Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 20:21, реферат
Цель данной работы: проанализировать влияние инфраструктуры региона на деятельность предприятий на примере потребительского рынка Республики Мордовия
Актуальность данной темы обусловлена тем, что на сегодняшний день рыночная инфраструктура остается недостаточно ясно представляемой сферой деятельности, в организации и функционировании которой имеется много проблем и нерешенных задач, что негативно отражается на ее результативности.
Введение
Смена экономического курса в сторону инновационного пути развития, ориентация на укрепление реального сектора хозяйства предполагают качественные изменения, структурные преобразования, новые подходы к формированию и развитию не только производственной, но и непроизводственной сферы. В отечественной экономике со всей остротой проявляется необходимость создания эффективно действующей рыночной инфраструктуры, отвечающей закономерностям и требованиям современной рыночной экономики и способствующая закреплению положительных тенденций экономического развития, которые набирают силу в передовых странах мира.
Рыночная инфраструктура — система учреждений и организаций (банков, бирж, ярмарок, страховых компаний, консультационных и информационно-маркетинговых фирм и т. д.), обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке.
Присутствие в регионе институтов рыночной инфраструктуры имеет все возрастающее значение для развития народного хозяйства, что требует проведения особой региональной политики в этой сфере. Возникает острая необходимость устранения негативных сторон, характерных для рыночной инфраструктуры регионов России. К ним следует отнести недостаточное нормативно-правовое обеспечение, низкий уровень культуры рыночных отношений, медленное развитие инфраструктуры отдельных рынков, значительная степень монополизации, высокие транспортные издержки, низкий уровень трансформации сбережений в инвестиции, наличие нерешенных проблем в области финансовых и кредитных отношений. Все это снижает эффективность функционирования рыночных механизмов, которые непосредственно связаны с функционированием рыночной инфраструктуры.
Вместе с тем, рыночная инфраструктура остается для нас недостаточно ясно представляемой сферой деятельности, в организации и функционировании которой имеется много проблем и нерешенных задач, что негативно отражается на ее результативности. Потребность в эффективном развитии рыночной инфраструктуры региона делает особо важными вопросы теории и методологии оценки ее эффективности, анализа состояния и развития на уровне региона, выбора направлений развития на ближнюю и дальнюю перспективу. Научное обеспечение способствует созданию рыночной инфраструктуры, отвечающей закономерностям современной рыночной экономики, адекватно складывающимся условиям на отечественном рынке и учитывающей особенности и специфику конкретного региона. Только на этой основе сегодня становится возможным создание реально функционирующей и эффективно действующей рыночной инфраструктуры.
Однако многие вопросы формирования и развития эффективной системы рыночной инфраструктуры изучены еще недостаточно, что негативно отражается на практических аспектах данной проблемы. Сравнительно слабо учитывается рыночный аспект, особенности переходной экономики, отсутствуют методики оценки эффективности функционирования региональной рыночной инфраструктуры.
Цель данной работы: проанализировать влияние инфраструктуры региона на деятельность предприятий на примере потребительского рынка Республики Мордовия
Актуальность данной темы обусловлена тем, что на сегодняшний день рыночная инфраструктура остается недостаточно ясно представляемой сферой деятельности, в организации и функционировании которой имеется много проблем и нерешенных задач, что негативно отражается на ее результативности.
Региональная экономика представляет собой сложный комплекс взаимосвязанных производств, расположенных на отдельной территории и образует отдельную систему социально-экономических отношений. Экономика региона – сложное и комплексное многоотраслевое хозяйство, для которого в той или иной степени необходимо решать почти все проблемы развития экономики страны в целом.
В этих условиях, основной формой организации общественного производства является производственная инфраструктура как самостоятельное звено общественного производства. Инфраструктура региона становится мощным фактором повышения эффективности производства и жизненного уровня населения.
Инфраструктура (лат.infra – ниже, под и structura – строение, расположение) – это комплекс отраслей и хозяйствующих звеньев, обслуживающих производство и жизнедеятельность людей.
