Инфраструктура рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в рассмотрении и изучении инфраструктуры рынка, ее основных видов и функции.
Для достижения цели курсовой работы были применены следующие задачи:
- Рассмотрено понятие и сущность рынка ;
- Раскрыто понятие инфраструктуры рынка и ее особенностей в России.

Оглавление

Введение………………………………………………………………...…….3
Глава 1. Рынок как экономическая категория…………………………….5
1.1. Понятие и сущность рынка……………………………………………..5
1.2. Функции рынка ………………………………………………………….7
1.3. Структура рынков ………………………………………………………9
Глава 2. Инфраструктура рынка, ее виды и функции……………...……13
2.1. Понятие инфраструктуры и принципы ее формирования…....……..13
2.2. Виды и функции инфраструктуры…………………………………….20
2.3. Инфраструктура рынка России………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………….…..30
Список литературы ……………………………

Файлы: 1 файл

Курсак.docx

— 78.74 Кб (Скачать)

     Условия рынка ставят задачу увеличения количества торгово-посреднических предприятий  и организаций, и, прежде всего - реализующих  товары производственного назначения в розницу и мелким оптом, а  также оказывающих чисто посреднические и информационные услуги, а также  более равномерного их размещения на территории России. Более 70% предприятий  и организаций оптовой торговли сосредоточено в пяти регионах: Центральном - 24. Западно-Сибирском - около 14, Поволжском и Уральском - более 11. Северо-Кавказском - 10%.

     Основная  часть объектов оптовой торговли (95%) - негосударственные, 90% всех предприятий  являются малыми с численностью работников до 25 человек, а на 58% предприятий  занято лишь до пяти человек.

     Наиболее  распространенная организационно-правовая форма хозяйствования указанных  предприятий - товарищество с ограниченной ответственностью (52% общего их числа), 18% составляют индивидуальные частные  предприятия, 13 - акционерные общества закрытого типа, 9 - открытого типа, 10% - предприятия других форм. [1]

     Важной  проблемой функционирования товарных рынков является формирование системы  соответствующего информационного  обеспечения. Пока этот процесс происходит стихийно, никто не учитывает создаваемые  базы данных о состоянии и развитии товарных рынков, не координирует деятельность производителей информации и не обеспечивает их взаимовыгодное сотрудничество. В  результате, несмотря на большое число  фирм, специализирующихся на производстве и распространении информации, ни одна из них не имеет надежную и  полную информацию, всесторонне характеризующую  состояние товарных рынков и инфраструктуру (спрос, товарное положение, цены, конкурентоспособность, условия продажи, формы обслуживания).

     Не  отвечает объективным требованиям  и нормативно-правовое обеспечение  торговых отношений, не сформирована его  четкая система и достаточная  законодательная основа. Количество правовых актов, принимаемых на разных уровнях власти и ведомствами, даже не поддается учету Нормативные  акты рассогласованы между собой  на стадии подготовки, принятия и действия, некоторые из них не отражают все  стороны и аспекты функционирования товарных рынков, а многие необходимые - еще не разработаны. В нормативной  документации есть много противоречий. Эффективность правовой системы  в целом и отдельных ее составляющих не определяется.

     Что касается системы транспортно-экспедиционных услуг, то она формируется стихийно, причем идет интенсивный процесс  дезинтеграции, в то время как  в развитых странах происходит интеграция складского бизнеса в крупные  компании (оказывающие транспортно-экспедиционные, консалтинговые. информационные услуги) и товарораспределительные центры. Это позволяет рационализировать  грузо-движение, обеспечивать экономию на общесистемных затратах и получать экономический эффект.Создание рациональной инфраструктуры товарных рынков требует  координации деятельности различных  субъектов экономики в региональном, отраслевом и институционном аспектах, а в ряде случаев - и непосредственного  участия государства. Поэтому она  должна развиваться на основе комплексного системного подхода с использованием программного метода реализации решений.

     Для формирования и функционирования рациональной инфраструктуры российских товарных рынков Правительство РФ постановлением от 3 августа 1996 г. "О комплексной  программе развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации" поручило Минэкономики России с привлечением заинтересованных федеральных и  местных органов исполнительной власти разработать указанную комплексную  программу на 1998-2005 гг. В настоящее  время закончена научная проработка и в ближайшее время будет подготовлен ее проект.[3]

     В соответствии с прогнозом развития инфраструктуры товарных рынков на ближайшую перспективу доля реализации продукции производственно-технического назначения через оптовых посредников будет расти на 2-3% в год. По мере развития сети эффективных посредников и увеличения объемов производства продукции этот показатель будет повышаться.

     Структура объемов закупок товаров в  наиболее крупных коммерческо-посреднических организациях может составить: закупка  в своей области -30%, в соседних областях - 25, в других областях России - 25, в других государствах - 20%. Доля реализации товаров в своей области  прогнозируется на уровне 50%, в соседних областях - 20, в других областях России - 20, в других государствах - 10%.

