Инфраструктура рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в рассмотрении и изучении инфраструктуры рынка, ее основных видов и функции.
Для достижения цели курсовой работы были применены следующие задачи:
- Рассмотрено понятие и сущность рынка ;
- Раскрыто понятие инфраструктуры рынка и ее особенностей в России.

Оглавление

Введение………………………………………………………………...…….3
Глава 1. Рынок как экономическая категория…………………………….5
1.1. Понятие и сущность рынка……………………………………………..5
1.2. Функции рынка ………………………………………………………….7
1.3. Структура рынков ………………………………………………………9
Глава 2. Инфраструктура рынка, ее виды и функции……………...……13
2.1. Понятие инфраструктуры и принципы ее формирования…....……..13
2.2. Виды и функции инфраструктуры…………………………………….20
2.3. Инфраструктура рынка России………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………….…..30
Список литературы ……………………………

Файлы: 1 файл

Курсак.docx

— 78.74 Кб (Скачать)

     Рынок, как механизм ("большой" рынок), состоит из отдельных ("малых") рынков - капитала, труда, продовольствия, жилья, страховых услуг и т.д. "Малые" рынки бывают двух видов: ресурсов и  продукции (товаров и услуг).

     Экономические агенты возникают на "большом" рынке как собственники экономических  ресурсов (труда, земли, капитала, предпринимательских  способностей, знаний). Через соответствующие  рынки они продают фирмам свои ресурсы, получая за это доходы.

     Производители используют приобретенные ресурсы  для организации производства продукции, которую затем продают на рынках продукции. Здесь она приобретается  потребителями за их доходы.

     Любой рынок можно дробить на все  более узкие. Так, если на рынках ресурсов выделить рынок труда, то он в свою очередь, состоит из рынков по группам специализаций (машиностроители. работники транспорта, финансисты и т.д.) и по отдельным специальностям.

     В рынок включены элементы, непосредственно  связанные с обеспечением производства, а также элементы материального  и денежного обращения. Он связан как с производственной, так и  духовной сферой. В соответствии с  этим рынок имеет многообразную  структуру.

     По  объектам обмена различают рынок  товаров, рынок услуг, рынок капиталов, рынок ценных бумаг, рынок труда, валютный рынок, рынок информации и  научно-технических разработок.

     В пространственном разрезе выделяют местный (локальный) рынок, который  ограничивается одним или несколькими  районами страны; национальный рынок, который охватывает всю национальную территорию; мировой рынок, охватывающий все страны мира.

     По  механизму функционирования различают  свободный (регулируется на основе свободной  конкуренции независимых товаропроизводителей); монополизированный (условия производства и обращений определяет группа монополий, между которыми сохраняется монополистическая  конкуренция); регулируемый (важная роль принадлежит государству, которое  использует экономические инструменты  воздействия) рынки.

     Иногда  выделяют и планово-регулируемый рынок. Здесь ведущую роль в обеспечении  основных пропорций производства и  обращения играет план, существует централизованное регулирование ценообразования, финансово-кредитного и денежного  обращения.

     В соответствии с действующим законодательством  той или иной страны различают  легальный, или официальный, и нелегальный, теневой, рынки.

     По  степени насыщенности выделяют равновесный (спрос и предложение примерно совпадают); дефицитный (спрос превышает  предложение); избыточный (предложение  превышает спрос) рынки.

     В экономике существуют не только отдельные, изолированные рынки, но и единая рыночная система, все элементы которой  находятся в определенных соотношениях друг с другом.

     Инфраструктура  рынка - это система учреждений и  организаций, обеспечивающих свободное  движение товаров и услуг на рынке

     Встречаются и другие определения рыночной инфраструктуры. Ее характеризуют как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические  условия для функционирования рынка, так и совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка.

     Организационная база инфраструктуры рынка включает снабженческо-сбытовые, брокерские и  другие посреднические организации, коммерческие фирмы крупных промышленных предприятий.