Исходным моментом исследований экономической сущности инфраструктуры является анализ деятельности по созданию общих условий производства, что выделяет обособленную от непосредственного процесса производства функцию и образует комплекс производственной инфраструктуры.
Основу комплекса инфраструктуры составляют такие отрасли как транспорт, связь, материально – техническое снабжение и заготовки. Деятельность по созданию общих условий производства многообразна, но ее объединяет в единое целое то, что она оказывает услуги производству.
В экономической литературе отмечено, что функциональное назначение инфраструктуры, состоящее в обеспечении общих условий производственной деятельности, определяет правомерность выделения в сложном конгломерате, который представляет собой материально- - техническую базу производства, комплекса объектов и сооружений, наделенных инфраструктурными признаками. Именно общность, выполняемых объектами инфраструктуры функций позволяет рассматривать ее в качестве определенной подсистемы экономики, призванной обслуживать экономический оборот в народном хозяйстве, все формы движения продукции от стадии производства до стадии потребления. Поэтому главным компонентом инфраструктуры следует признать материально – техническое сооружение производственных отраслей сферы обращения.
При статистическом анализе рыночного инфраструктурного комплекса необходимо исходить из того, что в современном понимании, региональный воспроизводственный процесс осуществляется в единстве внутрирегиональных и межрегиональных связей (материально–технических, финансово–кредитных, трудовых и информационных), обеспечивающих последовательную систему его фаз: производство, распределение, перераспределение и использование. Таким образом, рыночная инфраструктура региона формирует экономическую среду, необходимую для нормального функционирования воспроизводственного процесса.
Интеграцию производственных процессов на уровне предприятий с воспроизводственным процессом в регионе обеспечиваются внутри-региональными связями. В результате смены фаз воспроизводственного цикла складывается общеэкономическая система региона. При этом материально–вещественные связи опосредуют процессы воспроизводства основного и оборотного капитала; финансово – кредитные связи предопределяют движение денежного эквивалента материально – вещественных потоков, а также формирование финансовых ресурсов производственного накопления; трудовые связи обеспечивают процесс воспроизводства рабочей силы.
Межрегиональные и международные связи, являющиеся необходимой составной частью регионального воспроизводственного процесса наряду с внутри региональными связями обеспечивают его взаимодействие с экономикой страны и с остальным миром. Эти связи отражают меру участия регионов в формировании общегосударственных ресурсов, в производстве ВВП страны и влияют на формирование ресурсов региона за счет межрегионального и международного обмена. Таким образом, уровень социально–экономического развития каждого региона зависит от результатов воздействия системы вертикальных (внутренних) и горизонтальных (межрегиональных и международных) связей имеющих место в его экономике.
Вертикальные связи меняются в зависимости от особенностей исторического этапа развития страны и от уровня регионализации управленческих решений. Специфика горизонтальных связей состоит в том, что размещенные на территории предприятия региона являются не только элементами отраслевых систем, но и элементами региональной экономической системы. Вертикальные связи наиболее эффективны в том случае, если они согласуются с горизонтальными связями.
В связи с этим у предприятий при решении отраслевых задач объективно проявляется заинтересованность в комплексном и наиболее эффективном использовании услуг региональной инфраструктуры и сбалансированной инфраструктурной базы.
Рационально организованное, специализированное и централизованное обслуживание базовых отраслей, обеспечиваемое инфраструктурным комплексом, освобождает промышленные и другие предприятия от некоторых крупных затрат, позволяет значительно увеличить оборачиваемость средств, сократить численность занятого персонала, более эффективно использовать материальные ресурсы и основные фонды.
Высокоразвитая рыночная производственная инфраструктура способствует снижению запасов сырья, полуфабрикатов и топлива, сохранению качества производимой продукции, повышению мобильности трудовых ресурсов.
Уровень инфраструктурного обслуживания всегда рассматривался и управляющими органами, и частным бизнесом в качестве одного из решающих факторов регионального развития. Программы региональной политики, разработанные в большинстве капиталистических стран, были по существу планами оснащения инфраструктурными сооружениями отсталых в промышленном отношении территорий.
