Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:58, контрольная работа
В ходе развития товарного хозяйства формируется рынок, который прошел путь от древних базаров до современных организованных рынков с компьютерным оснащением. Искав тему курсовой, я прочитала много различных определений рынка, все очень похожи по смыслу, но разные по трактовке. Например, английский ученый экономист 19 в. У. Джевонс понимал рынок как группу людей, вступающих в деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара. Современный американский экономист Ф. Котлер характеризует рынок как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара, подчеркивая особую роль покупателей.
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Инфраструктура рынка ее основные элементы: понятие и
функции……………………………………………………………..4
Сущность инфраструктуры рынка, её место в рыночной экономике
………………………………………………………………………….8
1.2. Элементы рыночной инфраструктуры ………………………………..9
Заключение…………………………………………………………………14
Приложение…………………………………………………………………16
Список используемой литературы…………
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФИЛИАЛ В г.ПЫТЬ-ЯХ
Специальность: «Финансы и кредит»
(срок обучение 3 года)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Экономическая теория
На тему: Инфраструктура рынка и ее роль в рыночной экономике
Преподаватель:
к.п.н., доцент
Загвязинская Н.М.
Студент ОЗО 1 курса
Сердюкова А.С.
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Инфраструктура рынка ее основные элементы: понятие и
функции……………………………………………………………
………………………………………………………………………….8
1.2. Элементы рыночной инфраструктуры ………………………………..9
Заключение……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………17
Введение
В ходе развития
товарного хозяйства
Глава 1. Инфраструктура рынка ее основные элементы:
понятие, сущность, функции.
Как и
всякая объективно существующая система,
рынок обладает собственной инфраструктурой.
Термин "Инфраструктура" был впервые
использован еще в начале нынешнего
столетия в экономическом анализе
для обозначения объектов и сооружений,
обеспечивающих нормальную деятельность
вооруженных сил. В 40-е годы на Западе
под инфраструктурой стали
Рыночную инфраструктуру характеризуют как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка, так и совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка.
В основе выделения инфраструктуры как крупной сферы экономики лежит различие между особенными и общими условиями производства. К особенным условиям относятся конкретные формы технологического прогресса, присущие в отдельности каждому виду производства, будь оно промышленным или сельскохозяйственным. К общим условия относятся те, без которых не может эффективно функционировать ни одно производство и нормально проживать население. Они не связаны с конкретными видами производства и как бы создают фундамент для всей экономики.
В зависимости от уровня анализа, инфраструктуру можно рассматривать на трех уровнях: микро-, медиум - и макроуровнях.
На микроуровне инфраструктура представляет собой совокупность инженерно – технических сооружений, необходимых для функционирования любой фирмы, независимо от индивидуального технологического прогресса: будь это шоколадная фабрика или автомобильный завод.
На медиумуровне (нередко говорят «мезоуровень») инфраструктура
представляет собой совокупность объектов
или сооружений, обслуживающих определенную
территорию: республика, край, область,
город, поселок, село.
Это местные системы обеспечения электроэнергией,
водой, теплом, связью, профессиональным
и народным образованием, здравоохранением
и т. д.
На макроуровне инфраструктура представляет собой совокупность общих экономических и социальных условий, обеспечивающих эффективное развитие национальной экономики в целом.
Инфраструктура на макроуровне подразделяется на производственную, социально – бытовую и институциональную.
Производственная инфраструктура – это совокупность отраслей, обслуживающих непосредственно производство любого продукта или услуг: информатика, энергетика, транспорт всех видов, связь и т.д.
Социально – бытовая инфраструктура – это совокупность общих условий, связанных с воспроизводством рабочей силы и повседневной жизнью человека: жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т.д.
Институциональная инфраструктура представляет собой совокупность институтов необходимых для управления экономикой и общественной жизнью. Это организации и учреждения законодательной, судебной и исполнительной власти, обеспечивающие эффективные условия хозяйствования и повседневной жизни.