     Материальная  база состоит из транспортных систем, складского и тарного хозяйства, информационной системы и средств  связи.

     Основной  критерий по которому отличаются различные  структуры рынка это количество и размер производителей и потребителей на рынке, тип реализуемых товаров или услуги степень доступности информации о них.[1] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Инфраструктура рынка, ее виды и функции 

2.1. Понятие инфраструктуры и принципы ее формирования 

     Известно, что рынок товаров и услуг  представляет собой единую систему  с определенной иерархией, взаимосвязями  и пропорциями между отдельными секторами экономики. На рынке действуют  общие экономические законы, имеет  место общность главных категорий  рынка, используются приемы и методы маркетинга. Рынок - система, обеспечивающая контакты множества контрагентов, где  совершается огромное количество сделок, предметом купли-продажи которых  являются многочисленные и разнообразные  товары и услуги. [3]

     Границы рынка в самом общем виде охватывают обмен, акты купли-продажи продукции  и услуг, и в массе своей  представляют сложную систему, требующую  затрат труда и соответствующего материально-технического обеспечения. Рынок должен располагать соответствующей  инфраструктурой, от процесса ее функционирования и развития зависит создание конкурентной рыночной среды и активизация  предпринимательской деятельности. Таким образом, одной из особенностей современного этапа развития страны является повышение роли и совершенствование  инфраструктуры.

     В период плановой экономики сложилась  диспропорция между развитием базисных отраслей и инфраструктурой из-за занижения  роли  инфраструктуры, недостаточных  капиталовложений  вследствие  понимания ее как  вторичного элемента по отношению к  основному производству.

При становлении  любого типа экономики главенствующую роль выделяют производству,  которые  является основой для развития общества, поэтому  первоначальным определяется рассмотрение именно производственной инфраструктуры.

     В начале своего развития до наступления  машинного способа производства, инфраструктура не выделялась в особенную  функцию.  В  общей неразвитости производства удельный вес инфраструктуры был незначителен. В основе развития инфраструктуры лежит введение машинного  способа производства, который вызывает разделение деятельности по производству продуктов на отдельные обособленные виды труда,  т.е.  происходит  общественное разделение труда,  в связи с  чем,  происходит развитие инфраструктуры из-за увеличения потребностей отдельных  видов труда. Таким образом, производственная  инфраструктура  приобретает новое  качество, заключающееся в том,  что она превратилась в развивающиеся  отрасли  и виды деятельности. Такими отраслями являются отрасли транспорта и связи. Функцией транспортной отрасли  является осуществление процесса  перевозки товаров, готовых к  потреблению и необходимых для  процесса производства. В самостоятельную  отрасль выделилась также и отрасль  по передаче сообщений, т.е. связь. Процесс  формирования инфраструктуры в качестве  относительно  самостоятельной сферы  общественного производства прошел ряд этапов,  определяемых крупными вехами в общественном разделении труда.  Так,  отдельные ремесла от земледелия,  или второе крупное общественное разделение труда,  вызвав появление  городов, объективно способствовало усилению продуктообмена  между  городом  и деревней,  что вело к развитию объектов инфраструктуры.  Третье крупное  разделение труда в обществе - отделение  торговли от земледелия и промышленности - привело к дальнейшему росту  продуктообмена  за  счет вовлечения в хозяйственный оборот новых  территорий,  что в свою очередь,  с  необходимостью потребовало расширения инфраструктурной сферы. [4]

     Термин "инфраструктура" произошел от лат.  - "infra" - ниже, под;  structura" - строение,  расположение. Несмотря на широкое использование  термина  "инфраструктура" существуют различные  трактовки понятия. Одна группа авторов  определяет инфраструктуру как всю  систему обслуживания,  видя функцию инфраструктуры в "предоставлении услуг производству и населению", в "обслуживании производства и населения