В связи с главенствующей ролью фазы производства в региональном воспроизводственном процессе соответствующее значение имеет рыночная инфраструктура в создании условий, необходимых для развития производства товаров и услуг. Торгово-посредническая инфраструктура должна обеспечить предприятия сырьем, материалами, оборудованием и другими товарами и услугами и организацией сбыта производственной продукции по разным каналам сферы обращения. В функцию финансово– кредитной, информационной и экономическо-правовой инфраструктуры входит обеспечение предприятий услугами финансового, информационного и правового характера.
Совокупность материальных элементов (наличие и функционирование комплекса зданий и помещений, оснащенных необходимым оборудованием, транспортными средствами, складской сетью, средствами информации и связями и т.д.), призванных обслуживать все процессы, связанные с экономической деятельностью в регионе, образуют региональную рыночную инфраструктуру.
Создание и обеспечение высокоэффективного функционирования рыночной инфраструктуры региона связано с крупными материально-финансовыми и трудовыми затратами. В связи с этим, необходим постоянный статистический анализ состояния, развития и использования инфраструктуры. Статистическими методами необходимо вести учет наличия элементов материально-технического и трудового потенциала инфраструктуры разных отраслей экономики, оценить ее стоимость и техническое состояние, отмечать тенденции развития и структурных изменений, измерить влияние инфраструктуры на базовые отрасли производства, тем самым охарактеризовать эффективность ее использования.
При этом важно определить, где начинается и где кончается рыночная инфраструктура региона.
Рыночная инфраструктура определяется комплексом видов и сфер деятельности, обслуживающих хозяйственную деятельность – это шоссе, дороги, каналы, аэродромы, энергетическое и складское хозяйство, транспорт, общее и профессиональное образование, здравоохранение и т.д.
Рыночная инфраструктура региона – это весьма сложная категория его экономики; к её представлению можно использовать два подхода ограничительный и расширенный.
В первом случае, инфраструктуру региона можно рассматривать как совокупность суб-отраслей, подразделений предприятий, учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке в регионе.
Во втором случае, рыночная инфраструктура определяется как экономическая система, обеспечивающая устойчивое развитие всей системы рынков в регионе. В этом случае рыночная инфраструктура региона включает, с одной стороны, её экономический потенциал в его материально – вещественном содержании, о котором шла речь в первом подходе, и, с другой стороны, комплекс экономических отношений, связанных с деятельностью субъектов рынка.
Следует отметить, что рыночная инфраструктура вносит существенный вклад в развитие производительных сил общества посредством повышения эффективности процессов товарного обращения в экономике и оказания комплекса рыночных услуг хозяйствующим субъектам, создающим благоприятное условие для развития отраслей и секторов экономики региона. Состояние рыночной инфраструктуры региона должно соответствовать уровню развития производительных сил в регионе на всех этапах его развития.
Различают производственную и социально–бытовую инфраструктуру.
1. Производственная инфраструктура включает все отрасли или хозяйственно самостоятельные звенья, не входящие в состав производственных подразделений, и обслуживающих собственно производство. Производственная инфраструктура включает все виды грузового транспорта и транспортного хозяйства в целом (железнодорожные станции, морские и речные порты, доки, депо, объекты, обеспечивающие бесперебойное функционирование нефте- и газопроводов, промышленный транспорт и т.п.); линии электропередач, формирующих энергосистемы различного масштаба; совокупность взаимодействующих средств передачи и обработки информации; объекты, обеспечивающие рациональное использование природных ресурсов и других систем и сооружений, которые непосредственно не используются в производстве материальных благ, но без которых не может обеспечиваться нормальное производство.
2.Социально–бытовая инфраструктура, обслуживающая жизнедеятельность людей включает отрасли, услуги, такие как торговля, здравоохранение, образование и культура, все виды пассажирского транспорта и связь (занятые обслуживанием населения), городские коммуникационные сооружения, гостиничное хозяйство, общественное питание, систему учреждений отдыха и туризма и другие подразделения непроизводственной сферы.
Информация о работе Понятие рыночной инфраструктуры. Ее место и роль в экономике региона