     В объеме реализации товаров коммерческо-посреднических организаций удельный вес других оптовых посредников может составить 10-30%, а в закупках товаров - 30-40%.

     По  мере развития логистических функций  возможны организационные преобразования в системе коммерческо-посреднических структур, изменения их специализации. Ожидается создание новых видов  оптовых посредников, транспортно-сбытовых центров и др. Будет развиваться  взаимодействие складских предприятий  оптовых посредников с транспортными  терминалами и складами обслуживаемых  предприятий и интегрированная  организация товародвижения через  места складирования. Предполагается сокращение складских перевалок  и числа стадий складирования  продукции.

     Из  новых посреднических организаций  комплексного обслуживания могут выделяться или на их основе образовываться транспортно-экспедиционные структуры. При территориальном  тяготении к крупным транспортным узлам новые посреднические организации  комплексного обслуживания могут явиться  базой для создания транспортно-сбытовых центров (именуемых за рубежом распределительными центрами). При обслуживании заказчиков по контрактам возможно образование на местах специализированных структур, например, в рамках федеральной контрактной системы. Приоритетными в деятельности оптовых посредников по оказанию дополнительных услуг становятся услуги транспортно-экспедиционного характера, объем которых может увеличиться, в большинстве организаций. Их удельный вес в общей сумме оборота коммерческо-посреднических структур достигнет, вероятно, 15-20%. Интеграция и специализация оптовых посредников будет сопровождаться организацией складского обслуживания, развитием складской сети как важнейшего элемента рыночной инфраструктуры.

     Влияние биржевых структур на формирование товарного  рынка России будет оставаться незначительным из-за уменьшения промышленного производства, низкой платежеспособности, преобразования бирж в другие коммерческие структуры. Предполагается, что через биржи  будет продаваться менее 1% общего объема реализации продукции. [11] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Рыночная экономическая система – это такая система, где ресурсы распределяются и используются, главным образом с помощью механизма рыночной конкуренции, центром которой является цена блага.

     Экономика предполагает создание товаров и  их доведение до потребителей. Последнее, требует организации сферы обращения товаров. Инфраструктура рынка – это совокупность институтов, обеспечивающих обращение различных товаров. Обслуживание взаимоотношений производителей товаров и их непосредственных потребителей – основное предназначение институтов инфраструктуры. Рыночной экономике инфраструктура необходима для нормального функционирования.

     Рыночный  экономический механизм дополняется  государственным регулированием экономики. С точки зрения социально-экономических отношений, в этой системе господствует частная собственность на средства производства, но вместе с тем большую роль играют государственная, смешанная и кооперативная собственность. Оценивая эту систему по уровню материально-технического развития, можно определить рыночную экономическую систему как индустриальную и постиндустриальную экономику.

     Большинство стран с рыночной экономикой представляют собой индустриальное общество со структурой отраслей, где преобладают отрасли обрабатывающей и добывающей промышленности. В наиболее развитых странах сформировалась постиндустриальная информационная экономика с преобладанием сферы услуг в структуре национального хозяйства.

    Проведя исследования в данной области можно  сделать общие выводы об необходимости  существования инфраструктуры рынка, а так усвоить суть ее функций  и механизм взаимодействия составных  частей.

    Инфраструктура  — это обязательный компонент  любой целостной экономической системы и подсистемы. Она представляет собой составную часть общего устройства экономической или политэкономической жизни, носящую подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающую нормальную хозяйственную деятельность экономики или политической системы в целом.

    Без инфраструктуры рынок не смог бы выполнять  возложенные на него функции по товарообмена. Она является фундаментом рыночной системы любого государства, даже того, которое не приемлет рыночную модель экономики.

    Иными словами, инфраструктура является средством  осуществления функций рынка  посредством ее взаимосвязанных  институтов и подструктур. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

     1. Аганова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учеб. / Под общ. ред. А.В. Сидоровича. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2001. – С. 448

     2. Ермишин П.Г. Основы экономической теории. – М.,2000. – С. 143

     3. инфраструктура товарного рынка // Экономика 2001. Издание №10 –

     С. 25-27

     4. Курс экономической теории: Учебник – 4-е перераб. и доп. издание./ Под общей редакцией Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров: «АСА», 2001.– С. 468-478.

     5. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Гуманитарный  издательский центр ВЛАДОС, 2001 - С. 212-213

     6.  Шишкин А.Ф. Экономическая теория. Учебное пособие для вузов, 2-е изд.  ВЛАДОС, 1996. – С. 561-567.

     7. Курс экономической теории. И.М,  Плотницкий и др. – Мн.: Интерпрессервис, 2003. – С. 496

     8. Экономика: Учебник // Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Большакова, А.К. Нестеренко – М.: «Проспект», 1999. – С. 24

     9. http://economy-bases.ru/t3r2part2.html

     10. http://ru.wikipedia.org/

     11. http://www.vedomosti.ru/glossary/dic_economic_law/Инфраструктура %20рынка 
 
 
 
 
 

Информация о работе Инфраструктура рыночной экономики