     Другие  понимают под инфраструктурой только систему производственного обслуживания, видя ее назначение в "создании общих  условий производства", в "обеспечении  деятельности основного производства" Известна и такая точка зрения,  согласно  которой  инфраструктура составляет накопленное материальное богатство, как совокупность объектов и сооружений,  "обеспечивающих необходимые материально-технические  условия для успешного функционирования предприятий промышленности, как  часть национального богатства, которая... призвана обеспечить... беспрепятственное  поле деятельности"

     При рассмотрении вопроса о производственной инфраструктуре  важно выделить то,  что она не производит какой-либо продукт,  лишь создает необходимые  условия для его производства.

     Инфраструктурные  элементы экономики являются лишь следствием своеобразной функций, возложенных  экономикой на инфраструктуру. Эти  функции с течением времени изменяются и все более обособляются от  функций основного  производства.  Поэтому  в определении производственной инфраструктуры первичным признаком  должны выступать ее функции,  состоящие  в обеспечении производства.

     Функциональной  спецификой производственной инфраструктуры является, во-первых, то, что затрачиваемый  труд в отраслях  производственной  инфраструктуры является производительным, он увеличивает стоимость национального  дохода. В отраслях  инфраструктуры создается продукт в новой  материально-вещественной форме. Невозможно резервировать  или  складировать  продукцию отраслей инфраструктуры, т.к. она проявляется в форме  процесса перемещения,  хранения,  передачи  информации.  Нельзя характеризовать  производственную инфраструктуру как  вспомогательную и тем  более  второстепенную сферу. Функционирование инфраструктуры  носит двойной характер:  с одной стороны - обслуживание материального производства,  с другой - воспроизводство  трудовых ресурсов,  самого человека,  т.е.  фактора который также непосредственно участвует в производстве.

     Социальная  инфраструктура  - совокупность объектов отраслей сферы обслуживания (транспорта и связи по обслуживанию населения;  образование, здравоохранения)  деятельность которых направлена на удовлетворение личных потребностей,  обеспечение  жизнедеятельности и  интеллектуального  развития населения. Социальная инфраструктура  не является механизмом,  обслуживающим  вспомогательным и придаточным  для некой основной структуры.  Ведь объект  социального обслуживания - население - состоит с непроизводственной сферой в отношениях, не имеющих  ничего общего с отношениями производства, экономики и инфраструктуры, обслуживающей  производство. [5]

     Однако  необходимо отметить сходство производственной и социальной инфраструктуры, которое  состоит в том,  что изменение  стоимости товара происходит как  оказание услуг в производственной сфере транспортирование узлов  из одного предприятия на другое),  так и в социальной сфере (ремонт обуви, одежды).

     Функции социальной инфраструктуры

     1.Воспитание  подрастающего  поколения,  получение   квалификации, переквалификации (просвещение,  образование);

     2. Увеличение продолжительности периода  работоспособности  (здравоохранение);

     3. Предотвращение снижения производительности труда в течение рабочего дня. (общественное питание, пассажирский транспорт);

     4. Обеспечение условий для отдыха  работников,  повышение их культурного  уровня (жилищное хозяйство, культура, искусство).

     Новым видом инфраструктуры является  рыночная инфраструктура.  С развитием  рыночного  механизма в экономике  страны появляется необходимость создания специализированного вида деятельности по удовлетворению потребностей отдельных   рынков,  организованной  системы,  отражающей спрос и предложение.  Появление рынка обусловило  возникновение  новых организация, учреждений, обеспечивающих его цивилизованное функционирование.

     Инфраструктура  есть категория, обозначающая сферу  услуг, организационно и материально  обеспечивающая основные рыночные процессы взаимного поиска друг друга продавцами и покупателями, товародвижение, обмен  товаров на деньги, а также финансово-экономическая  деятельность этих посреднических структур.

     Рыночная  инфраструктура представляет услуги, связанные с четырьмя основными  функциями:

Информация о работе Инфраструктура рыночной экономики