Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 20:47, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в рассмотрении и изучении инфраструктуры рынка, ее основных видов и функции.
Для достижения цели курсовой работы были применены следующие задачи:
- Рассмотрено понятие и сущность рынка ;
- Раскрыто понятие инфраструктуры рынка и ее особенностей в России.
Введение………………………………………………………………...…….3
Глава 1. Рынок как экономическая категория…………………………….5
1.1. Понятие и сущность рынка……………………………………………..5
1.2. Функции рынка ………………………………………………………….7
1.3. Структура рынков ………………………………………………………9
Глава 2. Инфраструктура рынка, ее виды и функции……………...……13
2.1. Понятие инфраструктуры и принципы ее формирования…....……..13
2.2. Виды и функции инфраструктуры…………………………………….20
2.3. Инфраструктура рынка России………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………….…..30
Список литературы ……………………………
Московский Гуманитарный Университет
Колледж
Инфраструктура рыночной экономики
Курсовая работа
По
дисциплине “Экономическая теория”
Выполнил:
Студент
Преподаватель-
Москва
2010г.
Содержание
Введение…………………………………………………
Глава 1. Рынок как экономическая категория…………………………….5
1.1. Понятие и сущность рынка……………………………………………..5
1.2.
Функции рынка …………………………………………
1.3.
Структура рынков …………………………………
Глава 2. Инфраструктура рынка, ее виды и функции……………...……13
2.1. Понятие инфраструктуры и принципы ее формирования…....……..13
2.2.
Виды и функции инфраструктуры…………………………………….
2.3. Инфраструктура рынка России………………………………………..25
Заключение……………………………………………
Список
литературы …………………………………………………………32
Введение
В процессе длительной эволюции во всех странах мира утвердилось господство рыночной экономики как основной и наиболее эффективной формы ведения хозяйства. Ее основу составляет товарное производство. Под ним понимается производство продуктов отдельными, частными, обособленными производителями, каждый из которых специализируется на выработке одного какого-либо продукта, поэтому для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов на рынке, их обмен.
Как и всякая объективно существующая система, рынок обладает собственной инфраструктурой. Применительно к рынку (рыночной экономике) инфраструктура представляет собой совокупность организационно-правовых и экономических отношений, связывающую эти отношения при всем их многообразии в одно целое.
Термин
«Инфраструктура» был впервые использован
еще в начале нынешнего столетия
в экономическом анализе для
обозначения объектов и сооружений,
обеспечивающих нормальную деятельность
вооруженных сил. В 40-е годы на Западе
под инфраструктурой стали
Без целостной эффективно функционирующей инфраструктуры существование современной рыночной экономики невозможно. В связи с этим актуальность данной темы (формирование рыночной инфраструктуры в России) не вызывает сомнения.
Важным
моментом является изучение зарубежного
опыта. Так как зарождение основ
рынка и его элементов
Цель курсовой работы состоит в рассмотрении и изучении инфраструктуры рынка, ее основных видов и функции.
Для достижения цели курсовой работы были применены следующие задачи:
-
Рассмотрено понятие и
- Раскрыто понятие инфраструктуры рынка и ее особенностей в России.
Курсовая
работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка литературы. В
первой главе раскрыта сущность, структура
и основные функции рынка. Во второй
главе дано понятие инфраструктуры
и раскрыты основные проблемы инфраструктуры
рынка в России.
.
Глава
1. Рынок как экономическая
категория
1.1
Понятие и сущность
рынка
Ры́нок в экономической теории — это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции.
Рыночная экономика — экономика, организованная на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий участников осуществляется государством, а именно законодательной и судебной властью непосредственно, а исполнительной только опосредованно, путем введения различных налогов, сборов, льгот и т. п. Это экономика, в которой только решения самих потребителей, поставщиков товаров и услуг определяют структуру распределения.
С
позиции истории бизнеса
Рыночная экономика — экономика, основанная, на принципах:
Однако, как и любая другая система, рыночная экономика имеет и свои недостатки. Рыночная система, как саморегулируемая система, не застрахована от своего поражения, которое называется фиаско рынка
Фиаско рынка — ситуация, при которой рыночная координация не способна обеспечить выбор наиболее эффективных вариантов решения экономических проблем.
