежнему не дотягивает до нормативного значения в 410,9 м2 на 1000 человек. Если сравнивать этот же показатель с г. Москва, то там его значение 743 м2. на 1000 жителей.
Региональный рынок потребительских товаров обеспечивает воспроизводство локализованных продовольственных ресурсов, а также обуславливает социально-экономические аспекты регионального и межрегионального обмена продовольственных товаров, определяемые всей совокупностью экономических отношений.
3.Продовольственная безопасность и низкий уровень заработной платы.
Продовольственная безопасность – ключевое звено Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2003 г. № 537.
Важным критерием достижения продовольственной безопасности является уровень самообеспеченности регионов основными продуктами питания. Не менее актуальна проблема улучшения состояния продовольственного самообеспечения населения региона и применительно к условиям Республики Мордовия.
Законом Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. № 21-З «О потребительской корзине в Республике Мордовия» в целях повышения качества питания увеличена пищевая и биологическая ценность потребительской корзины за счет увеличения объемов потребления мяса и мясопродуктов, рыбы, молока и т.д. (таблица 2).
Таблица 2
Норма потребления продуктов питания на 2013 год
Наименование |
Единица измерения |
Объем потребления (в среднем на одного человека в год) | ||
Трудоспособное население |
Пенсионеры |
Дети | ||
Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые) |
кг |
126,5 |
98,2 |
76,6 |
Картофель |
кг |
100,4 |
80,0 |
88,1 |
Овощи и бахчевые |
кг |
114,6 |
98,0 |
112,5 |
Фрукты свежие |
кг |
60,0 |
45,0 |
118,1 |
Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар |
кг |
23,8 |
21,2 |
21,8 |
Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко |
кг |
290,0 |
257,8 |
360,7 |
Рыбопродукты |
кг |
18,5 |
16,0 |
18,6 |
Мясопродукты |
кг |
58,6 |
54,0 |
44,0 |
Яйца |
штука |
210,0 |
200,0 |
201,0 |
Масло растительное, маргарин и другие жиры |
кг |
11,0 |
10,0 |
5,0 |
Прочие продукты (соль, чай, специи) |
кг |
4,9 |
4,2 |
3,6 |
Анализируя данные таблицы 2, фактическое потребление яиц, овощей, бахчевых, кондитерских изделий, молока и молокопродуктов в республике ниже нормы потребления, т.е. ниже того минимума продуктов, который физически необходим для поддержания жизнедеятельности трудящегося человека и восстановления его рабочей силы.
Недоедание – это питание, при котором не хватает необходимого для нормального развития минимума калорий, протеина и других питательных веществ.
Недоедание – одна из ключевых проблем в странах с низким уровнем доходов на душу населения. Стандарты питания, которые являются нормой, определяются национальными и международными специальными учреждениями, в том числе ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) и ФАО (Международной продовольственной организацией).
Таблица 3
Потребление продуктов питания (по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств; на члена домохозяйства в год; килограммов)
Вид продукта |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Хлебные продукты |
123 |
104 |
102 |
103 |
99 |
Картофель |
57 |
57 |
55 |
57 |
50 |
Овощи и бахчевые |
68 |
69 |
76 |
77 |
74 |
Мясо и мясопродукты |
69 |
65 |
66 |
71 |
68 |
Яйца (штук) |
188 |
166 |
181 |
179 |
175 |
Рыба и рыбопродукты |
19 |
18 |
21 |
20 |
21 |
Сахар и кондитерские изделия |
50 |
36 |
38 |
36 |
36 |
Масло растительное и другие жиры |
12 |
11 |
10 |
11 |
9 |
Молоко и молочные продукты |
243 |
237 |
246 |
239 |
244 |
Информация о работе Понятие рыночной инфраструктуры. Ее место и роль в экономике региона