В зависимости от степени обеспеченности
экономики инфраструктурой
Продуктом инфраструктуры является посредническая услуга. Услуга – это особый товар, существующий только в момент его производства. Оказывая различные посреднические услуги предприятиям и домашним хозяйствам, учреждения инфраструктуры выполняют ряд важных функций, среди которых можно выделить следующие:
Таким образом, видно, что рыночная инфраструктура оказывает существенное влияние на функционирование экономической системы в целом.
Применительно
к рынку как самостоятельной
подсистеме инфраструктура - это совокупность
организационно-правовых форм, о последующих
движение товаров и услуг, акты купли-продажи,
или совокупность институтов, систем,
служб, предприятий, обслуживающих
рынок и выполняющих
рыночной экономике.
Экономика предполагает создание товаров и их доведение до потребителей, т.е. организации сферы обращения товаров. Инфраструктура рынка – это совокупность институтов, обеспечивающих обращение различных товаров. Обслуживание взаимоотношений производителей товаров и их непосредственных потребителей – основное предназначение институтов инфраструктуры.
Представления
о развитии рыночной экономики формируются
в обществе постепенно: сначала очерчивается
содержание данного понятия, затем
оценивается ситуация, выясняются возможности
ее изменения, со временем возникает
понимание инфраструктуры выбранной
модели рынка как формы
1.2. Основными элементами
Краткая характеристика некоторых элементов инфраструктуры рынка
(все эти элементы можно
Ярмарка представляет собой регулярный рынок широкого значения, который организуется в определенном месте. Она может быть местом периодической торговли или местом сезонной распродажи товаров одного или многих видов. Ярмарки возникли в Европе в раннем средневековье. В начале XX в. широкое развитие получили международные ярмарки, где заключаются сделки в национальном и международном масштабе. Сейчас развиты отраслевые (чаще технические) ярмарки и ярмарки товаров широкого потребления с проведением на них симпозиумов, конгрессов, семинаров.
Аукционы имеют дело с продукцией, которой на рынке недостаточно. Здесь главным ориентиром является получение максимальной цены за какой-либо товар. На аукционе происходит публичная продажа какого-либо товара в заранее установленном месте. Продаваемые товары достаются покупателю, который назвал самую высокую цену. Различают аукционы принудительные, которые проводятся судебными органами с целью взыскания долгов с неплательщиков, и аукционы добровольные, которые организуются по инициативе владельцев продаваемых товаров. Для проведения аукционов создаются специальные фирмы, работающие на комиссионных началах. Существуют и международные аукционы. Они представляют собой разновидность публичных открытых торгов, где реализуются товары определенной номенклатуры.
Консалтинговые компании. Здесь работают серьезные специалисты в области теории и практики рынка и бизнеса. По заказам предпринимателей они консультируют по экономическим и юридическим вопросам. Предпринимателям оплата этих консультаций обходится дешевле, чем содержание таких специалистов на фирме. Для России и Узбекистана это новое и перспективное дело, поскольку у наших предпринимателей мало опыта и знаний в области рыночной хозяйственной деятельности.
Аудиторские компании. Аудит - это комплексная ревизия финансово-хозяйственной деятельности фирмы, которая позволяет оценить ее возможности на рынке и в сфере бизнеса. Такая проверка имеет характер независимой экспертизы (по инициативе властей, учредителей, управленцев, руководителей фирмы). Аудиторская экспертиза - обязательное условие для получения разрешения на внешнеэкономическую деятельность, получения лицензий, организации совместных предприятий (СП). Объективность оценок известных аудиторских компаний служит визитной карточкой на внешнем рынке.
Учебные заведения. Раньше в наших государствах ни одно учебное заведение не готовило бизнесменов, менеджеров, и понятно почему. Сегодня таких учебных заведений стало много, но у них есть общий недостаток - крайне малый срок обучения. Зачастую в таких учреждениях преподают случайные люди. И все-таки этот элемент инфраструктуры рынка развивается и набирает силу и авторитет.
Информация о работе Инфраструктура рынка и ее роль в рыночной экономике