Авторы классической экономической школы, сформулировав принципы свободного рынка, доказали его эффективность. Но последующее теоретизирование и наблюдение за реальной экономикой привели экономистов теоретиков к мысли, что предпосылки, требуемые для достижения эффективного равновесия, достаточно легко нарушаемы, поэтому современная экономическая наука в основном изучает ситуации с фиаско рынка. Причины, по которым фиаско рынка является основным объектом современной науки, представлены ниже:
Само по себе «фиаско» рынка — это ситуация, с которой рыночное регулирование «невидимой руки» не может справиться (например, внешние эффекты, загрязнения окружающей среды и т. д.). Таким образом, «провалы» (фиаско) обычно подразумевают государственное, либо иное регулирование экономики и экономических отношений, с целью сглаживания/устранения негативных последствий от чистого рыночного механизма.
Основными
факторами возникновения фиаско рынка
являются 1) наличие экстерналий и общественных
благ; 2) монополий и олигополий; 3) внешних
эффектов; 4) неопределенности, несовершенства
информации.
Считается, что,
так как провалы рынка возникают в результате
несовершенства рыночного механизма,
исправить ситуацию может только государственное
вмешательство. Тем не менее, устранение
провалов рынка можно осуществить и «своими
силами», но нужно учитывать, что стимулом
к введению того или иного режима регулирования
по инициативе самих участников рынка
будут только те провалы рынка, которые
оказывают негативное влияние на их собственное
положение.
Чаще всего фиаско
рынка проявляется как неравенство в распределении
доходов, монополизаций рынка, появление
внешних эффектов, невозможность обеспечения
предложения общественными благами и
т.д. Государство пытается решить эти проблемы,
осуществляя антимонопольную политику,
социальное страхование, ограничивая
производство товаров с отрицательными
внешними эффектами и стимулируя производство
и потребление экономических благ с положительными
внешними эффектами. [10]
1.2.
Функции рынка
Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевые вопроса: что, как и для кого производить? Для этого рынок выполняет ряд функций:
Информационная – о меняющихся ценах и кредитных ставках под влиянием изменений на рынке количества, ассортимента и качества товаров и услуг. Информация в обобщенном виде по всему хозяйственному пространству позволяет каждому хозяйствующему субъекту сверять своё производство с меняющимися условиями рынка;
Посредническая – связанная с налаживанием взаимоотношений продавцов и покупателей по различным параметрам. При нормальных рыночных отношениях с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора лучшего, с его позиций, поставщика по качеству продукции, её цене, срокам поставки, послепродажному обслуживанию и другим параметрам), а продавец имеет возможность выбрать наиболее подходящего покупателя;
Ценообразующая – на рынке основой цены являются общественно необходимые затраты. Каждое предприятие имеет на продукцию одного назначения различные материальные и трудовые затраты. Поэтому цена является фактором, определяющим целесообразность производства продукции и оказания услуг. На рынке четко проявляется связь между ценой и стоимостью товаров и услуг и улавливается влияние на них изменений в производстве, потреблении и конъюнктуре;
Стимулирующая – побуждающая к обеспечению эффективности производства, к созданию необходимых товаров с наименьшими затратами и получению достаточной для развития деятельности прибыли, к внедрению достижений научно-технического прогресса и обеспечению на этой основе интенсивного и эффективного развития всей экономики; ориентирующая на сокращение расходов на производство и продажу в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и достижение соразмерности спроса населения с его доходами;
Регулирующая – это важнейшая функция, поскольку рынок даёт ответ на вопросы: что, как и для кого производить. Особая роль в осуществлении этой функции принадлежит конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат, рост производительности труда, внедрение прогрессивных технологий, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция регулирует перелив капитала и заставляет направлять его в наиболее эффективные отрасли, тем самым меняя структуру экономики. Государство должно различными мерами поддерживать и сохранять конкуренцию во всех её видах.
Многообразие
рыночных элементов, структура производителей
продукции и потребителей, их экономическая
независимость и
1.3.
Структура рынков
Структура рынка — в экономике, конфигурация отраслей в зависимости от количества компаний, производящих идентичные продукты. [10]